Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:43, курсовая работа
Проблематика социальной поддержки как разновидности социальной работы с особо сложными категориями семей занимает важное место в системе социологического знания. Основы его, заложенные еще в идеях филантропии и благотворительности, призрения и попечительства, прослеживаются уже в работах Г. Гегеля, Э. Дюркгейма, О. Конта, Г. Спенсера, Ж-Ж. Руссо. Формирование же исследовательских традиций в этой сфере начиналось в рамках структурно-функционального и системного подходов, в соответствии с которыми социальная работа выступает как организованная структурная целостность.
- процесс деятельности характеризуется развитием личностных ценностей;
- клиент, реализуя в
художественно-творческой
Вследствие чего, на основе нашего
исследования и анализа литературы
мы экспериментально провели ряд
мероприятий с помощью
Художественно-творческие
средства и методы позволяют наладить
отношения между специалистом и
клиентом. Совместное участие в художественно-
Один из главных способов художественной деятельности – создание композиции и конструкции. Этот способ состоит в действиях по составлению, соединению, установлению связей и отношений, приведению в порядок и единство частей и элементов чего-либо, что должно стать целостным. Так можно определить общее значение терминов и «композиция», и «конструкция». Однако между ними есть и существенные различия.
При построении конструкции части, и элементы соединяются в целое на основе их физических свойств и признаков, благодаря чему связи и отношения между такими частями приобретают какое-то новое и тоже физическое свойство.
В качестве одного из возможных путей решения (преодоления) проблемы детско-родительских отношений в неполной семье была разработана программа социальной коррекции детско-родительских отношений средствами художественно-творческой деятельности [Щербакова Д.В., 2003].
Технология социальной коррекции детско-родительских отношений в неполной семье на базе ГУСО «Ворошиловский центр социальной помощи семье и детям»
Цель данной технологии:
Социальная коррекция детско-
Задачи:
В качестве художественно-творческих средств нами были выбраны техники изготовления граттаж, узелковый батик и кукольный театр
Обоснование выбора данной технологии
Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.
Игра является естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает дистанцироваться от проблемных (трудных) ситуаций.
Этапы технологии:
Наблюдение за детьми и анкетирование родителей и детей из неполной семьи с целью выяснить степень их коммуникабельности и уровень взаимоотношений и их субъективная оценка, отношение к самим себе и родителю; (см. приложение 1)
Беседа со специалистами областного центра социальной помощи семье и детям "Семья" о методах и средств работы с неполными семьями, направленные на социальную коррекцию детско-родительских отношений;
На этом этапе, непосредственно, реализуется сама технология путем создания «рабочих» групп.
В рабочие группы формируются дети и родитель, нуждающиеся в коррекции детско-родительских отношений.
Реализация технологии:
План проведения одного занятия:
Первый этап – Разминка (5-10 минут)
Второй этап – Реализация первой техники (30-40 минут)
Третий этап - Обсуждение выполненного задания (5-6 минут)
Возможные риски при реализации технологии:
Ресурсное обеспечение:
«Узелковый батик»:
гуашь, акварель, цветная тушь или чернила, цветные карандаши, клей ПВА, кусочек поролона, кисточки, листья разных деревьев, кусочки ткани, проволока или нитка, магнитофон, «музыка эмоциональной разгрузки», к примеру классическая (Бетховен, Моцарт, Энио Мариконе и т.д.).
«Граттаж»
Плотный картон; Масляная пастель; Чёрная гуашь; Мыло (для рук или даже хозяйственное); Зубочистка или штихель (можно использовать даже зонтик для коктейля); магнитофон, «музыка эмоциональной разгрузки», к примеру классическая.
«Кукольный театр»
Пластилин. Бумага. Клейстер. Гуашь. Ножик для пластилина. Ватман. Кисточки.
Данная технология может применяться:
Реализация технологии рассчитана на один - два месяца.
Целесообразность такого подхода заключается в том, что творчество как и отношения в семье иррациональны. Они не поддаются никакому прогнозу на конечный результат и никогда не оценивается. Творчество, как и семья бывают многообразны, в них нет правильных или неправильных установок, традиций и взглядов.
С помощью творчества мы продемонстрируем родителю, что он совместно с ребенком составляет команду, единое целое и то, что совместная деятельность может приносить удовлетворение для обоих. Ребенок почувствует заботу со стороны мамы. Совместная работа лучший способ налаживания отношений, а творчество приносит массу положительных эмоций.
Выбранные техники подобранны и расставлены в таком порядке не случайно. С каждой последующей работой ребенок и родитель чувствует необходимость в совместной и слаженной работе для достижения лучшего результата. Вследствие чего разрушается барьер и противоречия между матерью и ребенком. В заключении мы провели повторную беседу со специалистами и семьями, участвующих в исследовании.
По итогам их реализации были замечены изменения в поведение детей и родителей. К концу реализации всех мероприятий, дети стали более спокойными и эмоционально открытыми для совместной работы с родителем. Изменилось отношение родителей к центру, в котором они находятся. Дети меньше скучают по дому и стали раскрепощенными, они проявляют больше активности и стремятся участвовать мероприятиях. Родители проявляют инициативу в помощи ребенку, легче идут на контакт. Данные результаты важны в коррекции детско-родительских отношений, что, несомненно, является шагом к положительным переменам в жизни семьи.
Проанализировав мнения специалистов и клиентов, мы пришли к выводу, что художественно-творческие технологии действительно продуктивны в работе специалиста по социальной работе и занимают одну из главных деятельностей в коррекции детско-родительских отношений.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо всесторонняя работа с неполной семьей.
Художественно-творческий процесс в социальной работе выступает как средство выражения, воздействия и теплого взаимодействия детей и родителей, что, несомненно, способствует положительному отношению друг к другу.
Социальная работа, ориентированная на стабилизацию семейных отношений, на социальное развитие неполной семьи и ее членов, включает в себя нормализацию и гармонизацию отношений между членами семьи, взаимоотношений всех членов семьи с окружающими. По мере достижения конкретных результатов, эта работа может вылиться в программу более долгосрочного характера, направленную на постепенное повышение психологической устойчивости матери и ребенка, формированию у них навыков здорового образа жизни, выработке активной социальной позиции, навыков самодостаточности и т.д. Мероприятия, проводимые нами в отделении социально-психологической помощи семье и детям в этих случаях, включают в себя, как правило, и «детские», и «взрослые», и совместные мероприятия, акции, групповые занятия. Важно отметить, что социальная работа с неполными семьями имеет ярко выраженный межведомственный характер.
Специалисту социальной работы, осуществляющему поддержку конкретной неполной семьи, часто приходится взаимодействовать с социальными службами различной ведомственной подчиненности, а также с общественными и религиозными организациями, и с самыми разными людьми - учителями, соседями и др. При этом схема действий социального работника не должна ограничиваться только организацией мероприятий на базе учреждения, но и дополняться решением педагогических, психологических и иных проблем семьи в других учреждениях.
Одним из значимых направлений поддержки неполных семей в рамках социальной работы является оказание им психологической помощи и поддержки. Дети и подростки, воспитывающиеся в неполных семьях, в большинстве случаев остро нуждаются в постоянной социальной и психологической помощи. Как правило, острую потребность в психологической поддержке испытывают и их одинокие родители или опекуны. Число лиц, проживающих в неполной семье, обращаются за психологической поддержкой все чаще и чаще. Их число, как утверждают специалисты, из года в год растет, что говорит о большой значимости такого вида социальной работы.
Заключение
Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от характера воспитания (модели воспитания), отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных (порой достаточно устойчивых) взаимоотношений между ними [А.Н.Елизаров ,1995. -.С. 95]. И если деспотичное, авторитарное поведение родителей и подавление интересов ребенка своими интересами, насильственное навязывание ему своих взглядов и представлений с жесткой критикой в адрес его собственных также как и политика "невмешательства", игнорирование интересов ребенка, полное отсутствие заинтересованности к его жизни (гипоопека) формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, то сочетание внимательного, заботливого отношения в своему ребенку без излишней навязчивости, стремления "залезть в душу" c любовью и готовностью помочь, если об этом попросят, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становятся залогом формирования полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим человека [Чеснова И.Г. ,1987. 224 с.].
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: