Технология социальной коррекции детско-родительских отношений в неполной семье средствами художественно-творческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:43, курсовая работа

Описание

Проблематика социальной поддержки как разновидности социальной работы с особо сложными категориями семей занимает важное место в системе социологического знания. Основы его, заложенные еще в идеях филантропии и благотворительности, призрения и попечительства, прослеживаются уже в работах Г. Гегеля, Э. Дюркгейма, О. Конта, Г. Спенсера, Ж-Ж. Руссо. Формирование же исследовательских традиций в этой сфере начиналось в рамках структурно-функционального и системного подходов, в соответствии с которыми социальная работа выступает как организованная структурная целостность.

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_korrektsia (1).doc

— 238.00 Кб (Скачать документ)

- процесс деятельности  характеризуется развитием личностных ценностей;

- клиент, реализуя в  художественно-творческой деятельности, рождающиеся в ней самой новые  возможности, постоянно расширяет  исходные представления о себе, тем самым самоутверждается [Ульянова, Е. В., 2005. – c.45].

Вследствие чего, на основе нашего исследования и анализа литературы мы экспериментально провели ряд  мероприятий с помощью художественно-творческих технологий средствами изобразительной  деятельности.

    1. Технология социальной коррекции детско-родительских отношений в неполной семье средствами художественно-творческой деятельности

 

Художественно-творческие средства и методы позволяют наладить отношения между специалистом и  клиентом. Совместное участие в художественно-творческой деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия. [Н.К. Сергеев, Т.Ю. Андрющенко, 2006/ - c. 169]

Один из главных способов художественной деятельности – создание композиции и конструкции. Этот способ состоит в действиях по составлению, соединению, установлению связей и отношений, приведению в порядок и единство частей и элементов чего-либо, что должно стать целостным. Так можно определить общее значение терминов и «композиция», и «конструкция». Однако между ними есть и существенные различия.

При построении конструкции части, и элементы соединяются в целое на основе их физических свойств и признаков, благодаря чему связи и отношения между такими частями приобретают какое-то новое и тоже физическое свойство.

В качестве одного из возможных путей  решения (преодоления) проблемы детско-родительских отношений в неполной семье была разработана программа социальной коррекции детско-родительских отношений средствами художественно-творческой деятельности [Щербакова Д.В., 2003].

 

Технология социальной коррекции детско-родительских отношений в неполной семье на базе ГУСО «Ворошиловский центр социальной помощи семье и детям»

Цель данной технологии:

Социальная коррекция детско-родительских отношений в неполной семье в  областном центре социальной помощи семье и детям "Семья" художественно- творческими средствами.

Задачи:

  • Снять имеющиеся в неполной семье коммуникативные барьеры, т.е. помочь им взаимодействовать друг с другом,  путем совместной работы в группе;
  • Создание условий для формирования адекватной самооценки;
  • Формирование творческой активности детей в неполной семье, в условиях областного центра социальной помощи семье и детям "Семья";
  • Устранение «синдрома ненужности» у детей из неполной семьи, посещающих областной центр социальной помощи семье и детям "Семья".

В качестве художественно-творческих средств нами были выбраны техники изготовления граттаж, узелковый батик и кукольный театр

Обоснование выбора данной технологии

  • граттаж - способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.
  • узелковый батик выбран потому, что его создание ничем не ограничено, развивается воображение, большая вариативность тем, готовый продукт необычен, у каждого по-своему красив. С помощью этой работы можно повысить самооценку и увеличить мотивацию творческой деятельности.
  • кукольный театр - это прекрасный материал для развития воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

Игра является естественным средством  самовыражения, а использование  символических материалов помогает дистанцироваться от проблемных (трудных) ситуаций.

Этапы технологии:

  1. Диагностический

Наблюдение за детьми и анкетирование  родителей и детей из неполной семьи с целью выяснить степень  их коммуникабельности и уровень  взаимоотношений и их субъективная оценка, отношение к самим себе и родителю; (см. приложение 1)

Беседа со специалистами областного центра социальной помощи семье и  детям "Семья" о методах и  средств работы с неполными семьями, направленные на социальную коррекцию  детско-родительских отношений;

  1. Основной

На этом этапе, непосредственно, реализуется сама технология путем создания «рабочих» групп.

В рабочие группы формируются дети и родитель, нуждающиеся в коррекции  детско-родительских отношений.

Реализация технологии:

План проведения одного занятия:

Первый этап – Разминка (5-10 минут)

  • Занятие начинается с разминки (использованы такие игры как «Имя на ушко») (см. приложение 2)

Второй этап – Реализация первой техники (30-40 минут)

  • Тема не была задана, право выбора темы  предоставлено самим детям;
  • Был объяснен порядок выполнения первой техники («Граттаж»);
  • Роздан необходимый материал для выполнения техники;
  • Включена легкая, расслабляющая музыка (классика)
  • Выполнение

Третий этап - Обсуждение выполненного задания (5-6 минут)

  1. Заключительный
  • Подведение итогов, сопоставление ожидаемых результатов с полученными;
  • организация выставки работ.

Возможные риски при  реализации технологии:

  • Утрата интереса клиента к выполняемым видами деятельности;
  • Неспособность выполнять этот вид деятельности в связи с особенностями здоровья;
  • Отказ от выполнения деятельности.

Ресурсное обеспечение:

«Узелковый батик»:

гуашь, акварель, цветная тушь или чернила, цветные карандаши, клей ПВА, кусочек поролона, кисточки, листья разных деревьев, кусочки ткани, проволока или нитка, магнитофон, «музыка эмоциональной разгрузки», к примеру классическая (Бетховен, Моцарт, Энио Мариконе и т.д.).

«Граттаж»

Плотный картон; Масляная пастель; Чёрная гуашь; Мыло (для рук или даже хозяйственное); Зубочистка или штихель (можно использовать даже зонтик для коктейля); магнитофон, «музыка эмоциональной разгрузки», к примеру классическая.

«Кукольный театр»

Пластилин. Бумага. Клейстер. Гуашь. Ножик для пластилина. Ватман. Кисточки.

Данная технология может  применяться:

  1. Специалистами комплексных, реабилитационных и других центров, где находятся дети, пережившие насилие в семье
  2. Специалистами по социальной работе, работающими в центрах, где находятся дети, пережившие насилие в семье.

Реализация технологии рассчитана на один - два месяца.

Целесообразность такого подхода  заключается в том, что творчество как и отношения  в семье иррациональны. Они не поддаются никакому прогнозу на конечный результат и никогда не оценивается. Творчество, как и семья бывают многообразны, в них нет правильных или неправильных установок, традиций и взглядов.

С помощью творчества мы продемонстрируем родителю, что он совместно с ребенком составляет команду, единое целое и то, что совместная деятельность может приносить удовлетворение для обоих. Ребенок почувствует заботу со стороны мамы. Совместная работа лучший способ налаживания отношений, а творчество приносит массу положительных эмоций.

Выбранные техники подобранны и  расставлены в таком порядке  не случайно. С каждой последующей  работой ребенок и родитель чувствует  необходимость в совместной и  слаженной работе для достижения лучшего результата. Вследствие чего разрушается барьер и противоречия между матерью и ребенком. В заключении мы провели повторную беседу со специалистами и семьями, участвующих в исследовании.

По итогам их реализации были замечены изменения в поведение детей и родителей. К концу реализации всех мероприятий, дети стали более спокойными и эмоционально открытыми для совместной работы с родителем. Изменилось отношение родителей к центру, в котором они находятся. Дети меньше скучают по дому и стали раскрепощенными, они проявляют больше активности и стремятся участвовать мероприятиях. Родители проявляют инициативу в помощи ребенку, легче идут на контакт. Данные результаты важны в коррекции детско-родительских отношений, что, несомненно, является шагом к положительным переменам в жизни семьи.

Проанализировав мнения специалистов и клиентов, мы пришли к выводу, что  художественно-творческие технологии действительно продуктивны в  работе специалиста по социальной работе и занимают одну из главных  деятельностей  в коррекции детско-родительских отношений.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать  положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи  на воспитание ребенка необходимо всесторонняя работа с неполной семьей.

Художественно-творческий процесс  в социальной работе выступает как средство выражения, воздействия и теплого взаимодействия детей и родителей, что, несомненно, способствует положительному отношению друг к другу.

Выводы по второй главе

Социальная работа, ориентированная на стабилизацию семейных отношений, на социальное развитие неполной семьи и ее членов, включает в себя нормализацию и гармонизацию отношений между членами семьи, взаимоотношений всех членов семьи с окружающими. По мере достижения конкретных результатов, эта работа может вылиться в программу более долгосрочного характера, направленную на постепенное повышение психологической устойчивости матери и ребенка, формированию у них навыков здорового образа жизни, выработке активной социальной позиции, навыков самодостаточности и т.д. Мероприятия, проводимые нами в отделении социально-психологической помощи семье и детям в этих случаях, включают в себя, как правило, и «детские», и «взрослые», и совместные мероприятия, акции, групповые занятия. Важно отметить, что социальная работа с неполными семьями имеет ярко выраженный межведомственный характер.

Специалисту социальной работы, осуществляющему поддержку конкретной неполной семьи, часто приходится взаимодействовать с социальными службами различной ведомственной подчиненности, а также с общественными и религиозными организациями, и с самыми разными людьми - учителями, соседями и др. При этом схема действий социального работника не должна ограничиваться только организацией мероприятий на базе учреждения, но и дополняться решением педагогических, психологических и иных проблем семьи в других учреждениях.

Одним из значимых направлений  поддержки неполных семей в рамках социальной работы является оказание им психологической помощи и поддержки. Дети и подростки, воспитывающиеся в неполных семьях, в большинстве случаев остро нуждаются в постоянной социальной и психологической помощи. Как правило, острую потребность в психологической поддержке испытывают и их одинокие родители или опекуны. Число лиц, проживающих в неполной семье, обращаются за психологической поддержкой все чаще и чаще. Их число, как утверждают специалисты, из года в год растет, что говорит о большой значимости такого вида социальной работы.

 

Заключение

Процесс воспитания в семье носит  характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от характера воспитания (модели воспитания), отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных (порой достаточно устойчивых) взаимоотношений между ними [А.Н.Елизаров ,1995. -.С. 95]. И если деспотичное, авторитарное поведение родителей и подавление интересов ребенка своими интересами, насильственное навязывание ему своих взглядов и представлений с жесткой критикой в адрес его собственных также как и политика "невмешательства", игнорирование интересов ребенка, полное отсутствие заинтересованности к его жизни (гипоопека) формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, то сочетание внимательного, заботливого отношения в своему ребенку без излишней навязчивости, стремления "залезть в душу" c любовью и готовностью помочь, если об этом попросят, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становятся залогом формирования полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим человека [Чеснова И.Г. ,1987. 224 с.].

Таким образом, для того, чтобы максимизировать  положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи  на воспитание ребенка необходимо помнить  внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • принимать активное участие в жизни семьи;
  • всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в го жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  • уважать право ребенка на собственное мнение;
  • уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Информация о работе Технология социальной коррекции детско-родительских отношений в неполной семье средствами художественно-творческой деятельности