Технология социальной коррекции детско-родительских отношений в неполной семье средствами художественно-творческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:43, курсовая работа

Описание

Проблематика социальной поддержки как разновидности социальной работы с особо сложными категориями семей занимает важное место в системе социологического знания. Основы его, заложенные еще в идеях филантропии и благотворительности, призрения и попечительства, прослеживаются уже в работах Г. Гегеля, Э. Дюркгейма, О. Конта, Г. Спенсера, Ж-Ж. Руссо. Формирование же исследовательских традиций в этой сфере начиналось в рамках структурно-функционального и системного подходов, в соответствии с которыми социальная работа выступает как организованная структурная целостность.

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_korrektsia (1).doc

— 238.00 Кб (Скачать документ)

Атмосфера семейных отношений является решающим фактором становления личности ребёнка. Черты личности родителей влияют на формирование определенных качеств в личности ребенка. Исследование позволило экспериментально доказать гипотезу.

 

Библиографический список

 

  1. Алексеева, Л.С. Социальный патронат семьи и детей. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007.
  2. Божович, Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995. 
  3. Варжавинова, Н. А. Организация социального патроната неблагополучных семей //Социальное обслуживание . - 2010. - №1. - с. 43-50.
  4. Васильчикова Л. Профилактика семейного неблагополучия// Вопросы социального обеспечения. - 2011. - № 8. - С. 22-24.
  5. Васягина, Н.Н. Диагностика детско-родительских отношений: пособие по практической психологии. — Шадринск: Изд-во шадринского пединститута, 1999. - 49 с.
  6. Гиппенрейтер, Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» М.:АСТ, 2007.
  7. Гозман, Л.Я., Алёшина, Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал.- 1991.- №4.- с.84-92. 
  8. Джейкс, Т. Д. Помоги! Я воспитываю ребенка одна / Т.Д.Джейкс; [Пер. с англ. Шемпель Р. Б.] - СПб.: Библ. взгляд, 2001. – 170.
  9. Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л.А. Психологический словарь-справочник.- Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. - 567с. 
  10. Исупова, О.Г. Социальный смысл материнства в современной России ("Ваш ребенок нужен только Вам")// социологические исследования – 2000. - с. 98-107.
  11. Ключников, С. Ю.. Семейные конфликты: Практика решения – 160 с., СПб: Питер, 2001. 
  12. Косарева, И.В. Роль социальной работы в стабилизации социальной работы //SOCIOПРОСТІР: междисциплинарный сборник работ по социологии и социальной работе, №1'10, 225-229 с.
  13. Кошкарова, Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья.- 2004.- №2.- с.5-14. 
  14. Круть С. В. Современная российская семья - проблемы и решения// Социальная работа. - 2010. - № 5. - С. 4-7.
  15. Кукушкина, Л. Е. Крепкая здоровая семья - залог стабильности общества// Социальная работа. - 2008. - № 5. - С. 19-20.
  16. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -С.154-158.
  17. Лунякова, Л.Г. О современном уровне жизни одиноких матерей //Социологические исследования. 2001. № 4.
  18. Мальтиникова, Н.П. Методологические приоритеты рассмотрения детско-родительских отношений в системе взаимодействия образовательного учреждения с семьёй/ Н.П. Мальтиникова // Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы. – Челябинск. – 2009. – С. 122–125.
  19. Мастерство психологического консультирования. ( Под редакцией А.А. Бадхена, А.М. Родиной )- СПБ, 2002.- 184 с.
  20. Мустаева, Ф.А. Социальные проблемы современной семьи //Социологические исследования. – 2009. -№7.- C. 109-113.
  21. Полуянов, Ю.Я. «Изобразительное искусство и художественный труд». – М.: 2005. – с.38.
  22. Прохорова О.Г. Мы и наши дети: как построить отношения в семье. – СПб: КАРО, 2007, – 160 с.
  23. Рогатенко О. В. Как помочь семье преодолеть бедность?// Социальная работа. - 2011. - № 2. - С. 28-29. 
  24. Сайфугалиева, А. И. Вопросы эмоционального состояния детей в неполных семьях 2 часть, М., 2005. - 360 с.
  25. Смагин, А.И. - Организация художественного творчества. Курс лекций, ИСЗ, 2007.
  26. Социальная помощь семье и детям: Сборник материалов из практики работы. – Вып. 2. – М.: Институт молодежи, 2003.
  27. Столяренко, Л.Д., Самыгин, С.И. Сто экзаменационных ответов по педагогике./Ростов-на-Дону, 2001.
  28. Ульянова, Е. В. Художественно-творческие технологии в социальной работе: образование и практика / Социальное развитие России: состояние, проблемы, перспективы: материалы Всерос. научн.-практ. конф. г. Майкоп 15-16, апр. 2005 г. Майкоп: Изд-во 000 «Аякс», 2005.
  29. Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной помощи семье.- М.,1999.- 348 с.
  30. Художественно-творческие методы и технологии в социальной работе, Н.К. Сергеев, Т.Ю. Андрющенко, ВГПУ «Перемена»., 2006.
  31. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи. - М.: Владос, 2003.
  32. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 272 с.
  33. Целуйко, В.М. Неполная семья. - Волгоград, 2000. — 124 с.
  34. Черняк, Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. – М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и К», 2003.
  35. Чеснова, И.Г. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоционально-ценностного самоотношения подростка: Дис. канд. психол. наук. М., 1987. 224 с. 
  36. Шанина, Л. М. Все начинается с семьи// Социальная работа. – 2010. - № 3. - С. 11-13.
  37. Шеляг, Т.В. Мир семьи и социальная работа. – М.: МГСУ, 2004.
  38. Щербакова, Д.В. Стили детско-родительских отношений как один из факторов развития страхов у дошкольников // Управление КиП НИР, МГППУ, 2003.
  39. Техника пальчиковый театр

 http://www.liveinternet.ru/users/3775054/rubric/1445275/

Приложение 1

Анкета "Взаимоотношения  в семье"

 

Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения  в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.

 

1. Вы считаете взаимоотношения  в вашей семье: 

1)очень хорошими;

2)хорошими;

З) не очень хорошими;

4)плохими;

5)не очень плохими.

 

2. Считаете ли вы свою семью  дружным семейным коллективом? 

1) да;

2) не совсем;

3) нет. 

 

3. Какие семейные традиции способствуют  укреплению вашей семьи? 

(перечислите эти традиции)

_______________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

1)ежедневно;

2)по выходным дням;

3)редко.

 

5. Что делает ваша семья, собравшись  вместе?

1)решаете сообща жизненные проблемы;

2)занимаетесь семейно-бытовым трудом;

3)работаете на приусадебном участке;

4)вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

5)обсуждаете вопросы учебы детей;

6)делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

7)каждый занимается своим делом;

8) допишите__________________________________________________.

 

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

1) да

2)часто;

3)иногда;

4)редко;

5)не бывают.

 

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты? 

1) непониманием членами семьи  друг друга; 

2) нарушением этики взаимоотношений  (грубость, неверность, неуважение и  др.);

3) отказом участвовать в семейных делах, заботах; разногласиями в вопросах воспитания детей;

злоупотреблением алкоголем;

другими обстоятельствами (укажите какими)

________________________________________________________________.

 

8. Каковы способы разрешения  нравственных конфликтов в вашей семье?

1)примирение;

2)обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;

3)прекращение конфликтов на некоторое время;

4)обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);

5)конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.

 

9. Бывают ли дети свидетелями  или участниками семейных конфликтов  между взрослыми? 

1) да;

2) нет; 

3) иногда.

 

10. Как реагируют дети на семейные  конфликты?

1)переживают, плачут;

2)становятся на сторону одного из родителей;

3)пытаются помирить;

4)уходят из дома;

5)замыкаются в себе;

6)относятся безразлично;

7)становятся озлобленными, неуправляемыми;

8)пытаются найти поддержку в других людях.

 

Результаты анкеты

 

№ вопроса

Ответ

 

1

2

3

4

5

6

7

8

1

   

+

         

2

 

+

           

3

Дни рождения

4

   

+

         

5

           

+

 

6

+

             

7

 

+

   

+

     

8

   

+

         

9

   

+

         

10

     

+

       

 

Результаты анкетирования членов семьи «Взаимоотношения в семье» показали, что у дочери очень сложные  отношения с матерью. По мнению родителей  взаимоотношения в семье не очень хорошие, вместе семья собирается крайне редко. Так же часты ссоры и конфликты, которые обусловлены нарушением этики взаимоотношений со стороны родителей (грубость) и злоупотребление алкоголем родителей. Способом разрешения нравственных конфликтов семья считает прекращение их на некоторое время.

 

Приложение 2

"Имя на ушко" (5 мин)

Цель: быстрое создание доверительной атмосферы в группе. 
Сначала участники ходят по комнате и приветствуют друг друга так: шепчут на ухо каждому встречному СВОЕ имя ("Привет, я Марина!"). Делается это так, как будто передается великая тайна, о которой никто больше знать не должен. Предупреждение: по звону колокольчика все останавливаются и ждут указаний.

Когда каждый игрок пообщается примерно с половиной участников, начинается второй раунд, - надо ходить и сообщать партнеру на ухо ЕГО имя ("Привет, Саша!").

Тот, кто не знает имени, шепчет другому на ухо: "Я хотел бы узнать, как тебя зовут". Игра заканчивается  со звоном колокольчика.

 


Информация о работе Технология социальной коррекции детско-родительских отношений в неполной семье средствами художественно-творческой деятельности