Атмосфера семейных отношений является
решающим фактором становления личности
ребёнка. Черты личности родителей влияют
на формирование определенных качеств
в личности ребенка. Исследование позволило
экспериментально доказать гипотезу.
Библиографический список
- Алексеева, Л.С. Социальный патронат семьи
и детей. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания,
2007.
- Божович,
Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования
личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.:
АСТ, 1995.
- Варжавинова, Н. А. Организация социального патроната неблагополучных
семей //Социальное обслуживание
. - 2010. - №1. - с. 43-50.
- Васильчикова
Л. Профилактика семейного неблагополучия//
Вопросы социального обеспечения. - 2011.
- № 8. - С. 22-24.
- Васягина,
Н.Н. Диагностика детско-родительских
отношений: пособие по практической психологии.
— Шадринск: Изд-во шадринского пединститута,
1999. - 49 с.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?»
М.:АСТ, 2007.
- Гозман,
Л.Я., Алёшина, Ю.Е., Социально-психологические
исследования семьи: проблемы и перспективы
// Психологический журнал.- 1991.- №4.- с.84-92.
- Джейкс, Т. Д. Помоги! Я воспитываю
ребенка одна / Т.Д.Джейкс; [Пер. с англ.
Шемпель Р. Б.] - СПб.: Библ. взгляд, 2001. –
170.
- Дьяченко,
М.И., Кандыбович, Л.А. Психологический
словарь-справочник.- Мн.: Харвест, М.: АСТ,
2001. - 567с.
- Исупова,
О.Г. Социальный смысл материнства
в современной России ("Ваш ребенок
нужен только Вам")//
социологические исследования – 2000. - с.
98-107.
- Ключников, С. Ю.. Семейные конфликты: Практика
решения – 160 с., СПб: Питер, 2001.
- Косарева,
И.В. Роль социальной работы в стабилизации
социальной работы //SOCIOПРОСТІР: междисциплинарный
сборник работ по социологии и социальной
работе, №1'10, 225-229 с.
- Кошкарова,
Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских
отношений // Школа здоровья.- 2004.- №2.- с.5-14.
- Круть
С. В. Современная российская семья - проблемы
и решения// Социальная работа. - 2010. - №
5. - С. 4-7.
- Кукушкина,
Л. Е. Крепкая здоровая семья - залог стабильности
общества// Социальная работа. - 2008. - №
5. - С. 19-20.
- Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее
воспитание: Учебник для студ. сред. пед.
учеб, заведений. - 2-е изд., испр. и доп. М.:
Издательский центр «Академия», 2000. -С.154-158.
- Лунякова, Л.Г. О современном уровне жизни
одиноких матерей //Социологические исследования.
2001. № 4.
- Мальтиникова,
Н.П. Методологические приоритеты рассмотрения
детско-родительских отношений в системе
взаимодействия образовательного учреждения
с семьёй/ Н.П. Мальтиникова //
Методология педагогики: актуальные проблемы
и перспективы. – Челябинск. – 2009. – С. 122–125.
- Мастерство психологического консультирования. ( Под редакцией А.А. Бадхена, А.М. Родиной )- СПБ, 2002.- 184
с.
- Мустаева, Ф.А. Социальные проблемы
современной семьи //Социологические исследования.
– 2009. -№7.- C. 109-113.
- Полуянов, Ю.Я. «Изобразительное искусство и художественный труд». – М.: 2005. – с.38.
- Прохорова О.Г. Мы
и наши дети: как построить отношения в
семье. – СПб: КАРО, 2007, – 160 с.
- Рогатенко
О. В. Как помочь семье преодолеть бедность?//
Социальная работа. - 2011. - № 2. - С. 28-29.
- Сайфугалиева,
А. И. Вопросы эмоционального состояния
детей в неполных семьях 2
часть, М., 2005. - 360 с.
- Смагин,
А.И. - Организация художественного творчества.
Курс лекций, ИСЗ, 2007.
- Социальная помощь семье и детям: Сборник материалов из практики работы. – Вып. 2. – М.: Институт молодежи, 2003.
- Столяренко, Л.Д., Самыгин, С.И.
Сто экзаменационных ответов по педагогике./Ростов-на-Дону,
2001.
- Ульянова, Е. В. Художественно-творческие технологии в социальной работе: образование и практика / Социальное развитие России: состояние, проблемы, перспективы: материалы Всерос. научн.-практ. конф. г. Майкоп 15-16, апр. 2005 г. Майкоп: Изд-во 000 «Аякс», 2005.
- Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной
помощи семье.- М.,1999.- 348 с.
- Художественно-творческие методы и технологии в социальной работе, Н.К. Сергеев, Т.Ю. Андрющенко, ВГПУ «Перемена»., 2006.
- Целуйко, В.М. Психология неблагополучной
семьи. - М.: Владос, 2003.
- Целуйко, В.М. Психология неблагополучной
семьи: Книга для педагогов и родителей.
— М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 272 с.
- Целуйко, В.М. Неполная семья. - Волгоград,
2000. — 124 с.
- Черняк, Е.М. Социология семьи: Учебное
пособие. – М.: Издательско–торговая корпорация
«Дашков и К», 2003.
- Чеснова,
И.Г. Межличностные отношения в семье как
фактор формирования эмоционально-ценностного
самоотношения подростка: Дис. канд. психол.
наук. М., 1987. 224 с.
- Шанина,
Л. М. Все начинается с семьи// Социальная
работа. – 2010. - № 3. - С. 11-13.
- Шеляг, Т.В. Мир семьи и социальная работа.
– М.: МГСУ, 2004.
- Щербакова, Д.В. Стили детско-родительских
отношений как один из факторов развития
страхов у дошкольников // Управление КиП
НИР, МГППУ, 2003.
- Техника пальчиковый театр
http://www.liveinternet.ru/users/3775054/rubric/1445275/
Приложение 1
Анкета "Взаимоотношения
в семье"
Предлагаемая анкета
поможет определить взаимоотношения
в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.
1. Вы считаете взаимоотношения
в вашей семье:
1)очень хорошими;
2)хорошими;
З) не очень хорошими;
4)плохими;
5)не очень плохими.
2. Считаете ли вы свою семью
дружным семейным коллективом?
1) да;
2) не совсем;
3) нет.
3. Какие семейные традиции способствуют
укреплению вашей семьи?
(перечислите эти традиции)
_______________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как часто ваша семья собирается
вместе?
1)ежедневно;
2)по выходным дням;
3)редко.
5. Что делает ваша семья, собравшись
вместе?
1)решаете сообща жизненные проблемы;
2)занимаетесь семейно-бытовым трудом;
3)работаете на приусадебном участке;
4)вместе проводите досуг, смотрите
телепередачи;
5)обсуждаете вопросы учебы детей;
6)делитесь впечатлениями о прожитом
дне, о своих успехах и неудачах;
7)каждый занимается своим делом;
8) допишите__________________________________________________.
6. Бывают ли в вашей семье
ссоры, конфликты?
1) да
2)часто;
3)иногда;
4)редко;
5)не бывают.
7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?
1) непониманием членами семьи
друг друга;
2) нарушением этики взаимоотношений
(грубость, неверность, неуважение и
др.);
3) отказом участвовать в семейных
делах, заботах; разногласиями в вопросах
воспитания детей;
злоупотреблением алкоголем;
другими обстоятельствами (укажите
какими)
________________________________________________________________.
8. Каковы способы разрешения
нравственных конфликтов в вашей семье?
1)примирение;
2)обсуждение ситуации и принятие
обоюдного решения;
3)прекращение конфликтов на некоторое
время;
4)обращение за помощью к другим людям
(родителям, соседям, друзьям, учителям);
5)конфликты практически не разрешаются,
имеют затяжной характер.
9. Бывают ли дети свидетелями
или участниками семейных конфликтов
между взрослыми?
1) да;
2) нет;
3) иногда.
10. Как реагируют дети на семейные
конфликты?
1)переживают, плачут;
2)становятся на сторону одного из
родителей;
3)пытаются помирить;
4)уходят из дома;
5)замыкаются в себе;
6)относятся безразлично;
7)становятся озлобленными, неуправляемыми;
8)пытаются найти поддержку в других
людях.
Результаты анкеты
№ вопроса |
Ответ |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
2 |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
3 |
Дни рождения |
4 |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
6 |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
8 |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
9 |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
Результаты анкетирования членов
семьи «Взаимоотношения в семье»
показали, что у дочери очень сложные
отношения с матерью. По мнению родителей
взаимоотношения в семье не очень
хорошие, вместе семья собирается крайне
редко. Так же часты ссоры и конфликты,
которые обусловлены нарушением этики
взаимоотношений со стороны родителей
(грубость) и злоупотребление алкоголем
родителей. Способом разрешения нравственных
конфликтов семья считает прекращение
их на некоторое время.
Приложение 2
"Имя на ушко"
(5 мин)
Цель: быстрое создание
доверительной атмосферы в группе.
Сначала участники ходят по комнате и
приветствуют друг друга так: шепчут на
ухо каждому встречному СВОЕ имя ("Привет,
я Марина!"). Делается это так, как будто
передается великая тайна, о которой никто
больше знать не должен. Предупреждение:
по звону колокольчика все останавливаются
и ждут указаний.
Когда каждый игрок пообщается примерно
с половиной участников, начинается
второй раунд, - надо ходить и сообщать
партнеру на ухо ЕГО имя ("Привет, Саша!").
Тот, кто не знает имени, шепчет
другому на ухо: "Я хотел бы
узнать, как тебя зовут". Игра заканчивается
со звоном колокольчика.