Технология социальной коррекции детско-родительских отношений в неполной семье средствами художественно-творческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:43, курсовая работа

Описание

Проблематика социальной поддержки как разновидности социальной работы с особо сложными категориями семей занимает важное место в системе социологического знания. Основы его, заложенные еще в идеях филантропии и благотворительности, призрения и попечительства, прослеживаются уже в работах Г. Гегеля, Э. Дюркгейма, О. Конта, Г. Спенсера, Ж-Ж. Руссо. Формирование же исследовательских традиций в этой сфере начиналось в рамках структурно-функционального и системного подходов, в соответствии с которыми социальная работа выступает как организованная структурная целостность.

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_korrektsia (1).doc

— 238.00 Кб (Скачать документ)

Минобрнауки РФ

   Государственное образовательное  учреждение                                                                                            Высшего профессионального образования                                                                                             Волгоградский Государственный Педагогический Университет

Факультет психологии и социальной работы                                                                                     Кафедра социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология социальной коррекции детско-родительских отношений в неполной семье средствами художественно-творческой деятельности

 

Курсовая работа по курсу «Художественно-творческие технологии социальной коррекции»

 

 

 

 

                                                                                                                          Исполнитель:

____________________________

(подпись)

Научный руководитель:

____________________________

 

(подпись)

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград, 2011

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Роль семьи в современном обществе и жизни человека несравнима по своему значению, ни с какими другими социальными институтами. Семья как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей.

Семья — первая в жизни человека социальная общность (группа), благодаря  которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. В ней он делает свои первые шаги, переживает свои первые радости и огорчения, из семьи выходит в большой мир, чтобы  потом вернуться обратно, когда в этом мире ему станет неуютно [Целуйко В.М., 2003, с. 4].

Поэтому приступая к исследованию особенностей проблемы неполной семьей необходимо опираться на общие черты свойственные семьям в индустриально развитых странах: нуклеаризация, падение рождаемости, усложнение межличностных отношений. Не последнюю роль играют ценностные ориентиры неполной семьи, так как именно они являются организатором всего семейного строя.

Анализ научной литературы по брачносемейной проблематике показывает, что можно  выделить целый ряд моментов, свойственных современной семье в развитых в экономическом отношении странах: ослабление влияния общества на жизнь семьи, по крайней мере, в виде явного давления; нуклеаризация семьи. Увеличение числа одиноких людей брачных возрастов; уменьшение возраста впервые вступающих в брак; изменение характера супружеских отношений, переход к новым ролям, большое внимание к личным потребностям и интересам личности; увеличение числа семей с одним ребенком; увеличение количества разводов.

Проблематика социальной поддержки  как разновидности социальной работы с особо сложными категориями  семей занимает важное место в системе социологического знания. Основы его, заложенные еще в идеях филантропии и благотворительности, призрения и попечительства, прослеживаются уже в работах Г. Гегеля, Э. Дюркгейма, О. Конта, Г. Спенсера, Ж-Ж. Руссо. Формирование же исследовательских традиций в этой сфере начиналось в рамках структурно-функционального и системного подходов, в соответствии с которыми социальная работа выступает как организованная структурная целостность.

Социальная поддержка функционально  ориентирована не на пассивное приспособление представителей семей к сложившейся у них социальной позиции, как это происходит сегодня в социальной работе, а на активное и осознанное усвоение и использование доступных культурных и социальных навыков [Калабихина И.Е., 1997. - с. 240].

В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей  к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Боулби, 1988; Гарбузов, 1990; Захаров, 1995; Эйнсуорт, 1963; и др.).

В них описываются качества матери, способствующие формированию прочной  и непрочной привязанности ребенка; выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей  матери», рассматриваются различные  модели родительского поведения.

Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора  миллиона браков, то есть раскол семьи  переживают сотни тысяч детей. Развод, по мнению В.А. Сысенко, — это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если очень не захотят этого. Особенно болезненно реагируют на развод 7-12-летние дети и, прежде всего мальчики, девочки же особенно остро переживают разлуку с отцом в возрасте от двух до пяти лет.  
Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка. «Битва» родителей в доразводный и послеразводный период приводит к тому, что у 37,7% детей снижается успеваемость, у 19,6% страдает дисциплина дома, 17,4% требуют особого внимания, 8,7% убегают из дома, у 6,5% возникают конфликты с друзьями.

Существуют различные, зачастую противоречивые точки зрения о том, каким образом может повлиять воспитание детей без отца, но почти все они сводятся к мысли о том, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка [Сайфугалиева А. И. 2005].

Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию  неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации (И. Ландгмеер, З. Матейчик, 1985; Е. Т. Соколова, 1981; Д. Боулби 1953; М. Д. Эйнсуорт, 1964).

В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения  изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др. В отечественной литературе предложена широкая классификация  стилей семейного воспитания с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития (А. Е. Личко, 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980). Это определяет актуальность выбранной темы.

Объект исследования – неполная семья как социальная группа.

Предмет исследования – технология социальной коррекции детско-родительских отношений в неполной семье.

Цель исследования – изучить особенности художественно-творческой деятельности социальной коррекции детско-родительских отношений в неполной семье.

 

Задачи:

  • рассмотреть неполную семью как социальную группу;
  • описать организацию социальной коррекции с неполной семьей;
  • рассмотреть художественно-творческую деятельность и ее назначение в организации социальной коррекции с неполной семьей;
  • разработать технологию социальной коррекции детско-родительских отношений художественно-творческой деятельностью.

 

  1. . Теоретические аспекты организации социальной работы с неполной семьей

    1. Неполная семья: общая характеристика

Теоретические основы  изучения семьи как социального института раскрывается в исследованиях: Е.М. Черняк, П.Д. Павленка, М.В. Фирсова, Л.С. Алексеевой, Т.А. Гурко, О.Г. Исуповой и многих других.

Прежде чем понять сущность влияния  родительских отношений на ребенка, рассмотрим её значение в его жизни.

Семья как определённая социальная общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все  времена. Но на сегодняшний  день в современной науке так  и нет единого определения  понятия “семья”, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).

Семья  – это основа российского  общества, основной институт социализации детей и подростков. От ее стабильности, благосостояния и психологического микроклимата зависят ценности, установки и ориентации будущих поколений [Косарева И.В., 2010, с. 225].

По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, “семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена” [Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., 2001., с. 64].

В социологии семья рассматривается  как:

-первичная социальная группа, в  которой начинается и протекает социальная жизнь человека;

-основной фактор в социализации;

-социальный институт, регулирующий  различные стороны жизни на  основе принципов и правил, принятых  в обществе;

-социальная система, все члены  которой имеют определённые статус  и роли;

-общность, для которой характерна особая система межличностных отношений.

Неполная семья - группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Сейчас мы остановимся на различных типах неполных семей. Они подразделяются на осиротевшую семью, внебрачную семью, разведенную семью и распавшуюся семью. [Марова З., М., 1980. С. 6.]

По     мнению     исследователей,      занимающихся      проблемами      семьи (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский  и другие), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что  никто, кроме самых близких для  него в семье людей, не относится  к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка  занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи. В качестве иллюстраций к своим утверждениям они приводят многочисленных примеры воспитания прекрасных (зачастую выдающихся) людей, выросших без отца [Божович Л.И., 1995, с. 32].

Несомненно, каждая из этих точек зрения может быть в одинаковой степени  и принята, и опровергнута другими  примерами, которыми изобилует жизнь [Целуйко В.М., 2004. с. 104].

Семейное воспитание - это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности [Целуйко В.М., 2004, с. 9]

Проблема детско-родительских отношений, как видно из многочисленных исследований психологов и педагогов,  действительно актуальна.

Влиянию родительского отношения  на ребёнка посвящено много исследований зарубежных и отечественных психологов и педагогов (А.В.Петровский, А.И.Захаров, А.Я.Варга, В.В.Столин, С.Соловейчик, П.Ф.Лесгафт  и другие).

Родительские отношения – это  система разнообразных чувств к  ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания  характера и личности ребёнка, его поступков [Кошкарова Т.А., 2004.- №2.- с.8].

Если объектом культуры в целом  являются огромные массы людей, то семейная культура обращена к отдельному человеку, его конкретной личностной судьбе. Если бы семья как социальный институт вдруг отказалась от выполнения этих ролей, то прекратилась бы социализация в массовых масштабах, погибла бы культура, что, в свою очередь, привело бы к гибели человеческой цивилизации. К основным функциям семья относятся: поддержание непрерывности благодаря рождению детей, обеспечению биологического существования (пищи, жилища, одежды); создание культурной непрерывности, передача новым поколениям общественного культурного наследия; стабилизирование социальной структуры с помощью своих детей; определенное социальное положение, материальное состояние, образование родителей во многом определяют будущую карьеру детей; создание эмоционального комфорта и безопасности для своих членов, таким образом, предотвращают дезинтеграцию личности [Василькова Ю.В. С.307].

Все семейные функции, собственно говоря, сводятся к одной: обеспечение связи времен, создание условий для непрерывного, точнее, прерывно-непрерывного развития человечества. Благодаря реализации семейных функций, исторический поток, постоянно эволюционизируя, сохраняет свой социальный, биологический и культурный смысл.

В своем единстве перечисленные  функции представляют систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции, т. е. рассогласования  в их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции дестабилизирует семейный образ жизни, возникает угроза ее распада. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено, характеризуются как семья социального риска [Василькова Ю.В., С.307.].

Информация о работе Технология социальной коррекции детско-родительских отношений в неполной семье средствами художественно-творческой деятельности