Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:28, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть специфику оказания помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним.
Характер темы, ее актуальность обусловили рассмотрение следующих задач:
1)Дать общую характеристику беспризорности, рассмотреть беспризорность как социальную проблему.
2)Рассмотреть причины детской беспризорности и безнадзорности.
3) Рассмотреть нормативно–правовую базу в области социальной защиты беспризорных и безнадзорных детей.
4) Раскрыть роль учреждений, решающих проблемы беспризорных и безнадзорных детей.
4) Рассмотреть технологии работы в деятельности Подразделения по делам несовершеннолетних.
5) Рассмотреть проблему беспризорности и безнадзорности детей в Хабаровском крае.
Оглавление 2
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Детская беспризорность как социальная проблема. 6
1.1 Причины детской беспризорности и безнадзорности. 6
1.2 Нормативно–правовая база социальной помощи беспризорным и безнадзорным детям и подросткам. 9
II. Формы и методы социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми. 18
2.1 Деятельность учреждений решающих проблемы беспризорных и безнадзорных детей. 18
2.2 Основные направлений деятельности Подразделения по делам несовершеннолетних 23
III.Детская беспризорность в Хабаровском крае. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
В Российской Федерации сегодня существует достаточно обширное правовое поле, регулирующее вопросы борьбы с беспризорностью и безнадзорностью. 24 июля 1998 г. в России был принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».[3] Настоящий закон устанавливил основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных конституцией РФ, в целях создания правовых, социально– экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Закон выделил особую категорию детей, нуждающихся в усиленной защите государственных органов, детей находящихся в трудной жизненной ситуации. Дети–сироты, социальные сироты и скрытые социальные сироты относятся к группе риска. Закон предусматрел необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей, ввел понятие социальных служб для детей – это организации, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей, социальной поддержке, оказанию социально–бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ст. 4 Закона № 124 указаны цели государственной политики в интересах детей, которыми являются государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них гражданственности; формирование правовых основ гарантий прав ребенка. В целях защиты прав таких детей созданы соответствующие социальные службы для детей, которые по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка.
Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить семью, занимают нормы семейного законодательства. В Семейном кодексе есть специальный шестой раздел «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», в котором указывается, что защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей–сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития. Органы опеки и попечительства являются органами местного самоуправления, их деятельность регламентируется следующими документами: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс, другими правовыми актами.
Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по защите детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей»[5] определил общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данном законе используются понятия: дети–сироты это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения родителей в связи с их отсутствием или лишением их родительских прав; ограничением их в родительских правах.
Социальная поддержка, предоставляемая этим Законом детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей практически касаются всех сторон их жизни, что особо важно в современных экономических условиях, когда обеспечить права таких детей становится все сложнее. Дополнительные гарантии по социальной поддержке – это законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной поддержке прав детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной поддержке прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С выходом данного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей получили право на бесплатное образование, на медицинское обслуживание детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, право на труд. Так, в ст. 6 Закона лица из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе профессиональное начальное образование. Детям до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей. В ст. 7 Закона детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и бесплатные путевки в спортивно–оздоровительные лагеря. Статья 8 Закона указывает на дополнительные гарантии прав на жилое помещение: дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, на период нахождения в местах лишения свободы. Статьей 9 Закона детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет предоставляются дополнительные гарантии на труд: органы государственной службы занятости населения осуществляют профориентационную работу и обеспечивает диагностику профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выплачивается пособие в течение шести месяцев в размере уровня средней заработной платы.
Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120–ФЗ впервые признал факт наличия в стране безнадзорных и беспризорных детей, именно во исполнении данного закона создаются учреждения для детей (социальные приюты)[6]. Детский приют – многофункциональное учреждение, оказывающее обездоленному ребенку медико-социальную, психологическую, педагогическую, правовую поддержку, ориентированную на восстановление и развитие его полной социализации.
Согласно закону профилактика безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершенно летними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
В систему профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних вошли органы управления социальной защиты населения, образования, опеки и попечительства, здравоохранения, комитеты по делам молодежи, службы занятости, внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних. Согласно статье 9 Закона № 120 органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении.
Постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (на 2003-2006 годы)[7]. Реализация данной федеральной целевой программы позволила частично уменьшить остроту проблем детской безнадзорности и социального сиротства. Результатом реализации Программы стало увеличение числа специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Целью Программы являлось дальнейшее комплексное решение проблем профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав, социальной адаптации, улучшение качества жизни и здоровья детей, проведение исследований проблем и прогноза беспризорности, разработка и апробация новых коррекционно-реабилитационных технологий и программ социальной, медицинской, психолого-педагогической, трудовой реабилитации; укрепление материально–технической базы специализированных учреждений. Были проведены мероприятия по организации переподготовки специалистов разного профиля, работающих с безнадзорными детьми и подростками–правонарушителями. Государственная поддержка учреждений по профилактике беспризорности позволила расширить их сеть, оснастить необходимым оборудованием, автотранспортом; в результате принятых мер условия проживания воспитанников стала эффективнее осуществляться их социальная адаптация. Реализация Программы позволила стабилизировать показатель количества беспризорных детей и подростков на уровне, не превышающем показателя 2002 года.
Постановлением Правительства РФ была утверждена Федеральная целевая программа «Дети–сироты»[8] (на 2003 – 2006 года). Целью данной программы являлось предупреждение социального сиротства, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечение условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации. Программа «Дети–сироты» предусматривала формирование системы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; реформирование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей; ресурсное обеспечение новых технологий и поддержка региональных проектов.
На основе федеральной целевой программы «дети–сироты» начала развиваться сеть служб по предупреждению социального сиротства, разработано методическое обеспечение этих служб. Был создан и ведется государственный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время банк данных связан компьютерной сетью с 56 регионами РФ. Была проведена работа по созданию системы учета семей потенциальных усыновителей, воспитателей, в результате которой значительно увеличилось число детей, переданных на усыновление, под опеку или попечительство. Развита новая форма устройства детей–сирот – помещение ребенка на воспитание в семьи граждан.
Была внедрена системы учета детей–сирот, разработаны критерии отбора семей, которые могут принять ребенка на воспитание, обеспечение психолого-педагогического сопровождения таких семей, социальной защищенности в ней ребенка, совершенствование оплаты труда приемных родителей.
Правительство Российской Федерации утвердило примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.[9] В своей деятельности центр руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов РФ, Примерным положением и своим уставом. Центр принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, содействует возвращению детей в семьи; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов детей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. № 154 [10], регламентировано образование Межведомственного оперативного штаба по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленных на борьбу с беспризорностью. Межведомственному оперативному штабу предоставилось право заслушивать на своих заседаниях по вопросам работы по предупреждению беспризорности, ежемесячно информировать Комиссию по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ о ходе работы по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Министерство внутренних дел РФ должно обеспечивать координацию деятельности органов внутренних дел субъектов РФ по оперативному выявлению в общественных местах беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, по установлению личности и перевозке несовершеннолетних в учреждения системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, правонарушений по месту их выявления. Министерство здравоохранения РФ осуществляет контроль за медицинским обеспечением беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления разрабатывают и осуществляют дополнительные мероприятия по решению проблем беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, в том числе экстренные меры по выявлению, оказанию медицинской помощи и устройству несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Постановлением Правительства Российской Федерации был утвержден План первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних (на 2004 – 2005 г.)[11]. Правительством было принято решение о создании банка данных о беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, правонарушителях, детях, злоупотребляющих психоактивными веществами, алкоголем и наркотиками; о семьях, находящихся в социально опасном положении. Были подготовлены предложения об усилении ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних. В федеральных органах исполнительной власти РФ организованы «горячие линии» (телефоны доверия) для оперативного решения вопросов по оказанию помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. Разработаны программы взаимодействия государственных органов исполнительной власти с общественными объединениями и религиозными организациями при решении вопросов профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Была организована работа по устройству на воспитание в семьи детей, лишенных родительского попечения. Была создана социальная реклама, пропагандирующая здоровый образ жизни, законопослушное поведение, духовно–нравственные ценности семьи, привлечение детей и подростков к труду и занятиям спортом.
Исходя из вышеперечисленного, можно утверждать, что государством создана нормативно-правовая база по профилактике и борьбе с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних, а также социальной помощи, но необходима поддержка всех ведомств, которые несут ответственность за благополучие и интересы детей. Необходимы материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий для исполнения законов на федеральном уровне.
2.1 Деятельность учреждений решающих проблемы беспризорных и безнадзорных детей.
В системе социальной защиты важное значение играют специализированные учреждения для несовершеннолетних, в задачи которых входит целенаправленная работа по социальной реабилитации дезадаптированных детей.
Сегодня в стране построено более тысячи специализированных учреждений, которые можно условно разделить на три типа.
Первый – это социальный приют, предназначенный не столько для безнадзорных детей (то есть имеющих определенное место жительства и семью), сколько для беспризорников, которые не помнят или не хотят вспоминать, где жили до того, как оказались на улице. В таком приюте ребенок находится до тех пор, пока не установят его личность, не проведут с ним работу по первичной реабилитации и не передадут на руки органам опеки и попечительства с тем, чтобы те определились с его жизнеустройством.