Технология социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть специфику оказания помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним.

Характер темы, ее актуальность обусловили рассмотрение следующих задач:

1)Дать общую характеристику беспризорности, рассмотреть беспризорность как социальную проблему.

2)Рассмотреть причины детской беспризорности и безнадзорности.

3) Рассмотреть нормативно–правовую базу в области социальной защиты беспризорных и безнадзорных детей.

4) Раскрыть роль учреждений, решающих проблемы беспризорных и безнадзорных детей.

4) Рассмотреть технологии работы в деятельности Подразделения по делам несовершеннолетних.

5) Рассмотреть проблему беспризорности и безнадзорности детей в Хабаровском крае.

Содержание

Оглавление 2
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Детская беспризорность как социальная проблема. 6
1.1 Причины детской беспризорности и безнадзорности. 6
1.2 Нормативно–правовая база социальной помощи беспризорным и безнадзорным детям и подросткам. 9
II. Формы и методы социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми. 18
2.1 Деятельность учреждений решающих проблемы беспризорных и безнадзорных детей. 18
2.2 Основные направлений деятельности Подразделения по делам несовершеннолетних 23
III.Детская беспризорность в Хабаровском крае. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая готовая.3.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

    Инспекторы  проводят большую целенаправленную работу с подростками и их родителями, выявляют родителей и лиц их заменяющих, злостно не выполняющих обязанности по воспитанию детей и своим антиобщественным поведением, способствующим совершению правонарушений. В отношении несовершеннолетних совершивших правонарушение или антиобщественные действия, их родителей или законных представителей или должностных лиц, подразделение по делам несовершеннолетних вносит в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ к данным лицам. Подразделение по делам несовершеннолетних принимает непосредственное участие в рассмотрении соответствующими органами и учреждениями материалов о правонарушениях и антиобщественных действиях несовершеннолетних, их родителей или законных представителей.

         Инспектора осуществляют работу, направленную на исполнение комплексных профилактических операций: анализируют результаты; выступают в средствах массовой информации по проблемам профилактики и иных правонарушений несовершеннолетних; планируют, организуют и проводят работу с трудными подростками и неблагополучными семьями; ведут учет и анализ проводимой работы.

      Сотрудники ПДН в своей деятельности оказывают содействие:

    1) администрации образовательных учреждений в организации правовой пропаганды;

    2) органам  опеки и попечительства в выявлении  детей и подростков, оставшихся  без попечения родителей;

    3) подразделениям  ГИБДД и ГПС МВД РФ - в проводимой  ими работе по профилактике  детского дорожно-транспортного травматизма и неосторожного обращения с огнем.

         Совместно с общественными организациями и учреждениями города сотрудники ПДН участвуют в организации и проведении рейдов и операций. Своевременно рассматривают жалобы, заявления граждан, государственных органов и общественных организаций в отношении несовершеннолетних.

    Поступившие в ПДН жалобы и заявления граждан, сообщения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, иных органов и организаций в установленном порядке подлежат учету и регистрации. В ПДН ведется журнал учета результатов проверок деятельности подразделения по делам несовершеннолетних. 

III.Детская беспризорность в Хабаровском крае.

             Проблема детской беспризорности и безнадзорности, возникшая в последнее десятилетие, в российском обществе явление не столь новое, сколько неожиданное. В отличие от прежних периодов, сопровождавшихся войнами, революциями, большими потерями населения, современная беспризорность - феномен мирного времени. Высокие полюса социального и экономического расслоения общества, разрушение прежних социальных ценностей и мотивов поведения незамедлительно отразились на жизнедеятельности незащищенных слоев населения, прежде всего детства.

           Меры профилактики этого социально опасного явления, принимаемые государством в последние годы, не позволяют преодолеть тенденцию на его усиление в стране и многих регионах. По разным оценкам, в стране насчитывается от 1 млн. до 5 млн. безнадзорных и беспризорных детей. Не является исключением и Хабаровский край, где ситуация с детской беспризорностью и безнадзорностью остается напряженной. По данным УВД края, за 2010 год милицией было задержано более одиннадцати тысяч несовершеннолетних "бродяжек" и "попрошаек", из которых более 30% в возрасте до 13 лет. Численность подростков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, увеличилась на 13% по сравнению с 2009 годом и составила 4458 человек. Более 60% из них дети школьного возраста. За пять лет (2005 - 2010 гг.) численность несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел за совершение правонарушений, возросла с 9040 чел. до 11041 чел., то есть на 18,2%. Доля несовершеннолетних в общем числе доставленных в органы внутренних дел края за совершение правонарушений, влекущих меры административного и общественного воздействия, составила в 2005 г. 52% и возросла за пятилетие (2005-2010гг.) почти на 60%.

    Число осужденных подростков в возрасте 14-17 лет возросло с 2005 по 2010 гг. с 1618 до 2589 человек, т.е. на 37,6%. [21]

       Несовершеннолетним, лишенным в силу жизненных обстоятельств детства, государство обязано оказать помощь, создавая новые условия жизни. Они должны обеспечивать удовлетворения основных базовых потребностей детского возраста (питания, одежды, гигиенических условий, защищенности от насилия и т.д.).

      В настоящее время в Хабаровском крае функционируют 70 учреждений общественного воспитания в системе общего образования, социальной защиты населения. В них содержится 4218 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (из них более 70% имеют родителей).

     К таким относятся:

  1. Муниципальное  учреждение социального обслуживания  «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» ,Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.2-ая Артемовская, 2 «а».
  2. Муниципальное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», Хабаровский край, Вяземский муниципальный район, г. Вяземский, ул. Козюкова, д.18.
  3. Муниципальное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»  муниципального района им. Лазо, п. Хор, ул. Менделеева, д. 2 «а»
  4. Муниципальное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Ленинского округа администрации г. Комсомольска-на-Амуре, пр. Московский д.104/3
  5. Государственное специализированное учреждение «Хабаровский краевой социальный приют для детей и подростков», г.Хабаровск, ул. Постышева, д.8.
  6. Муниципальное специализированное учреждение «Социальный приют для детей и подростков» администрации Хабаровского района Хабаровского края, Хабаровский край, Хабаровский муниципальный район, с.Мирное, ул.Рабочая, д.25.
  7. Муниципальное учреждение «Социальный приют для детей и подростков Комсомольского района», Хабаровский край, Комсомольский муниципальный район, с.Хурба-2, ул. Молодежная, д.5.
  8. Муниципальное учреждение «Социальный приют для детей и подростков», Хабаровский край, Нанайский муниципальный район, с.Троицкое, ул.Центральная, д.28.
  9. Муниципальное учреждение «Аяно-Майский социальный приют для детей и подростков  района», Хабаровский край, Аяно-Майский муниципальный район, ул. Пшеничного, д.2.
  10. Муниципальное учреждение «Чумиканский районный социальный приют для детей и подростков», Хабаровский край, Тугуро-Чумиканский  муниципальный район, с.Чумикан, ул.Северная, д.3.

          Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляют профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

          Социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию  несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной помощи государства.

          В целом специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации:

  • обеспечивают временное проживание несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет;
 
  • принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
 
  • оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса в коллективах  сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействуют возвращению в семью;
 
  • содержат  в установленном порядке на полном государственном обеспечении, осуществляют социальную реабилитацию, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
 
  • уведомляют  родителей (законных представителей), органы опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в специализированном учреждении;
 
  • содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей  или иных законных представителей;
 
  • организуют  медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних;
 
  • на основании  проверки целесообразности возвращения  в семьи получателей государственной  услуги, самовольно ушедших из них, приглашают родителей (их законных представителей) для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних;
 
  • на основании  проверки целесообразности возвращения  несовершеннолетних в образовательные  учреждения  для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, или другие детские учреждения, вызывают представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений.
 

     Таким образом, в Хабаровском крае несовершеннолетние дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, получают квалифицированную помощь специалистов, которая способствует регуляции социального поведения, формирования мировоззрения, психосоциальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних и их семьям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

        Изучив  состояние детской беспризорности и безнадзорности, можно сделать выводы, что проблема беспризорности является актуальной как для РФ в целом, так и для каждого отдельного региона (в частности Хабаровского края). Достигнув своего пика, в последние годы, данная проблема привлекла к себе внимание общества и органов государственной власти.

     В системе мер по защите детства  главная роль отводится правовой базе, включающей международное законодательство, государственные законы, местные положения, инструкции, методики, программы.

       Работа Подразделения по делам  несовершеннолетних направлена  на профилактику правонарушений  и бродяжничества, употребление  алкоголем и наркотическими веществами. Подразделение по делам несовершеннолетних осуществляет работу, направленную на исполнение комплексных профилактических операций, анализирует результаты. Выступает в средствах массовой информации по проблемам профилактики преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних. Разрабатывает профилактические мероприятия, которые действуют положительным образом на распространение новых преступлений. Законодательная база ПДН достаточно широка, имеется основа для осуществления работы в отношении несовершеннолетних, профилактики преступлений и употребления наркотическими средствами и алкоголем, но нет условий для осуществления и функционирования системы реабилитации и адаптации несовершеннолетних.

       Предпринимаемые государством меры  по снижению остроты проблемы  детской беспризорности хотя  и привели к некоторым изменениям  в данном вопросе, но явно недостаточны, т.к. беспризорных детей не стало меньше.

     Очевиден  и тот факт, что именно семья  со всем своим комплексом проблем  является одним из главных источников появления беспризорности и безнадзорности. Поэтому необходимо совершенствовать государственную политику в отношении семьи, т.к. именно работа с семьей, поддержка ее на всех уровнях – государственном, местном – является главным условием профилактики беспризорности.

     Каждое  из приведенных направлений деятельности социальной работы с беспризорными имеет свой потенциал в решении проблемы. Успех в деле предупреждения и преодоления социально – негативного поведения несовершеннолетних во многом будет зависеть от того, в какой степени все изложенные направления найдут себя в реализации на практике.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Газета  «Московский комсомолец», февраль 2002  г.
  2. Об основных гарантиях прав ребенка в РФ: ФЗ от 24.07.1998 № 124 / Собрание Законодательства РФ. – 1998. - № 31 – ст. 3802.
  3. Семейный кодекс РФ – М.: «Приор», 2002. – 64 с.
  4. О дополнительных гарантиях по защите детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей: ФЗ от 21.12.1996. № 159 – ФЗ// СЗ РФ. – 2003. - № 2. – ст. 160.
  5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: ФЗ от 24.06.99. № 120
  6. О федеральной целевой программе Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (на 2003-2006 г. г): Постановление Правительства от 13.03.2002 № 292-р – ст. 3984.
  7. О федеральной целевой программе Дети сироты (на 2003-2006 г. г): Постановление Правительства от 25.08.2002 № 625  – ст.3712.
  8. Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: Постановление Правительства от 27.11.2000 № 896// Работник социальной службы. – 2001. - № 2. – с. 130.
  9. О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних: Постановление Правительства от 13.03.2002 № 154 // Работник социальной службы. – 2002. - № 2. – с. 85.
  10. Об утверждении Плана первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности несовершеннолетних (на 2004-2005г.г): Постановление Правительства от13.03.2004 № 154// Работник социальной службы. – 2002. - № 3. –с.83-87.
  11. О мерах совершенствования деятельности ОВД по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних: Приказ МВД № 180 от 18.08.88 г.
  12. Об утверждении инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: Приказ МВД России № 569 от 26.05.2000г.
  13. Абатурова, Л.Г. Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России.
  14. Байков, Н.М. Детская беспризорность и безнадзорность: состояние и проблемы: Учебное пособие– Хабаровск.: ДВАГС, 2003.- 256 с.
  15. Балыбердин, В.И. Учреждения социального обслуживания: проблемы, методика, опыт/2001 г.
  16. Блохина, С.И. К вопросу об организациях детских реабилитационных центров в России/ Российский журнал социальной работы. – 2001. - № 4. – с. 23-34.
  17. Брутман, В. Причины социального сиротства/ Социальная работа. – 2003. - № 2. – с. 105-110.
  18. Горина, Н.В. Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних в России– 2003. - № 2. – с. 32-35.
  19. Иващенко, Г.Г. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях. 2002. – 432 с.
  20. "Информационно-консультативный ресурс по проблемам социального обслуживания семьи и детей" http://deti.mednet.ru/Region_Anket/Xabarov/02.htm.
  21. Исследование: Детская беспризорность в Хабаровском крае: состояние и проблемы. Опрос детей и подростков. ДВАГС. – 2010 г.
  22. Павленок, П.Д. Основы социальной работы: Учебник/ 2000. – 368 с.
  23. Садков, Е.В. Маргинальность и преступность/ Социс. – 2000. - № 3. – С. 43-47.
  24. Социальная реабилитация безнадзорных детей и несовершеннолетних с девиантным поведением: Учебно-методическое пособие/ МГСУ «Союз», 2002. – 321 с.
  25. Социальные и психолого-педагогические проблемы воспитания детей: Сб. статей/ Е.А. Воронова, В.Е. Смирнова. – СПб.: Изд–во С.-Петерб. ун-та, 2001. –200 с.
  26. Харичкин, Е.А. Социальные приюты и пути решения проблемы социального сиротства / Работник социальной службы. – 2001. - № 2. – с. 54-57.
  27. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы: Учебник/ Е.И. Холостова. 2002.- 340 с.
  28. Шахина, Н.А. Деятельность органов государственной власти по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних/ Социальная работа. – 2004. - № 2. – с. 32-41.

Информация о работе Технология социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками