Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:28, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть специфику оказания помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним.
Характер темы, ее актуальность обусловили рассмотрение следующих задач:
1)Дать общую характеристику беспризорности, рассмотреть беспризорность как социальную проблему.
2)Рассмотреть причины детской беспризорности и безнадзорности.
3) Рассмотреть нормативно–правовую базу в области социальной защиты беспризорных и безнадзорных детей.
4) Раскрыть роль учреждений, решающих проблемы беспризорных и безнадзорных детей.
4) Рассмотреть технологии работы в деятельности Подразделения по делам несовершеннолетних.
5) Рассмотреть проблему беспризорности и безнадзорности детей в Хабаровском крае.
Оглавление 2
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Детская беспризорность как социальная проблема. 6
1.1 Причины детской беспризорности и безнадзорности. 6
1.2 Нормативно–правовая база социальной помощи беспризорным и безнадзорным детям и подросткам. 9
II. Формы и методы социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми. 18
2.1 Деятельность учреждений решающих проблемы беспризорных и безнадзорных детей. 18
2.2 Основные направлений деятельности Подразделения по делам несовершеннолетних 23
III.Детская беспризорность в Хабаровском крае. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Инспекторы проводят большую целенаправленную работу с подростками и их родителями, выявляют родителей и лиц их заменяющих, злостно не выполняющих обязанности по воспитанию детей и своим антиобщественным поведением, способствующим совершению правонарушений. В отношении несовершеннолетних совершивших правонарушение или антиобщественные действия, их родителей или законных представителей или должностных лиц, подразделение по делам несовершеннолетних вносит в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ к данным лицам. Подразделение по делам несовершеннолетних принимает непосредственное участие в рассмотрении соответствующими органами и учреждениями материалов о правонарушениях и антиобщественных действиях несовершеннолетних, их родителей или законных представителей.
Инспектора осуществляют работу, направленную на исполнение комплексных профилактических операций: анализируют результаты; выступают в средствах массовой информации по проблемам профилактики и иных правонарушений несовершеннолетних; планируют, организуют и проводят работу с трудными подростками и неблагополучными семьями; ведут учет и анализ проводимой работы.
Сотрудники ПДН в своей деятельности оказывают содействие:
1) администрации образовательных учреждений в организации правовой пропаганды;
2) органам
опеки и попечительства в
3) подразделениям ГИБДД и ГПС МВД РФ - в проводимой ими работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и неосторожного обращения с огнем.
Совместно с общественными организациями и учреждениями города сотрудники ПДН участвуют в организации и проведении рейдов и операций. Своевременно рассматривают жалобы, заявления граждан, государственных органов и общественных организаций в отношении несовершеннолетних.
Поступившие
в ПДН жалобы и заявления граждан,
сообщения органов исполнительной власти
и органов местного самоуправления, общественных
объединений, иных органов и организаций
в установленном порядке подлежат учету
и регистрации. В ПДН ведется журнал учета
результатов проверок деятельности подразделения
по делам несовершеннолетних.
Проблема детской беспризорности и безнадзорности, возникшая в последнее десятилетие, в российском обществе явление не столь новое, сколько неожиданное. В отличие от прежних периодов, сопровождавшихся войнами, революциями, большими потерями населения, современная беспризорность - феномен мирного времени. Высокие полюса социального и экономического расслоения общества, разрушение прежних социальных ценностей и мотивов поведения незамедлительно отразились на жизнедеятельности незащищенных слоев населения, прежде всего детства.
Меры профилактики этого социально опасного явления, принимаемые государством в последние годы, не позволяют преодолеть тенденцию на его усиление в стране и многих регионах. По разным оценкам, в стране насчитывается от 1 млн. до 5 млн. безнадзорных и беспризорных детей. Не является исключением и Хабаровский край, где ситуация с детской беспризорностью и безнадзорностью остается напряженной. По данным УВД края, за 2010 год милицией было задержано более одиннадцати тысяч несовершеннолетних "бродяжек" и "попрошаек", из которых более 30% в возрасте до 13 лет. Численность подростков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, увеличилась на 13% по сравнению с 2009 годом и составила 4458 человек. Более 60% из них дети школьного возраста. За пять лет (2005 - 2010 гг.) численность несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел за совершение правонарушений, возросла с 9040 чел. до 11041 чел., то есть на 18,2%. Доля несовершеннолетних в общем числе доставленных в органы внутренних дел края за совершение правонарушений, влекущих меры административного и общественного воздействия, составила в 2005 г. 52% и возросла за пятилетие (2005-2010гг.) почти на 60%.
Число осужденных подростков в возрасте 14-17 лет возросло с 2005 по 2010 гг. с 1618 до 2589 человек, т.е. на 37,6%. [21]
Несовершеннолетним, лишенным в силу жизненных обстоятельств детства, государство обязано оказать помощь, создавая новые условия жизни. Они должны обеспечивать удовлетворения основных базовых потребностей детского возраста (питания, одежды, гигиенических условий, защищенности от насилия и т.д.).
В настоящее время в Хабаровском крае функционируют 70 учреждений общественного воспитания в системе общего образования, социальной защиты населения. В них содержится 4218 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (из них более 70% имеют родителей).
К таким относятся:
Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляют профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной помощи государства.
В целом специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации:
Таким образом, в Хабаровском крае несовершеннолетние
дети, оказавшиеся в трудной жизненной
ситуации, получают квалифицированную
помощь специалистов, которая способствует
регуляции социального поведения, формирования
мировоззрения, психосоциальной реабилитации
и адаптации несовершеннолетних и их семьям.
Изучив состояние детской беспризорности и безнадзорности, можно сделать выводы, что проблема беспризорности является актуальной как для РФ в целом, так и для каждого отдельного региона (в частности Хабаровского края). Достигнув своего пика, в последние годы, данная проблема привлекла к себе внимание общества и органов государственной власти.
В системе мер по защите детства главная роль отводится правовой базе, включающей международное законодательство, государственные законы, местные положения, инструкции, методики, программы.
Работа Подразделения по делам
несовершеннолетних направлена
на профилактику
Предпринимаемые государством
Очевиден и тот факт, что именно семья со всем своим комплексом проблем является одним из главных источников появления беспризорности и безнадзорности. Поэтому необходимо совершенствовать государственную политику в отношении семьи, т.к. именно работа с семьей, поддержка ее на всех уровнях – государственном, местном – является главным условием профилактики беспризорности.
Каждое из приведенных направлений деятельности социальной работы с беспризорными имеет свой потенциал в решении проблемы. Успех в деле предупреждения и преодоления социально – негативного поведения несовершеннолетних во многом будет зависеть от того, в какой степени все изложенные направления найдут себя в реализации на практике.