Технология социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть специфику оказания помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним.

Характер темы, ее актуальность обусловили рассмотрение следующих задач:

1)Дать общую характеристику беспризорности, рассмотреть беспризорность как социальную проблему.

2)Рассмотреть причины детской беспризорности и безнадзорности.

3) Рассмотреть нормативно–правовую базу в области социальной защиты беспризорных и безнадзорных детей.

4) Раскрыть роль учреждений, решающих проблемы беспризорных и безнадзорных детей.

4) Рассмотреть технологии работы в деятельности Подразделения по делам несовершеннолетних.

5) Рассмотреть проблему беспризорности и безнадзорности детей в Хабаровском крае.

Содержание

Оглавление 2
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Детская беспризорность как социальная проблема. 6
1.1 Причины детской беспризорности и безнадзорности. 6
1.2 Нормативно–правовая база социальной помощи беспризорным и безнадзорным детям и подросткам. 9
II. Формы и методы социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми. 18
2.1 Деятельность учреждений решающих проблемы беспризорных и безнадзорных детей. 18
2.2 Основные направлений деятельности Подразделения по делам несовершеннолетних 23
III.Детская беспризорность в Хабаровском крае. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая готовая.3.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

    Основной  задачей приюта является оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной  ситуации. Приют осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями. Целью приютов является социальная реабилитация беспризорных детей и подростков, то есть организация их временного проживания, оказание психолого-педагогической, медицинской и правовой помощи и их дальнейшее жизнеустройство. В приюты поступают дети и подростки по направлению комиссий по делам несовершеннолетних, комитетов по делам семьи и их учреждений, органов образования, здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты населения, по предоставлению сотрудников самих приютов, а также по личной просьбе несовершеннолетних, нуждающихся в социальной защите.

          Большинство приютов являются муниципальными учреждениями, содержащимися за счет бюджетных средств. Главное отличие приютов от детских домов заключается в том, что приюты – это учреждения временного пребывания детей сроком до 6 месяцев, в течение которых ребенку подыскиваются усыновители, опекуны или приемная семья либо проводится работа по ликвидации кризисной ситуации в его родной семье, куда он может быть возвращен.

          Второй тип подобного учреждения - это так называемый социально-реабилитационный центр, в основном ориентированный на работу с безнадзорным ребенком. Здесь работают с теми детьми, которые еще живут в семье, (или же появляются там время от времени), но имеют те или иные проблемы, которые самостоятельно разрешить не могут. Им необходима помощь психолога, социолога, педагога, а иногда и вмешательство соответствующих органов (если жизнь и здоровье ребенка в семье находится под реальной постоянной угрозой).

      Центры осуществляют свою деятельность по разным направлениям:

    1) профилактика  безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидации трудной ситуации в семье ребенка;

    2) обеспечение  несовершеннолетним временного  проживания на полном государственном  обеспечении до определения и осуществления совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства; 3) обеспечение доступной и своевременной квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи детям, имеющим различные формы дезадаптпции, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.

    Основными задачами центра являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а  также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

        Особое место в успешной социализации безнадзорного ребенка отводится сохранению родственных отношений с семьей. С этой целью специалисты центра работают по трем основным направлениям: возвращение подростка в родную семью, поиск для него попечительской семьи, создание атмосферы в самом учреждении.

        Наилучшим вариантом работы специалистов центра является возвращение ребенка в родную семью, но это возможно лишь, когда в семье создан приемлемый психологический климат и когда родителями осознано понимание ценности ребенка.

    Центры  рассчитаны на 5-10 тысяч детей и  могут включать в себя следующие  отделения:

    1) приемное  отделение;

    2) отделение  диагностики социальной дезадаптации;

    3) отделение  реализации программ социальной  реабилитации;

    4) отделение социально-правовой помощи;

    5) семейная  воспитательная группа.

        В отделении диагностики социальной дезадаптации выявляют и анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения подростка; разрабатываются индивидуальные программы его социальной реабилитации. На основе этих данных создается индивидуальная программа реабилитации.

       Отделение социально-правовой помощи осуществляет защиту прав и законных интересов воспитанников, в том числе находящихся в семейных воспитательных группах; оказывает содействие органам опеки и попечительства в дальнейшем жизнеустройстве воспитанников; формирует банк данных о возможных усыновителях, попечителях, опекунах, приемных семьях; организует психолого-педагогическую и правовую подготовку к приему в семью неродных детей и наблюдает за адаптацией несовершеннолетних к новой обстановке.

    Семейная  воспитательная группа – самое сложное  направление деятельности Центра. Социальная реабилитация в Центре ориентирована  на решение семейных проблем ребенка. Работа с конфликтными семьями основана на взаимодействии с психологами на уровне консультирования; работа с аморальными семьями ведется на уровне социального патронажа.

         После возвращения детей из центра в семью с учетом результатов консилиума определяется один из видов социального патронажа: экстренный (2 раза в неделю), срочный (1 раз в неделю), обычный (1 раз в месяц), контрольный (1 раз в 3-6 месяцев).

        Таким образом, реабилитационная работа строится, исходя из личности ребенка, находящегося в центре, и направлена на создание условий, способствующих вовлечению детей и подростков в нормальный жизненный процесс, выводу ребенка из тяжелой жизненной ситуации, восстановлению нарушенных связей с семьей, решению дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего.

         Наиболее существенную поддержку семьям с детьми могут оказать центры социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД), где в основном содержаться дети, родителей которых собираются решить родительских прав. Процесс этот бывает достаточно долгим, ребенка же необходимо забрать из опасного места, в которое превратился его собственный дом, причем, как можно скорее. По стране их еще очень не много - не более 50. Так что основная работа проводиться в социальных приютах и в социально-реабилитациоонных центрах. В структуру которых входят различные подразделения социально-экономической, психолого-педагогической, медико-социальной помощи, профилактики беспризорности детей и подростков и экстренной психологической помощи («телефон доверия»).     В Центре СПСиД работают квалифицированные специалисты: педагоги, психологи, врачи (педиатр, психотерапевт, нарколог), юрисконсультант, специалисты по социальной работе и многие другие. Наличие специалистов разного профиля позволяет в комплексе помогать каждой конкретной семье в преодолении трудных жизненных ситуаций. Семьям, находящимся в социально-опасном положении, оказывается разнообразная адресная помощь.

    Основными задачами центра являются временное  содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем устройстве. Центр, так же как и приют, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел.

        Успешно действуют Психологические центры помощи несовершеннолетним, реабилитационные центры для несовершеннолетних, которые оказывают помощь родителям и детям, нуждающимся в медико-психологической реабилитации.

    Общественные  организации предпринимают меры для уменьшения роста беспризорности и улучшения положения детей, содействуют профилактике детей беспризорников, социальной поддержке, адаптации и реабилитации. Они организуют питание детей, их временное содержание, оказывают медицинскую и психологическую помощь, создают детские дома и приюты, в том числе семейного типа. 
     
     
     
     
     
     
     
     

2.2 Основные направлений деятельности Подразделения по делам несовершеннолетних

            Комиссии по делам несовершеннолетних обладают широким диапазоном мер для предупреждения правонарушений детей и подростков. Они наделены полномочиями по применению мер воздействия не только к несовершеннолетним, но и к их родителям, виновным в неправильном воспитании детей, к другим лицам, оказывающим отрицательное влияние на подрастающее поколение. В системе ранней профилактики правонарушений комиссии играют ключевую роль, поскольку именно они осуществляют руководство и координацию всей воспитательно-профилактической деятельности в районе, которой также занимаются школы, ПТУ, внешкольные учреждения, спецшколы,- инспекции по делам несовершеннолетних органов МВД. В целях совершенствования деятельности подразделения по делам несовершеннолетних по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов МВД РФ принят приказ от 13 мая 2003г. № 323дсп «Об утверждении Наставления о порядке взаимодействия сотрудников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». Настоящее наставление определяет основные формы и порядок взаимодействия сотрудников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел в пределах, установленных законодательством РФ полномочий, общих задач и функций, связанных с предупреждением, раскрытием и расследованием преступлений несовершеннолетних, профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов. 
     

    Инспектор ПДН в соответствии с законодательством  [12] имеет право: посещать несовершеннолетних по месту жительства, учебы, работы, беседовать с несовершеннолетним и родителями; вызывать несовершеннолетних и родителей для выяснения обстоятельств; участвовать в обсуждении поведения несовершеннолетних и их родителей; в установленном порядке доставлять несовершеннолетних в органы внутренних дел. Для обеспечения эффективной работы инспектор по делам несовершеннолетних обязан знать: численность и состав населения до 18 лет; руководителей местных органов самоуправления, органы, которые ведут работу с детьми; статистические данные о правонарушениях; сведения об образе жизни и связях несовершеннолетних; информацию о профилактике.

       Специфика Подразделения по делам несовершеннолетних состоит в проведении индивидуальной работы в отношении несовершеннолетних:

    1) употребляющих  наркотические средства или психотропные  вещества без назначения врача  либо употребляющих одурманивающие  вещества;

    2) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

    3) совершивших  правонарушение до достижения  возраста, с которого наступает  административная ответственность; 

    4) не  подлежащих уголовной ответственности  в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

    5) обвиняемых  или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

    6) условно–досрочно  освобожденных от отбывания наказания,  освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

    7) родителей  или законных представителей несовершеннолетних, которые употребляют наркотические вещества, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних и отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

    8) других  несовершеннолетних, их родителей или законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя.

        Подразделение по делам несовершеннолетних осуществляет различные мероприятия по комплексному решению задач по предупреждению преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних:

    1) проводит  анализ и прогноз состояния подростковой преступности с целью совершенствования работы по предупреждению и пресечению преступлений несовершеннолетних;

    2) реализует  комплексные и целевые операции  по профилактике преступности, либо пресечению отдельных категорий преступлений путем информирования через СМИ населения об обстановке, состоянии работы и мерах по борьбе с преступностью, способах и средствах правомерной защиты от преступных посягательств.

         Подразделение по делам несовершеннолетних взаимодействует и осуществляет обмен информацией с подразделениями и службами ОВД, другими правоохранительными органами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, Комиссией по делам несовершеннолетних, Комитетом по делам молодежи, Социальной защитой населения, а также учреждениями, входящими в систему профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних.

Информация о работе Технология социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками