Технология социальной работы с инвалидами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 08:23, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучить особенности социальной работы с инвалидами.

Задачи курсовой работы:
Рассмотреть понятие инвалид и причины инвалидности.
Изучить специфику проблем инвалида с обществом.
Охарактеризовать технологии социальной работы с инвалидами.

Содержание

Введение ………………………………………………..………………….…… 3

Глава 1. Теоретические основы изучения социальной помощи с инвалидами

1.1 Инвалиды как объект социальной работы в современном обществе……………..……………………………………………..……….5

1.2 Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с инвалидами…………………………………………………….…………...7

1.3 Проблемы инвалидов в современном обществе…………………………………………………..….……………10

Глава 2. Технология социальной работы с инвалидами

2.1. Формы и методы решения социальных проблем инвалидов…………………….……………………………………….……16

2.2. Роль социального работника в реабилитации инвалидов.....................................................................................................20

Заключение……………………………………………………………….………27

Список информационных источников……………………………..…………28

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯТехнология социальной работы с инвалидами.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

    Существенные  вопросы социальной зашиты инвалидов  получили правовую базу в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Закон определяет полномочия органов государственной власти (федеральных и субъектов Российской Федерации) в области социальной защиты инвалидов. Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, которая на основании комплексного обследования человека устанавливает характер и степень заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов, дает медико-социальные заключения, принимает решения, обязательные для государственных органов, предприятий и организаций независимо от формы собственности.

    Таким образом, с целью оказания квалифицированной  помощи инвалидам, социальный работник обязан знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус инвалида, его права на получение различных льгот и выплат и т. д. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.). Существенные вопросы социальной зашиты инвалидов получили правовую базу в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Издающиеся законы определяют отношение общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством. Следует заметить, что многие положения этих законов создают надежное правовое поле жизнедеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей стране. Социальному работнику также необходимо знать и проблемы, не решенные законодательством или решенные, но не реализуемые в практической деятельности.

    1.3. Проблемы инвалидов в современном обществе 

    1. Социально-бытовые проблемы

      Проблема социально-бытовой адаптации  инвалидов к условиям жизни  в обществе является одной  из важнейших граней общей  интеграционной проблемы. Среди  социально - бытовых проблем выделяют:

    1. Ограничение функций самообслуживания:

    - способность самостоятельно одеваться;

    - принимать пищу;

    - соблюдать личную гигиену;

    - самостоятельно передвигаться;

    - самостоятельно садиться или вставать.

     2. Ограничение осуществления социальной  роли, которая был до наступления инвалидности:

     - ограничение социальной роли  в семье;

     - ограничение социальных контактов;

     - ограничение или невозможность  трудиться.

      Потребности инвалидов можно  условно подразделить на две  группы:

      – общие, т.е. аналогичные нуждам  остальных граждан и

     - особые, т.е. потребности, вызванные  той или иной болезнью.

      Наиболее типичными из “особых” потребностей инвалидов являются следующие:

     - в восстановлении (компенсации) нарушенных  способностей к различным видам  деятельности;

     - в передвижении;

     - в общении; 

    - в  свободном доступе к объектам  социально-бытовой, культурной и  др. сферы;

     - в возможности получать знания; - в трудоустройстве;

     - в комфортных бытовых условиях;

    - в социально-психологической адаптации;

     - в материальной поддержке.

    Удовлетворение  перечисленных потребностей – непременное  условие успешности всех интеграционных мероприятий в отношении инвалидов. В социально-психологическом плане  инвалидность ставит перед человеком  множество проблем, поэтому необходимо особо выделить социально-психологические аспекты лиц с ограниченными возможностями.

    2. Психологические проблемы.

    Одним из главных показателей социально-психологической  адаптации лиц с ограниченными  возможностями  является их отношение  к собственной жизни. Практически  половина инвалидов оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное. Около трети инвалидов характеризуют свою жизнь как вполне приемлемую. Причём понятие “удовлетворённость-неудовлетворённость жизнью” зачастую сводится к плохому или стабильному материальному положению инвалида.

      Немаловажным элементом психологического  самочувствия лиц с ограниченными  возможностями является их самовосприятие. Только каждый десятый инвалид  считает себя счастливым. Треть  инвалидов считает себя пассивными. Каждый шестой признавает себя малообщительным. Четверть инвалидов считают себя грустными.

      В настоящее время процесс  социально-психологической адаптации  инвалидов затруднён, поскольку:

     - удовлетворённость жизнью у  инвалидов низка (причём, по результатам  наблюдений московских и ярославских специалистов, этот показатель имеет отрицательную динамику);

    - самооценка также имеет отрицательную  динамику;

     - существенные проблемы встают  перед инвалидами в области  взаимоотношений с окружающими; - эмоциональное состояние инвалидов  характеризуется тревожностью и неуверенностью в будущем, пессимизмом.

      Наиболее неблагополучна в социально-психологическом  смысле группа, где наблюдается  сочетание разных неблагоприятных  показателей (низкой самооценки, настороженности к окружающим, неудовлетворённости жизнью и т.п.). В эту группу входят люди с плохим финансовым положением и жилищными условиями, одинокие инвалиды, инвалиды 3 группы, особенно безработные, инвалиды с детства (например, больные ДЦП).

      3. Проблемы получения образования.

    В современном мире образование выступает в качестве одного из основных факторов сохранения и изменения социальной структуры общества, а также социальной, профессиональной мобильности личности. Образование как фактор мобильности в значительной степени повышает возможности восхождения по социальной лестнице, а в целом ряде случаев является его условием.

      Это относится как к обычным  людям, так и к людям с  ограниченными возможностями, инвалидностью.  В соответствии с Федеральным  Законом "Об образовании", инвалиды 1-ой и 2-ой групп, а также инвалиды детства имеет право на внеконкурсное поступление в государственные высшие учебные заведения, при сдаче вступительных экзаменов на положительные оценки. Но, поступив в ВУЗ, большинство молодёжи с инвалидностью не имеют возможности реализовать своё законное право на получение образования и последующее трудоустройство. Прежде всего, из-за отсутствия вспомогательных технологий и условий для обучения инвалидов. Системе дополнительного образования (далее - ДО) отводится особая роль в связи с ее способностью реагировать на изменение профессиональных потребностей людей, рыночной потребности в специалистах различного уровня, адаптировать образовательные ресурсы к актуальным нуждам потенциальных потребителей В широком смысле ДО представляет собой процесс реализации дополнительных программ обучения, образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных программ в интересах личности, общества, государства. Рассмотрим  ДО, которое ориентировано на конкретную социальную группу - инвалидов. В настоящее время, по данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается более 500 млн. инвалидов. В России их более 13 млн., что говорит о масштабности рассматриваемой проблемы. Из них - более 5 млн. в возрасте от 20 до 50 лет, 80% которых хотели бы работать, но в связи с недоступностью рынка образовательных услуг не могут этого сделать. В результате только 5% инвалидов трудоспособного возраста в нашей стране имеют работу. Анализ системы ДО позволяет выделить в его структуре два направления: первое - досуговое (музыкальное образование, художественное, спортивное и т.п.), второе - профессиональное образование, направленное на получение человеком новой специальности, повышение профессиональной квалификации, переподготовку специалиста. Первое можно рассматривать также и как образование "для себя", развитие своего творческого потенциала, потому что реализация его программ в основном связана с развитием у человека креативных способностей, раскрытием личностных ресурсов, природных задатков. Потребление программ ДО второго типа - профессионального, прежде всего, связано с самосовершенствованием личности в профессиональном плане, потребностью в достижении карьерных целей, либо изменением своего положения на рынке труда. По виду участия обучаемого в программе ДПО рассматриваются три основных: стажировка, повышение квалификации, профессиональная переподготовка. Для людей с ограниченными возможностями здоровья получение образования и приобретение профессии - это эффективное средство социализации, социокультурной и экономической мобильности.

    4. Проблемы трудоустройства.

      Экономические, социальные и политические  преобразования, происходящие в  России, в конечном итоге должны  быть направлены на обеспечение  баланса прав, обязанностей и интересов граждан, что является одним из гарантов стабильности общества и снижения социальной напряженности. В определенной мере этот баланс будет выдержан при создании условий, когда человек может сам распоряжаться своей судьбой, иметь материальную независимость и реализовывать способность к самообеспечению, без ущемления интересов сограждан. Одно из главных условий - обеспечение права человека на труд.

    Трудовая  деятельность определяет взаимоотношения  членов общества. Инвалид обладает в сравнении со здоровым человеком ограниченной возможностью трудиться. При этом в условиях рыночной экономики он должен быть конкурентоспособным по сравнению с другими членами общества и на равных началах выступать на рынке труда. Очевидно, что проблема профессиональной реабилитации становится весьма актуальной. Существующая система трудоустройства в условиях рыночной экономики еще не отлажена и нуждается в совершенствовании. Сложившаяся система помощи инвалидам в России никогда не была ориентирована на их интеграцию в общество. Многие годы основными принципами государственной политики в отношении инвалидов были компенсация и изоляция. Приоритетным направлением реформирования государственной политики должна стать их реабилитация.

      Для осуществления реформы нужны  новые специалисты, обладающие принципиально новым взглядом на инвалидов. Такие специалисты должны непременно обладать способностью сострадать и быть профессионалами супервысокого класса, а также иметь достойную материально-техническую базу для осуществления своей деятельности. Труд инвалидов имеет важное социально-психологическое и морально-этическое значение, способствуя утверждению личности, устранению психологических барьеров, улучшению материального положения инвалидов и их семей, вносит определенный вклад в экономику страны. Рынок же труда инвалидов как специфический сегмент общего рынка труда характеризуется большой деформированностью: на фоне высокого спроса инвалидов на рабочие места практически отсутствует их предложение. Для его развития требуется корректировка извне. Анализ государственных мер в области занятости инвалидов (квотирование рабочих мест, штрафные санкции) выявил их неэффективность. 

    Глава 2. Технология социальной работы с инвалидами

    2.1. Формы и методы решения социальных проблем инвалидов 

    Исторически понятия «инвалидность» и «инвалид» в России связывались с понятиями «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. С начала 90-х годов традиционные принципы государственной политики, направленной на решение проблем инвалидности и инвалидов в связи со сложной социально-экономической ситуацией в стране утратили свою эффективность.

    В целом инвалидность как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора, включает в себя несколько основных аспектов: правовой; социально-средовой; психологический, общественно-идеологический аспект, анатомо-функциональный аспект.

    Правовой  аспект решения проблем  инвалидов.

    Правовой  аспект предполагает обеспечение прав, свобод и обязанностей инвалидов. Президентом России подписан Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Тем самым особо уязвимой части нашего общества даны гарантии социальной защиты. Инвалидам предоставляются права на определенные условия для получения образования; обеспечение средствами передвижения; на специализированные жилищные условия; первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, и другие. Инвалиды имеют право на дополнительную жилплощадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным правительством РФ.

    Социально-средовой аспект.

    Социально-средовой включает в себя вопросы, связанные  с микросоциальной средой (семья, трудовой коллектив, жилище, рабочее место и т.д.) и макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды, социальные группы, рынок труда и т.д.).

    Особую  категорию "объектов" обслуживания социальными работниками представляет семья, в которой имеется инвалид, нуждающийся в посторонней помощи. Семья такого рода является микросредой, в которой живет нуждающийся в социальной поддержке человек. Он как бы вовлекает ее в орбиту обостренной потребности в социальной защите. Принадлежность инвалида к той или иной группе связана с характером льгот и привилегий. Роль социального работника состоит в том, чтобы, опираясь на осведомленность в этом вопросе, способствовать реализации льгот в соответствии с существующим законодательством. При подходе к организации работы с семьей, имеющей инвалида для социального работника важно определить социальную принадлежность этой семьи, установить ее структуру, (полная, неполная). Оказалось, что роль социального работника как организатора, посредника, исполнителя наиболее значима для этих семей в таких сферах: морально-психологическая поддержка, медицинская помощь, социально-бытовое обслуживание. Таким образом, оказалось, что наибольшая нуждаемость в социальной защите всех семей в настоящее время группируется вокруг социально-бытовых проблем, наиболее уязвимые с точки зрения социальной защиты одинокие нетрудоспособные граждане нуждаются в доставке продуктов и медикаментов, уборке квартиры, прикреплении к центрам социального обслуживания.

Информация о работе Технология социальной работы с инвалидами