Технология социальной работы с инвалидами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 08:23, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучить особенности социальной работы с инвалидами.

Задачи курсовой работы:
Рассмотреть понятие инвалид и причины инвалидности.
Изучить специфику проблем инвалида с обществом.
Охарактеризовать технологии социальной работы с инвалидами.

Содержание

Введение ………………………………………………..………………….…… 3

Глава 1. Теоретические основы изучения социальной помощи с инвалидами

1.1 Инвалиды как объект социальной работы в современном обществе……………..……………………………………………..……….5

1.2 Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с инвалидами…………………………………………………….…………...7

1.3 Проблемы инвалидов в современном обществе…………………………………………………..….……………10

Глава 2. Технология социальной работы с инвалидами

2.1. Формы и методы решения социальных проблем инвалидов…………………….……………………………………….……16

2.2. Роль социального работника в реабилитации инвалидов.....................................................................................................20

Заключение……………………………………………………………….………27

Список информационных источников……………………………..…………28

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯТехнология социальной работы с инвалидами.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

    Психологический аспект.

    Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориентацию самого инвалида, так и эмоционально-психологическое восприятие проблемы инвалидности обществом. Инвалиды относятся к категории так называемого маломобильного населения, и является наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира, как вследствие имеющихся недугов, так и в результате неприспособленности окружающей среды для инвалидов на кресло-колясках, при разрыве привычного общения в связи с выходом на пенсию, при наступлении одиночества в результате потери супруга, при заострении характерологических особенностей в результате развития склеротического процесса, характерного для пожилых людей. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения.

    Общественно-идеологический аспект.

    Общественно-идеологический аспект определяет содержание практической деятельности государственных институтов и формирования государственной  политики в отношении инвалидов и инвалидности. В этом смысле необходимо отказаться от господствующего взгляда на инвалидность, как показателя здоровья населения, а воспринимать его как показатель эффективности социальной политики, и осознавать, что решение проблемы инвалидности — во взаимодействии инвалида и общества.

    Развитие  социальной помощи на дому является не единственной формой социального обслуживания нетрудоспособных граждан. С 1986 года начали создаваться так называемые Центры социального обслуживания пенсионеров, в состав которых помимо отделений социальной помощи на дому вошли совершенно новые структурные подразделения — отделения дневного пребывания. Целью организации таких отделений было создание своеобразных центров досуга для пожилых людей, независимо от того, проживают они в семьях или одиноки. Основной задачей деятельности таких отделений является помощь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию.

    В последние годы в ряде Центров  социального обслуживания появилось  новое структурное подразделение  — Служба срочной социальной помощи. Она предназначена для оказания неотложной помощи разового характера, остро нуждающихся в социальной поддержке. Организация такой службы была вызвана изменением социально-экономической и политической ситуации в стране, появлением большого числа беженцев из горячих точек бывшего Советского Союза, бомжей, а также необходимостью оказывать срочную социальную помощь гражданам, оказавшимся в экстремальных ситуациях в связи с природными катаклизмами и т.д.

    Анатомо-функциональный аспект.

    Анатомо-функциональный аспект инвалидности предполагает формирование такой социальной среды, которая  выполняла бы реабилитационную функцию и способствовала развитию реабилитационного потенциала инвалида. Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы компенсации и адаптации. Таким образом, смысл реабилитации инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения.

    Комплексное решение проблемы инвалидности.

    Комплексное решение проблемы инвалидности предполагает ряд мероприятий. Надо начать с изменения  содержания базы данных об инвалидах в государственной статистической отчетности с акцентом на отражение структуры потребностей, круга интересов, уровня притязаний инвалидов, их потенциальных способностей и возможностей общества, с внедрения современных информационных технологий и техники для принятия объективных решений.

    Необходимо  также создавать систему комплексной  многопрофильной реабилитации, направленную на обеспечение относительно независимой  жизнедеятельности инвалидов. Крайне важно развитие промышленной основы и подотрасли системы социальной защиты населения, производящей изделия, облегчающие быт и труд инвалидов. Должен появиться рынок реабилитационных изделий и услуг, определяющий спрос и предложение на них, формирующий здоровую конкуренцию и способствующий адресному удовлетворению потребностей инвалидов. Не обойтись без реабилитационной социально-средовой инфраструктуры, способствующей преодолению инвалидами физических и психологических барьеров на путях восстановления связей с окружающим миром.

    И, конечно же, нужна система подготовки специалистов, владеющих методами реабилитационно-экспертной диагностики, восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной деятельности, способами формирования механизмов макросоциального окружения с ним.

    Таким образом, решение этих задач позволит наполнить новым содержанием деятельность создаваемых в настоящее время государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.[14,с. 78]

    2.2. Роль социального работника в реабилитации инвалидов 

    Инвалиды как социальная категория  людей, находятся в окружении здоровых по сравнению с ними и нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно - полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, государственными учреждениями различного  профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации.

    По  месту проживания (пребывания) всех инвалидов можно разделить на 2 категории:

    - находящихся в домах - интернатах;

    - проживающих в семьях.

    Известно, что в домах - интернатах находятся  наиболее тяжелые в соматическом отношении инвалиды. В зависимости от характера патологии взрослые инвалиды содержаться в домах - интернатах общего типа, в психоневрологических интернатах, дети в домах - интернатах для умственно отсталых и с физическими недостатками

    Деятельность  социального работника также определяется характером патологии у инвалида и соотносится с его реабилитационным потенциалом. Для осуществления адекватной деятельности социального работника в домах-интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этих учреждений.

    Дома - интернаты общего типа предназначены  для медико - социального обслуживания инвалидов. В них принимаются  граждане (женщины с 55 лет, мужчины  с 60 лет) и инвалиды 1 и 2 групп старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей  или родителей, обязанных по закону их содержать.

    Задачами  этого дома - интерната являются;

    - создание благоприятных условий  жизни, приближенных к домашним;

    - организация ухода за проживающими оказание им  медицинской помощи и организация содержательного досуга;

    - организация трудовой занятости инвалидов.

    В соответствии с основными задачами дом - интернат осуществляет:

    - активное содействие в адаптации  инвалидов к новым  условиям;

    - бытовое устройство, обеспечивая  поступивших благоустроенным жильем, инвентарем и мебелью, постельными  принадлежностями, одеждой и обувью;

    - организацию питания с учетом  возраста и состояния здоровья;

    - диспансеризацию и лечение инвалидов,  организацию консультативной медицинской  помощи, а также госпитализацию  нуждающихся в лечебные учреждения;

    - обеспечение нуждающихся слуховым  аппаратами, очками, протезно- ортопедическими  изделиями и кресло- колясками;

    - в соответствии с медицинскими  рекомендациями организацию трудовой  занятости, способствующей поддержанию  активного образа жизни.

    В домах - интернатах общего типа находятся  инвалиды молодого возраста (от 18 до 44 лет). Они составляют около 10% всего контингента проживающих. Более половины из них - инвалиды с детства, 27,3% - вследствии общего заболевания, 5,4% - в связи с трудовым увечьем, 2,5% - прочие. Состояние их отличается значительной тяжестью. Об этом свидетельствует преобладание инвалидов 1 группы (67,0%)

    Наибольшую  группу (83,3%) составляют инвалиды с последствиями  поражения центральной нервной  системы (остаточные явления детского церебрального паралича, полиомиелита, энцефалита, травмы спинного мозга  и др.), 5,5% - инвалиды вследствие патологии внутренних органов.

    Следствием  различной степени нарушений  функции опорно - двигательного аппарата является ограничение двигательной активности инвалидов. В связи с этим 8,1% нуждаются в постороннем уходе, 50,4% передвигаются с помощью костылей или кресло - колясок и только 41,5% - самостоятельно.

    Характер  патологи сказывается и на способности  молодых инвалидов к самообслуживанию: 10,9% из них не могут себя обслужить, 33,4% обслуживают себя частично, 55,7% - полностью.

    Как видно из приведенной характеристики молодых инвалидов, несмотря на тяжесть состояния здоровья, значительная часть из них подлежит социальной адаптации в самих учреждениях, а в ряде случаев и интеграции в общество. В связи с этим, важное значение приобретают факторы, влияющие на социальную адаптацию молодых инвалидов. Адаптация предлагает наличие условий, способствующих реализации имеющихся и формированию новых социальных потребностей с учетом резервных возможностей инвалида.

    В отличие от пожилых людей с  относительно ограниченными потребностями, среди которых преобладают витальные и связанные с продлением активного образа жизни, молодые инвалиды имеют потребности в получении образования и трудоустройстве, в реализации желаний в области развлекательного досуга и спорта, в создании семьи и др.

    В условиях  дома - интерната при  отсутствии в штате специальных  работников, которые могли бы изучить  потребности молодых инвалидов, и при отсутствии условий для  их реабилитации возникает ситуация социальной напряженности, неудовлетворенности  желаний. Молодые инвалиды, по существу  находятся в условиях социальной депривации, они постоянно испытывают дефицит информации.

    Роль  социального работника состоит  в том, чтобы создать особую среду  в доме - интернате и особенно в тех отделениях, где проживают  молодые инвалиды. Терапия средой занимает ведущее место в организации образа жизни инвалидов молодого возраста. Основным направлением является создание активной, действенной среды  обитания, которая побуждала бы молодых инвалидов на “самодеятельность”, самообеспечение, отход от иждивенческих настроений и гиперопеки.

    Для реализации идеи активизации среды  можно использовать занятость трудом, любительские занятия, общественно - полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию содержательно - развлекательного досуга, обучение профессиям. Такой перечень мероприятий вне должен осуществляться только лишь социальным работником. Важно, чтобы весь персонал был ориентирован на изменение стиля работы учреждения, в котором находятся молодые инвалиды. В связи с этим, социальному работнику необходимо владение методами и приемами работы с лицами, обслуживающими инвалидов в домах - интернатов.

    Для создания положительной терапевтической  среды социальному работнику  необходимы знания не только психолого - педагогического плана. Нередко приходится решать вопросы и юридические (гражданского права, трудового регулирования, имущественные и др.). Решение или содействие в решении этих вопросов будет способствовать социальной адаптации, нормализации взаимоотношений молодых инвалидов, а, возможно, и их социальной интеграции.

    При работе с молодыми инвалидами важно  выявление лидеров из контингента  лиц с положительной социальной направленностью. Опосредованное влияние  через них на группу способствует формированию общих целей, сплочению инвалидов в ходе деятельности, их полноценному общению.

Информация о работе Технология социальной работы с инвалидами