Технология социальной работы с инвалидами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 08:23, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучить особенности социальной работы с инвалидами.

Задачи курсовой работы:
Рассмотреть понятие инвалид и причины инвалидности.
Изучить специфику проблем инвалида с обществом.
Охарактеризовать технологии социальной работы с инвалидами.

Содержание

Введение ………………………………………………..………………….…… 3

Глава 1. Теоретические основы изучения социальной помощи с инвалидами

1.1 Инвалиды как объект социальной работы в современном обществе……………..……………………………………………..……….5

1.2 Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с инвалидами…………………………………………………….…………...7

1.3 Проблемы инвалидов в современном обществе…………………………………………………..….……………10

Глава 2. Технология социальной работы с инвалидами

2.1. Формы и методы решения социальных проблем инвалидов…………………….……………………………………….……16

2.2. Роль социального работника в реабилитации инвалидов.....................................................................................................20

Заключение……………………………………………………………….………27

Список информационных источников……………………………..…………28

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯТехнология социальной работы с инвалидами.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

    Общение, как один из факторов социальной активности, реализуется в ходе трудовой занятости  и проведения досуга. Длительное пребывание молодых инвалидов в своего рода социальном изоляторе, каким является дом - интернат, не способствует формированию навыков общения. Оно носит преимущественно ситуативный характер, отличается поверхностью, нестойкостью связей.

    Степень социально - психологической адаптации  молодых инвалидов в домах - интернатах в значительной мере определяется их отношением к своей болезни. Оно проявляется либо отрицанием болезни, либо рациональным отношением к заболеванию, либо “уходом в болезнь”. Этот последний вариант выражается в появлении отгороженности, подавленности, в постоянном самоанализе, в уходе от реальных событии и интересов. В этих случаях важна роль социального работника как психотерапевта, который использует различные методы отвлечения инвалида, от пессимистической оценки своего будущего, переключает, кого на обыденные интересы, ориентирует на положительную перспективу.

    Роль  социального работника состоит  в том, чтобы с учетом возрастных интересов, личностно - характерологических  особенностей обеих категорий проживающих, организовать социально - бытовую и  социально - психологическую адаптацию молодых инвалидов.

    Оказание  содействия в поступлении инвалидов  в учебное заведение является одной из важных функций участия  социального работника в реабилитации этой категории лиц.

    Важным  разделом деятельности социального  работника является трудоустройство инвалида, которое может быть осуществлено (в соответствии с рекомендациями врачебно - трудовой экспертизы) либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомных условиях.

    При этом социальный работник должен руководствоваться нормативными актами о трудоустройстве, о перечне профессий для инвалидов и др. и оказывать им действенную помощь.

    При осуществлении реабилитации инвалидов, находящихся в семьях, и тем  более живущих одиноко, важную роль приобретает морально- психологическая поддержка этой категории лиц. Крах жизненных планов, разлад в семье, лишение любимой работы, разрыв привычных связей, ухудшение материального положения - вот далеко неполный перечень проблем, которые могут дезадаптировать инвалида, вызвать у него депрессивную реакцию и явиться фактором, осложняющим собственно весь процесс  реабилитации. Роль социального работника состоит в соучастии, в проникновении в сущность психогенной ситуации инвалида и в попытке устранить или хотя бы смягчить воздействие ее на психологическое состояние инвалида. Социальный работник должен, в связи с этим, обладать определенными личностными качествами и владеть основами психотерапии.

    Таким образом, участие социального работника  в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих инвалиду доверительно относиться к этой категории работников. 
 

    Заключение

    В России, как и во всем мире, наблюдается рост числа инвалидов, превращение их во все более значительную в количественном отношении социальную группу. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, что сказывается на детской инвалидности, рост травматизма, отсутствие нормальных условий труда и культуры здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости.

    Социальная  поддержка и реабилитация инвалидов, - процесс сложный, противоречивый. Он включает взаимодействие общества, семьи и инвалида. Инвалид и его семья, нуждается в постоянном повышенном внимании и защите со стороны общества.

    В целях их социальной защиты принимаются  законы, выделяются средства на организацию лечения, реабилитации, образования и досуга, предпринимаются меры по безбарьерному доступу в различные структуры и обеспечению информацией. Для людей с ограниченными возможностями здоровья предусматриваются дополнительное питание, летний отдых и т.п. Однако любых усилий государства будет недостаточно, если не проводить целенаправленную социальную работу с самими инвалидами и их семьями.

    Проводимые  в рамках государственных федеральных  программ мероприятия по улучшению  условий жизни, медицинскому обслуживанию, повышению качества образования, профессиональной подготовки инвалидов не решают всего комплекса социальных, экономических, медицинских и психолого-педагогических проблем. Задачей всего общества и социальных работников, в частности, является сделать так, чтобы у человека с ограниченными возможностями не возникло чувство отчужденности, ненужности. И этого можно достичь, окружив человека теплом и заботой, дав ему возможность максимально реализовать свой духовный и интеллектуальный потенциал.

    Список  информационных источников 

    
  1. Айшервуд, М.М. Полноценная жизнь инвалида / М. М. Айшервуд; перевод с англ. – М.: Педагогика, 2001. – 250с.
  2. Бочко, М.Э. Занятость инвалидов в регионе: проблемы, пути решения / М. Э. Бочко // Вестник Челябинского Университета. – 2007. - №1. С. 117-122.
  3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.)  “Дипломатический вестник”, 1992 г., N 6, с.10.
  4. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) / "Библиотечка Российской газеты", выпуск N 22-23, 1999 г.
  5. Давлетбаева, З.К., Нуртдинова З.Н. Технологии социальной реабилитации: методические рекомендации / З. К. Давлетбаева, З. Н. Нуртдинова; Под ред. М.М. Исхакова. - Уфа. - 2002. - 230 с.
  6. Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г.)
  7. Дементьева, Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан / Н. Ф. Дементьева, Э. В. Устинова. – М.: 1991. - 135 с.
  8. Дементьева, Н.Ф. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника / Н. Ф. Дементьева, Е. Ю. Шаталова, А. Я. Соболь. — М.: 1992. – 150 с.
  9. Деятельность психолога в службах медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов / Материалы всероссийской научно-практической конференции в Санкт-Петербурге 25-28 сентября 2002г. – М., 2002.
  10. Добровольская, Т.А. Социальные проблемы инвалидности / Т.А. Добровольская, Н. Б. Шабалина, Н. А. Демидов. - Социологические исследования. – 1988. - № 4. С. 25 - 29.
  11. Долгалев, Б.А., Ладикова, В.Н. Социально - психологические проблемы инвалидов /Б. А. Долгалев, В. Н. Ладикова // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1.: Под ред. В.С. Кукушина. Ростов н /Д.: 2000. – 185 с.
  12. Конвенция Международной организации труда N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (Женева, 20 июня 1983 г.), Рекомендация Международной Организации Труда от 20 июня 1983 г. N 168 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов Международная Организация Труда. Конвенции и рекомендации. 1957-1990, том 2.
  13. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I / Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г., N 33 ст. 1318
  14. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2004. – (Серия «Высшее образование»). – 196 с.
  15. Положение «о Государственном учреждении Республики Алтай «Комплексный Центр социального обслуживания населения» / постановление правительства Республики Алтай от 26 августа 2004 года. № 146. – 200 с.
  16. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965 "О порядке признания граждан инвалидами" / СЗ РФ от 19 августа 1996 г. N 34, ст. 4127
  17. Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов / Сб. норм. актов / Сост. О.В. Павленко, Д.А. Туболев, Л.К. Грачев. - М., 2006.
  18. Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон принят Гос. Думой 20 июля 1995 г.: одобр. Советом Федерации 15 ноября 1995 г. - М.: Славянский дом книги, 2003. - 768 с.
  19. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв.ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 427 с.
  20. Федеральный закон от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ; принят Государственной Думой 17 мая 1995 года).
  21. Храпылина, Л.П. Основы реабилитации инвалидов / Л. П. Храпылина. - Учеб.-метод. пособие. — М.: 1996. – 316 с.
  22. Ярская-Смирнова, Е. Р., Наберушкина Э. К. Социальная работа с инвалидами /Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина. - СПб.: 2004. - 183 с.

Информация о работе Технология социальной работы с инвалидами