Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 08:23, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить особенности социальной работы с инвалидами.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть понятие инвалид и причины инвалидности.
Изучить специфику проблем инвалида с обществом.
Охарактеризовать технологии социальной работы с инвалидами.
Введение ………………………………………………..………………….…… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения социальной помощи с инвалидами
1.1 Инвалиды как объект социальной работы в современном обществе……………..……………………………………………..……….5
1.2 Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с инвалидами…………………………………………………….…………...7
1.3 Проблемы инвалидов в современном обществе…………………………………………………..….……………10
Глава 2. Технология социальной работы с инвалидами
2.1. Формы и методы решения социальных проблем инвалидов…………………….……………………………………….……16
2.2. Роль социального работника в реабилитации инвалидов.....................................................................................................20
Заключение……………………………………………………………….………27
Список информационных источников……………………………..…………28
Общение, как один из факторов социальной активности, реализуется в ходе трудовой занятости и проведения досуга. Длительное пребывание молодых инвалидов в своего рода социальном изоляторе, каким является дом - интернат, не способствует формированию навыков общения. Оно носит преимущественно ситуативный характер, отличается поверхностью, нестойкостью связей.
Степень социально - психологической адаптации молодых инвалидов в домах - интернатах в значительной мере определяется их отношением к своей болезни. Оно проявляется либо отрицанием болезни, либо рациональным отношением к заболеванию, либо “уходом в болезнь”. Этот последний вариант выражается в появлении отгороженности, подавленности, в постоянном самоанализе, в уходе от реальных событии и интересов. В этих случаях важна роль социального работника как психотерапевта, который использует различные методы отвлечения инвалида, от пессимистической оценки своего будущего, переключает, кого на обыденные интересы, ориентирует на положительную перспективу.
Роль социального работника состоит в том, чтобы с учетом возрастных интересов, личностно - характерологических особенностей обеих категорий проживающих, организовать социально - бытовую и социально - психологическую адаптацию молодых инвалидов.
Оказание
содействия в поступлении инвалидов
в учебное заведение является
одной из важных функций участия
социального работника в
Важным разделом деятельности социального работника является трудоустройство инвалида, которое может быть осуществлено (в соответствии с рекомендациями врачебно - трудовой экспертизы) либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомных условиях.
При этом социальный работник должен руководствоваться нормативными актами о трудоустройстве, о перечне профессий для инвалидов и др. и оказывать им действенную помощь.
При осуществлении реабилитации инвалидов, находящихся в семьях, и тем более живущих одиноко, важную роль приобретает морально- психологическая поддержка этой категории лиц. Крах жизненных планов, разлад в семье, лишение любимой работы, разрыв привычных связей, ухудшение материального положения - вот далеко неполный перечень проблем, которые могут дезадаптировать инвалида, вызвать у него депрессивную реакцию и явиться фактором, осложняющим собственно весь процесс реабилитации. Роль социального работника состоит в соучастии, в проникновении в сущность психогенной ситуации инвалида и в попытке устранить или хотя бы смягчить воздействие ее на психологическое состояние инвалида. Социальный работник должен, в связи с этим, обладать определенными личностными качествами и владеть основами психотерапии.
Таким
образом, участие социального работника
в реабилитации инвалидов носит многоаспектный
характер, который предполагает не только
разностороннее образование, осведомленность
в законодательстве, но и наличие соответствующих
личностных особенностей, позволяющих
инвалиду доверительно относиться к этой
категории работников.
Заключение
В России, как и во всем мире, наблюдается рост числа инвалидов, превращение их во все более значительную в количественном отношении социальную группу. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, что сказывается на детской инвалидности, рост травматизма, отсутствие нормальных условий труда и культуры здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости.
Социальная поддержка и реабилитация инвалидов, - процесс сложный, противоречивый. Он включает взаимодействие общества, семьи и инвалида. Инвалид и его семья, нуждается в постоянном повышенном внимании и защите со стороны общества.
В целях их социальной защиты принимаются законы, выделяются средства на организацию лечения, реабилитации, образования и досуга, предпринимаются меры по безбарьерному доступу в различные структуры и обеспечению информацией. Для людей с ограниченными возможностями здоровья предусматриваются дополнительное питание, летний отдых и т.п. Однако любых усилий государства будет недостаточно, если не проводить целенаправленную социальную работу с самими инвалидами и их семьями.
Проводимые в рамках государственных федеральных программ мероприятия по улучшению условий жизни, медицинскому обслуживанию, повышению качества образования, профессиональной подготовки инвалидов не решают всего комплекса социальных, экономических, медицинских и психолого-педагогических проблем. Задачей всего общества и социальных работников, в частности, является сделать так, чтобы у человека с ограниченными возможностями не возникло чувство отчужденности, ненужности. И этого можно достичь, окружив человека теплом и заботой, дав ему возможность максимально реализовать свой духовный и интеллектуальный потенциал.
Список
информационных источников
Информация о работе Технология социальной работы с инвалидами