Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 05:36, курсовая работа
Целью курсового исследования – выявление специфики деятельности по защите прав детей в образовательном учреждении.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить психолого-педагогическую, социологическую, юридическую литературу по теме работы;
обосновать сущность профессиональной деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения по защите прав детей.
Защита прав и интересов таких учащихся ведется социальным педагогом в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.)
Такой подход принципиально меняет концепцию правозащитной деятельности в сфере профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, делая ее органическим и необходимым звеном, частью системы социального воспитания [7].
Из
всего вышеизложенного можно
сделать вывод, что социальная служба
в школе предназначена для
организации активного
Социальная
работа в школе — это система
социальной помощи и защиты ребенка в
целом, в его потребностях и интересах.
В содержание социальной работы включаются
организационно-управленческие, правовые,
экономические, психологические, медицинские
аспекты и технологии. Миссия всех работников
социальной службы образовательного учреждения
состоит в обеспечении интеграции ребенка,
находящегося в процессе социализации,
в динамично развивающееся общество.
Глава
2. Государственно-правовые
основы защиты прав
детей
2.1 Особенности социальной защиты детей
В России существует прочная правовая база социальной защиты подрастающих поколений.
Плата за содержание детей в детских яслях и садах дифференцирована в зависимости от благосостояния родителей, а социально незащищенные совсем освобождены от нее. Время пребывания детей в дошкольных учреждениях варьируется в зависимости от потребностей и возможностей семьи.
Воспитание в детских учреждениях строится по апробированным программам. Его необходимым элементом являются обучение детей общению, деятельности в составе группы, подготовка к поступлению в школу [17].
Социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействии с медициной, педагогикой, производством. Органы социальной защиты населения способствуют оздоровлению и лечению дошкольников, для чего предоставляются льготные условия для пребывания дошкольников в санаториях, на летних дачах.
Воспитание дошкольников решает задачи их социализации. Самые юные усваивают правила поведения, включаются в групповую деятельность, овладевают начатками культуры.
Широкий круг мероприятий предусмотрен для детей с отклонением в здоровье и развитии. Существуют специализированные детские сады, стратегическая цель которых — подготовка к обучению в массовой школе. Однако некоторая часть дошкольников с явно непреодолимыми недостатками в здоровье получает подготовку для обучения в специальной школе [17].
Социальные службы крупных производств принимают деятельное участие в социальной защите дошкольников. Они содержат детские ясли и сады, которые в 80-х годах были нередко материально более обеспеченными. В 90-е годы появились частные детские сады. Это вызвано социальной стратификацией современного общества.
Система социальной защиты школьников органически включает разнообразные мероприятия, проводимые в школе, во внешкольных учреждениях, работу с семьей и общественностью. Основным результатом этой деятельности являются формирование социальной защищенности школьников как устойчивого психического состояния, включающего уверенность в их успешном социально-профессиональном самоопределении, а также эффективная социализация. Социально-педагогическая работа способствует включению в производительный труд, в систему непрерывного образования [18].
Социальная защищенность школьников формируется, например, путем дифференциации индивидуальных планов развития личности, учебных заданий, образования. В результате дифференциации образования школьники приобретают знания, достаточные для реализации их профессиональных намерений, познавательных интересов. Социально-педагогические подструктуры принимают активное участие в планировании дифференциации:
Задача дифференциации образования требует умножения типов школ, учреждений образования. Эта работа ведется, но такими медленными темпами, что настоящий эффект от этих мероприятий появится весьма нескоро. Это подтверждается следующими фактами. В 1994/95 учебном году в России было всего 822 гимназии (659 тыс. учащихся), 505 лицеев (345 тыс. учащихся), 447 негосударственных школ (0,7% от общего числа).
Уровень внутришкольной дифференциации тоже снизился, так как уменьшилось число факультативов и ухудшилась обеспеченность школ учебным оборудованием.
Социальная защита детства включает в себя предупреждение педагогического травматизма, обучение без неудачников, без второгодников, поскольку им свойственны психические состояния, угнетающие жизнедеятельность детей. Социальная работа такого плана носит профилактический и терапевтический характер. Широко используется практическая социально-психологическая работа [15].
Профориентация школьников — один из важнейших путей решения задач социальной защиты. Профориентация направлена на актуальное социально-профессиональное самоопределение. Однако сокращение учреждений профтехобразования делает эту проблему трудноразрешимой (в 1994 г. здесь училось 1,7 млн. лиц подросткового и юношеского возраста, что на 43 тыс. меньше, чем в 1993 г.). Положение в общеобразовательной школе усугубляется снижением качества трудового обучения, почти полным исчезновением начального профессионального обучения, ослаблением связей школы и производства [15].
Социальная
работа в школе проводится учителями,
воспитателями, социальными организаторами,
штатными и внештатными, выступающими
от имени органов социальной работы,
предприятий и общественности.
2.2 Нормативно-правовая
база в области защиты детства
15
сентября 1990 года, Правительство РФ,
подписав международные
На основании Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года № 543 «О первоначальных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» и Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 августа 1993 года № 848 «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» была разработана Федеральная целевая программа «Дети России». Она одобрена
Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 9 сентября 1993 года №999 «О федеральной программе «Дети России» и включена в перечень программ, принимаемых к финансированию из Федерального бюджета [10].
Постановлением Правительства РФ в августе 1993 года создана Комиссия по координации работы, связанной с политикой в интересах детей. В целях формирования единой государственной политики был разработан Национальный план действий в интересах детей в РФ, утвержденный Указом Президента от 14 августа 1995 года №942. Порядок и источники финансирования соответствующих расходов определяет Министерство социальной защиты населения по согласованию с Министерством финансов.
Достижение целей, определенных в Национальном плане, ежегодно отражается в Государственном докладе о положении детей в РФ. Осуществление Национального плана ведется в нескольких направлениях: законодательство, охрана здоровья детей, социально-правовые гарантии детей-инвалидов, образование, государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений, защита трудовых прав несовершеннолетних, усиление гарантий прав детей в семейных отношениях, усиление защиты несовершеннолетних от преступных посягательств и др [18].
Основным правовым актом в РФ, является принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации.
В Конституции Российской Федерации ряд положений, относящихся к охране детства, содержится в главе 2 об основных правах и свободах человека и гражданина.
Статья 17 гласит:
1.
В Российской Федерации
2.
Основные права и свободы
3.
Осуществление прав и свобод
человека и гражданина не
Кроме
того, в статье 38 говорится о правовой
защите, моральной и материальной
поддержке материнства и
В статье 39 Конституции говорится о социальных правах населения, в том числе и детей, которые включают в себя социальное страхование, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и социальную защиту детей.
По статье 45 гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Наконец, статья 60 указывает на то, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет [7].
Данный перечень статей говорит о том, что в России права ребенка находятся на должном уровне, и они рассматриваются в различных аспектах жизнедеятельности детей.
Семейный Кодекс Российской Федерации также является основным документом, регулирующим права ребенка России, так как в нем, в целях усиления гарантий прав детей в семейных отношениях в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, выделена специальная глава «Права несовершеннолетних» [14].
В духе Конвенции решен вопрос о праве ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих, вплоть до обращения несовершеннолетнего в суд по достижении им возраста 14 лет.
Предусмотрено обязательное согласие ребенка, достигшего 10 лет, при решении вопроса об изменении его имени, отчества при усыновлении и при его отмене. Согласие 10-летнего ребенка требуется также при восстановлении в родительских правах родителей, ранее лишенных этих прав, а также для усыновления и передачи ребенка, оставшегося без родительского попечения, в приемную семью [8].
Ребенку предоставлено право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также право быть заслушанным в ходе любого судебного и административного разбирательства. В Кодекс включена глава о приемной семье (гл. 21) – принципиально новой форме устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без родителей.
Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ.
Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей [14].
К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, прокуроров, судей защищать права детей.
Информация о работе Технология защиты прав детей в общеобразовательных учреждениях