Технология защиты прав детей в общеобразовательных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 05:36, курсовая работа

Описание

Целью курсового исследования – выявление специфики деятельности по защите прав детей в образовательном учреждении.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить психолого-педагогическую, социологическую, юридическую литературу по теме работы;
обосновать сущность профессиональной деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения по защите прав детей.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)

     Защита  прав и интересов таких учащихся ведется социальным педагогом в  различных инстанциях (педсовет, Совет  по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.)

     Такой подход принципиально меняет концепцию  правозащитной деятельности в сфере  профилактики отклоняющегося поведения  несовершеннолетних, делая ее органическим и необходимым звеном, частью системы  социального воспитания [7].

     Из  всего вышеизложенного можно  сделать вывод, что социальная служба в школе предназначена для  организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур. Это сотрудничество направлено на оказание реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям, родителям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения.

     Социальная  работа в школе — это система  социальной помощи и защиты ребенка в целом, в его потребностях и интересах. В содержание социальной работы включаются организационно-управленческие, правовые, экономические, психологические, медицинские аспекты и технологии. Миссия всех работников социальной службы образовательного учреждения состоит в обеспечении интеграции ребенка, находящегося в процессе социализации, в динамично развивающееся общество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Государственно-правовые основы защиты прав детей 

     2.1 Особенности социальной защиты  детей

      В России существует прочная правовая база социальной защиты подрастающих поколений.

      Плата за содержание детей в детских  яслях и садах дифференцирована в зависимости от благосостояния родителей, а социально незащищенные совсем освобождены от нее. Время  пребывания детей в дошкольных учреждениях варьируется в зависимости от потребностей и возможностей семьи.

      Воспитание  в детских учреждениях строится по апробированным программам. Его  необходимым элементом являются обучение детей общению, деятельности в составе группы, подготовка к поступлению в школу [17].

      Социальная  защита дошкольников осуществляется во взаимодействии с медициной, педагогикой, производством. Органы социальной защиты населения способствуют оздоровлению и лечению дошкольников, для чего предоставляются льготные условия для пребывания дошкольников в санаториях, на летних дачах.

      Воспитание дошкольников решает задачи их социализации. Самые юные усваивают правила поведения, включаются в групповую деятельность, овладевают начатками культуры.

      Широкий круг мероприятий предусмотрен для детей с отклонением в здоровье и развитии. Существуют специализированные детские сады, стратегическая цель которых — подготовка к обучению в массовой школе. Однако некоторая часть дошкольников с явно непреодолимыми недостатками в здоровье получает подготовку для обучения в специальной школе [17].

      Социальные  службы крупных производств принимают  деятельное участие в социальной защите дошкольников. Они содержат детские ясли и сады, которые в 80-х годах были нередко материально более обеспеченными. В 90-е годы появились частные детские сады. Это вызвано социальной стратификацией современного общества.

      Система социальной защиты школьников органически  включает разнообразные мероприятия, проводимые в школе, во внешкольных  учреждениях, работу с семьей и общественностью. Основным результатом этой деятельности являются формирование социальной защищенности школьников как устойчивого психического состояния, включающего уверенность в их успешном социально-профессиональном самоопределении, а также эффективная социализация. Социально-педагогическая работа способствует включению в производительный труд, в систему непрерывного образования [18].

      Социальная  защищенность школьников формируется, например, путем дифференциации индивидуальных планов развития личности, учебных заданий, образования. В результате дифференциации образования школьники приобретают знания, достаточные для реализации их профессиональных намерений, познавательных интересов. Социально-педагогические подструктуры принимают активное участие в планировании дифференциации:

    • общеобразовательной (например, физико-математическая, биологическая, гуманитарная и др.);
    • трудовой (например, промышленная, сельскохозяйственная, сферы обслуживания);
    • профессиональная (например, слесарная, токарная, медицинская, педагогическая и др.) [16].

Задача дифференциации образования требует умножения  типов школ, учреждений образования. Эта работа ведется, но такими медленными темпами, что настоящий эффект от этих мероприятий появится весьма нескоро. Это подтверждается следующими фактами. В 1994/95 учебном году в России было всего 822 гимназии (659 тыс. учащихся), 505 лицеев (345 тыс. учащихся), 447 негосударственных школ (0,7% от общего числа).

      Уровень внутришкольной дифференциации тоже снизился, так как уменьшилось число факультативов и ухудшилась обеспеченность школ учебным оборудованием.

      Социальная  защита детства включает в себя предупреждение педагогического травматизма, обучение без неудачников, без второгодников, поскольку им свойственны психические состояния, угнетающие жизнедеятельность детей. Социальная работа такого плана носит профилактический и терапевтический характер. Широко используется практическая социально-психологическая работа [15].

      Профориентация школьников — один из важнейших путей решения задач социальной защиты. Профориентация направлена на актуальное социально-профессиональное самоопределение. Однако сокращение учреждений профтехобразования делает эту проблему трудноразрешимой (в 1994 г. здесь училось 1,7 млн. лиц подросткового и юношеского возраста, что на 43 тыс. меньше, чем в 1993 г.). Положение в общеобразовательной школе усугубляется снижением качества трудового обучения, почти полным исчезновением начального профессионального обучения, ослаблением связей школы и производства [15].

      Социальная  работа в школе проводится учителями, воспитателями, социальными организаторами, штатными и внештатными, выступающими от имени органов социальной работы, предприятий и общественности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Нормативно-правовая  база в области защиты детства 

     15 сентября 1990 года, Правительство РФ, подписав международные документы  ООН об обеспечении выживания,  защиты и развития детей, взяло на себя обязательство не только самому принимать соответствующие акты, но и поощрять правительственные и неправительственные организации в регионах к подготовке программ в интересах детства [9].

     На  основании Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года № 543 «О первоначальных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» и Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 августа 1993 года № 848 «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» была разработана Федеральная целевая программа «Дети России». Она одобрена

     Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 9 сентября 1993 года №999 «О федеральной программе «Дети России» и включена в перечень программ, принимаемых к финансированию из Федерального бюджета [10].

     Постановлением  Правительства РФ в августе 1993 года создана Комиссия по координации работы, связанной с политикой в интересах детей. В целях формирования единой государственной политики был разработан Национальный план действий в интересах детей в РФ, утвержденный Указом Президента от 14 августа 1995 года №942. Порядок и источники финансирования соответствующих расходов определяет Министерство социальной защиты населения по согласованию с Министерством финансов.

     Достижение  целей, определенных в Национальном плане, ежегодно отражается в Государственном  докладе о положении детей  в РФ. Осуществление Национального  плана ведется в нескольких направлениях: законодательство, охрана здоровья детей, социально-правовые гарантии детей-инвалидов, образование, государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений, защита трудовых прав несовершеннолетних, усиление гарантий прав детей в семейных отношениях, усиление защиты несовершеннолетних от преступных посягательств и др [18].

     Основным  правовым актом в РФ, является принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации.

     В Конституции Российской Федерации  ряд положений, относящихся к  охране детства, содержится в главе 2 об основных правах и свободах человека и гражданина.

     Статья 17 гласит:

     1. В Российской Федерации признаются  и гарантируются права и свободы  человека и гражданина согласно  общепризнанным принципам и нормам  международного права.

     2. Основные права и свободы человека  неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

     3. Осуществление прав и свобод  человека и гражданина не должно  нарушать права и свободы других  лиц.

     Кроме того, в статье 38 говорится о правовой защите, моральной и материальной поддержке материнства и детства. В статье 43 предусмотрены бесплатное образование, всеобщее обязательное среднее образование молодежи. В этой статье также поддерживаются различные формы самообразования [7].

     В статье 39 Конституции  говорится о социальных правах населения, в том числе и детей, которые включают в себя социальное страхование, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и социальную защиту детей.

     По  статье 45 гарантируется государственная  защита прав и свобод человека и  гражданина в Российской Федерации.

     Наконец, статья 60 указывает на то, что гражданин  Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет [7].

     Данный  перечень статей говорит о том, что  в России права ребенка находятся на должном уровне, и они рассматриваются в различных аспектах жизнедеятельности детей.

     Семейный  Кодекс Российской Федерации также  является основным документом, регулирующим права ребенка России, так как  в нем, в целях усиления гарантий прав детей в семейных отношениях в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, выделена специальная глава «Права несовершеннолетних» [14].

     В духе Конвенции решен вопрос о  праве ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих, вплоть до обращения несовершеннолетнего в суд по достижении им возраста 14 лет.

     Предусмотрено обязательное согласие ребенка, достигшего 10 лет, при решении вопроса об изменении его имени, отчества при усыновлении и при его отмене. Согласие 10-летнего ребенка требуется также при восстановлении в родительских правах родителей, ранее лишенных этих прав, а также для усыновления и передачи ребенка, оставшегося без родительского попечения, в приемную семью [8].

     Ребенку предоставлено право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также право быть заслушанным в ходе любого судебного и административного разбирательства. В Кодекс включена глава о приемной семье (гл. 21) – принципиально новой форме устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без родителей.

     Кроме того, права ребенка  закреплены Гражданским  кодексом РФ и Семейным кодексом РФ.

     Каждый  ребенок имеет  право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного  кодекса РФ). Имя  ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей [14].

     К важнейшим личным правам ребенка относится  его право на защиту (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, прокуроров, судей защищать права детей.

Информация о работе Технология защиты прав детей в общеобразовательных учреждениях