Технология защиты прав детей в общеобразовательных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 05:36, курсовая работа

Описание

Целью курсового исследования – выявление специфики деятельности по защите прав детей в образовательном учреждении.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить психолого-педагогическую, социологическую, юридическую литературу по теме работы;
обосновать сущность профессиональной деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения по защите прав детей.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)

Введение 

     Проблемы  защиты прав  детей являются актуальными  в любое время для любого общества. Это связано с тем, что  дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, психического и жизненного  опыта, всегда нуждались и будут нуждаться в повседневной  опеке взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления — в социальной защите. Поэтому содержание детей, удовлетворение их разумных потребностей, защита  от опасностей являются обязанностями человека, человеческого общества и государства в целом. Возникнув в качестве мощного инстинкта продолжения  человеческого рода, элементарные составляющие заботы о детях постепенно развиваются, обогащаются, совершенствуются и складываются в многоплановую, многоуровневую, многоаспектную систему  защиты прав  детей.

      В настоящее время ребенок, из полностью  бесправного существа, принадлежавшего  своим родителям, превратился в  субъект права. Несмотря на явный  прогресс, достигнутый в этой области, дети опять-таки выступают в роли жертвы экономических, социальных реформ, несовершенства законодательства. При этом, дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а следовательно нуждаются в особенной, усиленной защите, которая должна исходить первоначально от родителей.

     Отношение к проблеме прав детей в любом  государстве определяет, какую школу  мы имеем: устаревшую или цивилизованную, устремленную в будущее.

     Нам хорошо известно, что сегодня в  системе школьного образования  и в отношении общества к этой системе происходят положительные сдвиги. Однако на их фоне наблюдаются, к сожалению, случаи, когда права и свободы ребенка в школе реализуются не в полной мере или даже нарушаются.

     Необходимость решения конкретных проблем современного положения детей в соответствии с нормами Конституции РФ и международными обязательствами обусловили выбор в качестве приоритетного направления государственной социальной политики, социальную, социально-правовую защиту детей и подростков.

     Права ребенка  – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

     Определение прав ребенка логически вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека. Ее отдельная статья посвящена детям. Эти положения  были положены в основу Конвенции  ООН о правах ребенка, которые  определяют следующие ориентиры для развития системы социально-правовой защиты несовершеннолетних:

  • несовершеннолетние ввиду умственной и физической незрелости имеют право на специальную охрану, заботу, защиту;
  • несовершеннолетние обладают комплексом особых прав и возможностью их самостоятельного осуществления;
  • в решении вопросов взаимодействия ребенка с любыми учреждениями приоритет отдается интересам ребенка;
  • особое внимание уделяется несовершеннолетним, находящимся в трудных (неблагополучных) условиях.

     Базовый закон, закрепляющий права российских детей - Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", определяет права детей на жизнь, охрану здоровья, развитие, образование. Конституция Российской Федерации статьей 38, ч. 1 устанавливает, что детство, а также материнство, семья находятся под защитой государства.

     В период экономического кризиса, ведущего к всё большему расслоению нашего общества на два социально-противоположных  класса: богатых и бедных, нельзя не заметить падение социально-нравственных устоев современной семьи. Даже родители детей из благополучных семей, стремясь обеспечить естественные потребности членов семьи, уделяют все меньше времени воспитанию и обучению детей и подростков, недостаточно следят за состоянием их здоровья.

     За  последние пять лет заболеваемость детей до 14 лет увеличилась на 19,2%, 15 — 17 лет — на 20,2%. В настоящее  время не более 3 — 10% детей (в зависимости  от возраста) можно признать здоровыми.

     Увеличилось число детей с недостаточным уровнем развития школьно необходимых функций, снизилась умственная работоспособность учащихся. В связи с ухудшением состояния здоровья не более 10% детей в полном объеме справляются со школьными требованиями.

     В этом период работа образовательного учреждения над созданием благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанная на оказании помощи учащимся в преодолении трудности социального и образовательного характера, исходя из его реальных и потенциальных возможностей и способностей, является очень важной.

     Объектом  исследования данной курсовой работы является деятельность образовательного учреждения по защите прав детей.

     Предметом исследования являются формы, содержание, методы социальной работы по защите прав ребенка.

     Целью курсового исследования – выявление специфики деятельности по защите прав детей в образовательном учреждении.

   Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

    1. изучить психолого-педагогическую, социологическую, юридическую литературу по теме работы;
    2. обосновать сущность профессиональной деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения по защите прав детей.

   Методы  сбора и обработки информации: теоретический анализ литературы.

   Гипотеза: Благополучие ребенка зависит от степени защищенности его в образовательном учреждении. 
 
 
 
 

    Глава 1. Теоретические основы социальной работы в общеобразовательном учреждении 

     
    1. Сущность  социальной работы в общеобразовательном  учреждении
 

     Социальная  работа в системе образования  еще только начинает свое становление  как особое направление социальной сферы РФ, в связи с этим следует указать на социально-педагогические аспекты социальной работы в целом и обозначить соответствующие рабочие поля, в которых ей предстоит действовать:

     - дошкольное воспитание (уход, воспитание и обучение в яслях, детских садах, группах дневного пребывания, школьных подготовительных классах и т.д.);

     - работу с молодежью (воспитание, сопровождение, организация досуга, консультации при подготовке  домашних заданий, помощь подрастающему  поколению в профессиональной ориентации, работа с молодежными клубами)

     - воспитание в детских домах  и приютах (воспитание, сопровождение,  создание условий, близких к  семейному воспитанию, развитие  самостоятельности и т.д.);

     - формы, содержание и методы  обучения взрослых (профессиональное обучение и образование, социальная работа на предприятиях, организация самопомощи, семейные консультации и т.д.);

     - социально-педагогическая помощь  семье (консультации, помощь в  решении повседневных проблем,  мероприятия по поддержке семьи);

     - социальная работа в школе [15].

     Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе:

     - проблема детей, традиционно находящихся  в поле внимания и ведения  социальных служб – детей инвалидов,  детей-сирот, детей из многодетных  и неблагополучных семей. Приоритеты социальной поддержки этих групп очерчены достаточно четко: прежде всего, социально-бытовая материальная помощь, обеспечение жизненных потребностей и решение сегодняшних проблем;

     - проблема неуспевающего ученика,  которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически не решаемых социальных проблем [11].

     Количество  детей со школьными проблемами неуклонно  растет. Многообразные школьные трудности  имеют различные причины. Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).

     К числу внешних факторов относятся  условия, в которых растет и развивается  ребенок, и которые отличаются широким  спектром как положительного, так  и отрицательного плана. Эти условия могут зависеть от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии. Так же к внешним факторам, отрицательно влияющим на развитие ребенка, относятся: экологические условия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д.

     К числу эндогенных факторов относятся  отклонения в физическом развитии ребенка, нарушения состояния здоровья.

     Учитывая комплексность проблемы, необходимо ясно понимать, что успешность и эффективность ее решения зависят от степени интеграции усилий медиков, психологов, педагогов и других специалистов в разработке теоретических основ.

     Важнейшим аспектом социальной службы школы является максимальное снижение негативного влияния социума на личность ученика и использование всех позитивных возможностей для многогранного развития личности [12].

     Руководство социальной службой службы осуществляют:

     • директор школы;

     • зам. директора по УВР по старшей и средней школе;

     • зам. директора по УВР по начальной  школе;

     • зам. директора по социальной защите;

     • зам. директора по ВР;

     • психолог;

     • медицинская сестра;

     • классные руководители;

     • учителя – предметники;

     • зам. директора по АХЧ;

     • председатель профкома.

     Главная задача службы — сконцентрировать усилия всех уровней школьного коллектива по созданию условий положительной  социализации школьника.

     Социальная  работа в школе призвана сосредоточить  внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению. Исходя из проблематики современной российской школы, можно определить следующие цели социальной работы в школе:

     - способствовать устранению и  преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;

     - развивать процесс опережающей  социализации, имеющий целью ознакомить  всех учащихся, независимо от  их происхождения, с их ролевыми  перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критическому восприятию этих перспектив;

     - способствовать развитию личностных  и социальных образовательных  процессов на стадии обучения  и выбора профессии;

     - участие в педагогическом разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов [9].

     Школа является весьма значимым социальным институтом, а потому организует, как  и другие институты общества, систему  социальных связей и социальных норм, объединяет общественные ценности и процедуры, которые способны удовлетворить основные нужды людей. Т.е. школа, как социальный институт обеспечивает общество основными привычками и установками, определяя конкретные нормы, устанавливая свои общественные рамки, в том числе и на территории микрорайона [18]. 
 
 
 

Информация о работе Технология защиты прав детей в общеобразовательных учреждениях