Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:29, курсовая работа
«Брак» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день, потому, что добровольный семейный союз мужчины и женщины, порождающий их юридические и иные права и обязанности по отношению друг к другу и их детям являлся, является, и будет являться одним из атрибутов, составляющих жизнь человеческого общества. В системе нравственных ценностей стержневое положение занимают любовь, родительский и супружеский долг, эмпатия, взаимное уважение и помощь. Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым не ослабевает с момента их возникновения и до наших дней, что объясняется их многогранностью и значимостью в жизни людей.
Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – изучить сущность теорий выбора брачного партнера американских социологов (Р.Уинча, Р.Сентера, Дж.Хоманса, Б.Мурстейна).
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать литературу, используемую в работе.
2. На основании теоретического анализа изучаемой темы,
систематизировать
знания об общей характеристике понятий «брак» и «брачный выбор».
3. Изучить сущность теорий выбора брачного партнера американских
социологов (Р.Уинча, Р.Сентера, Дж.Хоманса, Б.Мурстейна).
4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной
литературе, научные подходы к данной тематике.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие брака и брачного выбора
1.1. Определение брака как социального института…………………………...5
1.2. Понятие брачного выбора………………………………………………….13
Глава 2. Анализ американских теорий брачного выбора
2.1. Теория комплементарных потребностей Р.Уинча и инструментальная теория влечения и любви Р.Сентера…………………………………………..19
2.2. Теория обмена Дж.Хоманса……………………………………………….21
2.3. Теория Б.Мурстейна «Стимул – ценность – роль»………………………23
Заключение……………………………………………………………………..25
Список использованных источников……………………………………….27
Брак предполагает наличие
Смысл слова «брак»
Вместе с тем слово «брак»
в смысле «супружеские
Брак – мероприятие весьма
серьезное. Цивилизованный мир
даже разработал специальный
социальный институт брака с
его юридически узаконенными
нормами взаимоотношений.
Этимология слова «брак» связана с глаголом «брать», т.е. получать в «свою собственность», принимать с какой-то целью, овладевать кем-то (чем-то) [№ 3, с. 252]. Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство – на разрешенные и неразрешенные. Брак – это основание, на котором можно построить семейную жизнь, институт, допускающий мужчин и женщин к семейной жизни.
Среди множества устоявшихся
представлений о начале
Во многих религиях брак рассматривается как земное воспроизведение божественного прототипа. В старину говорили: «семья – это малая церковь». Поэтому родители должны быть венчаны. Они сходились на всю жизнь. В православном чине венчания он соотносится с мистическим браком Христа и Церкви [№ 3, с. 252-253].
Брак с социологической точки
зрения означает социальную
Первые из них предполагают требовательность и адаптацию. Девушка может полюбить юношу «таким, какой он есть», а может потребовать от него, чтобы он непременно «стал таким, как я хочу». Встречный список требований к супруге выдвигает и муж. Однако обе крайности не сулят ничего хорошего в браке [№ 3, с. 254].
Вторая группа взаимоотношений выражает особый тип связи между любовью и дружбой, на которых покоится брак. Он не может состояться только при наличии любви и отсутствии дружбы, как и наоборот. Но сами по себе дружба и любовь предполагают разные модели поведения и тип взаимоотношения людей. Влюбленные, зная о собственных недостатках, никогда не спешат открыть их друг другу. Дружба, в этом смысле откровеннее, чем любовь, вот почему родители советуют, прежде всего, лучше узнать друг друга. Если в начале отношений доминировала дружба, например брак по расчету, то вполне возможно, что позже, с течением ряда лет, она перерастет в любовь, т.е. станет чувственной привязанностью. И наоборот, угасающее с возрастом сексуальное чувство перерастает в глубокую дружескую привязанность пожилых супругов, их преданность общему историческому прошлому, истории своего брака.
По мнению специалистов, существуют принципиально разные модели брачных отношений. Они могут меняться в зависимости от возраста и накопленного жизненного опыта. Лет до 20-25 большинство людей привлекает модель «брак по любви». В это время отношения завязываются легко и естественно, на первый план выходит физическое и эмоциональное притяжение. Но, пережив несколько головокружительных романов, испытав горечь разочарований, череду разводов, люди начинают понимать, что одной любви не всегда достаточно для счастья. Помимо нее существуют еще взаимное уважение, общие интересы, привязанность друг к другу. Теперь их больше привлекает модель, которую можно было бы назвать «брак-содружество». Он характеризуется более спокойными и ровными отношениями, но зато дает обоим ощущение психологической защищенности. Очень часто подобную модель отношений выбирают разведенные либо уставшие от одиночества люди. Они изначально отдают себе отчет в том, что не испытывают к партнеру пылкой страсти, но хотели бы иметь надежный тыл: воспитывать детей, вести хозяйство либо совместный бизнес. «Браки-содружества» часто оказываются очень прочными. Добрые отношения нередко переходят в крепкую любовь, способную выстоять в любых обстоятельствах [№ 2, с. 255-256].
Брак по рассудку – нередкая основа такого же стойкого союза, как и брак по дружбе. Рациональная оценка будущего супруга, учет всех плюсов и минусов, как его личности, так и материальных возможностей позволяют трезво подойти к построению долговременных и эффективных отношений в браке.
Брак выступает в первую
Рождение и воспитание
В любом обществе – древнем
или современном – семья
Брак как социальный и
У европейцев брак
Все эти нормы формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет ряд принципиально важных функций – воспроизводство, воспитание, сексуальное и эмоциональное удовлетворение [№ 3, с. 261]. Итак, брак – институт, регулирующий отношения только супругов, в отличие от семьи – института, регулирующего, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми. Для выживания общества нужен вообще-то не брак – сексуальный союз двух особей противоположного пола, а семья, благодаря которой супруги получают потомство, а общество – новые поколения людей. Вот и получается, что для продолжения своего существования общество нуждается в семье, а брак для него – как бы вынужденная мера или подготовительная стадия для формирования семьи.
Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более все многообразие отношений между родственниками – близкими и дальними. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются морально – обычаями и традициями. Эти нормы регулируют две главные фазы – заключение и расторжение брака.
К юридическим нормам обычно относятся вопросы о владении имуществом, о материальных обязательствах супругов по отношению к детям и друг к другу, о минимальном возрасте вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение брака. Они определяют юридические основания для расторжения брака, характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имущества после развода.
В отличие от писаных
Институт брака у разных
Британский антрополог Эдмунд
Лич, изучивший множество
услугами друг друга;