Теории выбора брачного партнера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:29, курсовая работа

Описание

«Брак» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день, потому, что добровольный семейный союз мужчины и женщины, порождающий их юридические и иные права и обязанности по отношению друг к другу и их детям являлся, является, и будет являться одним из атрибутов, составляющих жизнь человеческого общества. В системе нравственных ценностей стержневое положение занимают любовь, родительский и супружеский долг, эмпатия, взаимное уважение и помощь. Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым не ослабевает с момента их возникновения и до наших дней, что объясняется их многогранностью и значимостью в жизни людей.
Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – изучить сущность теорий выбора брачного партнера американских социологов (Р.Уинча, Р.Сентера, Дж.Хоманса, Б.Мурстейна).
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать литературу, используемую в работе.
2. На основании теоретического анализа изучаемой темы,
систематизировать
знания об общей характеристике понятий «брак» и «брачный выбор».
3. Изучить сущность теорий выбора брачного партнера американских
социологов (Р.Уинча, Р.Сентера, Дж.Хоманса, Б.Мурстейна).
4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной
литературе, научные подходы к данной тематике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие брака и брачного выбора
1.1. Определение брака как социального института…………………………...5
1.2. Понятие брачного выбора………………………………………………….13

Глава 2. Анализ американских теорий брачного выбора
2.1. Теория комплементарных потребностей Р.Уинча и инструментальная теория влечения и любви Р.Сентера…………………………………………..19
2.2. Теория обмена Дж.Хоманса……………………………………………….21
2.3. Теория Б.Мурстейна «Стимул – ценность – роль»………………………23

Заключение……………………………………………………………………..25

Список использованных источников……………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

   Брачный выбор указывает на индивидуальный поиск будущего партнера, совокупность ваших предпочтений, предрассудков и убеждений, с которыми вы подходите к оценке достоинств кандидата и его выбору.

   Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности возможных выборов брачного партнера, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем «живут вместе».

   Брачный выбор зависит от множества случайных  факторов, стечения обстоятельств, конъюнктуры брачного рынка, количества потенциальных партнеров и т.п. Брачный отбор ничего подобного не имеет. Это хорошо налаженная процедура составления брачных пар, если речь идет об агентстве или бюро, из заранее подготовленных каталогов и списков. На стадии отбора пар здесь минимум случайности. Риск и неопределенность начинаются позже, когда пары сходятся, начинают вместе жить и вот тут-то обнаруживается, к примеру, что они не сходятся характерами.

   Выбирать  вы должны сами, а отбирать вам кто-то помогает – иногда родители или родственники, которые всегда обсуждают одну или несколько кандидатур (часто об этом вам даже не сообщают), нередко это делают институциализированные посредники - брачные агентства и службы знакомства.

   Признаки, по которым происходит брачный выбор, можно разделить на первичные (индивидуально присущие) и вторичные (коллективно приобретенные). К первичным, относятся антропологические характеристики брачного партнера – рост, вес, возраст, красота, обаяние, манеры держаться, внешний вид, аккуратность и т.д. Они выделяют одного человека в огромной массе людей и заставляют обратить внимание на него брачного партнера. Как только мужчина поразился красотой женщины, он делает второй шаг – знакомится. И лишь позже – на третьем или четвертом шаге – он интересуется ее социальным происхождением. К вторичным, следует относить национальность, расу, социальный класс, гражданство, место жительства и др. Их индивид получает как представитель той или иной социальной группы, но они не характеризуют его исключительно личные достоинства. Красивые люди есть среди бедных и богатых. Красивая женщина привлекает как бедных, так и богатых мужчин, и большинство их готовы закрыть глаза на социальное происхождение красавицы.

   Брачный выбор происходит вначале в рамках круга первичных черт, а затем – вторичных. Но нередко этот порядок нарушается и с самого начала отбор разворачивается из  числа социально и экономически приемлемых партнеров, а затем уже учитываются первичные качества, в ряду которых могут находиться психологические (взаимная симпатия) факторы.

   В современном обществе (когда в  значительной мере утрачивают значение социальные, экономические, этнические и религиозные барьеры) на первое место выходят психологические, культурные и антропологические критерии выбора. Сила влияния отдельных факторов на брачный выбор измеряется индексами брачности. Изучение закономерностей брачного выбора необходимо для прогнозирования «удачности» брака, его прочности, а также для практической деятельности различных служб семьи.

   Облегчить выбор партнера и оценить перспективы  брачных отношений помогают концепции  об основных брачных факторах. Этим факторам, а также основным теориям  брачного выбора будут посвящены  следующие главы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ американских теорий брачного

выбора 

2.1. Теория комплементарных потребностей Р.Уинча и

          инструментальная  теория влечения  и любви Р.Сентера 

   Социально-психологической  теорией брачного выбора является теория комплементарных (дополнительных) потребностей американского психолога Р.Ф.Уинча. Основной тезис этой теории состоит в том, что люди предпочитают выбирать себе в супруги тех, чьи психологические особенности противоположны и дополнительны по отношению к их собственным. Например, человек робкий и склонный к зависимости, скорее всего, согласно Уинчу, предпочтет партнера сильного и доминантного. Это связано с тем, что индивид всегда стремится максимизировать степень удовлетворения своих потребностей, а максимум этот, по Уинчу, достигается в том случае, когда специфические потребности мужчин и женщин комплементарны друг другу. Р.Уинч пишет, что в выборе супруга каждый индивидуум ищет того, от кого ожидает максимум удовлетворения потребностей. Влюбленные должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга. Удовлетворение, вознаграждение и удовольствие рассматриваются как силы, способствующие сближению будущих супругов [№ 7, с. 305]. Эта теория не утверждает, что каждый может найти супруга, который бы полностью удовлетворил его потребности. Она помогает разобраться, почему каждый считает только некоторых из всего «поля избранников» привлекательными. Суть теории Уинча может быть афористически выражена как «противоположности притягиваются». Вячеслав Сиволобов называет это «сложной, больной любовью» - «неуверенная в себе полюбила уверенного в себе», «некрасивая тайно любит красивого, только за то, что он красив», «измученный непризнанием графоман полюбит восхищающуюся его «творчеством» [№ 1, с. 160]. В основе этой теории – наблюдения, которые Уинч провел за 25 брачными парами в Северо-Западном университете. Хотя сам Уинч был убежден в правильности своей теории, другие исследователи отнеслись к ней критически. Характерным в этом плане было замечание Мейера и Пеппера о том, что «открытия Уинча – это артефакт. Или из-за неправильной методологии, или из-за того, что он изучал брачные пары, т.е. тех, кто уже выбрал друг друга, прожил вместе некоторое время и успел «притереться» [№ 7, с. 305].

   Тем не менее, другие авторы, отталкиваясь от подхода Уинча, пытались усовершенствовать его теорию. Одним из примеров этого является инструментальная теория влечения и любви Р.Сентера, который исходил из предположения, что люди стремятся выбрать себе в качестве брачных партнеров тех, чье поведение и другие характеристики обеспечивают (или кажется, что обеспечивают) максимум удовлетворения их потребностей при минимуме затрат. Иначе говоря, брачное поведение рассматривается здесь как разновидность экономического поведения, при котором люди стремятся к максимизации прибыли и минимизации издержек. Согласно этой концепции, человека влечёт к тому, чьи интересы и потребности схожи с его собственными или дополняют их. Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Р. Сентером, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности более важны, чем другие, некоторые из них более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот.

   Сентер, в отличие от Уинча, полагал, что  для людей одни потребности более  значимы, чем другие, причем для некоторых потребностей это различие значимости одинаково для обоих полов, а для некоторых других – нет. Например, по словам Сентера, мужское доминирование – более значимая ценность для женщин, но для мужчин женское доминирование менее привлекательно. Обратная ситуация имеет место, когда речь идет о потребности в заботе со стороны другого человека. Отсюда, согласно выдвинутому Сентером принципу гендерной конгруэнтности, вытекает, что ценности (потребности), которые более типичны для мужчин, должны позитивно коррелировать с потребностями, более типичными для женщин. В частности, Сентер предполагал, что наибольшее притягивание будет иметь место в случае, когда мужское доминирование противостоит женской потребности в интимности, покровительстве, заботе.

   Хотя  инструментальная теория Р.Сентера  эмпирически и методически разработана  более тщательно и, хотя некоторые  из его 239 гипотез получили статистическое подтверждение, основные принципы теории дополнительных потребностей продолжают подвергаться критике со стороны многих авторов. Как подчеркивают Кепхарт и Едличка, можно практически не сомневаться, что схожесть партнеров является важным источником взаимной притягательности, но и комплементарность также значима для некоторых людей. Поэтому, исходя из этой теории, вопрос по-прежнему не ясен [№ 7, с. 306]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Теория обмена Дж.Хоманса 

   Еще одной теоретической интерпретацией процесса брачного отбора является теория обмена. Она основана на модели социального  взаимодействия Дж. Хоманса, согласно которой базисом возникновения нормативного порядка в обществе является взаимная полезность людей, выгоды, которые они получают в результате обмена между собой разного рода благами (не обязательно материальными). Согласно Хомансу, в обществе всегда существует некая шкала ценностей, в соответствии с которой строится человеческое поведение. Эти ценности могут быть вовлечены в «обмен». Человек "обменивает" некоторые свои качества на качества или свойства других людей: физическую привлекательность на благосостояние, богатство на громкий титул и т. п. При этом ценность человека как целого складывается из суммы ценностей его отдельных, вовлекаемых в обмен качеств. Человек, имеющий более высокую ценность (обладающий более высоким статусом социальной привлекательности), получает «плату» от того, чья ценность ниже. Согласно Хомансу, «все без исключения социальные взаимодействия на всех уровнях подчиняются принципам обмена эквивалентами». При этом человек учится оценивать (приписывать «стоимость») личностные или социальные характеристики людей (свои в том числе) в процессе социализации [№ 7, с. 306].

     Соответственно этому теория  брачного обмена постулирует,  что в основе брачного выбора  лежит процесс оценивания качеств  (личностных и социальных) возможного партнера и определения того, кто из возможных партнеров может принести больший выигрыш при меньших затрат. Характеристики индивида при этом рассматриваются как некое благо, «выставленное на продажу» и потому приобретающее на «брачном рынке» вполне определенную рыночную цену. В качестве такого блага может выступать в принципе все, что угодно, но обычно указывают на следующие важнейшие их классы:

  • «индивид». В данном случае речь фактически идет о соотношении на «брачном рынке» численностей «подходящих» друг для друга мужчин и женщин. От конкретной величины этого соотношения зависит «цена», которую приобретают на этом «рынке» сами по себе мужчины или женщины, безотносительно к их другим реальным качествам. Соотношение численностей потенциальных женихов и невест на «брачном рынке» может измеряться по-разному, начиная от такого самого простого и грубого показателя, как общее соотношение полов в населении, до более тонких пропорций, учитывающих как возраст потенциальных партнеров, так и другие их характеристики, могущие представлять интерес (образование, этническая принадлежность и т.д. и т.п.). Интуитивно ясно, что ценность каждого отдельного индивида на «брачном рынке» зависит от подобных соотношений, которые понижают ценность тех, чей пол имеет избыток, и наоборот, затрудняя или облегчая им вступление в брак. В частности, авторы ежегодного доклада о демографической ситуации в стране полагают, что в настоящее время ситуация на «брачном рынке» менее благоприятна для женщин, чем 10-15 лет назад, поскольку, по их мнению, на каждую потенциальную невесту приходится по одному потенциальному жениху, а на рубеже 1980-1990-х годов это соотношение было равно 1,10-1,15 потенциальных женихов на одну невесту; [№ 7, с. 307].
  • возраст. О роли этого «блага» речь шла выше;
  • внешний облик, включающий в себя не только физическую внешность, но и манеры поведения, умение себя вести и т.п. Как говорит старая пословица, «встречают по одежке», и от впечатления, которое производит тот или иной человек на окружающих, зависит, захотят ли вступать с ним в «романтические отношения»;
  • социальный статус как комбинация различных социально-экономических характеристик (благосостояние, происхождение, образование и т.п.). Подобно впечатлению от внешнего облика, субъективная оценка статуса важна для принятия решения о продолжении или прекращении «романтических отношений»;
  • социально-психологические характеристики личности (эмпатия, эмоциональность, экспрессивность, способность к пониманию, сотрудничеству и т.п.);
  • ценности, убеждения и т.д. Общие или совпадающие ценности облегчают взаимодействие с потенциальным партнером и могут служить фактором принятия решения о брачном выборе. Ценности, сильно отличающиеся друг от друга, могут порой стать непреодолимым препятствием для брачного выбора даже в случае сильной страсти. Хрестоматийный пример этого – отказ Ф.М.Достоевского от брака с А.В.Корвин-Круковской (сестрой знаменитой С.В.Ковалевской) из-за «диаметральной противоположности» их взглядов [Достоевская А.Г. Воспоминания. М., с. 108-109]. Душечка – героиня одноименного рассказа А.П.Чехова – столь же показательный пример другого рода, пример как бы отказа от собственной личности, от убеждений в обмен на страсть, теплоту связей, положение в обществе и т.п.

   Качества  и характеристики личности, выступающие  как подлежащие обмену блага, или личностные ресурсы, и втягиваемые на «брачный рынок», оцениваются, как сказано выше, участниками процесса брачного отбора. При этом рыночные определения, или определения обмена, действуют на трех уровнях взаимоотношений, детерминируя как возможных участников обмена, так и его условия и процесс принятия решения на брак. 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Теория Б.Мурстейна «Стимул – ценность – роль» 

   Попытку дать целостное описание процесса брачного выбора представляет собой теория «стимулов  – ценностей – ролей» Б.Мурстейна.

   Эта теория является общей теорией развития диадических взаимоотношений. Первоначально  она была разработана Мурстейном для анализа процесса ухаживания, затем применена для изучения межрасовых браков и затем с небольшими модификациями расширена применительно к исследованиям дружбы и супружеских взаимоотношений. Она является теорией обмена, устанавливающей, что «в условиях относительно свободного выбора аттракция (привлекательность) и интеракции зависят от обмена ценностями тех благ и обязательств, которые оба партнера предлагают друг другу». Согласно Мурстейну, процесс развития отношений детерминируется тремя классами переменных, которые он называет «стимулы», «ценностное сравнение» и «роли». Эти переменные действуют на всем протяжении процесса брачного отбора (знакомство, ухаживание, решение на брак), но каждая из них имеет зону максимального влияния на соответствующей стадии этого процесса, которая соответственно этому получает свое название – «стадия стимуляции», «стадия оценивания» и «ролевая стадия»

   На  стадии стимуляции действуют факторы, которые «притягивают» индивидов  друг к другу, делают их привлекательными друг для друга благодаря их физическим, интеллектуальным, социальным и другим характеристикам. «Индивиды, - утверждает Мурстейн, - тянутся друг к другу на основе взвешенной амальгамы атрибутов стимуляции».

   Следующей стадией является стадия ценностного  сравнения, когда взаимному оцениванию подвергаются системы ценностей  и установок, в частности представления  и установки друг друга относительно брака, половых ролей, числа детей в семье и т.д. Партнеры обсуждают свои взгляды на жизнь, брак, мужские и женские роли в семье, на воспитание детей и т. п. По словам Мурстейна, термин «ценностное сравнение» «относится к интересам, установкам, взглядам и даже потребностям, когда они выглядят как вытекающие из убеждений. Мужчина и женщина либо укрепляют взаимные симпатии, либо, поняв, что у них мало общего, порывают друг с другом.

Информация о работе Теории выбора брачного партнера