Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:29, курсовая работа
«Брак» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день, потому, что добровольный семейный союз мужчины и женщины, порождающий их юридические и иные права и обязанности по отношению друг к другу и их детям являлся, является, и будет являться одним из атрибутов, составляющих жизнь человеческого общества. В системе нравственных ценностей стержневое положение занимают любовь, родительский и супружеский долг, эмпатия, взаимное уважение и помощь. Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым не ослабевает с момента их возникновения и до наших дней, что объясняется их многогранностью и значимостью в жизни людей.
Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – изучить сущность теорий выбора брачного партнера американских социологов (Р.Уинча, Р.Сентера, Дж.Хоманса, Б.Мурстейна).
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать литературу, используемую в работе.
2. На основании теоретического анализа изучаемой темы,
систематизировать
знания об общей характеристике понятий «брак» и «брачный выбор».
3. Изучить сущность теорий выбора брачного партнера американских
социологов (Р.Уинча, Р.Сентера, Дж.Хоманса, Б.Мурстейна).
4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной
литературе, научные подходы к данной тематике.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие брака и брачного выбора
1.1. Определение брака как социального института…………………………...5
1.2. Понятие брачного выбора………………………………………………….13
Глава 2. Анализ американских теорий брачного выбора
2.1. Теория комплементарных потребностей Р.Уинча и инструментальная теория влечения и любви Р.Сентера…………………………………………..19
2.2. Теория обмена Дж.Хоманса……………………………………………….21
2.3. Теория Б.Мурстейна «Стимул – ценность – роль»………………………23
Заключение……………………………………………………………………..25
Список использованных источников……………………………………….27
Брачный выбор указывает на индивидуальный поиск будущего партнера, совокупность ваших предпочтений, предрассудков и убеждений, с которыми вы подходите к оценке достоинств кандидата и его выбору.
Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности возможных выборов брачного партнера, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем «живут вместе».
Брачный выбор зависит от множества случайных факторов, стечения обстоятельств, конъюнктуры брачного рынка, количества потенциальных партнеров и т.п. Брачный отбор ничего подобного не имеет. Это хорошо налаженная процедура составления брачных пар, если речь идет об агентстве или бюро, из заранее подготовленных каталогов и списков. На стадии отбора пар здесь минимум случайности. Риск и неопределенность начинаются позже, когда пары сходятся, начинают вместе жить и вот тут-то обнаруживается, к примеру, что они не сходятся характерами.
Выбирать вы должны сами, а отбирать вам кто-то помогает – иногда родители или родственники, которые всегда обсуждают одну или несколько кандидатур (часто об этом вам даже не сообщают), нередко это делают институциализированные посредники - брачные агентства и службы знакомства.
Признаки, по которым происходит брачный выбор, можно разделить на первичные (индивидуально присущие) и вторичные (коллективно приобретенные). К первичным, относятся антропологические характеристики брачного партнера – рост, вес, возраст, красота, обаяние, манеры держаться, внешний вид, аккуратность и т.д. Они выделяют одного человека в огромной массе людей и заставляют обратить внимание на него брачного партнера. Как только мужчина поразился красотой женщины, он делает второй шаг – знакомится. И лишь позже – на третьем или четвертом шаге – он интересуется ее социальным происхождением. К вторичным, следует относить национальность, расу, социальный класс, гражданство, место жительства и др. Их индивид получает как представитель той или иной социальной группы, но они не характеризуют его исключительно личные достоинства. Красивые люди есть среди бедных и богатых. Красивая женщина привлекает как бедных, так и богатых мужчин, и большинство их готовы закрыть глаза на социальное происхождение красавицы.
Брачный выбор происходит вначале в рамках круга первичных черт, а затем – вторичных. Но нередко этот порядок нарушается и с самого начала отбор разворачивается из числа социально и экономически приемлемых партнеров, а затем уже учитываются первичные качества, в ряду которых могут находиться психологические (взаимная симпатия) факторы.
В современном обществе (когда в значительной мере утрачивают значение социальные, экономические, этнические и религиозные барьеры) на первое место выходят психологические, культурные и антропологические критерии выбора. Сила влияния отдельных факторов на брачный выбор измеряется индексами брачности. Изучение закономерностей брачного выбора необходимо для прогнозирования «удачности» брака, его прочности, а также для практической деятельности различных служб семьи.
Облегчить
выбор партнера и оценить перспективы
брачных отношений помогают концепции
об основных брачных факторах. Этим
факторам, а также основным теориям
брачного выбора будут посвящены
следующие главы.
Глава 2. Анализ американских теорий брачного
выбора
2.1. Теория комплементарных потребностей Р.Уинча и
инструментальная
теория влечения
и любви Р.Сентера
Социально-психологической теорией брачного выбора является теория комплементарных (дополнительных) потребностей американского психолога Р.Ф.Уинча. Основной тезис этой теории состоит в том, что люди предпочитают выбирать себе в супруги тех, чьи психологические особенности противоположны и дополнительны по отношению к их собственным. Например, человек робкий и склонный к зависимости, скорее всего, согласно Уинчу, предпочтет партнера сильного и доминантного. Это связано с тем, что индивид всегда стремится максимизировать степень удовлетворения своих потребностей, а максимум этот, по Уинчу, достигается в том случае, когда специфические потребности мужчин и женщин комплементарны друг другу. Р.Уинч пишет, что в выборе супруга каждый индивидуум ищет того, от кого ожидает максимум удовлетворения потребностей. Влюбленные должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга. Удовлетворение, вознаграждение и удовольствие рассматриваются как силы, способствующие сближению будущих супругов [№ 7, с. 305]. Эта теория не утверждает, что каждый может найти супруга, который бы полностью удовлетворил его потребности. Она помогает разобраться, почему каждый считает только некоторых из всего «поля избранников» привлекательными. Суть теории Уинча может быть афористически выражена как «противоположности притягиваются». Вячеслав Сиволобов называет это «сложной, больной любовью» - «неуверенная в себе полюбила уверенного в себе», «некрасивая тайно любит красивого, только за то, что он красив», «измученный непризнанием графоман полюбит восхищающуюся его «творчеством» [№ 1, с. 160]. В основе этой теории – наблюдения, которые Уинч провел за 25 брачными парами в Северо-Западном университете. Хотя сам Уинч был убежден в правильности своей теории, другие исследователи отнеслись к ней критически. Характерным в этом плане было замечание Мейера и Пеппера о том, что «открытия Уинча – это артефакт. Или из-за неправильной методологии, или из-за того, что он изучал брачные пары, т.е. тех, кто уже выбрал друг друга, прожил вместе некоторое время и успел «притереться» [№ 7, с. 305].
Тем не менее, другие авторы, отталкиваясь от подхода Уинча, пытались усовершенствовать его теорию. Одним из примеров этого является инструментальная теория влечения и любви Р.Сентера, который исходил из предположения, что люди стремятся выбрать себе в качестве брачных партнеров тех, чье поведение и другие характеристики обеспечивают (или кажется, что обеспечивают) максимум удовлетворения их потребностей при минимуме затрат. Иначе говоря, брачное поведение рассматривается здесь как разновидность экономического поведения, при котором люди стремятся к максимизации прибыли и минимизации издержек. Согласно этой концепции, человека влечёт к тому, чьи интересы и потребности схожи с его собственными или дополняют их. Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Р. Сентером, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности более важны, чем другие, некоторые из них более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот.
Сентер, в отличие от Уинча, полагал, что для людей одни потребности более значимы, чем другие, причем для некоторых потребностей это различие значимости одинаково для обоих полов, а для некоторых других – нет. Например, по словам Сентера, мужское доминирование – более значимая ценность для женщин, но для мужчин женское доминирование менее привлекательно. Обратная ситуация имеет место, когда речь идет о потребности в заботе со стороны другого человека. Отсюда, согласно выдвинутому Сентером принципу гендерной конгруэнтности, вытекает, что ценности (потребности), которые более типичны для мужчин, должны позитивно коррелировать с потребностями, более типичными для женщин. В частности, Сентер предполагал, что наибольшее притягивание будет иметь место в случае, когда мужское доминирование противостоит женской потребности в интимности, покровительстве, заботе.
Хотя
инструментальная теория Р.Сентера
эмпирически и методически
2.2.
Теория обмена
Дж.Хоманса
Еще
одной теоретической
Соответственно этому теория
брачного обмена постулирует,
что в основе брачного выбора
лежит процесс оценивания
Качества
и характеристики личности, выступающие
как подлежащие обмену блага, или личностные
ресурсы, и втягиваемые на «брачный рынок»,
оцениваются, как сказано выше, участниками
процесса брачного отбора. При этом рыночные
определения, или определения обмена,
действуют на трех уровнях взаимоотношений,
детерминируя как возможных участников
обмена, так и его условия и процесс принятия
решения на брак.
2.3.
Теория Б.Мурстейна
«Стимул – ценность
– роль»
Попытку дать целостное описание процесса брачного выбора представляет собой теория «стимулов – ценностей – ролей» Б.Мурстейна.
Эта теория является общей теорией развития диадических взаимоотношений. Первоначально она была разработана Мурстейном для анализа процесса ухаживания, затем применена для изучения межрасовых браков и затем с небольшими модификациями расширена применительно к исследованиям дружбы и супружеских взаимоотношений. Она является теорией обмена, устанавливающей, что «в условиях относительно свободного выбора аттракция (привлекательность) и интеракции зависят от обмена ценностями тех благ и обязательств, которые оба партнера предлагают друг другу». Согласно Мурстейну, процесс развития отношений детерминируется тремя классами переменных, которые он называет «стимулы», «ценностное сравнение» и «роли». Эти переменные действуют на всем протяжении процесса брачного отбора (знакомство, ухаживание, решение на брак), но каждая из них имеет зону максимального влияния на соответствующей стадии этого процесса, которая соответственно этому получает свое название – «стадия стимуляции», «стадия оценивания» и «ролевая стадия»
На
стадии стимуляции действуют факторы,
которые «притягивают»
Следующей стадией является стадия ценностного сравнения, когда взаимному оцениванию подвергаются системы ценностей и установок, в частности представления и установки друг друга относительно брака, половых ролей, числа детей в семье и т.д. Партнеры обсуждают свои взгляды на жизнь, брак, мужские и женские роли в семье, на воспитание детей и т. п. По словам Мурстейна, термин «ценностное сравнение» «относится к интересам, установкам, взглядам и даже потребностям, когда они выглядят как вытекающие из убеждений. Мужчина и женщина либо укрепляют взаимные симпатии, либо, поняв, что у них мало общего, порывают друг с другом.