Теории выбора брачного партнера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:29, курсовая работа

Описание

«Брак» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день, потому, что добровольный семейный союз мужчины и женщины, порождающий их юридические и иные права и обязанности по отношению друг к другу и их детям являлся, является, и будет являться одним из атрибутов, составляющих жизнь человеческого общества. В системе нравственных ценностей стержневое положение занимают любовь, родительский и супружеский долг, эмпатия, взаимное уважение и помощь. Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым не ослабевает с момента их возникновения и до наших дней, что объясняется их многогранностью и значимостью в жизни людей.
Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – изучить сущность теорий выбора брачного партнера американских социологов (Р.Уинча, Р.Сентера, Дж.Хоманса, Б.Мурстейна).
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать литературу, используемую в работе.
2. На основании теоретического анализа изучаемой темы,
систематизировать
знания об общей характеристике понятий «брак» и «брачный выбор».
3. Изучить сущность теорий выбора брачного партнера американских
социологов (Р.Уинча, Р.Сентера, Дж.Хоманса, Б.Мурстейна).
4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной
литературе, научные подходы к данной тематике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие брака и брачного выбора
1.1. Определение брака как социального института…………………………...5
1.2. Понятие брачного выбора………………………………………………….13

Глава 2. Анализ американских теорий брачного выбора
2.1. Теория комплементарных потребностей Р.Уинча и инструментальная теория влечения и любви Р.Сентера…………………………………………..19
2.2. Теория обмена Дж.Хоманса……………………………………………….21
2.3. Теория Б.Мурстейна «Стимул – ценность – роль»………………………23

Заключение……………………………………………………………………..25

Список использованных источников……………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

          супруга;

  • Создает совместную собственность, которой могут пользоваться дети этих

          супругов;

  • Устанавливает социально приемлемые отношения родства между супругами

          и их родней [№ 2, с. 263].

       Таким образом, брак – это  социально одобряемые отношения  между признанными статусами  мужчины (именуемого мужем) и  женщины (именуемой женой) так,  что дети, рожденные женой, социально признаны в качестве потомства, как мужем, так и женой. При этом муж может являться либо биологическим, либо социальным отцом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.2. Понятие брачного выбора 

   Брачный выбор – субъективное предпочтение брачного партнера в рамках брачного круга. На него влияют социальные, экономические, культурные, психологические и антропологические критерии, при этом значение каждого из них изменяется во времени.

   Нормативные установки, определяющие выбор брачных  партнеров, чрезвычайно разнообразны у многочисленных народов, составляющих мировое сообщество. Свободный личный выбор вступающих в брак является безусловной нормой лишь в современных демократических обществах. Во всех остальных, выбор партнеров, так или иначе, диктуется или контролируется родителями будущих супругов, их семьями, родственными группами, какими-то другими группами или лицами, руководствующиеся экономическими, престижными, политическими, династийными и иными мотивами, не всегда согласующимися с интересами и устремлениями брачующихся. При этом особенно часто и значительно ограничивается волеизъявление женщин. Вместе с тем объективно и универсально существующее избирательное половое влечение, индивидуальная половая любовь повсюду сказываются на реальных отношениях людей, и брак по индивидуальному чувству иногда бывает возможен вопреки самым жестким нормам.

   А в обществах, декларирующих свободу  выбора, взаимное влечение на практике далеко не всегда лежит в основе брачных союзов. Брак как институт социального договора, с одной стороны, и индивидуальное половое влечение как биологическое и психологическое, хотя и культурно опосредованное явление - с другой, принадлежат разным, в ряде отношений противостоящим друг другу сферам человеческой жизни.

   Практически во всех исторических обществах выбор партнера не является частным делом заключающих его индивидов. Русские крестьяне смотрели на брак как на хозяйственную сделку, подчиняя соображениям экономического характера все остальное. Сложная система брачных норм регламентировала брачный выбор и возраст вступления в брак, оказывала влияние на брачные связи различных территориальных групп русских и календарное распределение браков, определяла форму заключения браков и характер брачных торжеств. Знакомство молодежи предбрачного и брачного возрастов осуществлялось, как правило, в рамках одной или нескольких близко расположенных друг к другу деревень или сел. Игры на полянке, вечеринки, постоянное общение друг с другом сближает молодежь. В весеннее и летнее время молодые люди знакомились при выполнении некоторых домашних работ: на уборке урожая, сенокосе, где обращали внимание на расторопность, сметливость будущей невесты или жениха. В осеннее и зимнее время основными местами встреч молодежи были посиделки, которые чаще собирали девушки. Они ходили по очереди друг к другу для совместного выполнения работ и развлечений или же «снимали» для этих целей у кого-либо из односельчан избу, чаще всего, оплачивая продуктами: мукой, льном, шерстью, дровами. На посиделках девушки проводили длинные зимние вечера, а иногда и ночи. Здесь они пряли, шили, вязали, пели песни. Парни также объединялись в группы из пяти-шести человек и навещали девушек. Посиделки рассматривались крестьянами как места выбора невест и предбрачных знакомств. Не меньше возможностей для знакомства создавалось на праздниках во время хороводов и гуляний на Масленицу, Пасху, Троицу. Престольные и другие праздники считались смотринами невест. Свахи наблюдали за девушками-невестами, собирали о них необходимые сведения [№ 2, с. 308-309].

   Выбор спутника жизни в мусульманском  мире резко отличается от принятого  на Западе: юноша и девушка общаются друг с другом очень мало. Средние  школы в подавляющем большинстве  раздельные, за исключением тех, которые  особо прониклись духом западных влияний. Мальчики и девочки не общаются друг с другом, не устраивают свиданий и ни в коем случае не допускают никакой добрачной близости. Поэтому выбор брачного партнера производится чаще всего родителями, особенно если речь идет о девушке. Согласно исламу предложение может исходить как от семьи юноши, так и от семьи девушки, но обычно предложение делает юноша. Это происходит благодаря контактам его родителей, других родственников или близких друзей с родителями девушки; брак не может состояться без согласия и одобрения ее отца или опекуна, выдающего девушку замуж. В зависимости от традиций общества, в котором живут будущие супруги, они могут или не могут видеть друг друга до брака, хотя ислам дает им это право. Однако если они встречаются до брака, это должно происходить в присутствии других людей, поскольку ислам запрещает мусульманину и мусульманке, не состоящим в браке или в родстве махрам, находиться друг с другом наедине [№ 2, с. 322].

   Почти везде при выборе брачных партнеров  действуют нормы, исключающие инцест. В традиционном обществе решающее слово в выборе брачного партнера всегда оставалось за родителями. Они заранее намечали кандидатов, часто за несколько лет до бракосочетания, а нередко предрекали выбор с самого рождения (с точки зрения социологии, такой брак является предписанным статусом), определяли размеры выкупа или приданого, день свадьбы, место жительства супругов, ритуал бракосочетания и многие другие аспекты супружеской жизни.

   Единственным  общественным строем, который сумел  в одночасье, резко и бескомпромиссно  порвать с прошлым и построить новую модель брачного выбора, был советский социализм. В первые же годы советской власти, т.е. в 1920 – 1930-е года, родителей заменили партия, трудовой коллектив и общественное мнение. Брачного партнера выбирали либо по прямой указке новых агентов брачного рынка (точнее сказать, планового хозяйства), либо с оглядкой на них. Значение родительского желания сведено к минимуму, а роль идеологических соображений возросла до критического максимума. Народу предлагалось осуждать тех, кто женится на представителях чуждого класса. «Это должно быть воспринято так, как в прежнем обществе представляли себе женитьбу графа на горничной. Сближение с членом враждебного нам лагеря, когда мы являемся господствующим классом, должно встречать такое же общественное осуждение» [№ 3, с. 554].

   Не  внутренний голос и не советы родителей, а партийный или комсомольский  билет служат барометром внутренней совести и брачного выбора. Выходивший в те годы фильм «Партийный билет» призван был показать, что «советская молодежь должна знать, кому она отдает свою дружбу и любовь. Картина учит быть внимательным, бдительным и осторожно подходить к окружающим нас людям, проверять их». Была поставлена задача развернуть более решительную борьбу за товарищеское отношение к девушкам, за создание обстановки товарищеского, чуткого и внимательного отношения к ним, как в комсомоле, так и вне его рядов. В соответствии с советскими нормами забеременевшая девушка могла пожаловаться на попрание чести и привлечь, не желавшего нести ответственность любовника к ответу [№ 3, с. 554-555].

   Традиционная  связь между хозяйственным расчетом и выбором партнера, существовавшая в крестьянской среде, отныне не поощрялась и не одобрялась. Поскольку ликвидировалась  частная собственность, то исчезнуть  должны были мелкобуржуазная психология и основанная на ней модель брачного выбора. Теперь большинство функций, прежде выполнявшихся традиционной семьей, взяло на себя государство, которое стремилось освободить женщину от домашнего быта и экономического гнета для активной общественной работы. Основной ценностью жизни была работа, а личное счастье приходило как награда за общественно полезный труд.

   В дальнейшем выбор брачного партнера постепенно стал личным делом каждого. Хотя иногда можно встретить случаи, даже в нашем обществе и в наше время, когда кому-то партнера выбрали, но это не является массовым явлением и не закреплено никакими нормами. 

   Выбор брачного партнера качественно отличается от выбора места учебы или работы. Здесь мы руководствуемся рассудком, выясняем рейтинг престижа будущего вуза, изучаем конъюнктуру, колебания спроса и предложения на конкретные профессии, сравниваем свои возможности с требованиями работодателя, вычисляем динамику оплаты труда, начиная с первого заработка, советуемся со знающими людьми, читаем специальную литературу. Напротив, выбор брачного партнера часто зависит от наших эмоций, а не от разума. В качестве единственного партнера выбирается тот, чьи «показатели», внутренние и внешние, наиболее соответствуют идеалу или чувству.

   Однако правила и наставления, почерпнутые из «умных» книг, далеко не всегда применимы к сфере межличностных отношений и эмоциональных приоритетов. Даже самые начитанные не застрахованы от вероятной ошибки в выборе спутника жизни. Все дело в том, что, выделяя из толпы кого-то, кто нам нравится, мы руководствуемся отнюдь не рассудком, а чувствами и голосом нашего подсознания. Мы не в состоянии прогнозировать его реакции и вызванное им влечение. Вот почему заранее установленные правила брачного выбора оказывают незначительное влияние на реальное поведение молодых людей.

   Среди критериев, по которым наше подсознание  подбирает нам партнера, специалисты  называют:

   1) родительский архетип: избранник  похож либо на одного из  родителей, либо на тот образец,  который был внушен вам родителями  как идеальный; 

   2) навыки детского общения: нас  почему-то очень привлекают люди, чем-то похожие на наших первых  знакомых и друзей, оставивших по себе благоприятное впечатление;

   3) наши первые эротические впечатления,  возникающие, как правило, в  раннем подростковом возрасте;

   4) принцип взаимодополнения: мы выбираем  в спутники жизни человека, качества  которого дополняют те, что отсутствуют в нас самих [№ 3, с. 556].

   Нередко голос нашего подсознания подменяется  советами здравого смысла, социальными  стереотипами и просто психологическими комплексами. Для девушек в возрасте 14-20 лет очень важно мнение подруг и мамы, которые часто не одобряют отношений с молодым человеком, который на несколько лет младше девушки. С возрастом этот стереотип слабеет или исчезает вовсе. Жениться надо на равном себе по социальному статусу человеке – шепчет внутренний голос, а на самом деле нами управляет обыденное сознание, приобретенное в той социальной среде, в которой мы вращаемся и в которой были воспитаны. Хотя настоящий внутренний голос нам говорит совсем другое: жениться или замуж выходить надо за любимого человека, иначе вся оставшаяся жизнь, а она у тебя одна, превратится в каторгу.

   Как только выбором спутника жизни начинают руководить не глубинные мотивы нашей  личности, а приобретенные нами комплексы, этот процесс превращается в обычный  торг: на весах рассудка вы взвешиваете  все за и против, выгадывая и обманывая себя.

   Тенденция выбирать партнера той же самой расы, религии, национальности, класса, образования, возраста называется гомогамией. Гомогамия  – практика выбора партнера по сходным  социальным характеристикам. С похожим  на тебя человеком легче общаться по ряду причин:

   1) общие ценности и установки  как результат схожей социализации, а это уменьшает вероятность  несогласия, непонимания; 

   2) люди, согласные с нами, нами же  и поощряются, ибо усиливают чувства  нашей правоты; 

   3) мы избегаем негативные реакции семьи и друзей. В современном обществе сильно расширены возможности встретить различных по географическому и социальному происхождению людей – в колледже, армии, на работе, в баре, специальной службе знакомств.

   Возникает новое явление - гетерогамия – практика выбора партнера с различным социальным происхождением. Большинство браков сейчас гомогамные: люди выбирают партнеров той же расы, религии, типа, национальности. Гомогамные браки стабильнее гетерогамных.

   Демография  брачного выбора определяется, прежде всего, таким показателем, как соотношение полов в детородном возрасте, т.е. юношей и девушек на тот момент или на те моменты, когда они заключают браки и подбирают себе спутника жизни.

   Как известно, мальчиков рождается больше, чем девочек, но с годами сильный пол, увы, постепенно… вымирает. Продолжительность жизни мужчин на несколько лет меньше, чем женщин, и уже с 30 лет число потенциальных невест начинает заметно превышать число женихов.

   Когда родители осуществляют брачный выбор  за детей, подбирая им пару, они руководствуются совсем иными, чем сами дети, критериями. Родители оценивают претендентов с моральных, экономических и статусных позиций, выбирая в пользу высокого уровня культуры, материальной обеспеченности, образованности, занимаемого в обществе положения. Сами дети, а чем моложе возраст, тем ярче проявляется тенденция, выбирают себе партнера чаще всего по биосексуальной привлекательности, общности взглядов, возможности интересно проводить с ним время.

   Также, для того, чтобы более разобраться, что же такое брачный выбор, рассмотрим его в соотношении с понятием брачный отбор. Два понятия – брачный выбор и брачный отбор – на первый взгляд описывают одно и то же. Но это лишь на первый, непросвещенный взгляд.

Информация о работе Теории выбора брачного партнера