Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 16:31, реферат
Становление мировоззрения Гаэтано Моски. Влияние позитивизма. Отношение к
другим направлениям социально-политической мысли. Понимание предмета и метода
политической науки
Распространение позитивизма среди итальянских интеллектуалов, для которых
этот термин стал синонимом научного знания, началось с середины 60-х годов
прошлого века. Популярность, какую имело это направление в Италии, была
связана с особенностями итальянской философской мысли, которая еще с конца
XVIII в. проявила повышенный интерес к французскому Просвещению.
Гаэтано Моска - (1858—1941)—выдающийся итальянский политолог, один из
основателей элитологии, профессор Туринского и Римского университетов.
Главная заслуга Моски — вычленение элиты как специального объекта исследования,
анализ ее структуры, законов функционирования, прихода к власти, причин
вырождения и упадка, смены ее контрэлитой. В 1896 г. вышла его книга
«Элементы политической науки», а в 1923 г.—ее дополненное издание. В 1939 г.
эта книга была переведена на английский язык и издана под названием «Правящий
класс», принеся автору мировую известность. Понятию «элита» Моска предпочитал
термины «правящий класс» и «политический класс», употребляя их
как синонимы. Впоследствии он вынужден был внести коррективы, отметив, что
политический класс является как бы базой для правящего класса. Действительно,
понятие «правящий класс», с одной стороны, более широкое, чем «политический
класс»: в него входят и другие, не политические структурные элементы —
экономическая, культурная и прочие элиты. Однако в ином отношении понятие
«политический класс» — более широкое, чем «правящий класс»: оно включает не
только властвующую группу, но и оппозицию. Полито-логия для Моски прежде
всего наука об элитах, важнейший инструмент выработки ими научной политики,
которая поможет им удержаться у власти. Опасность для элит — их
стремление превратиться в наследственную, закрытую группу, что неминуемо ведет
к ее вырождению, замене контрэлитой. По мнению Моски, оптимальна такая
политическая система, которая, с одной стороны, не полностью закрыта для
мобильности в элиту, а с другой — обеспечивает преемственность элиты — главной
гарантии устойчивости политической системы. Идеалом является формирование
элиты не на основе богатства и родовитости, а на основе способностей,
образования, заслуг. Впоследствии эти идеи вылились в теории мерито-кратии.
В 1896 г. в "Основах политической науки" Г.Моска сформулировал закон
социально-политической дихотомии общества. Он состоит в том, что во всех
обществах, начиная с самых среднеразвитых и едва достигших зачатков
цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существует два класса: класс
управляющих и класс управляемых. Первый, всегда более малочисленный,
осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется
присущими ему преимуществами. Второй, более многочисленный, управляется и
регулируется первым и поставляет ему материальные средства поддержки,
необходимые для жизнеспособности политического организма. (8)
Моска проанализировал проблему формирования (рекрутирования) политической
элиты и ее специфических качеств. Он считал, что важнейшим критерием
формирования политического класса является способность к управлению другими
людьми, то есть организаторские способности, а также материальное, моральное
и интеллектуальное превосходство. Хотя в целом этот класс наиболее способен
к управлению, однако, не всем его представителям присущи передовые, более
высокие по отношению к остальной части населения качества.
В ходе своей эволюции политический класс постепенно меняется. Существуют две
тенденции в его развитии: аристократическая и демократическая. Первая из них -
аристократическая - проявляется в стремлении политического класса
стать наследственным если не юридически, то фактически. Вторая -
демократическая - состоит в обновлении политического класса за счет
наиболее способных к управлению слоев, в том числе и низших.
Становление мировоззрения Гаэтано Моски. Влияние позитивизма. Отношение к
другим направлениям социально-политической мысли. Понимание предмета и метода
политической науки
Распространение позитивизма среди итальянских интеллектуалов, для которых
этот термин стал синонимом научного знания, началось с середины 60-х годов
прошлого века. Популярность, какую имело это направление в Италии, была
связана с особенностями итальянской философской мысли, которая еще с конца
XVIII в. проявила повышенный интерес к французскому Просвещению. Вовсе не
случайно у ряда итальянских философов — еще до проникновения в Италию учений
О. Конта и Г. Спенсера — наметился, под влиянием французских историков П.
Кабаниса и Дестют де Траси, определенный психолого-физиологический уклон в
рассмотрении социальных явлений. Наиболее сильное и устойчивое воздействие
позитивизм оказал на представителей естественных наук и социальных
исследователей, близких к конкретной политико-правовой сфере.
Ко времени появления «Элементов» Моска (1895) влияние позитивизма все еще
ощущалось, хотя усиливали
свои позиции итальянские
популярность идеи неокантианцев, Ф. Ницше и А. Бергсона. Моска проявил
двойственное отношение к позитивизму, так как наряду с критикой некоторых
представителей этой школы он сохранил верность ее общей парадигме. При
рассмотрении учения Конта итальянский социолог не выдвигал возражений против
используемых им понятий теологической, метафизической и позитивной стадий. Но
он возражал именно против закона последовательной смены этих стадий, считая,
что все три стадии сосуществуют на каждом этапе развития человечества.
Итальянский социолог замечал, что у человека «позитивной стадии» его научные
знания вовсе
не исключают потребности в
развиваются еще более гнусные суеверия и метафизические абсурды социал-
демократии» [1, стр. 219]. Он не нашел в истории подтвержденных фактами
параллелей Конта между тремя интеллектуальными стадиями и сменяющими друг
друга формами политической организации, из которых первая означала бы
детство, вторая — отрочество, а третья — зрелость человечества.
В учении Герберта Спенсера Моска обратил внимание на различение двух типов
обществ: военного (основанного на принуждении) и индустриального
(основанного на свободном договоре). Подобную классификацию Моска считал
принятой «априорно» и потому — неприемлемой. «Всякая политическая организация
одновременно и добровольная, и принудительная. Она добровольная, поскольку
исходит из природы человека, что было замечено, начиная с Аристотеля, и в то
же время она принудительная, так как... человек не смог бы жить иначе. Это
естественно и спонтанно, и в то же время неизбежно, что там, где есть люди,
будет и общество, а там, где есть общество, будет также и государство, т. е.
правящее меньшинство и управляемое им большинство» [1, стр. 230]. Общая черта
всех общественных систем, которую не увидел Спенсер,— наличие определенного
слоя людей, осуществляющих господство над большинством.
Оспаривается не только подход к различению государств, но и критерии,
используемые Спенсером: «К примеру, Спенсер пишет, что с убылью милитаризма и
с относительным приростом индустриализма идет переход от социального строя,
при котором индивиды существуют во благо государства, к иному строю, при
котором государство существует во благо индивидов. Это разделение им тонко
подмечено, и нам оно напоминает тот случай, как если бы заспорили о том,
существует ли мозг для блага всего тела, или все же тело существует во благо
мозга» [1, стр. 233].
Отдавая должное остроумию
аналогии общества с биологическими организмами, у которых разные органы
выполняют разные функции, были типичны для позитивизма.
Для Спенсера переход от военного общества к индустриальному означал
появление качественно нового метода общественной регуляции. От
«положительной» регуляции (т. е. от «принуждения к действиям») в
централизованном военном государстве общество переходит к «отрицательной»
регуляции (т. е. к индивидуальной свободе при запрете лишь на определенного
рода действия) в промышленном государстве. Моска в полемике со Спенсером
настаивал на том, что любое государство одновременно осуществляет и
«положительные» и «отрицательные», т.е. как принуждающие, так и
ограничивающие действия. Как видим, он не только прошел мимо главного в
учении Спенсера
о государстве — его
эвристической ценности идеи о преимуществе рыночных отношений в обществе по
сравнению с системой жесткого централизованного регулирования.
Социальная дифференциация с позиций географического детерминизма исследуется
Моска от истоков: Геродота, Гиппократа и Ш. Монтескье. Он показывал, что с
развитием цивилизации в жизни обществ ослабевает влияние географического
фактора и усиливается действие культурного. Для подтверждения этого
аргумента Моска
использовал множество
итальянского социолога и криминолога Н. Колаянни. Так, опровергая
распространенную
среди итальянских
детерминации преступности природными условиями, определяющими темперамент
личности, он объяснял региональные различия в криминальной статистике
социально-экономическими факторами.
Обращаясь к расовым теориям, Моска замечал, что в его время произошла
настоящая экспансия этих теорий в социальные науки. По его мнению,
учения, в которых общественный прогресс и политическая организация народов
зависят от расовых признаков, обязаны своим рождением учению Дарвина и таким
наукам, как сравнительная лингвистика и антропология. Моска отверг точку
зрения о врожденном превосходстве представителей какой-либо расы. Чтобы
показать ненаучность идей социал-дарвинистов об изначальной этнобиологической
неоднородности общества как важнейшей причине социальной дифференциации, Моска
обратился к примерам смены поколений дворянской аристократии. Если бы
закономерности биологической эволюции действовали и в обществе, то они
приводили бы к накоплению положительных качеств и к улучшению «породы
властителей», чего не наблюдается. Так, французское дворянство постепенно
утратило свои высокие личностные качества и в XVIII в. уступило свою власть