Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 16:31, реферат
Становление мировоззрения Гаэтано Моски. Влияние позитивизма. Отношение к
другим направлениям социально-политической мысли. Понимание предмета и метода
политической науки
Распространение позитивизма среди итальянских интеллектуалов, для которых
этот термин стал синонимом научного знания, началось с середины 60-х годов
прошлого века. Популярность, какую имело это направление в Италии, была
связана с особенностями итальянской философской мысли, которая еще с конца
XVIII в. проявила повышенный интерес к французскому Просвещению.
новых сил». Существуют, впрочем, и силы, действующие в пользу относительной
стабилизации. Этому способствует консервативная сила традиции, в соответствии
с которой многие из нижних слоев просто свыкаются со своим ущемленным
положением.
Значение идей Моски
Оценивая вклад Гаэтано Моска в развитие итальянской и мировой социологии,
отметим, что с его именем, как и с именем Вильфредо Парето, связано изменение
парадигмы в политико-социальных исследованиях, т. е. переход от либеральных
классических концепций к концепциям элит. Он показал иллюзорность надежд
либералов и социал-демократии на проведение в жизнь либеральных и
демократических принципов и идеалов, продемонстрировал реальную работу
парламентарной системы и увидел опасность перерождения парламентарной
демократии в олигархию.
Спор между Моска и Парето о приоритете в данной области, разгоревшийся в
начале XX в., представляется в наше время беспредметным. Различия в теориях
обоих социологов, а также в понятиях («властвующая элита» у Парето и
«правящий класс» у Моска) при близости результатов говорят лишь о том, что
оба они увидели сходные черты развития своей страны и выразили предчувствие
наступления тоталитаризма.
Исследователи итальянской социологии отмечают, что концепцию элит более
детально разработал Парето, причем с акцентом на экономические явления.
Моска основное внимание уделил структуре политического механизма.
Книги Моска оригинальны, он не является последовательным приверженцем какой-
либо одной философской и социологической школы. Велико влияние на него
позитивистской социологии, так как он исходил в своем исследовании из
констатации неизменных функциональных законов и применял историко-
сравнительный метод объективного анализа, недооценивая (или не замечая?) при
этом проблематики неокантианской школы (что про явилось в критических
замечаниях в адрес Спенсера, упрекаемого в априорности выбора критериев
различения политических типов).
Марксизм отвергался им вполне четко, и тем не менее его знакомство с работами
Маркса не прошло бесследно, так как в проблеме образования и смены правящих
классов наряду с психологическими факторами учтены и роль частной
собственности на землю, и появление новых источников богатств. Даже в критике
марксизма он формально
пользовался марксистскими
Моска не предстает, однако, как приверженец консервативной или же
реформистской линии, в чем его упрекали многие советские критики. Скорее мы
видим в нем вдумчивого аналитика и проницательного политика, которому
политическая ситуация его времени не дала радужных надежд. Труды его
окрашены в минорные тона, но он и не является законченным пессимистом, так
как стремится найти хоть какие-нибудь основания для политического развития в
сторону более полной демократии (несмотря на иллюзорность надежд на
демократические идеалы), преодоления бюрократизации общества и тенденции к
формированию олигархии.