Теория конфликта в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание

Проблема конфликта является столь актуальной в социо¬логии. Она охватывает широкий круг вопросов, среди которых определение понятия «конфликт», его природы как обществен¬ного явления, причин возникновения, возможностей разрешения, а также типологии, классификации конфликтов, выявление их ро¬ли в общественной жизни.
Поэтому конфликты надо изучать, как необходимо знать, что делать с конфликтами, чтобы они не портили нашу жизнь.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………..…..3
1. Понятие о социальном конфликте...............................................................4
2. Причины конфликта…….………………….……………………………... 5
3. Виды социальных конфликтов.………………………………………..…..6
4. Параметры социальных конфликтов……………………………………...8
5. Этапы развития социального конфликта…………....…………….……..11
6. Методы разрешения конфликтных ситуаций.………………….……......13
Заключение…………………….…………………………………….……….….17
Список литературы………………………...………………………...……….....18

Работа состоит из  1 файл

реферат по социологии конфликт.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

Анализ причин социального  конфликта целесообразно начинать с их типологии. Можно выделить следующие  типы причин.

Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентации относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликта. При наличии определенных условий (о которых мы скажем несколько позже) сторонники разных форм собственности могут вступить в конфликт между собой. Весьма показателен также конфликт по поводу различного отношения к работе, когда одна группа работников считает, что нельзя работать при данных условиях, а другая настаивает на продолжении работы (к таким конфликтам относятся любые забастовки).

Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве  идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта противоположности  ориентации. Разница между ними состоит в том, что идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества. В данном случае элементы веры, религиозные, социально-политические устремления становятся катализатором противоречий.

Причины конфликта, заключающиеся  в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительным различием в распределении ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т.п.) между индивидами или группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается одной из социальных групп как весьма значительная, и только если такое значительное неравенство приводит к блокаде важных социальных потребностей у одной из социальных групп. Возникающая в этом случае социальная напряженность может послужить причиной социального конфликта. Она обусловлена появлением дополнительных потребностей у людей, например потребности обладать одинаковым количеством ценностей.

Причины конфликтов, лежащие  в отношениях между элементами социальной структуры, появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре. Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий.

Острота конфликта. Когда  говорят об остром социальном конфликте, то прежде всего подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое количество психологических и материальных ресурсов. Для острого конфликта характерны в основном открытые столкновения, которые происходят настолько часто, что сливаются в единое целое.

Острота конфликта  в наибольшей степени зависит  от социально-психологических характеристик  противоборствующих сторон, а также  от ситуации, требующей немедленных действий. Другими словами, острота конфликта, обусловлена главным образом внутренними психологическими причинами (например, нетерпение, ярость, ненависть), и в то же время каждая из сторон стремится пополнять свои ресурсы извне. Таким образом, впитывая энергию извне, конфликтная ситуация заставляет участников действовать немедленно, вкладывая в столкновение всю свою энергию. В результате острота конфликта возрастает. Очевидно, что острый конфликт бывает гораздо более кратковременным, чем конфликт с менее сильными столкновениями и с большими перерывами между ними. Однако острый конфликт, безусловно, более разрушителен, он наносит значительный урон ресурсам противников, их престижу, статусу и психологическому равновесию. Особенно острыми бывают конфликты в системах с первичными связями. Это понятно: ведь в таком случае противники постоянно видят друг друга. Острыми являются также конфликты, которые подогреваются прежними, непримиримыми противоречиями, серьезными обидами или основаны на мести, кровавых инцидентах.

Длительность  конфликта. Каждый индивид в своей  жизни неизбежно сталкивается с  конфликтами разной длительности (.проходит разное время от возникновения конфликта до его разрешения). Это может быть короткая, длящаяся несколько минут стычка между начальником и подчиненным, а может быть и противостояние различных религиозных групп, длящееся на протяжении жизни нескольких поколений. Длительность конфликта имеет большое значение для противоборствующих групп и социальных систем. Прежде всего, от нее зависит величина и стойкость изменений в группах и системах, являющиеся результатом расходования ресурсов в конфликтных столкновениях. Кроме того, в длительных конфликтах увеличивается расходование эмоциональной энергии и повышается вероятность возникновения нового конфликта из-за накопленных обид, неотомщенных действий, а также из-за разбалансировки социальных систем, отсутствия равновесия в них.

Итак, вопрос о  затягивании конфликта становится нередко жизненно важным для существования  социальной группы или организации, Исследование конфликтных ситуаций показывает, что длительные, затяжные конфликты нежелательны при любых  обстоятельствах.

Последствия социального  конфликта весьма противоречивы. Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а  с другой - являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, или, как еще говорят, конфликтологией, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.

Таким образом, налицо два типа последствий конфликтов:

Дезинтегративные  последствия конфликтов

Интегративные последствия конфликтов

усиливают ожесточение;

ведут к разрушениям  и кровопролитию;

ведут к внутригрупповому напряжению;

разрушают нормальные каналы кооперации;

отвлекают внимание членов группы от насущных проблем.

определяют  выход из сложных ситуаций;

приводят к  разрешению проблем;

усиливают групповую сплоченность;

ведут к заключению союзов с другими группами;

приводят группу к пониманию интересов ее членов


5. Этапы развития  социального конфликта

Анализ конфликтов полезно начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков  возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности А. Маслоу подразделяет на пять основных типов:

1) физические  потребности (пища, секс, материальное благополучие и т.п.);

2) потребности  в безопасности;

3) социальные  потребности (потребности в общении,  социальных контактах, взаимодействии);

4) потребности  в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции; 

5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребности в творчестве). Все желания, стремления индивидов и социальных групп можно отнести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями.

Все поведение  человека упрощенно можно представить  как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушения  равновесия в связи с появляющейся потребностью и появления значимой для индивида цели, а заканчивается  восстановлением равновесия и достижением цели (консуммацией). Например, у человека возникает жажда, появляется цель выпить воду; затем эта цель осуществляется и потребность удовлетворяется. Однако в ходе такого непрерывного процесса может возникнуть помеха и действие прервется. Любое вмешательство (или обстоятельство), создающее преграду, перерыв в уже начавшемся или намечаемом действии человека, называется блокадой. В случае появления блокады (или возникновения ситуации блокирования) от индивида или социальной группы требуется переоценка ситуации, принятие решения в условиях неопределенности (наличия нескольких альтернатив действий), постановка новых целей и принятие нового плана действий. Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации. Она обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.

Реакция на фрустрацию может развиваться по двум направлениям - это может быть или отступление, или агрессия. Отступление - это избежание  фрустрации путем кратковременного или долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности. Отступление в ситуации фрустрации может быть двух видов:

сдерживание - состояние, при котором индивид отказывается от удовлетворения какой-либо потребности  из страха, для получения благ в другой области или в надежде удовлетворить потребность спустя некоторое время более легким путем. В этом случае индивид перестраивает свое сознание, полностью подчиняется требованиям ситуации и действует с ощущением правильности отказа от удовлетворения потребности;

подавление - это  уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация постоянно присутствует внутри индивида, но загоняется вглубь и может в  любой момент выйти наружу в форме  агрессии при определенных благоприятных для этого условиях.

Агрессивное поведение, вызываемое фрустрацией, может быть направлено на другого человека или  группу людей, если они явятся причиной развития фрустрации или представляются таковыми. Агрессия при этом носит социальный характер и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию у другого индивида или группы, и с этого момента начинается социальный конфликт.

Таким образом, для возникновения социального конфликта необходимо, во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей и, во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция, взаимодействие.

Однако далеко не всякое состояние фрустрации и связанное с ним эмоциональное напряжение приводят к социальному конфликту.

Анализ содержания и особенностей протекания социального  конфликта целесообразно проводить  по трем основным стадиям: предконфликтная  стадия, непосредственно конфликт и стадия разрешения конфликта.

6. Методы разрешения  конфликтных ситуаций

Конфликтующие группы могут выбирать следующие  программы поведения:

-достижение  своих целей за счет другой  группы и тем самым доведение  конфликта до более высокой  степени напряженности;

-снизить уровень  напряженности, но сохранить саму  конфликтную ситуацию, переведя  ее в скрытую форму за счет  частичных уступок противоположной  стороне;

-искать способы  полного разрешения конфликта.  Если выбрана третья программа  поведения, наступает третья стадия в развитии конфликта - стадия разрешения.

Разрешение  конфликта осуществляется как через  изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую  перестройку, изменение субъективного  образа ситуации, который сложился у враждующих сторон.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых  возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Одним из важных условий  является своевременный и точный диагноз его причин. А это предполагает выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей. Проведенный под таким углом зрения анализ позволяет очертить «деловую зону» конфликтной ситуации. Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на обнове взаимного признания интересов каждой из сторон. Для этого сторонам конфликта надо стремиться освободиться от враждебности и недоверия друг к другу. Достичь такого состояния возможно на основе цели, значимой для каждой группы и в то же время объединяющей противоборствующие в прошлом группы на более широкой основе. Третьим, непременным, условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.        

 Из всего  вышеизложенного видно, что, во-первых, социальный конфликт никогда  не разрешается одним махом;  во-вторых, социальный конфликт только  логически разрешается в двустороннем  конфликте, но не социологически, так как для его разрешения необходимо преодолеть диффузные, неструктурированные социальные отношения - с одной стороны, а также включение вторичных, более или менее институционализированных отношений, подключение которых возможно всегда и в неограниченном количестве, с другой стороны; в-третьих, решение конфликта не ограничивается простым изменением ситуации, поскольку оценка ситуации зависит от ее восприятия, т. е. ситуативные и глубинные, причинные моменты тесно переплетены между собой; в-четвертых, социальный конфликт - всегда метаконфликт. Для решения конфликта всегда важны два вопроса:

1. Кто победитель  и кто побежденный?

2. Необходимо  определить, как будет выглядеть  будущее распределение ресурсов, кому достанется право распределять  эти ресурсы и кто должен  победить с какими-либо ресурсами? Существуют три логические возможности и реальных механизма решения конфликта, четвертого, как правило, не бывает на практике:

Прямой механизм: победитель базового конфликта признается в качестве такового и следует  перераспределение исходных ресурсов в его пользу.

Косвенный механизм: победитель метаконфликта признается в качестве победителя базового конфликта, но это не ведет к фундаментальному перераспределению ресурсов. Косвенный  механизм не обязательно изоморфен, т. е. базовый конфликт не обязательно трансформируется в метаконфликт.

Информация о работе Теория конфликта в социологии