Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:54, курсовая работа
Проблема конфликта является столь актуальной в социо¬логии. Она охватывает широкий круг вопросов, среди которых определение понятия «конфликт», его природы как обществен¬ного явления, причин возникновения, возможностей разрешения, а также типологии, классификации конфликтов, выявление их ро¬ли в общественной жизни.
Поэтому конфликты надо изучать, как необходимо знать, что делать с конфликтами, чтобы они не портили нашу жизнь.
Введение………………………………………………………….…………..…..3
1. Понятие о социальном конфликте...............................................................4
2. Причины конфликта…….………………….……………………………... 5
3. Виды социальных конфликтов.………………………………………..…..6
4. Параметры социальных конфликтов……………………………………...8
5. Этапы развития социального конфликта…………....…………….……..11
6. Методы разрешения конфликтных ситуаций.………………….……......13
Заключение…………………….…………………………………….……….….17
Список литературы………………………...………………………...……….....18
Независимый механизм: метаконфликт не приводит к победе ни одну из сторон и к перераспределению ресурсов, а также если между базовым конфликтом и метаконфликтом не существует ясного и культурно узаконенного соединения. Решительное перераспределение ресурсов без определения победителя на этапе базового конфликта невозможно в действительности.
Для комплексных и динамических обществ все эти механизмы одновременно взаимодействуют между собой, и это воспринимается как норма. В таких обществах имеет место множественная трансформация исходного конфликта (определяемого по первоначальным конфликтующим партиям), и скорость этой трансформации очень высока. Сущность предлагаемой конфликтной стратегии заключается в том, чтобы удержать конфликт в прежнем русле и не допустить преждевременной кристаллизации на неблагоприятной точке.
Сейчас необходимо перейти к рассмотрению путей разрешения конфликтов и их последствий. Решить конфликт можно двояко: социально-редуктивным (выключение, разъединение конфликтующих партий) и социально-продуктивным способом (усиление или дифференциация социальных отношений). Исключительно силовой подход к разрешению конфликта, основанный на принципе «Если враг не сдается, то его уничтожают», большинством конфликтологов признается как крайне непродуктивный. Ориентация на ликвидацию противника в определенных случаях могла бы быть оправданной стратегией. Но чаще всего она наносит ущерб самому победителю (если таковой имеется). В комплексном и динамическом обществе возможна только такая стратегия ведения и разрешения конфликта, которая исключает не только поражение, но указывает направления мобилизации социальной энергии, иными словами, решение конфликта посредством изменения и дальнейшего развития социальных и предметных связей.
В конфликтологии рассматриваются в качестве приоритетных четыре возможных средства воздействия на участников конфликта, которые бы привели к разрешению конфликта:
Средства убеждения. Они возможны, если противник готов действовать иначе, поскольку пришел к убеждению, что это полезно для него самого, не принимая во внимание случайностей, возникающих внутри группы или навязанных изменением внешней ситуации, а также не обращая внимания на то, что его заставляют брать на себя какие-то обязательства по изменению своих действий. Преимущества подобного способа в его гибкости и доверительном характере.
Навязывание норм. Нормы навязываются соперникам извне, ссылаясь на интересы общественных взаимосвязей. Это институциональный путь, опирающийся на обычаи и традиции. Его главное преимущество в генерализуемости и возможности предсказания поведения соперников. Основной недостаток - отсутствие достаточной гибкости.
Материальное стимулирование - используется в зависимости от ситуации. Обычно применяется в том случае, когда конфликт зашел слишком далеко. Соперники согласны на частичное достижение цели и хотят хоть как-то компенсировать свои потери. Преимущество этого способа - в его гибкости. Недостаток - в его малом практическом применении, относительная безрезультативность и слабая нормативность.
Использование власти - применяется только ситуативно и только посредством негативных санкций (запугивание или фактическое применение силы). В действительности применяется в сочетании с предыдущими способами, которые все перемешиваются между собой.
Предполагается, что возможность влияния на участников тем успешнее, чем лучше понимание, интенсивнее взаимная коммуникация и шире пространство действий.
Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта:
во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов;
стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности;
стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу;
участники переговоров должны стремиться превратить содержательную и скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного, равноправного .обмена мнениями;
все участники переговоров должны проявлять склонность к компромиссу. Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороне, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.
Большое значение имеет заключительная, послеконфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована социально-психологическая напряженность и прекращена любая борьба. Урегулированный конфликт способствует улучшению социально-психологических характеристик как отдельных групп, так и межгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченности групп, повышает уровень идентификации их членов с общими целями и удовлетворенности в группе. Вместе с тем, он развивает уважительное отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы, цели и побуждения
Заключение
Итак, исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы – любые конфликты, как негативные, так и позитивные, могут и должны быть решаемы, вне зависимости от ого, конфликт ли это на самом высоком уровне, или бытовая ссора в троллейбусе. Выход существует даже из тупиковой ситуации. Главное – истинное желание решить тот или иной конфликт, готовность пойти на некоторые уступки, которые при ближайшем рассмотрении окажутся несерьезными по сравнению с преимуществами, полученными в результате разрешения конфликта.
Для достижения положительного результата и необходимо знать структуру развития, виды социальных конфликтов и наиболее рациональные методы выхода из них с наименьшими потерями, а в лучшем случае, и победителями.
Умение правильно вести себя в конфликтной ситуации поможет нам сохранить душевное равновесие, статус, а иногда даже здоровье и жизнь.
И, если следует всеми силами стремиться к недопущения и погашения в самом зародыше негативных конфликтов, так позитивные конфликты должны и будут существовать, служа определенными стимуляторами для общества.
Таким образом, конфликты должны возникать, а люди должны их решать, чтобы сохранять поступательный ход развития прогресса и истории.
Список литературы
1. Асп, Э.К. Введение в социологию/ Э.К.Асп. - СПб.: Алетейя, 1998. - 82 с.
2. Кондауров, В.И. Социология:курс лекций/ В.И.Кондауров, А.С.Страданченков. – М.:Инфра-М, 2000. – 144 с.
3. Митчел, К.P. Прекращение конфликтов и войн: рациональные оценки и попадание в западню /К.Р Митчел// Международный журнал социальных наук. – 1991. - № 3. С. 37-60.
4. Фролов, С.С. Социология/С.С.Фролов. - М.: Наука, 1994. - 256 с.
5. В.Н. Лавриненко., Социология/В.Н.
Лавриненко.-М.:Юнити,2000.-