Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:39, реферат
Актуальность темы. Теория социального действия представляет собой «ядро» социологии М.Вебера, менеджмента, политологии, социологии управления и других наук, и поэтому её значение для профессиональной подготовки очень велико, т.к. он создал одну из наиболее фундаментальных концепций социологической науки за все время ее существования — теорию социального действия как инструмента для объяснения поведения различных типов людей.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Биография М. Вебера………………………………………………………..4
2. Основные положения теории социального действия………………………7
2.1 Социальное действие……………………………………………………..7
3. Теория социального действия…………………………………………........17
3.1 Целерациональное поведение……………………………………........18
3.2 Ценностно-рациональное поведение…………………………………..22
3.3 Аффективное поведение………………………………………………..23
3.4 Традиционное поведение……………………………………………….24
Заключение…………………………………………………
2. Это действие является “верно ориентированным”. Это предполагает, что в данном случае используется допущение о том, что интересующее нас действие согласовано с его целью. Это зависит от того, что представления субъекта о данной ситуации - назовем их условно “онтологическим” знанием - были верными, как и представления о том, с помощью каких действий он может достичь намеченной цели. Эти представления будем условно называть “монологическим” знанием. Схематично целерациональное действие можно описать благодаря следующим детерминантам:
1. Четкое осознание
цели имеет здесь решающее
значение в том смысле, что
ставятся под сомнение
2. Целерациональное действие можно определить косвенно, благодаря существованию двух особых детерминант:
а) посредством верной информации
о своеобразии данной ситуации и
причинной связи различных
б) благодаря сознательному
расчету соразмерности и
1. Рациональный расчет
тех действий, которые могут быть
возможны с определенной долей
вероятности. Они же могут
2. Сознательную калькуляцию
последствий действий, которые могут
выступать в качестве средств,
а это предполагает уделить
внимание тем издержкам и
3. Рациональный расчет желаемых последствий любого действия, которое также рассматривается как средство. Необходимо учитывать, является ли оно приемлемым при возникающих нежелательных последствиях.
4. Тщательное сопоставление
этих действий, учитывая, какие из
них приводят к цели с
Эта модель должна
применяться при объяснении
1. Действующий исходит из ложной информации о ситуации и о вариантах действия, которые могут привести к реализации поставленной цели.
2. Действующий проявляет ценностно-рациональное, аффективное или традиционное действие, которое
а) не определяется через четкое осознание цели, ставящей под сомнение фрустрации других целей, возникающих при ее осуществлении. Они характеризуются через цели, осуществляемые непосредственно, не принимая во внимание другие целевые установки.
б) Не определяюся путем рационального расчета соразмерности и согласованности действия относительно ситуации, проводимого на основании имеющейся информации. Подобные действия рассматриваются как ограничение рациональности - чем дальше они отклоняются от нее, тем больше они обнаруживают иррациональные признаков. Поэтому Вебер идентифицирует нерациональное с иррациональным.
Так, с одной стороны,
в основу ценностно-
Целерациональность - это, по Веберу, лишь методологическая, а не онтологическая установка социолога, это средство анализа действительности, а не характеристика самой этой действительности. Этот момент Вебер специально подчёркивает: «Этот метод,- пишет он,- конечно, следует понимать не как рационалистический предрассудок социологии, а лишь как методологическое средство, и, следовательно, не надо рассматривать его, например, как веру в фактическое преобладание рационального начала над жизнью. Ибо оно ровным счётом ничего не говорит о том, насколько рациональные соображения определяют фактическое действие в реальности». Выбирая целерациональное действие в качестве методологической основы, Вебер тем самым отмежевывается от тех социологических теорий, которые в качестве исходной реальности берут социальные «тотальности», как-то: «народ», «общество», «государство», «экономика» и т.д. Он резко критикует в этой связи «органическую социологию», рассматривающую отдельного индивида как часть некоего социального организма, решительно возражает против рассмотрения общества по биологической модели: понятие организма в применении к обществу может быть лишь метаморфозой – не больше.
Органицистский подход к изучению общества абстрагируется от того, что человек есть существо, действующее сознательно. Аналогия между индивидом и клеткой тела возможна лишь при условии, что фактор сознания признается несущественным. Против этого и возражает Вебер, выдвигая такую модель социального действия, которая принимает этот фактор в качестве существенного.
Именно целерациональное действие служит у Вебера образцом социального действия, с которым соотносятся все остальные виды действия. Вот в каком порядке перечисляет их Вебер: «существуют следующие типы действия:
1) более или менее приближенно достигнутый правильный тип;
2) (субъективно) целерационально ориентированный тип;
3) действие, более или
менее сознательно и более
или менее однозначно
4) действие, ориентированное не целерационально, но понятное по своему смыслу;
5) действие, по своему
смыслу более или менее
6) действие, в котором
совершенно непонятные
3.2 Ценностно-рациональное поведение
Этот идеальный тип
социального действия
«Чисто ценностно-рационально,- пишет Вебер,- действует тот, кто, не считаясь с предвидимыми последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требует от него долг, достоинство, красота, религиозное предписание, пиетет или важность какого-либо… «дела». Ценностно-рациональное действие… всегда есть действие в соответствии с заповедями или требованиями, которые действующий считает предъявленными к себе. В случае ценностно-рационального действия цель действия и оно само совпадают, они не расчленены, так же как и в случае аффективного действия; побочные следствия как в первом, так и во втором в соображение не принимаются.
Представляется, что
различие между
3.3 Аффективное поведение
Аффект – это душевное
волнение, которое перерастает в
страсть, сильный душевный
Вследствие того, что
в основу данного действия
положена цель, реализация которой
не подвергается сомнению при
установленных нежелательных
"Индивид действует
под влиянием аффекта, если
он стремится немедленно
3.4 Традиционное поведение
Его даже нельзя
назвать сознательным, ибо в основе
лежит притупленная реакция на
привычные раздражения. Она
Традиционное действие связано с правилами некоторого порядка, смысл и цель которого неизвестны. При этом типе действия имеется цель, для достижения которой необходимо наличие определенной последовательности действий. В данном случае эта последовательность не просчитана. При традиционной ориентации простор для рационального осмысления сужается благодаря нормам, предписывающим в определенном случае конкретные цели и средства для их реализации.
Однако действиям,
определенным через устойчивую
традицию, предшествует неполная
переработка информации об
Как указывает сам Вебер,
" ...чисто традиционное действие... находится на самой границе, а часто даже за пределами того, что может быть названо " осмысленно" ориентированным действием".
Строго говоря, лишь
первые два типа действия
Описанные Вебером
типы социального действия –
это не просто
Четыре указанных
типа действия располагаются
Вебером в порядке