Типологическая модель поведения К.Хорни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 00:06, курсовая работа

Описание

Ярким представителем данного направления в середине двадцатого столетия в Америке стала Карен Хорни, которая одна из первых среди неофрейдистов предприняла попытку совместить психоаналитический метод исследований человека и культуры с философско-антропологическим видением бытия человека в мире. Центральной проблемой ее работ стала проблема личности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………1-3

Основные концепции и принципы работ К.Хорни………………………4-6

Полемика с Фрейдом………………………………………………………7-12

Развитие личности………………………………………………………...13-15

Типологическая модель поведения К.Хорни…………………………..16-23

Заключение………………………………………………………………...24-25

Список использованной литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………1-3

Основные  концепции и принципы работ К.Хорни………………………4-6

Полемика  с Фрейдом………………………………………………………7-12

Развитие  личности………………………………………………………...13-15

Типологическая  модель поведения К.Хорни…………………………..16-23

Заключение………………………………………………………………...24-25

Список  использованной литературы………………………………………27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

  Среди многочисленных современных западноевропейских философских течений, разрабатывающих  проблемы, связанные с исследованием  личности, ее духовных ценностей, смысла жизни, самореализации, творческой адаптации в системе культуры, то есть проблем собственно бытия человека, особое место занимает неофрейдизм.

    Ярким представителем данного  направления в середине двадцатого  столетия в Америке стала Карен Хорни, которая одна из первых среди неофрейдистов предприняла попытку совместить психоаналитический метод исследований человека и культуры с философско-антропологическим видением бытия человека в мире. Центральной проблемой ее работ стала проблема личности.

  Идеи  Хорни прошли в своем становлении  несколько этапов, и поэтому ее имя означает разное для разных людей. Некоторым она видится как  женщина, чьи научные труды блестяще предвосхитили все возражения против взглядов Фрейда на психологию женщины. Для других она - неофрейдист, принадлежащий к школе культуралистов. А некоторые отождествляют ее с ее зрелой теорией, представляющей собой продуманную классификацию стратегий защиты. Каждый этап творчества Хорни важен, но мне думается, что именно ее зрелая теория представляет собой наиболее значительный вклад в течение психоаналитической мысли. Большая часть ее ранних идей была пересмотрена или дополнена - самой Хорни или другими - или же влилась в творчество следующего поколения, а порой была открыта им заново. Но с ее зрелой теорией дело обстоит иначе. "Наши внутренние конфликты" и "Невроз и личностный рост" объясняют поведение человека в рамках существующей на данный момент констелляции его внутренних конфликтов и защит. Мы не встретим у других авторов ничего подобного этой глубокой, чрезвычайно перспективной интерпретации. Она дает большие возможности не только клиницисту, но и литературоведу и культурологу; ее можно использовать в политической психологии, философии, религии, жизнеописании и решении проблем полоролевой идентификации.

  Хотя  каждая работа Хорни - это заметный вклад в науку, а потому заслуживает  внимания, главной остается "Невроз и личностный рост". Эта книга  построена на ее ранних работах и  в большой мере развивает содержащиеся в них идеи. Хорни как автор знаменита ясностью изложения, и "Невроз и личностный рост" не исключение.

  В них нашли воплощение методологические инновации современной философии, направленной на решение жизненно важных вопросов бытия человека в мире. Анализ мировоззренческих идей К.Хорни является актуальным и в связи с тем, что в них отразились пути решения проблем остро стоящих перед личностью современного общества, обозначившего признаки кризиса в виде утраты фундаментальных смыслов, моральных ценностей, отчуждения человека от самого себя, других людей и от природы. В современных условиях концепция К.Хорни не только не утратила своей социально-психологической и педагогической ценности, но и заметно актуализируется новыми проблемами индивидуального и социального бытия, новыми открытиями в области конкретных наук о человеке. 

Постановка  задачи. 

  Необходимость реконструкции философского проекта  К.Хорни о процессе самореализации личности обусловлена тем, что в  нем нашли воплощение методологические инновации современной философии, направленной на решение жизненно важных вопросов бытия человека в мире. Историко-философский анализ мировоззренческих идей К.Хорни является актуальным и в связи с тем, что в них отразились пути решения проблем остро стоящих перед личностью современного общества, обозначившего признаки кризиса в виде утраты фундаментальных смыслов, моральных ценностей, отчуждения человека от самого себя, других людей и от природы. В современных условиях философская концепция К.Хорни, на наш взгляд, не только не утратила своей социально-психологической и педагогической ценности, но и заметно актуализируется новыми проблемами индивидуального и социального бытия, новыми открытиями в области конкретных наук о человеке. 

Анализ  исследований и публикаций. 

  Определенный  вклад в исследование неофрейдизма, и в частности философских идей К.Хорни, внесли такие известные теоретики как Т.Адорно, Л.Бинсвангер, Ю.Хабермес, Дж. Браун, Г.Маркузе, П.Рикёр, К.Холл, Б.Зейгарник, М.Попова, Л.Левчук, В.Лейбин. Вместе с тем, мировоззренческие идеи К.Хорни являются малоисследованными в литературе. Практически отсутствуют работы, непосредственно связанные с анализом ее концепции самореализации личности, что и побуждает обращение к этой проблеме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  концепции и принципы работ К.Хорни 

  Одной из центральных проблем неофрейдизма, «первопроходцем» которого является К.Хорни, является проблема самореализации личности. Постановка и исследование данной проблематики связана, прежде всего, с изменившейся в 30-50-е годы политической, экономической и социальной ситуацией в Западной Европе и Америке. Пациентами психоаналитиков, зарождавшегося индустриального общества стали люди, которым, как писал Э.Фромм, «требовалось иметь представление о том, что такое не отчужденная личность и как строить свою жизнь вокруг бытия, а не вокруг обладания и пользования» [1,с.9]. Поиск ответов на эти насущные вопросы способствовал активному развитию философских концепций неофрейдизма. Культурно-философский аспект в неофрейдистских концепциях самореализации личности наиболее полно отразился в практической философии Карен Хорни, которая одна из первых среди представителей психоаналитического направления обратила пристальное внимание на особую роль культурных и социальных факторов в формировании поведенческих реакций личности и подвергла серьезной критике «биологические детерминанты» теории Зигмунда Фрейда.

  Под влиянием опыта, а также новых  социальных и интеллектуальных американских течений, она опубликовала две книги - «Невротическая личность нашего времени» (1937) и «Новые пути в психоанализе» (1939), в которых была обоснована теория социальной обусловленности формирования характера личности. Основываясь на исследованиях антропологов, К. Хорни показала, что каждая культура имеет свои, отличительные от других культур, тенденции к продуцированию различных типов характера личности.

    Основной гипотезой её теоретических  разработок стала идея о том,  что с тревогой, которую порождают  внутренние состояния отсутствия  ощущения безопасности, любви и  признания, личность справляется  тем, что отказывается от своих истинных чувств и изобретает для себя искусственные стратегии защиты, как внутренней, психической, так и межличностной.

  Обращаясь к осмыслению человеческого бытия, драматического существования человека в современной ему культуре, К.Хорни исследовала, прежде всего, те противоречия, которые возникают между потребностями отдельной личности и возможностями их удовлетворения в существующем обществе. В отличие от З.Фрейда, основным источником конфликта личности К.Хорни считала не противоречие между сознательным стремлением человека к осуществлению своих скрытых желаний и страхом нарушить моральные заповеди семьи, общества, а утрату способности индивида желать что-то вполне конкретное и определенное. Согласно её точке зрения, под воздействием культурных и социальных условий существования человека, его желания оказываются расщепленными и направленными в противоположные стороны. Такое понимание источников возникновения конфликтов обусловило своеобразие её философского подхода к исследованию человеческого бытия.

  К. Хорни не умоляет заслуг основоположника  психоанализа в области исследования бессознательной мотивации личности, остается верной психоаналитическому  методу и отдельным антропологическим  положениям основателя психоанализа, признает «привлекательной с философской точки зрения» концепцию инстинкта «жизни» и «смерти» [2,с.27].

  Однако, как писал в свое время Дж. Браун, «осознавая гений Фрейда, К.Хорни считала, что некоторые его базовые предположения находились под влиянием представлений его времени, будучи ограничены философскими убеждениями, господствовавшими в девятнадцатом веке» [4, с.173]. Одним из таких «базовых предположений», не удовлетворявших К.Хорни, была биологическая ориентация основателя психоанализа, которая содержалась в его теории инстинктов. Кроме этого, её не устраивало рассмотрение З.Фрейдом развития культурных феноменов из биологического начала в процессе сублимации сексуальной энергии, а так же - нейтральность в области моральных суждений, механистически-эволюционный характер мышления, основанный на гипотезе о том, что проявления невротического характера – это следы прошлого опыта человека.

  Таким образом, К. Хорни, создала свою собственную теорию развития личности, заявляя, что цель ее теоретических исканий заключается в культурном и социологическом ориентировании психоанализа как метода исследования личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Полемика с Фрейдом.

  В тридцатых годах Хорни опубликовала две книги. "Невротическая личность нашего времени" (1937) и "Новые пути в психоанализе" (1939), которые привели к тому, что психоаналитическое сообщество "отлучило" ее от психоанализа. В обеих книгах она подвергала критике теорию Фрейда и выдвигала свою собственную.

  Одной из главных черт работы Хорни в  то время было выделение роли культуры в формировании невротических конфликтов и защит; важность культуры все более подчеркивалась ею уже в работах, посвященных женской психологии. Переезд в США и осознание отличий этой страны от центральной Европы сделали ее еще восприимчивее к работам социологов, антропологов и культурально ориентированных психоаналитиков, таких как Эрих Фромм, Херольд Лассуэлл, Рут Бенедикт, Маргарет Мид, Альфред Адлер и Гарри Стек Салливен.

  Хорни показала, что Фрейд, в силу своего особого интереса к биологическим  корням поведения человека, сделал не вполне корректное предположение об универсальности чувств, установок и отношений, свойственных его культуре. Не принимая во внимание социальных факторов, он связывает эгоцентризм невротика с нарциссическим либидо, его враждебность - с инстинктом разрушения, его одержимость деньгами - с анальным либидо, а стяжательство - с оральным. Но антропология показывает, что каждая культура имеет свои, отличные от других культур, тенденции к продуцированию всех этих типов характера. Вслед за Малиновским и другими Хорни рассматривает Эдипов комплекс как культурально обусловленный феномен, объем которого может быть значительно уменьшен посредством социальных перемен.

  Фрейд считает невроз производным от столкновения культуры и инстинкта, но Хорни не соглашается с этим. По Фрейду, мы нуждаемся в культуре для выживания и, чтобы сохранить ее, должны подавлять или сублимировать свои инстинкты. А поскольку наше счастье состоит в полном и немедленном удовлетворении инстинктов, мы должны выбирать между счастьем и выживанием. Хорни не верит, что это столкновение индивида и общества неизбежно. Столкновение происходит в том случае, когда неблагоприятное окружение фрустрирует наши эмоциональные потребности и тем самым возбуждает страх и враждебность. Фрейд изображает человека ненасытным, деструктивным и антисоциальным, но по Хорни, все это - скорее невротические реакции на неблагоприятные условия, чем выражение инстинктов.

  Хотя  Хорни часто считают представителем культуральной школы, особое внимание к культуре было лишь преходящей фазой ее творчества. Более важной частью ее работы в тридцатых годах стала новая версия структуры невроза, впервые представленная ею в "Невротической личности нашего времени". Хорни не отрицала значения детства в эмоциональном развитии человека, как иногда думают, но значение придавала не фрустрации либидинозных импульсов, а патогенным условиям жизни ребенка в семье, где он не чувствует себя в безопасности, любимым и ценным. В результате у него развивается "базальная тревога" - чувство своей беспомощности перед враждебным миром, которое он пытается смягчить, вырабатывая такие защитные стратегии, как погоня за любовью, стремление к власти или отчуждение. Поскольку эти стратегии несовместимы друг с другом, они вступают в конфликт, который создает новые трудности. В своих следующих книгах Хорни развивала и уточняла эту модель невроза.

  Хорни считала, что наши стратегии защиты обречены на провал, поскольку создают  порочный круг: средство, которым мы хотим смягчить тревогу, напротив, усиливает ее. Например, фрустрация потребности в любви делает эту потребность ненасытной, а требовательность и ревнивость, вытекающие из ненасытности, делают все менее вероятным, что человек обретет друга. У тех, кого не любили, развивается прочное чувство, что их никто не любит, и они отбрасывают любое свидетельство противоположного, а за любым проявлением симпатии ищут дурные намерения. То, что они были лишены любви, сделало их зависимыми, но они боятся зависеть от другого, потому что это делает их слишком уязвимыми. Хорни сравнивает эту ситуацию с ситуацией "человека, который умирает от голода, но не осмеливается съесть что-либо из страха, что еда отравлена".

Информация о работе Типологическая модель поведения К.Хорни