Типологическая модель поведения К.Хорни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 00:06, курсовая работа

Описание

Ярким представителем данного направления в середине двадцатого столетия в Америке стала Карен Хорни, которая одна из первых среди неофрейдистов предприняла попытку совместить психоаналитический метод исследований человека и культуры с философско-антропологическим видением бытия человека в мире. Центральной проблемой ее работ стала проблема личности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………1-3

Основные концепции и принципы работ К.Хорни………………………4-6

Полемика с Фрейдом………………………………………………………7-12

Развитие личности………………………………………………………...13-15

Типологическая модель поведения К.Хорни…………………………..16-23

Заключение………………………………………………………………...24-25

Список использованной литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

  Большую часть "Невротической личности" Хорни посвятила разбору невротической  потребности в любви, но она останавливается в этой работе и на стремлении к власти, престижу и обладанию, которое развивается в том случае, когда личность отчаивается добиться любви. Эти невротические стремления являются продуктом тревоги, гнева и чувства неполноценности. Они ненасытны, поскольку невротику никакого успеха не будет достаточно, чтобы он ощутил себя в безопасности, спокойным или довольным своими достижениями. Потребность в любви или в успехе плодотворна, и ее, возможно, удовлетворить, если она не носит компульсивного характера.

  Согласно  Хорни, люди пытаются справиться с базальной  тревогой, вырабатывая не одну, а  несколько стратегий защиты.

  "Человек  ощущает одновременно императивное  влечение властвовать над всеми  и быть всеми любимым, его  влечет уступать каждому и  каждому навязывать свою волю, уйти прочь от людей и умолять их о дружбе". В результате "его раздирают неразрешимые конфликты, которые часто и являются динамическим центром невроза".

  Итак, в ранних книгах Хорни развивалась  парадигма структуры неврозов, согласно которой нарушения в человеческих взаимоотношениях генерируют базальную тревогу, что ведет к развитию стратегий защиты, которые, во-первых, сами себя сводят на нет, а во-вторых - приходят друг с другом в конфликт. В "Невротической личности нашего времени" разрабатывалась тема погони за любовью и господством, но затрагивалась и тема отчуждения; в книге "Новые пути в психоанализе" к межличностным стратегиям защиты были добавлены нарциссизм и перфекционизм (погоня за совершенством). В этих книгах даны также описания внутрипсихических стратегий защиты, таких как самообесценивание, самоупреки, невротическое страдание и сверхподчинение стандартам, но более полно их содержание было раскрыто в двух последних книгах Хорни.

  Возможно, самым значительным аспектом новой  версии психоанализа, созданной Хорни, было смещение интереса аналитика (как в теории, так и на практике): от интереса к прошлому пациента - к интересу к его настоящему. Если в центре внимания Фрейда находился генезис невроза, то в центре внимания Хорни - его структура. Она полагала, что психоанализ должен заострять внимание не столько на инфантильных корнях невроза, сколько на имеющейся констелляции защит и внутренних конфликтов невротика. Эта особенность ее подхода резко отличала его от классического психоанализа и делала неприемлемым для тех, кто интересовался в основном прошлым пациента.

  В работе "Новые пути в психоанализе" Хорни отграничивала эволюционистский подход от "механически эволюционистского". Эволюционистское мышление предполагает, что "существующее сегодня не существовало в этой форме изначально, а приняло ее поэтапно. На этих предшествующих этапах мы, возможно, найдем очень мало сходства с нынешней формой, но нынешняя форма немыслима без предшествующих". Механически эволюционистское мышление настаивает, что "ничего реально нового в процессе развития сотворено не было", и "то, что мы видим сегодня, - только старое в новой упаковке". Для Хорни глубинное влияние ранних детских переживаний не исключает последующего развития, тогда как для Фрейда с человеком, после того как ему исполнится пять лет, ничего нового не происходит, и все дальнейшие реакции или переживания следует рассматривать только как воспроизведение раннедетских. Механически-эволюционистский аспект мышления Фрейда отразился в его идее об отсутствии времени в бессознательном, в его понимании навязчивого повторения, фиксации, регрессии и переноса. Хорни считает этот аспект мышления Фрейда ответственным "за ту степень, в которой склонностям человека приписывается инфантильность, а его настоящее объясняется прошлым".

  В сердцевине концепции Фрейда об отношении  детских переживаний к поведению  взрослого находится доктрина об отсутствии времени в бессознательном. Вытесненные в детстве страхи, желания или целостные переживания  не подвергаются никаким влияниям со стороны дальнейшего опыта, появляющегося по мере взросления человека. Это позволяет выстроить концепцию фиксации - либо по отношению к раннему окружению человека (фиксация на отце или на матери), либо по отношению к стадии развития его либидо. Согласно этой концепции и становится возможным рассмотрение дальнейших привязанностей человека или стереотипов его поведения как воспроизведения прошлого, застывшего в бессознательном и не подвергшегося изменениям.

  Хорни вовсе не пытается опровергнуть доктрину об отсутствии времени в бессознательном или ряд концепций, с ней связанных. Она, скорее, пытается выстроить (на ином наборе предпосылок) собственную теорию: "отличная от механистической точка зрения такова, что в процессе органического развития никогда не возникает простых повторений или регрессий к предыдущим стадиям". Прошлое всегда содержится в настоящем, но не в виде его воспроизведения, а в виде его развития. Путь "реального развития" - это путь, на котором "каждый шаг влечет за собой следующий". Таким образом, "интерпретации, которые связывают трудности настоящего непосредственно с влиянием детства, в научном плане - только половина истины, а в практическом - бесполезны".

  Согласно  модели Хорни, ранние переживания так  глубоко влияют на нас не потому, что создают фиксации, заставляющие человека воспроизводить инфантильные стереотипы, а потому, что обуславливают наше отношение к миру. Последующие переживания тоже влияют на наше отношение к миру, и оно, в конце концов, выливается в стратегии защиты и черты характера взрослого человека. Ранние переживания могут повлиять сильнее, чем более поздние, поскольку именно они определяют направление развития, но характер взрослого - продукт всех предыдущих взаимодействий его психики и окружающей среды.

  Есть  и другое важное различие Хорни и Фрейда Фрейд считал, что эти решающие детские переживания относительно немногочисленны и носят в основном сексуальный характер, а Хорни была уверена, что за невротическое развитие отвечает вся совокупность детских переживаний. Жизнь взрослого человека идет вкривь и вкось из-за того, что в детстве вся окружавшая его культура, его отношения со сверстниками и особенно семейные отношения заставляли ребенка чувствовать себя незащищенным, нелюбимым и ненужным, и это породило в нем базальную тревогу. Эти неблагоприятные условия дают почву для развития особой структуры характера, а из нее проистекают все дальнейшие трудности.

  Хорни указывает, что связь между нашим  настоящим и ранним детством существует, но она многосложна, и ее трудно проследить. Она считает, что, пытаясь понять симптом в рамках его инфантильного начала, "мы силимся объяснить одно неизвестное... через другое, о котором знаем еще меньше". Более плодотворно было бы "сосредоточиться на силах, которые ныне движут человеком или препятствуют его движению; есть достаточная вероятность, что мы сумеем их понять, даже не очень много зная о его детстве". 
 
 
 

Развитие  личности.

     Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого (Horney, 1959). Несмотря на общность основных позиций, оба ученых расходились во мнениях по вопросу о специфике формирования личности. Хорни не приняла утверждений Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что половая анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейшего развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

    Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности (Horney, 1939). Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т.д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив – быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения его братьям и сестрам (Horney, 1945).

    Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой – подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить (Horney, 1950, р. 18).

   К сожалению, подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога, "ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира" (Horney, 1950, р. 18). Базальная тревога – это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности – является одной из основополагающих концепций Хорни.

В её категориальном аппарате появляется такое характерное  понятие как «выбор». Эта категория используется К. Хорни при осмыслении тех конфликтов, которые возникают во внутреннем мире личности при освоении различных форм её социальной жизнедеятельности и межличностного общения.

  Обращаясь к проблеме дисгармонии, конфликтности внутреннего мира личности, К. Хорни подчеркивает, что это состояние присуще не только невротикам, но всем без исключения людям, ибо «конфликты внутри нас являются неотъемлемой частью человеческой жизни» [2,с.16]. Причину этого состояния она видит в том, что «как исключительной привилегией, как и тягостной обязанностью человеческих существ, является их способность осуществлять выбор, необходимость принимать решения» [2,с.16]. Как правило, люди вынуждены выбирать между желаниями, влекущими их в противоположных направлениях. В результате этого фактора, между желаниями и обязанностями, между собственными убеждениями и мнением других людей, между представлениями о ценностях и способностью личности им следовать, может возникнуть глубокий внутренний конфликт. Напряженность таких конфликтов в значительной степени детерминируется, - согласно точке зрения К. Хорни, - цивилизацией, в которой живет человек. Если цивилизация стабильна и имеются прочно установленные традиции, тогда варианты возможных выборов ограничены и диапазон возникающих конфликтов узок. Но в случае, «если цивилизация находится в состоянии быстрого изменения, где бок о бок сосуществуют крайне противоречивые ценности, а образ жизни разных людей расходится все сильнее, то выборы, которые приходится делать человеку, весьма многообразны и трудны. Он может подчиняться ожиданиям сообщества или быть инакомыслящим индивидуалистом, быть общительным или жить затворником. Боготворить успех или презирать его…» [2, с.17].

    Таким образом, рассматривая внутренние конфликты личности, К.Хорни выдвигает постулат об основном конфликте в личности, связанном с ощущением беспомощности человека в мире и его неспособностью ориентироваться в изменяющихся условиях культуры. Главной причиной этого психологического состояния личности является отсутствие стабильности в развитии цивилизации. Человеческая психика не в состоянии быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям среды, в результате чего возникают противоречия между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения в существующей культуре.

  Типологическая модель поведения К.Хорни. 

  Анализируя  структуру личности и лежащие  в основе её формирования доминирующие мотивы, Хорни приходит к выводу, что два главных мотива возникают на базе двух потребностей, доминирующих в детстве: потребности в удовлетворении и потребности в безопасности.  
  Потребность в безопасности является главной в развитии ребёнка, которая часто невольно или преднамеренно нарушается родителями, что порождает у ребёнка установку базальной враждебности и на этом фоне амбивалентное отношение к родителям: с одной стороны враждебность, обида, гнев, а с другой – любовь, зависимость, вина. В результате возникает – базальная тревога, которая реализуется в отношениях с родителями и другими людьми в детстве, во взрослом состоянии проявляется в ощущении одиночества, беспомощности, отсутствии безопасности, что ведёт к формированию невроза.   
   Карен выделила десять защитных стратегий, формирующихся в детстве в качестве невротических потребностей. Это избыточные потребности:

  1) в любви и одобрении, 

  2) в руководящем партнёре,

  3) в чётких ограничениях,

  4) во власти,

  5) в эксплуатировании других,

  6) в общественном признании, 

  7) в восхищении собой, 

  8) в честолюбии,

  9) в самодостаточности и независимости,

  10) в безупречности и неопровержимости.  

    Каждая   из них порождает:  

 
1) ненасытное стремление быть  любимым, 

2) чрезмерную  зависимость от других,

Информация о работе Типологическая модель поведения К.Хорни