Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 00:06, курсовая работа
Ярким представителем данного направления в середине двадцатого столетия в Америке стала Карен Хорни, которая одна из первых среди неофрейдистов предприняла попытку совместить психоаналитический метод исследований человека и культуры с философско-антропологическим видением бытия человека в мире. Центральной проблемой ее работ стала проблема личности.
Введение……………………………………………………………………1-3
Основные концепции и принципы работ К.Хорни………………………4-6
Полемика с Фрейдом………………………………………………………7-12
Развитие личности………………………………………………………...13-15
Типологическая модель поведения К.Хорни…………………………..16-23
Заключение………………………………………………………………...24-25
Список использованной литературы………………………………………
Большую
часть "Невротической личности"
Хорни посвятила разбору
Согласно Хорни, люди пытаются справиться с базальной тревогой, вырабатывая не одну, а несколько стратегий защиты.
"Человек
ощущает одновременно
Итак, в ранних книгах Хорни развивалась парадигма структуры неврозов, согласно которой нарушения в человеческих взаимоотношениях генерируют базальную тревогу, что ведет к развитию стратегий защиты, которые, во-первых, сами себя сводят на нет, а во-вторых - приходят друг с другом в конфликт. В "Невротической личности нашего времени" разрабатывалась тема погони за любовью и господством, но затрагивалась и тема отчуждения; в книге "Новые пути в психоанализе" к межличностным стратегиям защиты были добавлены нарциссизм и перфекционизм (погоня за совершенством). В этих книгах даны также описания внутрипсихических стратегий защиты, таких как самообесценивание, самоупреки, невротическое страдание и сверхподчинение стандартам, но более полно их содержание было раскрыто в двух последних книгах Хорни.
Возможно, самым значительным аспектом новой версии психоанализа, созданной Хорни, было смещение интереса аналитика (как в теории, так и на практике): от интереса к прошлому пациента - к интересу к его настоящему. Если в центре внимания Фрейда находился генезис невроза, то в центре внимания Хорни - его структура. Она полагала, что психоанализ должен заострять внимание не столько на инфантильных корнях невроза, сколько на имеющейся констелляции защит и внутренних конфликтов невротика. Эта особенность ее подхода резко отличала его от классического психоанализа и делала неприемлемым для тех, кто интересовался в основном прошлым пациента.
В
работе "Новые пути в психоанализе"
Хорни отграничивала
В
сердцевине концепции Фрейда об отношении
детских переживаний к
Хорни вовсе не пытается опровергнуть доктрину об отсутствии времени в бессознательном или ряд концепций, с ней связанных. Она, скорее, пытается выстроить (на ином наборе предпосылок) собственную теорию: "отличная от механистической точка зрения такова, что в процессе органического развития никогда не возникает простых повторений или регрессий к предыдущим стадиям". Прошлое всегда содержится в настоящем, но не в виде его воспроизведения, а в виде его развития. Путь "реального развития" - это путь, на котором "каждый шаг влечет за собой следующий". Таким образом, "интерпретации, которые связывают трудности настоящего непосредственно с влиянием детства, в научном плане - только половина истины, а в практическом - бесполезны".
Согласно модели Хорни, ранние переживания так глубоко влияют на нас не потому, что создают фиксации, заставляющие человека воспроизводить инфантильные стереотипы, а потому, что обуславливают наше отношение к миру. Последующие переживания тоже влияют на наше отношение к миру, и оно, в конце концов, выливается в стратегии защиты и черты характера взрослого человека. Ранние переживания могут повлиять сильнее, чем более поздние, поскольку именно они определяют направление развития, но характер взрослого - продукт всех предыдущих взаимодействий его психики и окружающей среды.
Есть и другое важное различие Хорни и Фрейда Фрейд считал, что эти решающие детские переживания относительно немногочисленны и носят в основном сексуальный характер, а Хорни была уверена, что за невротическое развитие отвечает вся совокупность детских переживаний. Жизнь взрослого человека идет вкривь и вкось из-за того, что в детстве вся окружавшая его культура, его отношения со сверстниками и особенно семейные отношения заставляли ребенка чувствовать себя незащищенным, нелюбимым и ненужным, и это породило в нем базальную тревогу. Эти неблагоприятные условия дают почву для развития особой структуры характера, а из нее проистекают все дальнейшие трудности.
Хорни
указывает, что связь между нашим
настоящим и ранним детством существует,
но она многосложна, и ее трудно проследить.
Она считает, что, пытаясь понять симптом
в рамках его инфантильного начала, "мы
силимся объяснить одно неизвестное...
через другое, о котором знаем еще меньше".
Более плодотворно было бы "сосредоточиться
на силах, которые ныне движут человеком
или препятствуют его движению; есть достаточная
вероятность, что мы сумеем их понять,
даже не очень много зная о его детстве".
Развитие личности.
Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого (Horney, 1959). Несмотря на общность основных позиций, оба ученых расходились во мнениях по вопросу о специфике формирования личности. Хорни не приняла утверждений Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что половая анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейшего развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.
Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности (Horney, 1939). Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т.д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив – быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения его братьям и сестрам (Horney, 1945).
Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой – подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить (Horney, 1950, р. 18).
К сожалению, подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога, "ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира" (Horney, 1950, р. 18). Базальная тревога – это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности – является одной из основополагающих концепций Хорни.
В её категориальном аппарате появляется такое характерное понятие как «выбор». Эта категория используется К. Хорни при осмыслении тех конфликтов, которые возникают во внутреннем мире личности при освоении различных форм её социальной жизнедеятельности и межличностного общения.
Обращаясь к проблеме дисгармонии, конфликтности внутреннего мира личности, К. Хорни подчеркивает, что это состояние присуще не только невротикам, но всем без исключения людям, ибо «конфликты внутри нас являются неотъемлемой частью человеческой жизни» [2,с.16]. Причину этого состояния она видит в том, что «как исключительной привилегией, как и тягостной обязанностью человеческих существ, является их способность осуществлять выбор, необходимость принимать решения» [2,с.16]. Как правило, люди вынуждены выбирать между желаниями, влекущими их в противоположных направлениях. В результате этого фактора, между желаниями и обязанностями, между собственными убеждениями и мнением других людей, между представлениями о ценностях и способностью личности им следовать, может возникнуть глубокий внутренний конфликт. Напряженность таких конфликтов в значительной степени детерминируется, - согласно точке зрения К. Хорни, - цивилизацией, в которой живет человек. Если цивилизация стабильна и имеются прочно установленные традиции, тогда варианты возможных выборов ограничены и диапазон возникающих конфликтов узок. Но в случае, «если цивилизация находится в состоянии быстрого изменения, где бок о бок сосуществуют крайне противоречивые ценности, а образ жизни разных людей расходится все сильнее, то выборы, которые приходится делать человеку, весьма многообразны и трудны. Он может подчиняться ожиданиям сообщества или быть инакомыслящим индивидуалистом, быть общительным или жить затворником. Боготворить успех или презирать его…» [2, с.17].
Таким образом, рассматривая
Типологическая модель
поведения К.Хорни.
Анализируя
структуру личности и лежащие
в основе её формирования доминирующие
мотивы, Хорни приходит к выводу, что два
главных мотива возникают на базе двух
потребностей, доминирующих в детстве:
потребности в удовлетворении и потребности
в безопасности.
Потребность в безопасности является
главной в развитии ребёнка, которая часто
невольно или преднамеренно нарушается
родителями, что порождает у ребёнка установку
базальной враждебности и на этом фоне
амбивалентное отношение к родителям:
с одной стороны враждебность, обида, гнев,
а с другой – любовь, зависимость, вина.
В результате возникает – базальная тревога,
которая реализуется в отношениях с родителями
и другими людьми в детстве, во взрослом
состоянии проявляется в ощущении одиночества,
беспомощности, отсутствии безопасности,
что ведёт к формированию невроза.
Карен выделила десять защитных
стратегий, формирующихся в детстве в
качестве невротических потребностей.
Это избыточные потребности:
1) в любви и одобрении,
2) в руководящем партнёре,
3) в чётких ограничениях,
4) во власти,
5) в эксплуатировании других,
6) в общественном признании,
7) в восхищении собой,
8) в честолюбии,
9) в самодостаточности и независимости,
10)
в безупречности и
Каждая из них порождает:
1) ненасытное стремление быть
любимым,
2) чрезмерную зависимость от других,