Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 00:06, курсовая работа
Ярким представителем данного направления в середине двадцатого столетия в Америке стала Карен Хорни, которая одна из первых среди неофрейдистов предприняла попытку совместить психоаналитический метод исследований человека и культуры с философско-антропологическим видением бытия человека в мире. Центральной проблемой ее работ стала проблема личности.
Введение……………………………………………………………………1-3
Основные концепции и принципы работ К.Хорни………………………4-6
Полемика с Фрейдом………………………………………………………7-12
Развитие личности………………………………………………………...13-15
Типологическая модель поведения К.Хорни…………………………..16-23
Заключение………………………………………………………………...24-25
Список использованной литературы………………………………………
3) подчинение
другим и довольствование
4) доминирование над другими,
5) боязнь быть используемым другими,
6) желание
быть объектом всеобщего
7) потребность в комплиментах и лести,
8) стремление выделиться, страх неудач,
9) избегание
отношений, связанных с
10)попытки быть непогрешимыми.
В своей книге "Наши внутренние конфликты" (1945) Хорни разделила список из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Иначе говоря, их действие заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жизни. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.
Ориентация на людей: уступчивый тип. Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому типу, руководит иррациональное убеждение: "Если я уступлю, меня не тронут" (Horney, 1937, р. 97).
Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.
Ориентация от людей: обособленный тип. Ориентация от людей как стратегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: "Мне все равно". Такие люди, которых Хорни относит к обособленному типу, руководствуются ошибочным убеждением: "Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке" (Horney, 1937, р. 99).
Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям – они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.
Ориентация против людей: враждебный тип. Ориентация против людей – это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, исходя из иллюзорного убеждения: "У меня есть власть, никто меня не тронет" (Horney, 1973, р. 98).
Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь – это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: "Что я буду от этого иметь?", независимо от того, о чем идет речь – деньгах, престиже, контактах или идеях. К.Хорни отмечала, что враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций. Таким образом, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение.
Каждая из трех межличностных стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниями в детстве. С точки зрения Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас. Более того, по Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сделать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встающие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет. Из этого следует, что невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем.
Возможно ли разрешение
Таким образом, в работах К. Хорни речь идет о присущем человеку от природы стремлении к росту или стремлении к «самореализации», под которыми понимается свободное здоровое развитие заложенных в человеке природных задатков. Это стремление рассматривается одновременно и как цель человеческого развития, предопределяющая определенные способы функционирования личности, формы ее поведения в обществе. Глубинным источником роста личности является «реальная самость», «собственное Я» как «центральная внутренняя сила», присущая всем людям и в то же время неповторимая и уникальная. «Сила реального Собственного Я человека и есть глубинный источник его роста» [3,с.30].
Пытаясь осмыслить внутреннее
«ядро человеческого существа»,
Таким образом, в работах К. Хорни речь идет о внутренней способности человека активизировать свою жизнедеятельность в направлении максимального развития творческих потенций и достижения своего апогея. Такой высшей точкой расцвета жизненных сил человека является «самость». Акцентирование внимания на «центральном внутреннем конфликте» приводит к тому, что тенденции развития человека рассматриваются К.Хорни, как правило, в плане раскрытия духовных ценностей личности. С этой точки зрения невротический процесс образования «идеализированного Я» оборачивается драмой: человек оказывается неспособным ответить на вопрос, что он представляет собой, высшее существо или ничтожество, неспособным ориентироваться в жизни, находить подлинно человеческие ценности и пути к «самореализации» своих внутренних потенций.
В своих рассуждениях К. Хорни
исходит из того, что каждый
индивид имеет личностный план
и вполне определенную, хотя и
не всегда осознаваемую им
цель жизни. Она признает
Психоаналитическая методика К. Хорни ориентирована на оказание помощи человеку по осознанию внутренних деструктивных и конструктивных сил, с тем, чтобы он мог мобилизовать свою энергию на устранение первых и развитие вторых. Но осознание должно включать в себя не просто интеллектуальную информацию, оно должно стать его собственным эмоциональным переживанием. Важно, чтобы человек не столько размышлял о своих внутренних силах, сколько прочувствовал их, сделал их своим внутренним, личностным достоянием. К. Хорни глубоко верит, что человеку внутренне присущи творческие способности к саморазвитию и, следовательно, помощь аналитика должна заключаться в том, чтобы разбудить конструктивные силы у пациента. В этом плане она и говорит о процессе «самореализации», о достижении человеком своей «Самости»: «Центральный внутренний конфликт – это конфликт между конструктивными силами реального Собственного Я и обструктивными силами гордыни, между здоровым ростом и влечением воплотить в действительности совершенства идеального собственного «Я». Следовательно, терапия стала помощью в самореализации» [3, с.307].
Таким образом, психоаналитический метод, в понимании К. Хорни, служит устранению разрыва между «Самостью» человека и его «идеализированным Я», образующимся в процессе невротического развития личности. Метод психоанализа призван помочь отчужденному человеку вновь обрести веру в свои конструктивные силы, найти себя и свое место в мире.
От
раскрытия конфликтных
Карен
Хорни верит в возможность
осуществления процесса «самореализации»
личности в любом обществе, в любой
культуре, так как она верит
в торжество конструктивных сил человека
над агрессивными инстинктами. Эта вера
основана на глубоком убеждении в пластичности
человеческого организма. И в этом плане
ее работы могут рассматриваться как оптимистическое
учение.
Заключение
Из-за
названия ее первой книги теорию Хорни
часто считают описанием
Итак, Карен Хорни основное внимание уделяет исследованию и осмыслению процесса самореализации личности. В результате этого исследования, раскрывается основная причина «центрального внутреннего конфликта» личности, которая выражается в отчуждении человека, неспособности ориентироваться в жизни, находить подлинно человеческие ценности и пути к самореализации своих внутренних врожденных потенций. Основной задачей её психоаналитического метода является раскрытие бессознательного невротического «идеализированного образа Я». Этот процесс помогает личности в её подлинно человеческом развитии, в развертывании потенциальных, конструктивных сил и мобилизации энергии в направлении достижения «самости». Уточнения, внесенные К. Хорни в психоаналитическую методику, касаются, прежде всего, соотношения чувств и знаний в процессе осмысления человеком внутреннего конфликта и конфликта с внешней средой. Согласно ее выводам, информация субъекта о самом себе без действенного знания, прочувствованного и принятого внутренне, является неполной и не приносит результата в разрешении конфликта.
Таким
образом, самореализация личности рассматривается
как стремление к глубокому переживанию
своих желаний и чувств, к выявлению
своих потенциальных