Типологическая модель поведения К.Хорни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 00:06, курсовая работа

Описание

Ярким представителем данного направления в середине двадцатого столетия в Америке стала Карен Хорни, которая одна из первых среди неофрейдистов предприняла попытку совместить психоаналитический метод исследований человека и культуры с философско-антропологическим видением бытия человека в мире. Центральной проблемой ее работ стала проблема личности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………1-3

Основные концепции и принципы работ К.Хорни………………………4-6

Полемика с Фрейдом………………………………………………………7-12

Развитие личности………………………………………………………...13-15

Типологическая модель поведения К.Хорни…………………………..16-23

Заключение………………………………………………………………...24-25

Список использованной литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

3) подчинение  другим и довольствование малым, 

4) доминирование  над другими, 

5) боязнь быть используемым другими,

6) желание  быть объектом всеобщего восхищения,

7) потребность  в комплиментах и лести, 

8) стремление  выделиться, страх неудач,

9) избегание  отношений, связанных с ответственностью, дистанцирование от всех,

10)попытки быть непогрешимыми. 

    В своей книге "Наши внутренние конфликты" (1945) Хорни разделила список из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Иначе говоря, их действие заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жизни. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.

    Ориентация на людей: уступчивый тип. Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому типу, руководит иррациональное убеждение: "Если я уступлю, меня не тронут" (Horney, 1937, р. 97).

    Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.

    Ориентация от людей: обособленный тип. Ориентация от людей как стратегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: "Мне все равно". Такие люди, которых Хорни относит к обособленному типу, руководствуются ошибочным убеждением: "Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке" (Horney, 1937, р. 99).

   Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям – они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

   Ориентация против людей: враждебный тип. Ориентация против людей – это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, исходя из иллюзорного убеждения: "У меня есть власть, никто меня не тронет" (Horney, 1973, р. 98).

    Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь – это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: "Что я буду от этого иметь?", независимо от того, о чем идет речь – деньгах, престиже, контактах или идеях. К.Хорни отмечала, что враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций. Таким образом, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение.

    Каждая из трех межличностных стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниями в детстве. С точки зрения Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас. Более того, по Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сделать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встающие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет. Из этого следует, что невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем.

    Возможно ли разрешение конфликтов, возникающих во внутреннем мире личности? Существуют ли средства, формы и методы их разрешения? Согласно её глубокому убеждению: «Существует лишь один путь: конфликты могут быть разрешены только посредством изменения тех условий внутри личности, которые привели к их возникновению» [2, с.162]. В человеке от природы, согласно представлениям К. Хорни, «присутствуют такого рода силы, которые невозможно ни обрести как навык, ни даже развить в себе научением. Вам не нужно (да фактически вы этого и не можете), пишет она, учить желудь, как ему вырасти в дуб. Но если желудю дать возможность, его внутренняя сущность разовьется. Сходным образом, если человеку предоставлена возможность, он склонен развивать заложенные в нем человеческие задатки. При этом он будет развивать уникальные живые силы своей реальной сущности: чистоту и глубину своих собственных чувств, мыслей, надежд и увлечений; умение рассчитывать свои силы; силу воли; особый дар или талант; способность к самовыражению и способность строить отношения с людьми так, как подскажет сердце. Все это в свое время поможет человеку обрести свою систему ценностей и жизненных целей. Короче говоря, он будет расти по направлению к самореализации, то есть к реализации самого себя, не отклоняясь существенно от этого направления» [3,с.30].

  Таким образом, в работах К. Хорни речь идет о присущем человеку от природы стремлении к росту или стремлении к «самореализации», под которыми понимается свободное здоровое развитие заложенных в человеке природных задатков. Это стремление рассматривается одновременно и как цель человеческого развития, предопределяющая определенные способы функционирования личности, формы ее поведения в обществе. Глубинным источником роста личности является «реальная самость», «собственное Я» как «центральная внутренняя сила», присущая всем людям и в то же время неповторимая и уникальная. «Сила реального Собственного Я человека и есть глубинный источник его роста» [3,с.30].

    Пытаясь осмыслить внутреннее  «ядро человеческого существа»,  которое должно получить всестороннее  развитие в процессе самореализации, К. Хорни предлагает свое толкование структуры личности, выделяя в ней такие психические образования как «актуальное Я», «идеализированное Я» и «реальное Я». «Актуальное Я» - это личность в данный момент своего существования со всеми ее телесными и духовными атрибутами, здоровыми и невротическими тенденциями развития. «Идеализированное Я» - то, чем личность является в своем иррациональном воображении или чем она должна была бы быть в соответствии со своими внутренними невротическими стремлениями. «Реальное Я» есть «первоначальная сила», благодаря которой осуществляется индивидуальное развитие человека, «живой уникальный личностный центр» человеческого существа, то, что каждый индивид хочет найти в себе.

  Таким образом, в  работах К. Хорни речь идет о внутренней способности человека активизировать свою жизнедеятельность в направлении максимального развития творческих потенций и достижения своего апогея. Такой высшей точкой расцвета жизненных сил человека является «самость». Акцентирование внимания на «центральном внутреннем конфликте» приводит к тому, что тенденции развития человека рассматриваются К.Хорни, как правило, в плане раскрытия духовных ценностей личности. С этой точки зрения невротический процесс образования «идеализированного Я» оборачивается драмой: человек оказывается неспособным ответить на вопрос, что он представляет собой, высшее существо или ничтожество, неспособным ориентироваться в жизни, находить подлинно человеческие ценности и пути к «самореализации» своих внутренних потенций.

    В своих рассуждениях К. Хорни  исходит из того, что каждый  индивид имеет личностный план  и вполне определенную, хотя и  не всегда осознаваемую им  цель жизни. Она признает детерминирующую  роль внешних факторов в поведении  человека, но одновременно выдвигает тезис о внутренней обусловленности человеческой деятельности, благодаря чему личность стремится к осуществлению своих замыслов, принимая соответствующие моральные решения. У невротиков же чувство внутренней направленности жизнедеятельности часто отсутствует, ослаблены или искажены направляющие силы саморазвития, поэтому они стремятся не к достижению «Самости», а к актуализации «идеализированного Я».

    Психоаналитическая методика К. Хорни ориентирована на оказание помощи человеку по осознанию внутренних деструктивных и конструктивных сил, с тем, чтобы он мог мобилизовать свою энергию на устранение первых и развитие вторых. Но осознание должно включать в себя не просто интеллектуальную информацию, оно должно стать его собственным эмоциональным переживанием. Важно, чтобы человек не столько размышлял о своих внутренних силах, сколько прочувствовал их, сделал их своим внутренним, личностным достоянием. К. Хорни глубоко верит, что человеку внутренне присущи творческие способности к саморазвитию и, следовательно, помощь аналитика должна заключаться в том, чтобы разбудить конструктивные силы у пациента. В этом плане она и говорит о процессе «самореализации», о достижении человеком своей «Самости»: «Центральный внутренний конфликт – это конфликт между конструктивными силами реального Собственного Я и обструктивными силами гордыни, между здоровым ростом и влечением воплотить в действительности совершенства идеального собственного «Я». Следовательно, терапия стала помощью в самореализации» [3, с.307].

  Таким образом, психоаналитический метод, в  понимании К. Хорни, служит устранению разрыва между «Самостью» человека и его «идеализированным Я», образующимся в процессе невротического развития личности. Метод психоанализа призван  помочь отчужденному человеку вновь обрести веру в свои конструктивные силы, найти себя и свое место в мире.

  От  раскрытия конфликтных ситуаций, возникающих в социальной среде, к осознанию конфликта в межличностных  отношениях и, наконец, к пониманию  «базального конфликта» в самом  себе – таков, в представлении К. Хорни, путь к «самореализации» человеком своих внутренних потенций. «Самореализация» же означает, в ее понимании, стремление личности к глубокому и сокровенному переживанию своих желаний и чувств, к выявлению своего предназначения в жизни и принятию ответственности, к установлению дружеских связей и отношений в семье, группе, обществе.

  Карен Хорни верит в возможность  осуществления процесса «самореализации» личности в любом обществе, в любой  культуре, так как она верит  в торжество конструктивных сил человека над агрессивными инстинктами. Эта вера основана на глубоком убеждении в пластичности человеческого организма. И в этом плане ее работы могут рассматриваться как оптимистическое учение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  Из-за названия ее первой книги теорию Хорни  часто считают описанием невротической  личности ее времени, то есть жителя Нью-Йорка  тридцатых-сороковых годов, представителя  верхушки среднего класса. Этот взгляд проистекает, мне кажется, из усиленного внимания к ее ранним работам, где основное внимание уделено культуре, и из недостатка внимания к ее зрелой теории, приложимой ко многим обществам, как современным, так и принадлежащим истории. Защиты, описанные Хорни, принимают различную форму в различных обществах, а различные общества благоприятствуют различным стратегиям защиты и способствуют различным схемам внутреннего конфликта; но движение к людям, против людей или от людей - это, видимо, часть природы человека, а не продукт культуры. На самом деле, бихевиорист признал бы в них усложненную, человеческую версию основных механизмов защиты животного: подчинение, борьба и бегство. Источник этих защитных механизмов - инстинкт, и это, наверное, одна из причин, по которым теория Хорни может применяться к самым различным культурам.

  Итак, Карен Хорни основное внимание уделяет исследованию и осмыслению процесса самореализации личности. В результате этого исследования, раскрывается основная причина «центрального внутреннего конфликта» личности, которая выражается в отчуждении человека, неспособности ориентироваться в жизни, находить подлинно человеческие ценности и пути к самореализации своих внутренних врожденных потенций. Основной задачей её психоаналитического метода является раскрытие бессознательного невротического «идеализированного образа Я». Этот процесс помогает личности в её подлинно человеческом развитии, в развертывании потенциальных, конструктивных сил и мобилизации энергии в направлении достижения «самости». Уточнения, внесенные К. Хорни в психоаналитическую методику, касаются, прежде всего, соотношения чувств и знаний в процессе осмысления человеком внутреннего конфликта и конфликта с внешней средой. Согласно ее выводам, информация субъекта о самом себе без действенного знания, прочувствованного и принятого внутренне, является неполной и не приносит результата в разрешении конфликта.

  Таким образом, самореализация личности рассматривается  как стремление к глубокому переживанию  своих желаний и чувств, к выявлению  своих потенциальных возможностей и предназначения в жизни, установлению дружественных связей в окружающем мире. Такой подход основан на пробуждении самосознания личности и разрешении внутренних её противоречий.

Информация о работе Типологическая модель поведения К.Хорни