Удовлетворенность браком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:05, курсовая работа

Описание

Актуальность и значимость исследований в этой области диктуется сегодняшней демографической обстановкой. Критической ситуацию в этой области признают уже на официальном уровне: проблема обсуждается в Государственной Думе, в министерствах образования, здравоохранения и соцразвития. Посильный вклад и свои предложения пытаются внести культовые и общественные организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования удовлетворенности браком
1.Понятие «удовлетворенность браком» и определяющие её факторы, этапы развития семейных отношений…………………………………….5
2. Методы и методики исследования удовлетворенности браком…….25
Глава 2. Эмпирический анализ удовлетворенности браком.
1.Эмпирическая характеристика удовлетворенности браком…………29
2.Факторы, влияющие на развитие удовлетворенности браком……….46
3.Анализ практики по развитию удовлетворенности браком………….63
Заключение………………………………………………………………..68
Список используемой литературы………………………………………70
Приложения……………………………………………………………….74

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 220.46 Кб (Скачать документ)

 

Этапы развития семейных отношений

В своем развитии супружеская  жизнь может претерпевать различные  изменения, в том числе и непредвиденные. Но существуют определенные, закономерные изменения, типичные для развития брака  во времени.

В период ухаживания и молодоженства  происходит переход от романтической  любви к реалистическому пониманию  брака. Первые два года совместной жизни - это стадия формирования индивидуальных стереотипов общения, согласования систем ценностей и выработки общей мировоззренческой позиции. На этой стадии происходит взаимное приспособление супругов, поиск такого типа отношений, который удовлетворял бы обоих. При этом перед супругами стоят задачи формирования структуры семьи, распределения функций (или ролей) между мужем и женой и выработки общих семейных ценностей. Каждый период характеризуется своими задачами, с которыми супруги должны справиться, и типичными проблемами, требующими своего разрешения. Трудности возникают при переходе от одной стадии к другой, когда супруги не могут сразу перестроиться и сохраняют прежние принципы и поведение, характерное для предыдущей стадии. [4;29;37]

Периодичность изменений, происходящих в семье в зависимости от стажа  брака, послужила основанием для  введения в исследования семьи понятия  «цикл развития семьи». Этот термин был использован впервые в 1948г. Э. Дювалль и Р. Хилом. В качестве основного признака разграничения  стадий, предложенного Дювалль, использовался  факт наличия или отсутствия детей  в семье и их возраст, поскольку  считалось, что основная функция  семьи — это деторождение и  воспитание потомства. [55; с.60]

В последующие годы появилось  большое число различных периодизаций [1;29;37] семейного цикла — психологических, социологических, демографических. Основанием для них служили как различные  теоретические соображения, так  и результаты эмпирических исследований. Однако ряд работ послужили основанием для того, чтобы многомерное понятие  «стадии развития семьи» было заменено таким достаточно простым, как стаж брака и наличие или отсутствие детей в семье, проживающих вместе с родителями. [4]

В нашей стране наибольшую известность получила периодизация Э.К. Васильевой [1;37], которая выделяет 5 стадий жизненного цикла семьи:

1) зарождение семьи до  рождения ребенка;

2) рождение и воспитание  детей;

3) окончание выполнения  семьей воспитательных функций;

4) дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет  собственной семьи;

5) супруги живут одни  или с детьми, имеющими собственные  семьи.

На сегодняшний день полученные данные изменений, происходящих в ходе цикла развития семьи, касаются самых  разных сторон семейной жизни, часто  противоречивы или несопоставимы, поскольку получены с помощью  разных методик и различных схем периодизации цикла. Приведем несколько  примеров.

В работе Д. Орснера, автор  попытался определить зависимость  между характером проведения свободного времени и удовлетворенностью браком в супружеских парах с различным  стажем совместной жизни. Факт совместного  проведения свободного времени оказался связанным с удовлетворенностью браком при стаже брака от 0 до 5 лет у мужчин и при стаже  брака от 18 до 23 лет у женщин. В  парах со стажем совместной жизни  от 5 до 18 лет оба супруга, предпочитают отдыхать индивидуально. [1]

Целью исследования Дж. Медлинг  и М. Мак Кери (1981) было определение  связи между удовлетворенностью браком и сходством ценностей  у супругов с различным стажем совместной жизни. Ими были выделены три группы респондентов: I - супруги  со стажем брака от 1 до 12 лет; II - от 13 до 25 лет и III – 26-50 лет. Полученные ими  данные свидетельствуют: сходство ценностей  положительно связано с удовлетворенностью браком только у III группы респондентов. [1]

Ряд исследований, проведенных  Р. Бладом, Д. Вульфом, Б. Парисом, Е. Лаки (1961), свидетельствует о том, что  с увеличением стажа брака  удовлетворенность супругов им всё  более падает. Но существует и другая точка зрения: X. Фелдман, Гр. Спаниер, К. Кеннон, Б. Роллинс (1975) утверждают, что  зависимость удовлетворенности  браком от стажа брака носит U-образный характер, т.е. уменьшение величины удовлетворенности  на средних стадиях семейного цикла постепенно останавливается, а затем, у супругов со стажем 18-20 лет и более, наблюдается даже некоторый подъем.

Р. Шрам, объясняя причины  повышения удовлетворенности браком на более поздних стадиях семейного  цикла, предположил, что это связано  с такими факторами, как: 1) более  активное участие женщин в трудовой деятельности, после того как дети становятся достаточно взрослыми; 2) более  широкие возможности проявления себя возникают у родителей после  того как дети взрослеют, так как  ситуация воспитания детей накладывает  довольно жесткие ролевые требования, прежде всего связанные с соблюдением  определенной половой роли — матери или отца.

Большое число исследований, проведенных в основном в США, было посвящено проблеме того, какое  влияние на взаимоотношения супругов оказывают дети. Особенно много работ  было направлено на выявление тех  изменений, которые происходят в  межличностных отношениях мужа и  жены в связи с появлением первого  ребенка. Результаты, полученные относительно удовлетворенности браком, довольно противоречивы.

Многие проведенные исследования [1;29;37] по данной проблематике отмечают, что после рождения ребенка супружеская  пара переживает кризис. Он связан с  приобретением супругами новой  роли и изменением уже сложившихся  отношений в паре. Этот кризис тяжелее  переживается женщинами, чем мужчинами. Рождение ребенка вызывает в отношениях супругов сдвиг в сторону более  традиционных отношений партнеров.

Большая группа работ [1;29;37] была посвящена выявлению того, как  влияет уход детей из семьи на удовлетворенность  браком. Существует распространенное мнение, что начало самостоятельной  жизни детей болезненно отражается на родителях. Эта ситуация даже получила в английском языке особое название «синдром пустых гнезд». Изучению этого  феномена был посвящен ряд работ. Н. Глен (1982), сравнивая ответы женщин одного и того же возраста, живущих  в момент опроса с детьми, с ответами женщин, чьи дети, отделились от родителей, получил данные, которые свидетельствует о том, что последние больше удовлетворены жизнью в целом, а также считают себя более счастливыми в браке, чем первые.

В исследовании, проведенном  позднее Н. Пленом и С. Макланаханом, эти данные были подтверждены и дополнены.

Сравнивая в целом семьи  с детьми и семьи без детей, эти авторы сделали вывод о  том, что между наличием детей  в семье и удовлетворенностью браком существует отрицательная связь, особенно в тех семьях, где женщины  работают, а также в семьях людей, имеющих более высокий образовательный  уровень. [1;47]

Росси, проведя анализ родительской роли, выдвинул ряд причин, по которым  эта роль отличается от других социальных ролей:

1) социальные стереотипы, бытующие в обществе, оказывают  на женщину давление, как в  плане рождения, так и ухода  за ребенком;

2) рождение ребенка далеко  не всегда происходит в ситуации, когда супруги хотят этого;

3) эта роль принимается  раз и навсегда, от нее трудно  отказаться; 4) переход к исполнению  роли происходит достаточно внезапно.

Косвенным доказательством  наличия особых проблем, связанных  с ролью родителя, являются данные Дж. Робертсона [1]. Большинство женщин (80%) считают, что быть бабушкой гораздо  приятней, чем быть матерью. Эти женщины  — сами бабушки — говорят о  том, что в этой роли они испытывают все удовольствия, которые испытывали, будучи матерями, в тоже время в  этой роли нет того бремени ответственности  и тех переживаний, которые испытывают матери.

Естественно, что родительская роль кроме множества положительных  переживаний доставляет родителям  массу хлопот. После появления  ребенка, супруги начинают жаловаться на ухудшение качества межличностного общения в семье, — оно становится реже, поскольку осложнено различными обязанностями, связанными с детьми, что в свою очередь отражается на удовлетворенности браком. Появление  ребенка добавляет еще одну социальную роль к тем ролям, которые уже приходится исполнять человеку. Кроме того, рождение ребенка означает перестройку остальных семейных ролей тоже. [1;2;23;37;44]

Дети — это далеко не единственный фактор, который выдвигается  в качестве причины изменений  в отношениях супругов и снижения удовлетворенности браком. Период 25-50 лет является временем наиболее активного  социального и профессионального  функционирования индивида, что само по себе, как указывается многими  авторами, может приводить к охлаждению его интереса к семье, более равнодушному отношению к супругу и к  своим семейным обязанностям, а, следовательно, и к снижению удовлетворенности  браком. Для объяснения изменения  удовлетворенности браком, можно  говорить о взаимосвязи различных  причин влияющих на семью.

Подводя итоги, можно сказать, что:

а) в супружеской жизни  периодически возникают проблемы и  кризисные ситуации, которые имеют  определенные закономерности, связанные, прежде всего с рождением и  воспитанием детей;

б) удовлетворенность браком прямо и опосредованно зависит от того, в какой мере и степени в супружеской жизни удовлетворяются эмоционально-психические потребности.

Также, удовлетворенность  браком во многом зависит от совместимости - это сходство характеров, единство интересов, установок и ценностей, значение, которых наиболее важно  в начале супружества. Совместимость  же, основанная на умении учитывать  интересы другого человека, является реальной гарантией успешного брака.

Кроме рассмотренных выше психологических факторов необходимо отметить, что существуют также и  социально-демографические факторы, влияющие на стабильность брака. К ним  относятся: жилищные условия (размер и  комфортность жилища), семейный бюджет (размер и способ распределения), возраст  супругов и разница в возрасте, образование и род занятий супругов, количество и возраст детей. Конечно, можно предположить положительное влияние на брак: хороших материальных условий, примерного равенства возрастов супругов, высшего образования супругов и т.п. Однако влияние обратных значений этих характеристик не столь определенно, так как социальные особенности семьи обусловливают ее благополучие не прямо, а, преломляясь, через внутренние условия, и компенсируются за счет супружеской совместимости и согласия, силы супружеских чувств, высокой культуры отношений и т.п.[13]

 

1.2.Методы и методики исследования удовлетворенности браком

1.«Тест-опросник  удовлетворенности браком» (ОУБ).

Авторы: В.В. Столина, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко.

Результаты обследования с помощью данного опросника  позволяют судить о том, каково общее  эмоциональное и морально-психологическое  состояние взрослого человека, состоящего в браке. 

Тест «Удовлетворенности браком» представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятие себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д.

Как стандартизированная  методика, «ОУБ» имеет нормы:

0-16 баллов - абсолютно неблагоприятный  брак;

17-22 балла - неблагополучный  брак;

23-26 баллов - скорее неблагополучный  брак;

27-28 баллов - переходная форма  брака;

29-32 балла - скорее благополучный  брак;

33-38 баллов - благополучный  брак;

39-48 баллов - абсолютно благополучный  брак.

 

2. тест «Измерение  установок в семейной паре».

Авторы: Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.[3]

Тест « Измерения установок  в семейной паре» представляет собой 40 суждений, выражающих ту или иную позицию по десяти различным, значимым для людей, сферам:

1 шкала – Позитивное  или негативное отношение к  людям ;

2 шкала – Преимущественная  ориентация на чувство долга  или на достижение удовольствия;

3 шкала – Позитивное  или нейтральное отношение к  детям;

4 шкала - Ориентация на  совместную или раздельную деятельность  супругов;

5 шкала – Позитивное  или негативное отношение к  разводу;

6 шкала - Позитивное или  негативное отношение к любви  романтического типа;

7 шкала - Значимость сексуальной  сферы в семейной жизни;

8 шкала – Определяет  представления супругов о запретности  сексуальной темы;

9 шкала – Ориентация  на традиционное или не традиционное  представление о роли женщины;

10 шкала – Представление  о важности материальных ценностей  в жизни человека;

 

3.методика  «Ролевые ожидания и притязания в браке» . Автор: А.Н. Волкова.

Данная методика, разработанная  А.Н. Волковой, входит в комплексную  программу практической работы с  супружеской парой.

Методика «РОП» позволяет  определить:

1. Представления супругов  о значимости в семейной жизни  сексуальных отношений, личностной  общности мужа и жены, родительских  обязанностей, профессиональных интересов  каждого из супругов, хозяйственно-бытового  обслуживания, моральной и эмоциональной  поддержки, внешней привлекательности партнеров. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей ( ШСЦ ).

Информация о работе Удовлетворенность браком