Управленческая этика и социальная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 05:12, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение этических и социальных норм в сфере управления и социальной ответственности для повышения эффективности трудовых навыков руководителя, культуры управления, осознания социальной ответственности.
Задачи курсовой работы следующие:
- Изучение понятий, принципов и значений управленческой этики;
- Рассмотреть сущность социальной ответственности;
- Проанализировать аргументы «за» и «против» социальной ответственности.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………3
1. Управленческая этика…………………………………………………4
1.1 Управленческая этика: понятие, принципы и значение……………4
1.2 Этика и управленческие решения……………………………………6
1.3 Этика и современное управление………………………………..…12
2. Социальная ответственность………………………………………..15
2.1Определение и сущность социальной ответственности………….15
2.2 Социальная концепция…………………………………………..…18
2.3 Система социального управления………………………………….20
2.4 Аргументы в пользу социальной ответственности………………22
2.5 Аргументы против социальной ответственности…………….….23
Список использованной литературы……….……………………….….24
Заключение……………………………………………………….……..25

Работа состоит из  1 файл

Сделанная Курсовая.docx

— 45.95 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………..………3

1. Управленческая этика…………………………………………………4

1.1 Управленческая этика:  понятие, принципы и значение……………4

1.2 Этика и управленческие  решения……………………………………6

1.3 Этика и современное  управление………………………………..…12

2. Социальная ответственность………………………………………..15

2.1Определение и сущность  социальной ответственности………….15

2.2 Социальная концепция…………………………………………..…18

2.3 Система социального управления………………………………….20

2.4 Аргументы в пользу социальной ответственности………………22

2.5 Аргументы против социальной ответственности…………….….23

Список использованной литературы……….……………………….….24

Заключение……………………………………………………….……..25

 

Введение

Проблемы социального  управления организациями приобретают  в начале XXI века особую актуальность в связи с расширением процессов  глобализации экономики, формированием  единого мирового экономического пространства и усилением взаимозависимости  всех видов международных связей.

 Тема данной курсовой  работы выбрана, исходя из реальной практической потребности. Изучение данного вопроса играет большую роль в жизни общества в целом, так как соблюдение этических и социальных норм ведет к улучшению и развитию социальных отношений, культуры управления.

Целью данной работы является изучение этических и социальных норм в сфере управления и социальной ответственности для повышения  эффективности трудовых навыков руководителя, культуры управления, осознания социальной ответственности.

Задачи курсовой работы следующие:

- Изучение понятий, принципов  и значений управленческой этики;

- Рассмотреть  сущность социальной ответственности;

- Проанализировать аргументы  «за» и «против» социальной  ответственности.

 

1. Управленческая этика

1.1 Управленческая этика:  понятие, принципы и значение

Наука управления насчитывает  многолетнюю историю, и теперь руководитель ценится не только за профессиональные, но и за личные качества. Их обучают  специальным нормам поведения, которые  помогают оптимизировать работу, улучшить её качество, быстрее достичь поставленных целей.

Этика и культура управления включает в себя правила поведения  в обществе, культурное общение с  людьми, уважение к сотрудникам и  деловым партнёрам. Наука этики  изучает мотивы поведения людей. Появилась она из-за того, что  неэтичное, нечестное поведения  приносит большой вред не только деловым, но и личным отношениям, значит, нужно  выработать общие правила, соблюдение которых повысит качество работы.

Общение с людьми - это  целая наука. Мало одних лишь природных  способностей, они должны быть подкреплены  хорошим образованием. В курс любого высшего образования непременно входит этика.

Этика управленческой деятельности — это цель постоянно принимаемых, нравственно обоснованных решений. Основополагающими принципами управленческой этики являются гуманизм, коллективизм, социальная справедливость, патриотизм, единство слова и дела.

Решения и действия руководителей  должны быть проникнуты уважением к  людям, заботой об их здоровье, духовном и физическом развитии. Этика управленческой деятельности подразумевает, что управление призвано выступать как надежная система сохранения неприкосновенности личного достоинства людей, как  гарант их прав и обязанностей.

Этика управленческой деятельности направлена на совершенствование отношений, на развитие коллективных форм организации  и стимулирования труда. Посредством  управления должны разумно сочетаться общественные (государственные), коллективные и личные интересы.

Обязательным условием выполнения профессиональных обязанностей руководителя является объективное и доброжелательное отношение к личным взглядам, служебным  ожиданиям-притязаниям, профессиональному  мнению подчиненных.

Особое место имеет  справедливая материальная и моральная  оценка личного вклада каждого работника, трудового коллектива в общее  дело развития производственной экономики.

Руководитель постоянно  находится перед моральным выбором, в результате которого его нравственное реноме (установившееся, обычно благоприятное, мнение о ком-либо, чём-либо) не должно быть поколеблено ни в глазах людей, ни перед своей совестью.

В производственном коллективе существует сложная система механизмов регулирования поведения людей. Механизмы регулирования поведения  срабатывают тогда, когда наилучшим  образом проявляются такие качества людей, как совесть, профессиональная честь, долг, нравственная ответственность  за свои поступки и дела других.

Значительное место в  этике управленческой деятельности занимает разработка нормативных положений нравственного характера. Одним из таких положений являются моральные кодексы.

В них конкретизированы подходы, осуществляемые в управленческой этике  при изучении нравственных качеств  личности, сформулированы основные нравственные требования к управленческой деятельности, представлены правила управленческого  общения и внеслужебного поведения  руководителя. Знание управленческой этики руководителем — обязательное требование к их научно-профессиональной компетенции.

 Этика и культура  управления крайне важна, потому  что её несоблюдение негативно  скажется на результатах управления. Раньше для руководителя считалось  этичным вести себя пренебрежительно  по отношению к подчинённым,  хамить и грубить. Для подчинённых  же этичным было положение  униженных, бесправных людей.  Теперь ситуация поменялась.

 Неэтичный руководитель  будет невостребованным на рынке  труда, а его подчинённые никогда  не будут уважать его в полной  мере. А потому изучение этики  и культуры управления очень  важно для руководителей всех  звеньев. 

 Для этого необязательно  оканчивать специальные курсы,  хотя это тоже важно. Этика  должна прививаться с детства,  однако нужен хороший пример  для подражания. Если у руководителя  в самом начале его карьеры  был деспотичный и властный  начальник, то и он, скорее всего,  будет копировать эту модель  поведения. Старое поколение менеджеров  просто обязано перестроиться  и учиться этичному поведению,  отношению к людям. Иначе их  место займут молодые, доброжелательные  и улыбчивые управленцы. Общение  с такими начальниками не будет  вызывать негативных эмоций, что  положительно скажется на результатах  труда.

1.2 Этика и управленческие  решения

 Сегодня руководитель  не в состоянии единолично  решать все возникающие управленческий  проблемы, даже непосредственно  входящие в круг его служебных  обязанностей, поскольку их слишком много, они разнообразны и специфичны, а его знания, опыт и имеющийся запас времени ограничены.

 Идеальных управленческих  решений, абсолютно приемлемых  для всех заинтересованных сторон, практически не существует. Овладение  же стандартными приемами позволяет  менеджеру объяснить свое решение  заинтересованным сторонам, а последним  – оценить качество моральных  аргументов.

 Большинство этических  дилемм представляет собой конфликт  между целым и его частью.

 Сталкиваясь с проблемой  этического выбора, менеджеры, как  правило, основываются на нормативной  точке зрения, т. е. определенных  нормах и ценностях, в соответствии  с которыми и принимаются решения.  В нормативной этике выделяют  несколько подходов к описанию  систем ценностей и соответственно  принятию этически сложных решений,  которые могут быть применены  в практике менеджмента: утилитарный  подход, индивидуалистический подход, морально-правовой подход, концепция  справедливости.

Утилитаристский подход. Основные принципы утилитаристского подхода  гласят, что соответствующее нормам морали поведение приносит наибольшую пользу наибольшему числу людей. Принимающий решение индивид  должен рассмотреть воздействие  каждого его варианта на все заинтересованные стороны и выбрать вариант, который  приносит удовлетворение наибольшему  числу людей.

Индивидуалистический подход. Индивидуалистический подход предполагает, что морально приемлемыми являются действия человека, которые идут ему  на пользу в долгосрочной перспективе. Главной движущей силой считается  самоконтроль, а все внешние силы, которые его ограничивают, должны пресекаться. Каждый человек выбирает для себя наиболее выгодное в долгосрочной перспективе решение, на основе чего и судит о качестве своих решений. К допустимым относятся действия, которые в сравнении с остальными альтернативами приносят больше добра, чем зла. Если каждый человек в обществе руководствуется этим принципом, в конечном итоге получается наибольшее возможное добро, потому что, преследуя исключительно собственные интересы, люди учатся угождать друг другу. Если индивид, стремящийся к достижению немедленных положительных результатов, идет на ложь и обман, они всего лишь вызывают аналогичные ответные действия. Таким образом, индивидуализм сводится к поведению, выгодному другим людям, т. е. действия человека начинают соответствовать желаемым для общества нормам. Одна из особенностей этого подхода в том, что он допускает (если таковые необходимы) действия индивида, направленные на приобретение личных краткосрочных выгод, в общем-то, не соответствующие общественным нормам.

Морально - правовой подход. Морально-правовой подход утверждает, что человек изначально наделен  фундаментальными правами и свободами, которые не могут быть нарушены или  ограничены решениями других людей. Это значит, что этически корректным является решение, наилучшим образом  соблюдающее права людей, которых  оно затрагивает. В процессе принятия решения могут быть учтены следующие  моральные права:

  • Право на свободу согласия
  • Право на частную жизнь
  • Право на свободу совести
  • Право на надлежащее обращение
  • Право на жизнь и безопасность.

Концепция справедливости. Существует распределительная справедливость (равным – равное), процедурная справедливость (соответствие правилам), компенсационная  справедливость (возмещение ущерба).

 Современная этика  бизнеса отдает приоритет тем  локальным нормам, которые четко  формулируются, поскольку в противном  случае их трудно использовать  для принятия решений.

Неоднозначен, в частности, вопрос о занятости женщин на физически  трудных работах. В некоторых  странах это широко практикуется, в то время как на Западе считается  недопустимым. Конфликт норм, таким  образом, налицо. Если даже приходится решать подобный вопрос на основе местных  обычаев, моральные соображения  не должны полностью игнорироваться. Можно ввести специальные программы  облегчения условий труда или  систему компенсаций. Важно по мере возможности обеспечить “пригонку” норм и их логическую взаимосвязь.

 При разработке управленческих  решений приходится рассматривать  и взвешивать их экономические,  технологические, политические, социальные  и этические аспекты. Если учитываются  все или большинство из них,  решение оказывается наиболее  обоснованным. Сами обоснования  либо принимаются, либо используются  для выработки альтернатив, либо  отвергаются.

 Моральный аспект имеет многие решения, задевающие интересы других людей или организаций, но правильный выбор не всегда лежит в области этики.

 Например, для репутации  фирмы важно выяснить, уменьшат  ли выгоду от реструктуризации  моральные издержки, возникающие  вследствие сокращения штатов, или,  напротив, компания скорее выиграет, чем потеряет, скажем, в глазах  инвесторов, а, быть может, сокращение  штатов безальтернативно и не  подлежит моральной оценке.

 Хотя для бизнеса  экономическое обоснование принимаемых  решений играет ведущую роль, это не значит, что этика уступает  или препятствует экономической  либо иной выгоде. Позиция менеджеров, нередко приписывающих этике “антиприбыльную” направленность и исключающих ее из рассмотрения, ошибочна. При выработке оптимального решения важно, чтобы этические соображения усиливали действие экономического или других факторов, а те в свою очередь усиливали действие этического. Этика не претендует на роль “судьи”, она скорее направлена на принятие обоснованного решения, оправданного со всех точек зрения.

 Необходимость этического  обоснования принимаемого решения  появляется в тех случаях, когда  у руководства возникает ощущение, что могут быть нарушены стандарты  деловой морали. При этом принимаются  во внимание корпоративные этические  кодексы, а при- возникновении нестандартной ситуации главную роль играют этические взгляды руководства или группы менеджеров равного служебного статуса.

Информация о работе Управленческая этика и социальная ответственность