Управленческая этика и социальная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 05:12, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение этических и социальных норм в сфере управления и социальной ответственности для повышения эффективности трудовых навыков руководителя, культуры управления, осознания социальной ответственности.
Задачи курсовой работы следующие:
- Изучение понятий, принципов и значений управленческой этики;
- Рассмотреть сущность социальной ответственности;
- Проанализировать аргументы «за» и «против» социальной ответственности.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………3
1. Управленческая этика…………………………………………………4
1.1 Управленческая этика: понятие, принципы и значение……………4
1.2 Этика и управленческие решения……………………………………6
1.3 Этика и современное управление………………………………..…12
2. Социальная ответственность………………………………………..15
2.1Определение и сущность социальной ответственности………….15
2.2 Социальная концепция…………………………………………..…18
2.3 Система социального управления………………………………….20
2.4 Аргументы в пользу социальной ответственности………………22
2.5 Аргументы против социальной ответственности…………….….23
Список использованной литературы……….……………………….….24
Заключение……………………………………………………….……..25

Работа состоит из  1 файл

Сделанная Курсовая.docx

— 45.95 Кб (Скачать документ)

 Обычно решения принимаются  тогда, когда их эффективность  выше минимально приемлемого  уровня, и отвергаются в противном  случае.

Для эффективного использования  этики при принятии решений необходимы, по меньшей мере, два условия:

1) внимание менеджеров  к этим вопросам (личный аспект)

2) высокая организационная  культура (аспект культуры).

1) Менеджеры (личный аспект) При принятии этически верных  решений менеджер ориентируется,  прежде всего, на отдельные  личностные характеристики, такие  как собственное эго, уверенность  в своих силах, развитое чувство  независимости. Одна из наиболее  важных личных характеристик  менеджера стадия его морального  развития.

 На стадии предшествующего  развития людей интересуют, прежде  всего, внешние выгоды (и наказания). Подчинение власти основывается  на угрозе негативных последствий  в случае неповиновения. В организационном  смысле этой стадии соответствуют  менеджеры, использующие авторитарный  или принудительный стили руководства, а также менеджеры, ориентирующиеся на гарантии исполнения отдельных задач. На второй стадии общего развития люди адаптируются к ожиданиям положительного поведения коллег (семьи, друзей, общества). Предпочтительным способом достижения целей становится совместная работа в группах. Наиболее адекватным стилем лидерства становится поощрение взаимодействий и кооперации. На стадии последующего, или принципиального, развития люди руководствуются, прежде всего, внутренними ценностями и нормами, во многих случаях игнорируя правила и законы, требующие нарушения этих норм. Внутренние ценности становятся более важными, чем даже существенные внешние. На этом высшем уровне развития менеджеры используют трансформационный или обслуживающий стили руководства , внимание концентрируется на потребностях последователей и стимулировании окружающих к самостоятельному мышлению, решению возникающих проблем исходя из принципов морали. Для данного уровня характерно наделение властью, когда работники получают право конструктивного участия в управлении организацией.

2) Высокая организационная  культура (аспект культуры).

 Корпоративная культура  самым серьезным образом воздействует  на поведение членов организации.  Например, расследование хищений  в нефтяной промышленности США  показало, что они воспринимались  большинством работников как  должное. Сотрудники многих компаний  уверены, что если они не  будут поступать так, как все  (т. е. как принято), они рискуют  потерять свое место. В корпоративной  культуре всегда можно обнаружить  направляющие этический выбор  сотрудников «подсказки». Ее герои  (т. е. образцы для подражания) могут, как стимулировать этичные  решения, так и препятствовать  им. Культура организации отнюдь  не единственный источник воздействия  на этику, но она является  самой мощной из этих сил,  ибо определяет ценности компании. К числу других относятся принятые в компании правила и политика, система вознаграждения, степень заботы организации о своих членах, система отбора, соответствие принципов организации труда законодательным и профессиональным требованиям, лидерство и процесс принятия решений.

 Первое характерно  для тех компаний, руководители  которых являются подлинными  лидерами, весь персонал стоит  на позициях, что “этичный бизнес  – это хороший бизнес”, стратегия  и тактика подчинены удовлетворению  запросов основных деловых участников, сложился гибкий механизм приспособления  к меняющемуся внешнему окружению.  В таких фирмах считают, что  этика поддерживает корпоративную  культуру на необходимом уровне  и это помогает укреплять бизнес.

       1.3 Этика и современное управление

За свою  историю  человечество  выработало  всего  три  принципиально различных инструмента управления - то  есть  воздействия на людей.

  1. Иерархия,  организация,  где  основное   средство   воздействия  -отношения власти-подчинения,   давление   на   человека  сверху,  с  помощью принуждения.

2. Культура, этика, то есть  вырабатываемые  и  признаваемые  обществом ценности, социальные нормы, установки,  шаблоны поведения, ритуалы,  которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.

3.  Рынок,  то  есть  сеть  равноправных  отношений   по  горизонтали, основанных   на   купле-продаже   продукции   и   услуг,   на     отношениях собственности, на равновесии интересов  продавца  и покупателя.

 Эти явления сложные,  это  не  просто  "инструменты   управления".  В живых, реальных хозяйственных и социальных  системах они  все  почти  всегда сосуществуют. Речь  идет  лишь  о  том,  чему  отдается  приоритет,  на  что делается главная ставка. Это  и  определяет  сущность,  облик  экономической организации  общества.

В нашей стране долгое время  существовала   административно-командная система. Ее корнем была иерархия, самый  мощный  инструмент  управления.  Но одновременно с этим была  и   "жесткая"  этика  советского  общества,  когда большое  влияние   на  людей  в  процессе  управления  оказывали   традиции, социальные нормы общества. Идеология, членство  в  партии  удачно   помогали управлять. Сегодня, когда ушла  административно-командная система, вместе  с ней уходит и этика отношений, в том  числе  и  деловых  отношений.  Этика  в сфере  предпринимательства  –  это  отражение  этических  норм  в  обществе. Закончилась  советская идеология, а  что  же  осталось?   Как   вести   себя российскому  предпринимателю?  Как  управлять   делами   в   новой   системе экономических  отношений?  Скорее  всего  со  временем   нынешняя   ситуация изменится и наряду с "рыночным" инструментом  управления больший  вес  будет приобретать и "этический",  их   соотношение  сбалансируется,  как  во  всех цивилизованных  странах.

Люди, полагающие, что организации  должны   максимизировать  прибыль, подчиняясь закону, скорее  всего,  придадут высокую ценность  максимизации прибыли, эффективности и жесткому следованию  закону  и  низкую  ценность  -  альтруизму.  Такие  люди считают, что организация  ведет  себя  правильно  и является социально ответственной, пока ее действия отвечают  данной  системе ценностей. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения,  важно  иметь начальное  представление  об  этике.   Этика  имеет   дело   с   принципами, определяющими правильное  и  не правильное поведение.

Однако этика  бизнеса  затрагивает  не  только   проблему   социально ответственного поведения. Она сосредоточена  на  широком  спектре  вариантов поведения управляющих  и  управляемых. Более того, в фокусе ее внимания -  и цели,  и   средства,   используемые  для  их  достижения  теми  и   другими.

Действия руководителей  или рядовых   работников,   нарушающие  закон, также следует расценивать как  неэтичные.  Однако  действия,  не  нарушающие закона, могут рассматриваться, а могут и  не  рассматриваться  неэтичными  в зависимости от  личной системы ценностей.

 

2. Социальная ответственность 

2.1 Определение и сущность  социальной ответственности

 Принятие на себя  ответственности и привлечение  к ответственности являются необходимыми  следствиями выполнения задач  различными лицами с разделением  труда между ними.

Ответственность - это необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет  в своих действиях, поступках. Ответственность  может быть официальная и личная (чувство ответственности как  черта характера).

Социальная ответственность  является свойством (чертой) характера  личности наряду с чуткостью, скромностью, смелостью, щедростью, настойчивостью, гордостью и т.д. Ответственность  личности - это черта характера, приобретаемая  в результате воспитания и учета  моральных норм общества.

 Социальная ответственность  менеджера отражается в его  решениях, поставленных целях и  их приоритетах, средствах и  методах реализации решений.

 Она реализуется в  конкретных делах компании и  менеджера (руководителя), направленных  в первую очередь на помощь  в создании приемлемого уровня  жизнеобеспечения своих работников, членов их семей и социально  незащищенных групп населения. 

 Эта помощь может  реализоваться в прямом или  косвенном виде. В прямом виде  помощь может оказываться в  форме бесплатных обедов; продажи  товаров по пониженным ценам;  производства экологически чистой  продукции; установления квот  на прием безработных, выпускников  учебных заведений, инвалидов  и т.д. В косвенном виде - это  благотворительные взносы, поддержка  социальных инициатив других  компаний или государства и т.п. На практике иногда социальная ответственность вторична по отношению к благосостоянию компании согласно девизу: Сначала преуспевание, а потом благотворительность".

 Социальная ответственность  компании явно или неявно отражается  в ее уставных документах. Особенно  это проявляется в миссии и  основных целях компании. Если  основная цель компании направлена  на максимальное удовлетворение  потребностей и интересов персонала  и клиентов, то это высшее проявление  социальной ответственности. Если  же основной целью является  получение максимальной прибыли  в интересах учредителей, то  это означает минимальную социальную  ответственность компании. При этом  руководители компании будут  сильно ограничены в попытках  расширить свою социальную ответственность.

 Важными параметрами  социальной ответственности являются  широта, временной интервал, придаваемое  значение и вовлеченность персонала.

 Широта определяет  диапазон функций производства  и управления, по которым компания  берет на себя социальную ответственность,  например, техническую безопасность, своевременную оплату труда, социальную  справедливость и др.

 Временной интервал - это период устойчивого внимания  и конкретных действий по соблюдению  моральных норм во всем диапазоне  заявленных функций производства  и управления компании. Временной  интервал может быть бессрочным  и на заданный срок, например, на период выполнения определенного  задания.

 Придаваемое значение - это важность социальной ответственности  перед технологическими целями  компании. Для этого в приоритетном  порядке выделяются ресурсы для  реализации важнейших социальных  целей компании. Например, для уменьшения  профессиональных заболеваний руководство компании решило закупить технологию, в которой не используется асбест в качестве наполнителей для строительных блоков, при этом строительство нового технологического корпуса решили "заморозить". Вовлеченность персонала - уровень участия персонала компании в реализации социальных целей. Существуют два основных варианта организации выполнения социальных целей:

 • путем формирования  отдельных коллективов в составе  компании;

 • путем участия  всего коллектива компании на  общественных началах во внеурочное  время.

 Взаимодействие социальной  и юридической ответственности.

 Процесс гармонизации  общества и компании идет через  реализацию социальных инициатив  и юридических требований. Обычно  часть социальных инициатив является  предвестником юридических требований, другие социальные инициативы  признаются морально необходимыми, но не оформляются директивными  актами государственного или  муниципального управления. Иногда  закон опережает появление социальных  инициатив и тогда он предусматривает  юридическую и социальную (моральную)  ответственность руководителя или  компании. Например, законодательные  акты о предельных концентрациях  вредных выбросов в атмосферу  или в водную среду регулируют  технологию производства и возлагают  социальную ответственность руководителей  перед населением. Обычно социальная  ответственность предусматривает  более жесткие требования на  параметры концентраций вредных  выбросов.

 Вопросы юридической  ответственности руководителей  решает суд или арбитраж, а  социальная ответственность оценивается  общественным мнением, результаты  которого могут быть более  действенными, чем юридическая ответственность.

2.2 Концепция социальной ответственности

Противоположные по своему характеру выводы о том, что следует понимать под концепцией социальной ответственности, порождаются спорами о целях организаций. С одной стороны, есть люди, рассматривающие организацию как экономическую целостность, обязанную заботиться только об эффективности использования своих ресурсов. Поступая таким образом, организация выполняет экономическую функцию производства продукции и услуг, необходимых для общества со свободной рыночной экономикой, обеспечивая одновременно работу для граждан и максимальные прибыли и вознаграждения для акционеров.

Согласно этой точке зрения, истинная роль бизнеса состоит в использовании энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибили при условии, что он придерживается правил игры и участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману.

С другой стороны, есть мнение, согласно которому организация - это  нечто большее, чем экономическая  целостность. Согласно этой точке зрения современная организация является сложной частью окружения, включающем множество составляющих, от которых зависит само существование организации. К таким составляющим, иногда называемыми посредниками (между организацией и обществом в целом), относятся местные общины, потребители, поставщики, средства информации, группы общественного давления, союзы или объединения, а также работники и держатели акций. Эта многослойная общественная сила может сильно влиять на достижении организацией ее целей, поэтому организации приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих середин.

Согласно этой точки зрения, организации несут ответственность  перед обществом, в котором функционируют, помимо и сверх обеспечения эффективности, занятости, прибыли и не нарушения закона. Организации должны поэтому направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам.

Организации обязаны жертвовать на благо и совершенствование  общества. Более того, в обществе сложились определенные преставления и стереотипов о том, как должна вести себя организация, чтобы считаться добропорядочным корпоративным членом обслуживаемых сообществ.

Формирующаяся на этой основе точка зрения, в значительной мере определяемая общественными ожиданиями, сводится к тому, что организации  должны ответственно действовать в таких многочисленных сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и т.п. Кит Дэвис указывает, что бизнес обязан быть активно-социально ответственным по причине "железного закона ответственности" и утверждает, что "в долговременной перспективе те, кто не пользуется властью в таком направлении, каковое общество считает ответственным, эту власть потеряет".

Информация о работе Управленческая этика и социальная ответственность