Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 05:12, курсовая работа
Целью данной работы является изучение этических и социальных норм в сфере управления и социальной ответственности для повышения эффективности трудовых навыков руководителя, культуры управления, осознания социальной ответственности.
Задачи курсовой работы следующие:
- Изучение понятий, принципов и значений управленческой этики;
- Рассмотреть сущность социальной ответственности;
- Проанализировать аргументы «за» и «против» социальной ответственности.
Введение…………………………………………………………..………3
1. Управленческая этика…………………………………………………4
1.1 Управленческая этика: понятие, принципы и значение……………4
1.2 Этика и управленческие решения……………………………………6
1.3 Этика и современное управление………………………………..…12
2. Социальная ответственность………………………………………..15
2.1Определение и сущность социальной ответственности………….15
2.2 Социальная концепция…………………………………………..…18
2.3 Система социального управления………………………………….20
2.4 Аргументы в пользу социальной ответственности………………22
2.5 Аргументы против социальной ответственности…………….….23
Список использованной литературы……….……………………….….24
Заключение……………………………………………………….……..25
Обычно решения принимаются тогда, когда их эффективность выше минимально приемлемого уровня, и отвергаются в противном случае.
Для эффективного использования этики при принятии решений необходимы, по меньшей мере, два условия:
1) внимание менеджеров к этим вопросам (личный аспект)
2) высокая организационная культура (аспект культуры).
1) Менеджеры (личный аспект)
При принятии этически верных
решений менеджер
На стадии предшествующего
развития людей интересуют, прежде
всего, внешние выгоды (и наказания).
Подчинение власти
2) Высокая организационная культура (аспект культуры).
Корпоративная культура
самым серьезным образом
Первое характерно
для тех компаний, руководители
которых являются подлинными
лидерами, весь персонал стоит
на позициях, что “этичный бизнес
– это хороший бизнес”,
1.3 Этика и современное управление
За свою историю человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления - то есть воздействия на людей.
1. Иерархия, организация,
где основное средство
воздействия -отношения власти-подчинения,
2. Культура, этика, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
3. Рынок, то есть сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
Эти явления сложные, это не просто "инструменты управления". В живых, реальных хозяйственных и социальных системах они все почти всегда сосуществуют. Речь идет лишь о том, чему отдается приоритет, на что делается главная ставка. Это и определяет сущность, облик экономической организации общества.
В нашей стране долгое время существовала административно-командная система. Ее корнем была иерархия, самый мощный инструмент управления. Но одновременно с этим была и "жесткая" этика советского общества, когда большое влияние на людей в процессе управления оказывали традиции, социальные нормы общества. Идеология, членство в партии удачно помогали управлять. Сегодня, когда ушла административно-командная система, вместе с ней уходит и этика отношений, в том числе и деловых отношений. Этика в сфере предпринимательства – это отражение этических норм в обществе. Закончилась советская идеология, а что же осталось? Как вести себя российскому предпринимателю? Как управлять делами в новой системе экономических отношений? Скорее всего со временем нынешняя ситуация изменится и наряду с "рыночным" инструментом управления больший вес будет приобретать и "этический", их соотношение сбалансируется, как во всех цивилизованных странах.
Люди, полагающие, что организации должны максимизировать прибыль, подчиняясь закону, скорее всего, придадут высокую ценность максимизации прибыли, эффективности и жесткому следованию закону и низкую ценность - альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно и является социально ответственной, пока ее действия отвечают данной системе ценностей. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и не правильное поведение.
Однако этика бизнеса затрагивает не только проблему социально ответственного поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых. Более того, в фокусе ее внимания - и цели, и средства, используемые для их достижения теми и другими.
Действия руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, также следует расценивать как неэтичные. Однако действия, не нарушающие закона, могут рассматриваться, а могут и не рассматриваться неэтичными в зависимости от личной системы ценностей.
2. Социальная ответственность
2.1 Определение и сущность социальной ответственности
Принятие на себя
ответственности и привлечение
к ответственности являются
Ответственность - это необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках. Ответственность может быть официальная и личная (чувство ответственности как черта характера).
Социальная ответственность является свойством (чертой) характера личности наряду с чуткостью, скромностью, смелостью, щедростью, настойчивостью, гордостью и т.д. Ответственность личности - это черта характера, приобретаемая в результате воспитания и учета моральных норм общества.
Социальная ответственность менеджера отражается в его решениях, поставленных целях и их приоритетах, средствах и методах реализации решений.
Она реализуется в
конкретных делах компании и
менеджера (руководителя), направленных
в первую очередь на помощь
в создании приемлемого уровня
жизнеобеспечения своих
Эта помощь может
реализоваться в прямом или
косвенном виде. В прямом виде
помощь может оказываться в
форме бесплатных обедов; продажи
товаров по пониженным ценам;
производства экологически
Социальная ответственность
компании явно или неявно
Важными параметрами
социальной ответственности
Широта определяет
диапазон функций производства
и управления, по которым компания
берет на себя социальную
Временной интервал -
это период устойчивого
Придаваемое значение
- это важность социальной
• путем формирования
отдельных коллективов в
• путем участия
всего коллектива компании на
общественных началах во
Взаимодействие социальной и юридической ответственности.
Процесс гармонизации
общества и компании идет
Вопросы юридической
ответственности руководителей
решает суд или арбитраж, а
социальная ответственность
2.2 Концепция социальной ответственности
Противоположные по своему характеру выводы о том, что следует понимать под концепцией социальной ответственности, порождаются спорами о целях организаций. С одной стороны, есть люди, рассматривающие организацию как экономическую целостность, обязанную заботиться только об эффективности использования своих ресурсов. Поступая таким образом, организация выполняет экономическую функцию производства продукции и услуг, необходимых для общества со свободной рыночной экономикой, обеспечивая одновременно работу для граждан и максимальные прибыли и вознаграждения для акционеров.
Согласно этой точке зрения, истинная роль бизнеса состоит в использовании энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибили при условии, что он придерживается правил игры и участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману.
С другой стороны, есть мнение,
согласно которому организация - это
нечто большее, чем экономическая
целостность. Согласно этой точке зрения
современная организация
Согласно этой точки зрения,
организации несут
Организации обязаны жертвовать на благо и совершенствование общества. Более того, в обществе сложились определенные преставления и стереотипов о том, как должна вести себя организация, чтобы считаться добропорядочным корпоративным членом обслуживаемых сообществ.
Формирующаяся на этой основе точка зрения, в значительной мере определяемая общественными ожиданиями, сводится к тому, что организации должны ответственно действовать в таких многочисленных сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и т.п. Кит Дэвис указывает, что бизнес обязан быть активно-социально ответственным по причине "железного закона ответственности" и утверждает, что "в долговременной перспективе те, кто не пользуется властью в таком направлении, каковое общество считает ответственным, эту власть потеряет".
Информация о работе Управленческая этика и социальная ответственность