Управленческая этика и социальная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 05:12, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение этических и социальных норм в сфере управления и социальной ответственности для повышения эффективности трудовых навыков руководителя, культуры управления, осознания социальной ответственности.
Задачи курсовой работы следующие:
- Изучение понятий, принципов и значений управленческой этики;
- Рассмотреть сущность социальной ответственности;
- Проанализировать аргументы «за» и «против» социальной ответственности.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………3
1. Управленческая этика…………………………………………………4
1.1 Управленческая этика: понятие, принципы и значение……………4
1.2 Этика и управленческие решения……………………………………6
1.3 Этика и современное управление………………………………..…12
2. Социальная ответственность………………………………………..15
2.1Определение и сущность социальной ответственности………….15
2.2 Социальная концепция…………………………………………..…18
2.3 Система социального управления………………………………….20
2.4 Аргументы в пользу социальной ответственности………………22
2.5 Аргументы против социальной ответственности…………….….23
Список использованной литературы……….……………………….….24
Заключение……………………………………………………….……..25

Работа состоит из  1 файл

Сделанная Курсовая.docx

— 45.95 Кб (Скачать документ)

Всем известно, что социальные ожидания в отношении бизнеса с годами менялись, а эти изменения, в свою очередь, внесли вклад в представление общества о роли бизнеса. Здесь важно сделать различие между юридической и социальной ответственностью. Под юридической ответственностью понимается следование конкретным законам и нормам госрегулирования, определяющим, что может, а чего не должна делать организация. По каждому вопросу существуют сотни и тысячи законов и норматив, - к примеру, сколько токсичных веществ может содержаться в промышленных стоках; как исключить дискриминацию при найме на работу; каковы минимальные требования по безопасности продукции; какого типа товары можно продавать другим странам.

Организация, подчиняющаяся  всем этим законам и нормативам, ведет себя юридически ответственным образом, однако, она не обязательно будет также считаться и социально ответственной.

Социальная ответственность, в отличие от юридической, подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований или же сверх этих требований. Например, организации которая, согласно регулированию, должна иметь в штате 15 представителей национальных меньшинств, но фактически не обеспечивает достижения этого уровня, по закону отвечает за данное нарушение. Ее вовсе не обязательно рассматривать как социально ответственную за положение дел в данном регионе с практикой найма национальных меньшинств. С другой стороны, следование закону не означает, что организация больше не несет никакой социальной ответственности. Другую организацию, которая держит в штате более 151 представителей национальных меньшинств, следовало бы считать социально ответственной с точки зрения решения данной проблемы. Однако та же самая организация может нарушать закон, занимаясь лживой рекламой, и в этой сфере деятельности поведение организации нельзя считать даже юридически ответственным.

2.3 Система социального управления

Сущность социального  управления определяет формирование и  функционирование этого класса управления как системы.

Система социального управления включает следующие компоненты: механизм управления, структуру управления, объекты управления, функции управления, кадры управления, процесс управления. Система управления - это форма  реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных прежде всего в законах и принципах управления, а также в целях, функциях, структуре, методах, процессе и механизме управления.

Механизм управления создается  и целенаправленно изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию  всей совокупности функций, форм, методов, рычагов и стимулов социального  управления, чтобы достичь наибольшей его эффективности в данных конкретно-исторических условиях. Общество как сложная, многоцелевая социальная система требует, чтобы  механизм управления обеспечивал четкое взаимодействие всех его подсистем  и решение стоящих перед ним  задач. С эти позиций в общем  механизме управления выделяют экономический, организационный и социально-культурный механизмы, основу взаимосвязанного функционирования которых составляют требования системы  объективных законов социального развития и управления.

Функции управления - это  особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления  целенаправленного воздействия  на связи и отношения людей  в процессе жизнедеятельности общества и управления им. К основным функциям социального управления относятся  планирование и прогнозирование, организация, координация и регулирование, стимулирование и обучение, анализ и контроль.

Структура отражает состав и соподчиненность различных  элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели. Функции и структура  управления являются двумя сторонами  единого целого - организации системы  социального управления и выступают  соответственно как содержание и  форма процесса управления.

Структура управления может  быть малоступенчатой (плоской) и многоступенчатой (высокой), а также относиться к  одному из трех основных типов организационных  структур - линейной, функциональной или  линейно-функциональной (штабной). При  этом особенности объекта управления во многом определяют создание соответствующих систем управления. Если, например, какая-либо система имеет выраженное “женское” начало, то стиль управления в ней должен в большей мере носить демократический и коллегиальный характер, а наиболее приемлемыми типами организационной структуры будут функциональный, матричный, штабной. В условиях же социальной системы с преобладанием “мужского” начала стиль управления должен тяготеть к авторитарности и единоначалию, что отражается и на организационной структуре, которая должна быть линейной, линейно-функциональной и т.п.

2.4 Аргументы в пользу социальной ответственности

Благоприятные для бизнеса  долгосрочные перспективы. Социальные действия предприятий, улучшающие жизнь  местного общества или устраняющие  необходимость государственного регулирования, могут быть в собственных интересах  предприятий в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества. В обществе более благополучном с социальной точки зрения благоприятны условия и для деятельности бизнеса. Кроме того, даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный образ предприятия.

 Изменение потребностей  и ожиданий широкой публики.  Связанные с бизнесом социальные  ожидания радикально изменились  с 60-х годов. Чтобы сузить  разрыв между новыми ожиданиями  и реальным откликом предприятий,  их вовлеченность в решение  социальных проблем становиться  и ожидаемой и необходимой.

 Наличие ресурсов для  оказания помощи в решении  социальных проблем. Поскольку  бизнес располагает значительными  людскими и финансовыми ресурсами,  ему следовало бы передавать  их часть на социальные нужды.

 Моральное обязательство  вести себя социально ответственно. Предприятие является членом  общества, поэтому нормы морали  также должны управлять его  поведением. Предприятие, подобно  индивидуальным членам общества, должно действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества. Более того, поскольку законы не могут охватить все случаи жизни, предприятия должны исходить из ответственного поведения, чтобы поддерживать общество, основанное на упорядоченности и законности.

2.5 Аргументы против социальной ответственности

 Нарушение принципа  максимизации прибыли. Направление  части ресурсов на социальные  нужды снижает влияние принципа  максимизации прибыли. Предприятие  ведет себя в наибольшей мере  социально ответственно, сосредоточиваясь  только на экономических интересах  и оставляя социальные проблемы  государственным учреждениям и  службам, благотворительным институтам  и просветительским организациям.

 Расходы на социальную  вовлеченность. Средства, направляемые  на социальные нужды, являются  для предприятия издержками. В  конечном счете, эти издержки  переносятся на потребителей  в виде повышения цен. Кроме  того, фирмы, участвующие в конкурентной  борьбе на международных рынках  с фирмами других стран, которые  не несут затрат на социальные  нужды, оказываются в неблагоприятном  положении в конкуренции. В  результате снижается их сбыт  на международных рынках, что  ведет к ухудшению платежного  баланса США во внешней торговле.

 Недостаточный уровень  отчетности широкой публике. Поскольку  управляющих не выбирают, они  не являются подотчетными широкой  публике. Рыночная система хорошо  контролирует экономические показатели  предприятий и плохо – их  социальную вовлеченность. До  тех пор, пока общество не  разработает порядок прямой отчетности  ему предприятий, последние не  будут участвовать в социальных  действиях, за которые они не  считают себя ответственными.

 Недостаток умения  разрешать социальные проблемы. Персонал любого предприятия  лучше всего подготовлен к  деятельности в сферах экономики,  рынка и техники. Он лишен  опыта, позволяющего делать значимые  вклады в решение проблем социального  характера. Совершенствованию общества  должны способствовать специалисты,  работающие в соответствующих  государственных учреждениях и  благотворительных организациях.

Заключение

 

Подводя итог необходимо сказать  следующее. Этика становится неотъемлемым элементом практики ведения бизнеса, в виду чего корпорации должны периодически устраивать "ревизии воздействия этики на бизнес". Этические моменты должны обязательно стать важнейшим элементом процесса планирования. Проблемы, создаваемые поведением многонациональных корпораций в отсутствии такого анализа, становится объектом регулирования со стороны правительства страны-хозяина. Поэтому в интересах каждой организации установить единые этические принципы по операциям во всех регионах, причем на возможно более высоком уровне, и неукоснительно и сознательно следовать им. При этом единый "шаблон" морального стандарта отсутствует: у каждого человека есть свое понимание этических норм, а компании "конструируют" концепции собственной этичности, которые необходимо согласовывать как с внешними, так и с внутренними заинтересованными группами.

С целью развития и совершенствования  в сфере управления, необходимо делать упор на моральное обязательство вести себя социально ответственно.

 

 

 

Список использованной литературы

1.  Веснин  Р.В.  Основы  менеджмента:  Учебник.   –   М.:   Институт

         международного права и экономики.  Изд. «Триада ЛТД», 1997.

2. Вудок М., Френсис Д.  Раскрепощенный менеджмент. М.:  Изд.  «Дело». 1991.

3. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: Изд. «Банки и биржи», 1995.

4.  Зигерт  В.,  Ланг  Л.  Руководитель  без  конфликтов.  М.:   Изд.

 «Экономика», 1990.

5. Кабушкин Н.И. Основы  менеджмента.  М.:  «Финансы  и   статистика», 1998.

6. Карнеги Д. Избранное.  М.: Изд. «Дело», 1991.

7. Кричевский Р.Л. Если  Вы руководитель… М.: Изд. «Дело», 1993.

8. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф.  Основы  менеджмента.  М.:  Изд. «Дело», 1993.

9. Румянцева З.П., Соломатина  Н.А.  Менеджмент  организаций.  Учебное пособие. М.: Изд. «Инфра-М», 1995.

10. Уткин Э.А. Профессия  менеджера. М.: Изд. «Экономика, 1992.

11. Фаткин Л.Ф., Петросян  Д.С. Этика и психология управления. М.: Изд. «Российская экономическая  академия», 1991.

12. Гражданский  кодекс  РФ.  Части  первая  и  вторая  (с  алфавитно-

предметным указателем). – М.: Изд. группа ИНФРА-М – НОРМА, 1996.

 

 


Информация о работе Управленческая этика и социальная ответственность