Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 07:33, реферат
Рынок труда - это один из важнейших рынков, которые формируются в экономической системе (наряду с рынком капитала, рынком продуктов, работ, услуг и т.д.). Большинство экономических, социальных, демографических явлений, протекающих в рыночной экономике, прямо или косвенно, полностью или частично, отражают процессы, происходящие на рынке труда. Являясь неотъемлемым звеном современной экономики, рынок труда играет важную роль в системе воспроизводства. Именно на рынке труда происходит купля-продажа рабочей силы, оценивается ее полезность и общественная значимость. Основными понятиями рынка труда является понятие «занятость» и «безработица».
В ВЕДЕНИЕ
1. ЗАНЯТОСТЬ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ НА
РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1. Современное понимание занятости населения
1.2. Правовые и организационные основы управления сферой занятости
в России
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ДЕПАРТАМЕНТ А
ГСЗН СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Организация деятельности и функции Департамента ГСЗН Свердловской области в сфере управления занятостью населения в
регионе
2.2. Мониторинг рынка труда и оценка социальной эффективности
деятельности Департамента ГСЗН Свердловской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
вквалификации незанятого и работающего населения с учетом потребностей
рынка;
- повышение эффективности активных мер на рынке труда; организация работы по обеспечению государственных гарантий безработным гражданам.
Основная
цель функционирования Департамента государственной
службы занятости населения
Департамент государственной службы занятости населения
Свердловской
области имеет развернутую
В
подчинении Департамента ГСЗН Свердловской
области находится 56 государственных
управлений занятости населения
в муниципальных образованиях области,
а также районных отделений ГУ
«Екатеринбургский центр
В настоящее время Департамент ГСЗН Свердловской области на региональном уровне является центральным звеном в цепочке взаимодействия Центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости населения России, объединений работодателей, профсоюзов, НКО и других организаций, осуществляющих мероприятия по развитию рынка труда и содействию занятости населения в России.
Характер этого взаимодействия и центральная роль Департамента ГСЗН Свердловской области в нем наглядно представлены на рис.1.
Играя роль интегратора усилий по регулированию рынка труда в регионе, Департамент государственной службы занятости населения Свердловской области осуществляет аналитическую, прогностическую, плановую и проектировочную функции. Он анализирует состояние рынка труда в регионе на основании сводных данных, поступающих от управлений занятости населения на местах (в муниципальных образованиях и районах г.Екатеринбурга), разрабатывает научно-обоснованные прогнозы развития рынка труда Свердловской области в целом и его отдельных сегментов, принимает активное участие в разработке про грамм и планов развития сферы труда, улучшения структуры занятости населения, решения вопросов трудовой миграции и т.д.
Рис. 1. Место Департамента ГСЗН Свердловской области в схеме взаимодействия различных субъектов в сфере труда и занятости населения
2.2. Мониторинг рынка труда и оценка социальной
эффективности деятельности Департамента ГСЗН Свердловской области
Основная цель функционирования
Департамента государственной службы
занятости населения Свердловской области
- развитие на территории региона эффективного
и цивилизованного рынка труда, гармонично
сочетающего интересы работодателей и
граждан, ищущих работу, и обеспечивающего
наиболее полную и продуктивную занятость
и поддержание высокого уровня доходов
населения; снижение уровня молодежной
безработицы;
адаптация несовершеннолетних граждан к трудовой
деятельности.
Оценить,
насколько эффективно решаются эти
задачи, каковая социальная эффективность
работы Департамента ГСЗН по Свердловской
области позволяют данные о динамике
рынка труда и занятости
критерии:
1) Первый критерий - результат, достигнутый относительно поставленной цели, актуальной для ситуации на рынке труда региона (качественный критерий).
2) Второй критерий - сопоставление полученных результатов с затратами на их достижение (количественный критерий).
В соответствии с Территориальной программой содействия занятости населения Свердловской области на 2006-2008 годы6, основными направлениями развития рынка труда в регионе на сегодняшний день являются:
- развитие эффективного и цивилизованного рынка труда,
обеспечивающего наиболее полную и продуктивную занятость и поддержание высокого уровня доходов населения,
-
предупреждение и смягчение
6Постановление Правительства Свердловской области от 7 февраля 2006 г. N 110-ПП «О территориальной про грамме содействия занятости населения Свердловской области на 2006-2008 годы» // СПС «Гарант».
Насколько социально эффективной осуществлялась реализация этих направлений в деятельности Департамента ГСЗН по Свердловской области в 2007-2008 годах можно судить по данным мониторинга рынка труда. При этом следует учитывать, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом условия работы Департамента существенно ухудшились вследствие экономического кризиса, который повлиял на общую динамику развития рынка труда и усугубил проблемы, существовавшие в нем.
Прежде
всего, следует рассмотреть
На
фоне позитивного воздействия ряда
экономических и социальных факторов
Департамент государственной
Так, согласно официальной статистике Департамента ГСЗН по Свердловской области, за период с января по декабрь 2007 года в государственные учреждения занятости населения Свердловской области обратилось за содействием в поиске подходящей работы 239,8 тыс. человек, что на 2,5% меньше, чем в аналогичном периоде 2006 года (245,9 тыс. чел.) (рис.1).
Рис.1. Динамика числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, 2006-2007 гг.
Таким образом,
в 2007 г. обозначилась четкая тенденция
сокращения числа лиц, обращающихся
за содействием в поиске работы в
органы занятости населения региона.
Это было связано с тем, что
меры, предпринимавшиеся
Данные
внутреннего учета центров
- граждане, работающие по профессии рабочего (l 07,4 тыс. чел., 44,8% от числа обратившихся);
-
граждане, работающие на должности
специалиста или служащего (40,
- граждане, ранее не работавшие, ищущие работу впервые (91,6 тыс. чел., 38,2%) (рис.2).
Рис.2. Структура
лиц, обратившихся за помощью в службы
занятости
При этом,
как свидетельствует
Эти данные свидетельствует о том, что в 2007 году в Свердловской области в целом была сформирована ситуация эффективной занятости высокообразованной части населения.
Несколько по-иному видится ситуация с точки зрения гендерной структуры занятости. Как показывают данные за 2007 году, в числе граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы 54,1% составили женщины. Таким образом, безработица в регионе в 2007 году имела более «женское» лицо, т.к. доля мужчин среди безработных была почти на 10% меньше, чем доля женщин.
При этом по сравнению с 2006 г. ситуация в сфере занятости женщин
немного, но незначительно ухудшил ась (удельная доля женщин среди безработных выросла в 2007 году на 0,2%).
Высокий процент обращений женщин в связи с проблемой трудоустройства объясняется не столько неэффективностью работы Департамента ГСЗН, сколько общим положением в сфере труда в России и стойким предубеждением работодателей против принятия на работу женщин (считается, что женщины менее эффективны в работе, т.к. обременены заботами о семье, детя~, у них более высок про цент пребывания на больничных, в отпусках по уходу за детьми и др.).
Среди всех граждан, вставших на учет в органы службы занятости Свердловской области в 2007 году почти треть, как и в 2006 году, составили лица, которые уволились с прежнего места работы по причине текучести кадров (30,6%). Доля лиц, уволенных из организации в связи с ее ликвидацией либо сокращением численности или штата, в 2006-2007 году в Свердловской области была относительно невелика и составляла:
- в 2006 году 6,3%;
- в 2007 году 4,7% (рис 3).
При этом в 2006-2007 году на рынке труда в структуре увольнений работников обозначились позитивные процессы, в частности, доля лиц, увольняемых в связи с ликвидацией организации или сокращением численности персонала, начала ощутимо снижаться. Годовая динамика снижения показателя в 2007 году составила -1,6%, что можно было считать очень позитивным явлением.
Рис.3. Динамика
ситуации в сфере занятости отдельных
категорий граждан в
Однако на фоне в целом стабильного развития рынка труда региона уже в 2007 году обозначился ряд негативных явлений, которые в условиях кризиса 2008 года получили в дельнейшем свое развитие.
Развитие рынка труда региона вплоть до начала 2008 года давало надежды на успешную реализацию этих оптимистичных показателей. В целом уровень безработицы по Свердловской области на 1 января 2008 года
составил 6,0%, что на 0,7% ниже, чем на 1 января 2007 года (6,7%). В начале 2008 года рынок труда России жил ожиданиями дальнейшего роста. Однако разразившийся в середине года мировой финансовый и экономический кризис нарушил сложившиеся позитивные тенденции в сфере занятости.
Сейчас
аналитики говорят о том, что
финансовый кризис больно ударил по рынку
труда нашей страны. В России впервые
за несколько последних лет
По
данным Департамента государственной
службы занятости населения
Информация о работе Управление занятостью населения в регионе