Управление занятостью населения в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 07:33, реферат

Описание

Рынок труда - это один из важнейших рынков, которые формируются в экономической системе (наряду с рынком капитала, рынком продуктов, работ, услуг и т.д.). Большинство экономических, социальных, демографических явлений, протекающих в рыночной экономике, прямо или косвенно, полностью или частично, отражают процессы, происходящие на рынке труда. Являясь неотъемлемым звеном современной экономики, рынок труда играет важную роль в системе воспроизводства. Именно на рынке труда происходит купля-продажа рабочей силы, оценивается ее полезность и общественная значимость. Основными понятиями рынка труда является понятие «занятость» и «безработица».

Содержание

В ВЕДЕНИЕ
1. ЗАНЯТОСТЬ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ НА
РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1. Современное понимание занятости населения
1.2. Правовые и организационные основы управления сферой занятости
в России
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ДЕПАРТАМЕНТ А
ГСЗН СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Организация деятельности и функции Департамента ГСЗН Свердловской области в сфере управления занятостью населения в
регионе
2.2. Мониторинг рынка труда и оценка социальной эффективности
деятельности Департамента ГСЗН Свердловской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

1реф.docx

— 132.09 Кб (Скачать документ)

     Активное  увольнение сотрудников проводили  такие предприятия области, как  ООО «Железобетон» (Нижний Тагил, только в январе 2008 г. было уволено 496 чел.); ОАО «Екатеринбургская электросетевая компания» (165 чел.); ООО «Ирбитский стекольный завод» (656 чел.) и др.

     Из  общей численности уволенных  работников основная часть (52,7%) были высвобождены по сокращению штата, 19,7% в - результате ликвидации предприятия, 14,4% - по причине  банкротства, 8,4% - при проведении реорганизации  производства и 4,8% - по другим причинам.

      Рис.3. наглядно демонстрирует, что рост массовых увольнений работников в нашем регионе пришелся на март, июнь-июль 2008 года.

 

     

Рис.3 Динамика изменения  числа массовых увольнений работников по причине ликвидации, банкротства  и реорганизации предприятий  и организаций в Свердловской области в 2007-2008 годах, чел.

 

  1.  1500fhjjq83 .528  7ОО 107_0

     Характерной тенденцией 2008 года стало усилений качественных диспропорций между спросом  и предложением рабочей силы на рынке  труда Свердловской области и  России в целом вследствие профессиональной невостребованности или социального статуса состоящих на учёте в службе занятости граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы. Дополнительно повысилась потребность по рабочим профессиям до 74,0%.

     Коэффициент напряженности ситуации на рынке  труда на 1 октября 2008 года составил 0,75 незанятых граждан на одну вакансию (в том числе 0,56 безработных).

           Службы занятости отчасти стремятся смягчить негативную ситуацию на рынке труда путем оказания материальной поддержки гражданам (в первую очередь безработным), сохранения мотивации к труду у длительно безработных граждан, приобретения трудовых навыков у молодежи,

начинающей трудовую деятельность. Большое значение при  этом уделяется организации общественных работ.

          Однако за прошедший период 2008 года в общественных работах в целом приняло участие 15372 чел., что на 25,00/0 меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Средний период участия в общественных работах составил в 2008 г. 0,8 мес., что на 0,1 мес. Больше, чем в аналогичном периоде 2007 года.

          Также  службы  занятости  уделяют  внимание  временному

трудоустройству граждан. Однако и по этому направлению  эффективность работы служб занятости  в 2008 году ниже, чем в 2007 году. В 2008 году за прошедший период временное трудоустройство  было организовано для 39123 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 лет до 18 лет - это на 20,7% меньше, чем в 2007 году (49321 чел.).

     Ведется также работа по обучению безработных  созданию собственного бизнеса. К сожалению, и по данному направлению в 2008 году показатели снизились. По результатам  обучения собственное дело 138 безработных  граждан, что на 9,2%. меньше, чем в  аналогичном периоде прошлого года.

 

     Ведется также работа по обучению безработных  созданию собственного бизнеса. К сожалению, и по данному направлению в 2008 году показатели снизились. По результатам  обучения собственное дело 138 безработных  граждан, что на 9,2%. меньше, чем в  аналогичном периоде прошлого года.

     За  период с января по сентябрь 2008 года государственные услуги по организации  профессиональной ориентации и психологической  поддержке были оказаны 107994 чел., что  на 12,3% меньше, чем в 2007 году (123072 чел.).

     В целях увеличения конкурентоспособности  ищущих работу граждан за 9 месяцев 2008 года приступили к профессиональному  обучению 8201 безработных граждан, однако это на 7,8% меньше, чем в аналогичном  периоде 2007 года (8890 чел.).

     Сложная ситуация на рынке труда в 2008 году привела к увеличению числа официально зарегистрированных безработных - за прошедший период их доля в Свердловской области в общей численности безработных составила на 1 октября 008 г. - 22,7%. Это на 3,3% выше, чем на 1 октября 2007 г. 19,4% (рис.4).

 

Рис.4. Доля безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости Свердловской области, в общей численности безработных граждан в 2007-2008 гг., %17

                                                                                                                                     

 17 Занятость и безработица в Свердловской области. Экспресс-информация. Екатеринбург, 2008. С.16.

                         

Управленческие  усилия специалистов Департамента государственной службы занятости населения Свердловской области пока не приносят ощутимых результатов: на 2009 год прогноз развития рынка труда в целом является неблагоприятным. Ожидается, что рост увольнений, в том числе массовых, усилится. На сегодняшний день всего по России о планах по сокращению объявили 1070 компаний. По подсчетам аналитиков, за первые два месяца 2009 года работы лишится 46 тысяч человек. Один только завод «КАМАЗ» планирует сократить порядка 10% персонала. Согласно опросу, проведенному одной авторитетной кадровой компанией, 23% фирм будут сокращать персонал, еще 24% этого не исключают. В этой связи возрастает потребность в более эффективном планировании и регулировании рынка труда в Российской Федерации.

 
 
 
 

 

            ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 
     Итак, в дипломной работе был проведен анализ опыта управления сферой занятости  населения в России.

     Теоретическое исследование проблемы занятости показало, что на сегодняшний день занятость  населения является одним из наиболее значимых макроэкономических показателей, характеризующих характер развития социально-экономических отношений  в обществе, стабильность ситуации на рынке труда, уровень социальной защиты населения в сфере труда. Знакомство с темой показало, что  сегодня нет единого подхода  к вопросам регулирования занятости  населения на государственном уровне. В работе представлены и проанализированы плюсы и минусы основных существующих подходов - неоклассического, кейнсианского, монетаристского, институционально-социологического, контрактного, а также концепции гибкого рынка труда, сделан вывод о том, что каждое государство при формировании государственной политики занятости выбирает для себя в качестве приоритетной ту модель, которая ему ближе и органичнее. При этом, как правило, инкорпорируются и отдельные черты других подходов.

     Анализ  российской практики показал, что сегодня  государственная политика России регулирования  и управления рынком труда эволюционирует. В ней в зависимости от ситуации в стране доминирует то один, то другой подход.

     В целом в России созданы развитые право вые и организационные  условия для эффективного управления сферой занятостью населения: нормы  о государственном участии в  регулировании рынка труда закреплены в Конституции РФ, законе РФ «О занятости  населения». Они поддерживаются значительным числом подзаконных нормативных  актов, реализуются на уровне государственных  программ развития трудового потенциала общества и регулирования рынка  труда.

 

    В стране создана и довольно успешно функционирует единая

структура государственных органов Федеральной  службы по труду и занятости населения, в рамках которой осуществляется анализ динамики рынка труда, изучаются  основные проблемы и даются прогнозы развития сферы занятости населения, разрабатываются про граммы содействия трудоустройству различных категорий  населения и Т.д. Все органы в  совокупности обеспечивают реализацию государственной политики в сфере  занятости населения РФ. Основную роль в этом процессе играют органы специальной компетенции в регионах.

     Во  второй главе дипломной работы исследован опыт управления занятостью населения  в регионах России на примере работы Департамента государственной службы занятости населения Свердловской области.

     Изучение  данных статистики рынка труда региона, а также функций Департамента ГСЗН Свердловской области показало, что сегодня можно говорить о  переменных успехах в работе Департамента ГСЗН в нашей области.

     С одной стороны, сравнительный анализ динамики рынка труда и занятости  населения за 2006-2007 гг. показал, что  подразделения Департамента достаточно эффективно справлялись с возложенными на них функциями. Состояние рынка  труда в Свердловской области  характеризовалось как стабильное, с выраженными тенденциями к  улучшению (в 2007 году по сравнению с 2006 годом снизился общий уровень  безработицы в регионе, сократилось  число лиц, состоящих на учете  в службах занятости населения, наблюдалось снижение уровня напряженности  на рынке труда).

     С другой стороны, экономический кризис 2008 года показал, что в работе Департамента ГСЗН Свердловской области не хватает  «запаса прочности», и рынок труда  региона под воздействием общих  неблагоприятных макроэкономических факторов в 2008 году начал ощутимо  терять в стабильности. В регионе  большую интенсивность приобрели  факты массовых увольнений сотрудников, особенно на крупных промышленных предприятиях. Увеличился поток безработных, в  том числе и официально регистрируемых.

 

     Конечно, ухудшение ситуации в сфере занятости  населения региона напрямую не связано  с определенными «провалами»  в работе Департамента ГСЗН Свердловской области. Скорее, оно было вызвано  некоторой растерянностью специалистов служб занятости, столкнувшихся  с довольно резким изменением динамики рынка труда региона со стабильно-позитивной на негативную в 2008 году. Следует отметить, что схожая ситуация отмечается и в других регионах России, т.к. осенний кризис 2008 года для очень многих оказался неожиданным.

     Однако  сегодня приходит время, когда специалистам, занятым в управлении процессами на рынке труда России, необходимо активизировать свою работу и направить  максимум управленческих усилий на то, чтобы предотвратить дальнейшее деструктивное влияние экономического кризиса на внутренний рынок труда  в стране.

 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
      1.  Конституция Российской Федерации. Принята всенародным

голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юрист, 2008.

      2.  Закон РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1«О занятости населения в

Российской Федерации» (в ред. №199-ФЗ от 31.12.2005 г.). М.: Юрист, 2006.

      3.  Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной

защите инвалидов  в Российской Федерации» 11 Справочно-правовая система «Гарант».

      4.  Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2008 года №842 «О

размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 г.» 11 СПС «Гарант».

      5.  Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня

2004 года №324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» 11 Справочно-правовая система «Гарант».

      6.  Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля

1997 г. №458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан» 11 Справочно-правовая система «Гарант».

      7.  Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля

1997 г. №875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ» 11 Справочно-правовая система «Гарант».

      8.  Постановление Правительства РФ от 15 июня 1994 г. №683 «О

Федеральной программе  содействия занятости населения  Российской Федерации на 1994 год» 11 Справочно-правовая система «Гарант».

      9.  Постановление Правительства Свердловской области от 7 февраля

2006 г. №II0-ПП «О территориальной программе содействия занятости населения Свердловской области на 2006-2008 годы» 11 СПС «Гарант».

      10. Постановление Правительства Свердловской  области от 29 декабря 2006 года №II12-ПП «О Департаменте государственной службы занятости населения Свердловской области» 11 СПС «Гарант».

 

    11. Постановление  Правительства Свердловской области  от 29

декабря 2006 года № 1134-ПП «О приеме в государственную собственность Свердловской области федеральных государственных учреждений службы занятости» // СПС «Гарант».

Информация о работе Управление занятостью населения в регионе