Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:40, реферат
Сегодня в теории государственного управления выделяются несколько исторически сложившихся школ и направлений. Ведущими среди них являются американская, английская, французская и немецкая.
Американская школа «public administration» имеет общую эмпирическую направленность своих исследований. Это неудивительно, поскольку политологическая традиция в этой стране с самого начала имела эмпирическую ориентацию.
ВЕДУЩИЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В
СТРАНАХ ЗАПАДА
Сегодня в теории государственного управления выделяются несколько исторически сложившихся школ и направлений. Ведущими среди них являются американская, английская, французская и немецкая.
Американская
школа «public administration» имеет общую эмпирическую
направленность своих исследований. Это
неудивительно, поскольку политологическая
традиция в этой стране с самого начала
имела эмпирическую ориентацию. О преимуществах
эмпиризма в политической теории говорили
и говорят многие ее представители. Профессор
Дж.Дрижек из Орегонского университета
подчеркивает, что любой прогресс в научных
исследованиях «может быть охарактеризован
как возрастающая способность науки справляться
со случайностью в эмпирических проблемах».
Еще более категоричен Дж.Ганнелл. «Наивно или претенциозно рассчитывать, - пишет он, - что перестройка политической жизни, государственного управления может произойти на основе проникновения в суть экзистенциализма, феноменологии, лингвистического анализа, герменевтики, критической теории и метаэтики». Дж.Ганнелл полагает, что только на основе обобщения практики политической жизни, политического и государственного управления может плодотворно развиваться теоретическая мысль.
Идеи Дж.Ганнелла полностью разделяет известный американский политолог Ю.Меен: «Наилучшая стратегия для политических наук, - подчеркивает он, - состоит в том, чтобы в максимальной степени быть строго эмпиричным».
Несколько
в другом аспекте рассматривает
проблему эмпиризма в политических
науках Р.Лейн. Он полагает, что в условиях
научно-технической революции происходит
широкое вторжение «научных критериев
и научного знания» в сферу практической
политики, государственного управления:
«Дебаты, еще остаются оценочными и партийными,
но сфера идеологии сокращается под влиянием
господства знания». Сама теория административно-
Уже на начальных этапах развития американской школы государственного администрирования многие ее выдающиеся представители были не только теоретиками, но и практиками. Профессор Л. Уайт, который по праву считается одним из основоположников классического направления в американской школе, вел большую практическую деятельность в качестве члена Комиссии по делам гражданской службы. Его фундаментальная теоретическая работа «Введение в науку государственного управления» (1926 г.) во многом является обобщением практики государственного администрирования в США.
В
теоретическом плане Л.Уайт во многом
опирался на работы Ф.Тейлора, Г.Гантта,
Ф. и Л. Гилбретов, занимавшихся организацией
управления в бизнесе. Вслед за Ф.Тейлором
Л.Уайт утверждал, что оптимизация использования
средств в административно-
Л.Уайт
полагал, что ученые должны ориентироваться
на изучение самих административно-
Однако
классическая школа в административно-
Исследования,
проведенные А.Маслоу, во многом позволили
понять причины этого явления. Он
разработал иерархию потребностей, которая
вошла во все учебники по научному управлению6.
В соответствии с его концепцией мотивами
поступков людей являются в основном потребности
не экономические (как полагали «классики»),
а социальные, эгоистические, позволяющие
реализовать творческие возможности,
и др., которые могут быть лишь частично
и косвенно удовлетворены с помощью денег.
Основываясь на этих выводах, А.Маслоу
рекомендовал использовать приемы управления
человеческими отношениями, включающие
создание благоприятного психологического
климата в коллективе, консультации со
служащими и предоставление им более широких
возможностей для реализации своего творческого
потенциала в работе. В 50-е годы в США возникает
новое направление в теории административно-
Дискуссии
вокруг поведенческого подхода продолжались
на протяжении всей истории «public administration»
в США. За это время очень изменился сам
подход и даже модифицировалось название:
из бихевиоризма оно превратилось в бихевиорализм.
Методологическое значение поведенческого
подхода состояло не в тех или иных конкретных
выводах или предложениях, а в общей ориентации
на превращение теории административно-
Известный американский политолог Д.Истон указывает в своей статье, посвященной эволюции бихевиоризма, что смысл психологического бихевиоризма состоит в стремлении исключить из научных исследований все субъективные факторы: цели, намерения, желания, идеи - и оставить лишь данные верифицируемых наблюдений. Но даже в психологии первоначальная парадигма «стимул - реакция» со временем уступила место другой - «стимул - организм - реакция», «что позволяет учесть в качестве потенциально полезных чувств, мотивизации и прочие аспекты субъективного восприятия данных и реакции организма»7.
Однако
в теории административно-
В
русле поведенческого подхода разработано
немало единиц анализа, которые успешно
применяются в государственном
администрировании. Г.Саймон ввел понятие
«решение» и разработал возможности его
использования как в чисто теоретическом,
так и в эмпирическом плане. В настоящее
время парадигма «принятия решений» признана
в качестве наиболее общей концепции при
исследовании управленческих процессов
в теории административно-
Д.Трумэн
предложил концепцию «группы
интересов», которая используется для
аналитических целей в
Д.Истон
систематизировал основные идеи бихевиорализма,
опираясь на работы Р.Даля, Ч.Хайнемана,
Д.Уолдо, Д.Трумэна. Он предложил восемь
основных принципов бихевиоральной методологии.
Применительно к теории административно-
1. Закономерности. Объектом исследования должны быть не столько сами институты и формальные моменты государственного управления, сколько действия людей, направленные на достижение оптимального управления. В поведении людей в управленческом процессе можно выявить элементы повторяемости, поддающиеся обобщению и систематизации в рамках теории поведения, что имеет объяснительную и прогностическую ценность.
2.Верификация.
Достоверность обобщений
3.Методика.
Способы получения и
4. Количественные методы. Использование количественных методов не должно быть самоцелью: их следует применять лишь там, где это может дать практический эффект.
5. Ценности. Моральная оценка и эмпирическое объяснение связаны с двумя различными типами суждений, которые в интересах науки должны аналитически разделяться. Однако исследователь поведения в управленческом процессе вправе высказывать суждения обоего рода вместе или порознь при условии, что он не принимает одно за другое.
6.
Систематичность. Исследования
7.
Чистая наука. Понимание и
8.
Интеграция. Поскольку государственное
администрирование связано с
различными сторонами
Наиболее интересными концепциями управления, разработанными в рамках поведенческого подхода, являются теории Х и У Д.Макгрегора и теория мотивационной гигиены Ф.Герцберга.
Д.Макгрегор полагал, что стратегия управления базируется на том, как управляющий представляет свою роль по отношению к рядовым служащим. Теория Х получила название статической стратегии управления. Ее основные постулаты сводятся к следующему:
• средний служащий в силу своей природы не любит работать и при возможности стремится избежать труда;
• вследствие прирожденной неприязни к труду большую часть служащих необходимо принуждать, контролировать, направлять или угрожать им наказанием, чтобы они работали напряженно для достижения целей организации;
• средний служащий предпочитает, чтобы им руководили, стремится избежать ответственности, сравнительно нечестолюбив и более всего предпочитает собственную безопасность.
Д.Макгрегор считал, что в этих положениях содержится большая доля истины, но их не стоит преувеличивать, и предлагал соглашаться с ними только при наличии надежных доказательств их справедливости в каждом отдельном случае. Однако более гибкой и эффективной концепцией управления он считал теорию У, которая получила название динамической стратегии управления. Вот ее основные положения:
• затраты физических и умственных усилий в процессе труда также естественны, как в играх или на отдыхе;
• внешний контроль и угроза наказания не являются единственными средствами для ориентации усилий людей на достижение целей организации. Служащий способен и будет сам себя контролировать, если он стремится к целям, в достижении которых он заинтересован;
• усилия, прилагаемые служащим к достижению поставленных перед ним целей, пропорциональны ожидаемому вознаграждению за их осуществление;
• средний служащий при соответствующей подготовке и условиях не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней;
-«способности
ярко проявлять творческую
• интеллектуальные способности среднего чиновника используются далеко не полностью в системе управления.
Информация о работе Ведущие научные школы государственного управления в странах запада