Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:40, реферат
Сегодня в теории государственного управления выделяются несколько исторически сложившихся школ и направлений. Ведущими среди них являются американская, английская, французская и немецкая.
Американская школа «public administration» имеет общую эмпирическую направленность своих исследований. Это неудивительно, поскольку политологическая традиция в этой стране с самого начала имела эмпирическую ориентацию.
По
Парсонсу, структурно-функциональный
анализ в государственном администрировании
связан с двумя принципами: распределением
и интеграцией. Распределение сосредоточивается
на средствах и неизбежно ведет к конфликту.
Интеграция сосредоточивается на целях
и взаимосвязи целей, что создает стабильность
административно-
Распределению в управленческом процессе подлежат «средства», «персонал» и «награды». Средства - это транспорт, жилье, материальные блага, средства производства. Наиболее важные среди них — деньги и власть. Это свидетельствует о том, что распределительные процессы не являются в системе государственного администрирования просто материальными.
Распределение персонала - процесс, предполагающий установление правил для обращения со средствами и разработку; систем, позволяющих людям переходить от одной позиции к другой. Здесь имеется в виду обучение, отбор и назначение государственных служащих. Образование выступает лишь первой фазой при распределении персонала в процессе управления18.
Существует несколько принципов, по которым может осуществляться распределение персонала. Т.Парсонт выделяет четыре: универсализм, партикуляризм, метод достижений и метод предписаний. Принцип универсализма предполагает, что люди будут оцениваться согласно стандартам, применяемым ко всем (например, образование, профессиональная квалификация, стаж работы и т.д.). Принцип партикуляризма, наоборот, предполагает оценивать людей согласно специфическим групповым стандартам. При этом под групповыми стандартами можно подразумевать профессиональные достижения (метод достижений) или определенные предписания - социальное происхождение, политическая лояльность, национальность и т.д. (метод предписаний).
Третьим
видом распределения в системе
административно-
Отношение «наград» к распределению средств производства и персонала образует ядро теории интеграции с точки зрения структурно-функционального анализа. Существуют два аспекта связи между интеграцией и распределением в системе государственного администрирования. Во-первых, насколько хорошо в управленческом процессе распределяются средства. Во-вторых, какова координация между различными распределительными процессами. Например, если в первом случае может стоять вопрос о том, насколько хорошо обучены государственные служащие, то во втором - насколько существующая система обучения обеспечивает специалистов необходимыми знаниями.
Известный американский политолог Р.Мертон сформулировал три универсальных постулата функционального подхода:
•
функционального единства системы
(согласованность
• универсального функционализма (функциональность — полезность);
• функциональной необходимости.
В
начале 70-х годов, когда кризисные
события предшествующего десятилетия
.поставили под сомнет идею о равновесном
состоянии общества, структурный функционализм
стал резко терять интеллектуальный кредит.
Однако в начале 80-х годов вновь достигнутое
состояние относительной стабильности
и усиление стабилизационной ориентации
в теории политики и теории административно-
Сегодня термин «функционализм» в американской школе государственного администрирования не указывает на нечто четко определенное: некий набор понятий, метод, модель или идеологию. Скорее он указывает на традицию.
В последние десятилетия в США большой интерес вызывает концепция организационного развития. Ее истоки можно обнаружить в разработках, посвященных подготовке и повышению квалификации управленческого персонала. В своих теоретических посылках она многое заимствует из работ А.Маслоу, М.Макгрегора, Р.Лайкерта. До сих пор в американской школе не существует общепринятого определения концепции «организационного развития». Однако можно сказать, что исходной посылкой этой концепции является утверждение о возрастании скорости и усложнении характера изменений социальной среды.
Специалисты
по организационному развитию представляют
идеальной структуру
• она должна приспосабливаться к новым целям государственного управления в соответствии с требованиями быстро меняющейся социально-политической среды;
•
члены институтов административно-
• в развивающихся институтах государственного администрирования участие каждого уровня в постановке целей и принятии решений являются правилом, так что государственные служащие ощущают свою вовлеченность в планирование и управление изменениями;
•
развивающиеся институты
Следовательно,
целью организационного развития является
повышение эффективности функционирования
системы государственного администрирования.
Это обеспечивается, помимо всего прочего,
способностью административных структур
быстро и своевременно адаптироваться
к изменениям в социально-политическом
и экономическом развитии, к переменам
в структуре и методах самой системы управления.
Инструментом в достижении этой цели служат
изменения в поведении профессиональных
государственных служащих, сознательно
вводимые путем целенаправленного воздействия
на систему ценностных ориентации людей,
их межличностные и межгрупповые взаимодействия.
Свои надежды специалисты по организационному
развитию связывают также с обучением
государственных служащих новейшим управленческим
методикам. Важное значение придается
созданию условий для более интенсивного
использования человеческого потенциала
на базе различного рода методов поведенческих
наук21.
2. Французская
школа административно-
Во
Франции теория административно-
Однако
классиком теории административно-
Одним из крупнейших заказов, выполненных Центром административных исследований, стало изучение организации работы почтово-телеграфного ведомства. Этой и другим проблемам реформы государственного управления, общественных учреждений и системы образования А.Файоль уделял значительное внимание в своей деятельности. Он также первым поставил проблему организованного обучения менеджменту во Франции.
А.Файоль дал классическое определение научному управлению: «Управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;
предвидеть, то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;
организовывать, то есть строить двойной - материальный и социальный - организм учреждения;
распоряжаться, то есть заставлять персонал надлежаще работать;
координировать, то есть связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;
контролировать, то есть заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям»43.
Согласно Файолю, управление любой организацией (и государственным учреждением в том числе) включает шесть основных групп функций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные и административные. Причем административные функции являются главными, определяющими. Ни в одну из пяти предыдущих функций не входит задача выработки общей программы работы учреждения, подбора его рабочего состава, координирования усилий, гармонизации действий. Все это составляет задачу административных функций, и именно поэтому им принадлежит лидирующая роль.
А.Файоль сформулировал 14 общих принципов управления44:
1. Разделение труда - позволяет сокращать число объектов, на которые должно быть направлено внимание и действие, что способствует повышению количества и качества производства при затрате тех же усилий.
2.
Власть - право отдавать распоряжения
и сила, принуждающая им подчиняться.
Власть немыслима без
3. Дисциплина - повиновение, усердие, деятельность» манера держать себя, внешние знаки уважения, проявляемые соответственно установленному между предприятием и его служащими соглашению.
4. Единство распорядительства - служащему может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник.
6.
Подчинение частных интересов
общим - в организации интересы
служащего или группы служащих
не должны ставиться выше
7.
Вознаграждение персонала - должно
быть справедливым и по
8. Централизация -должна быть принята или отвергнута в зависимости от тенденций руководства и от обстоятельств; дело сводится к нахождению степени централизации, наиболее благоприятной для предприятия.
9. Иерархия - ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими, тот путь, по которому, проходя все ступени, следуют бумаги, идущие от высшей власти или адресуемые ей.
10.
Порядок - определенное место
для каждого лица в каждое
лицо на своем месте.
11. Справедливость - чтобы поощрять персонал к исполнению своих обязанностей с полным рвением и преданностью, надо относиться к нему благожелательно; справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием.
12. Постоянство состава персонала - текучесть кадров является одновременно причиной и следствием плохого состояния дел.
Информация о работе Ведущие научные школы государственного управления в странах запада