Внедрение управления знаниями в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:02, реферат

Описание

Определяя сущность и содержание управления знаниями, необходимо исходить из следующего:
- производство, распространение и использование знаний осуществляется не только на индивидуальном, но и на общественном уровне, в результате чего возникают определенные взаимодействия между людьми,
- управление знаниями необходимо для координации совместной деятельности людей, а также формирования и использования ресурсов для достижения поставленных целей.

Содержание

Введение
1. Роль знания и информации в современном обществе
2. Виды знаний в организациях
2.1. Явное и неявное знания.
2.2. Организационное знание.
3. Категория «управление знаниями»
4. Анализ управления знаниями на практике в РФ
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат управление знаниями.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)


Министерство образования  науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Ярославский государственный университете им. П.Г. Демидова»

 

 

 

 

Кафедра музеологии и краеведения

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему «Внедрение управления знаниями в организации»

по дисциплине: Управление  знанием

 

 

 

 

Работа выполнена:

Ильина Марина Николаевна

Специальность: магистратура (музеология)

Научный руководитель:

Мельникова И. Г., старший  преподаватель,

 кандидат исторических наук

 

 

Ярославль

2012

План

Введение

1. Роль знания и информации в современном обществе

2. Виды знаний в организациях

   2.1. Явное и неявное  знания.

   2.2. Организационное  знание.

3. Категория «управление знаниями»

4. Анализ управления знаниями на практике в РФ

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Потребности общества являются мощным стимулом развития экономики. Главной экономической предпосылкой возникновения потребности в «управлении знаниями» послужило превращение знания в ценный рыночный актив и стремление предприятий и организаций использовать его для усиления своих конкурентных преимуществ. Для этого, прежде всего организациям необходимо повернуться лицом к потребителю, использовать свои знания для решения проблем потребителя, организовать мониторинг потребительской сферы с точки зрения управления и создания новых знаний, научиться управлять творческим потенциалом.

Современный этап развития общества характеризуется огромным объемом накопленных знаний даже в узких тематических областях. Одной из причин повышенного интереса к управлению знаний является так же развитие коммуникационных и информационных технологий. Хотя термин «управление знаниями» в последние десятилетия стал очень популярен за рубежом, очень часто его категориальные рамки расплывчаты - управление знаниями отождествляется, если не напрямую, то по смыслу и словоупотреблению, с управлением интеллектуальным капиталом, иногда с управлением НИОКР.

Определяя сущность и  содержание управления знаниями, необходимо исходить из следующего:

- производство, распространение  и использование знаний осуществляется  не только на индивидуальном, но и на общественном уровне, в результате чего возникают  определенные взаимодействия между  людьми,

- управление знаниями необходимо для координации совместной деятельности людей, а также формирования и использования ресурсов для достижения поставленных целей. 

 

 

1. Роль знания и информации в современном обществе

Специфика современного этапа развития производительных сил  предопределяет изменения в производственных отношениях. Использование микропроцессоров в качестве основного управляющего и контролирующего орудия труда приводит к глубоким качественным сдвигам в характере и содержании труда, охватывающем все уровни экономики: внутри предприятий и корпораций, на межотраслевом уровне, в сфере международного разделения труда. Именно эти изменения придают, с одной стороны, подвижность, а с другой - неустойчивость всему общественному производству и экономическим отношениям между его отдельными звеньями.

Попытки изучения изменяющегося  характера производства и общества делались в первой половине 20-го века, но особое распространение они получили после второй мировой войны, когда не только в академической сфере, но и в общественном мнении стала доминировать гораздо более высокая, чем ранее, оценка роли науки, образования и высоких технологий. Отметим, что реформы 90-х годов в России резко затормозили влияние науки и образования на развитие экономики, но, скорее всего, это временное отступление от мировых тенденций.

В литературе современный  этап развития человеческого общества именуется по-разному: «информационное  общество»; «постиндустриальное общество»; «общество (или экономика), основанное на знаниях»; «глобальное сетевое  общество»; «обучающееся общество» и т. д. Каждое из этих названий отражает определенные аспекты современного развития, хотя ни одно из них не получило приоритета, что свидетельствует о том, что на вопрос, что представляет собой современное общество, не существует исчерпывающего ответа.

Постиндустриальное  общество

 Теория постиндустриального  общества основывается на взаимодействии  и развитии многих экономических,  социальных и политических концепций.  Среди предпосылок ее зарождения  и развития - результаты бурных  технологических, экономических и социальных изменений 20-го века, трудно объяснимых с позиции традиционной экономической науки: и резкое сокращение жизненных циклов новых продуктов и технологий, и радикальное изменение структуры производства и занятости, и изменившееся отношение к знанию, как экономическому ресурсу.

В отличие от потребления  материальных благ, потребление знания не приводит к его уничтожению, знание может потребляться одновременно неограниченным числом индивидуумов и хозяйствующих  субъектов. Единственным ограничением в потреблении знаний является лишь способность субъекта к его восприятию.

В этих условиях использование  ряда принципов фундаментальной  экономической теории оказывается  на практике не рациональным или не возможным. Возникает необходимость разработки теоретических построений, позволяющих объяснить происходящие в системе общественного производства и потребления изменения.

В настоящее время  основой концепции постиндустриального  общества остается оценка нового социума  как резко отличающегося от общества, господствовавшего на протяжении последних столетий. Что проявляется в снижении роли материального производства и развития сектора услуг и информации, ином характере человеческой деятельности, изменившихся видах вовлекаемых в производство ресурсов, а также в существенной модификации социальных структур.

Информационное  общество

В последней четверти 20-го века параллельно с развитием  идеи постиндустриального общества формировалась концепция информационного  общества, делающего упор на технические  и информационные стороны организации современного общества. Основными признаками информационного общества являются формирование глобальной информационной индустрии, которая сегодня переживает период технологической конвергенции.

Можно выделить три главные  особенности информационного общества:

- информация используется  как экономический ресурс. Организации используют информацию во все больших масштабах с целью повысить эффективность, стимулировать инновации, укрепить конкурентоспособность. Помимо этого, информационные издержки, как ранее затраты труда и капитала, становятся основными не только в качественном, но и в количественном аспекте:

информация становится предметом массового потребления у населения,

- интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет более быстрыми темпами, чем остальные отрасли.

Сочетание перечисленных  особенностей приводит к тому, что  информационные телекоммуникационные технологии (ИТТ) порождают новый  длительный цикл экономического развития, приводящий в социально-экономическом плане к информационному обществу. ИТТ позволяют переводить огромные объемы информации в цифровой вид, облегчая процесс ее передачи на большие расстояния с низкими расходами и ускоряя тем самым распространение знаний в глобальных масштабах.

В информационном обществе информация понимается в широком  смысле, как видео - визуальная (зрелищная), так и в виде баз данных. Сфера  ее производства, обработки и распространения  объединяется термином «информационная  индустрия», состоящая из трех отраслей: содержание, распространение, обработка.

К индустрии содержания относятся организации, создающие интеллектуальную собственность: наука, культура, искусство, образование и т. д. Индустрия распространения информации связана с созданием и управлением телекоммуникациями и сетями распространения информации: радио- и телевизионные станции, системы спутникового вещания и т. д. Индустрия обработки содержания охватывает производителей компьютеров, телекоммуникационного оборудования и др.

По общему мнению, сегодня  в информационной индустрии лидирует индустрия содержания, в которой производится большая часть добавленной стоимости. Индустрия содержания - ключевое направление формирования информационного общества, поскольку она повышает уровень занятости, конкурентоспособность экономики. Ее роль непрерывно повышается.

Общество, основанное на знаниях

Уже в конце 70-х годов  с тало ясно, что все более явным  проявлением технологического прогресса  становятся информация и знания, которые  со временем приобретают важную роль в производственном процессе. Сегодня общепризнанно, что наиболее развитые страны движутся к «обществу, основанному на знаниях», в котором роль и значение знания как ресурса и как результата экономической деятельности кардинальным образом меняется. По мнению одного из самых известных основоположников современного менеджмента П. Друкера «знание стало сегодня основным условием производства».

Знание приобретает  большую важность, нежели натуральные  ресурсы и физический капитал. Можно  отметить следующие проявления этого заключения:

а) То обстоятельство, что знание стало главным, а не просто одним из видов ресурсов, и превратило наше общество в посткапиталистическое. Данное обстоятельство изменяет структуру общества коренным образом.

б) Знание становится все  более важным как экономический продукт – в развитых странах наблюдается рос новых форм деятельности, основанной на торговле продуктов знания - патенты, лицензирование, консалтинг, разработки и т. д.

в) Существует мнение, что  сегодня кодифицированное знание (в  противовес некодифицированному) в некоторых случаях становится более значимым, как компонент экономически релевантной базы знаний, то есть представляет собой базис организации и осуществления экономической деятельности.

г) Общество, основанное на знаниях, базируется на ИТТ, которые изменяют и физические, и финансовые ограничения в процессе сбора и распространения информации. С движением к обществу, основанному на знаниях, информационная индустрия растет все более быстрыми темпами.

Вместе с этим, признавая  происшедшие сдвиги, П. Друкер высказал мнение, что «нынешнее общество еще преждевременно рассматривать как «общество знания» (knowledge society); сейчас можно говорить лишь о создании экономической системы на основе знания».

Глобализация  и сетевое общество

К концу 20-го века процессы, происходящие в большинстве развитых стран, четко продемонстрировали, что одним из центральных векторов мирового развития в настоящее время является глобализация. Это одна из главных тенденций в развитии современного общества, оказывающая не только громадное влияние на экономику, но и влекущая за собой далеко идущие политические и социальные последствия, которые необходимо учитывать при формировании национальной стратегии развития.

В последние десятилетия  долго накапливавшие количественные изменения в экономике, политике, технологии, культуре привели к качественному скачку в мирохозяйственных связях и новому образу жизни в целом. Среди основных характеристик этого качественно нового состояния выделяют:

а) переход от торгово-посреднической к производственно-инновационной модели мирохозяйственных связей, от торговли между метрополиями и колониями в виде обмена готовых изделий на аграрно-сырьевые продукты к товарообороту прежде всего между самими развитыми странами. При этом основное товарное наполнение товарооборота составляют высокотехнологические изделия,

б) основой глобализации с тала интернационализация не обмена, а производства, в форме транснациональных  корпораций (ТНК), являющихся, по сути, мировыми воспроизводственными центрами. В основе торговли лежат не разовые коммерческие сделки, а долгосрочные производственные связи на базе стратегических альянсов, кооперационных соглашений и т. д.,

в) совершенно новым для  мировой экономики стал бурный рост финансовых рынков, в результате того, что новые технологии создали колоссальные возможности для финансовых спекуляций, никак не связанных с функционированием реального сектора экономики. Например, в игре на обменном валютном рынке только 10% валюты разменивается для потребительских нужд, а остальные 90% - спекуляция. В итоге мощь глобальной финансовой сферы все более усиливается, влияя на национальную денежно-кредитную политику,

г) основной движущей силой  глобализации с тал НТП, содержание которого на современном этапе также  существенно изменилось. Развитие наукоемких отраслей, прежде всего информационно-телекоммуникационных технологий, привело к тому, что все большая часть производства базируется на использовании идей, а не материальных вещей, т. е. дематериализуется. Переход от материальных товаров к невещественным продуктам - особенность современной экономики. Услуги и товары включают в себя все больше новых идей, а значит - знаний.

Информация о работе Внедрение управления знаниями в организации