Внедрение управления знаниями в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:02, реферат

Описание

Определяя сущность и содержание управления знаниями, необходимо исходить из следующего:
- производство, распространение и использование знаний осуществляется не только на индивидуальном, но и на общественном уровне, в результате чего возникают определенные взаимодействия между людьми,
- управление знаниями необходимо для координации совместной деятельности людей, а также формирования и использования ресурсов для достижения поставленных целей.

Содержание

Введение
1. Роль знания и информации в современном обществе
2. Виды знаний в организациях
2.1. Явное и неявное знания.
2.2. Организационное знание.
3. Категория «управление знаниями»
4. Анализ управления знаниями на практике в РФ
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат управление знаниями.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

Ученые выдвигают теоретические  интерпретации происходящих изменений. Одной из подобных интерпретаций  стала концепция «сетевого общества», как одной из главных характеристик современного «информационного» общества.

Глобальная конкуренция  и ограниченность ресурсов, растущая сложность и системность инноваций  — все это вынуждает предприятия  к принятию новой стратегии научных исследований. Сегодня ни одно сколь угодно крупное предприятие, занимающееся интенсивной разработкой технологий, в одиночку не справится с внутренней реализацией и финансированием инновационных проектов, связанных с системными исследованиями.

Исследователи современного этапа научно-технического развития говорят о формировании глобальной инновационной сферы на базе исследовательских сетей, охватывающих, весь мир, что завершает процессы производственной и торгово-финансовой глобализации.

В результате создания глобальных научных сетей меняются не только содержание и приоритеты исследований, но и сама природа корпораций, происходит обновление стиля и методов управления, складываются основы новой корпоративной культуры.

2. Виды знаний в организациях

Знания, которые используются в организациях, бывают специальными и общими. К специальному знанию относятся ноу-хау, исследования рынка конкретной продукции, особая корпоративная культура, специфические методы управления, оригинальные способы мотивации персонала и пр. Специальное знание является наиболее вероятным источником конкурентного преимущества организации, поскольку формирует ее отличительные способности. К общему знанию, которым обладают аналогичные организации в отрасли, относятся знания о способах производства продукции, о базовых отраслевых технологиях. К общему относится также то знание, которое разделяют все организации (универсальные принципы, знания о фундаментальных законах и пр.). Общее знание необходимо любому бизнесу, но сложно создать конкурентное преимущество на базе этого знания.

В зависимости от области  знаний можно выделить технологические знания (знания о технологиях создания продукта), маркетинговые знания (о группах потребителей, ценовой политике, способах продвижения товара и пр.), макроэкономические знания (о тенденциях изменения курса валют, внешнеэкономических тенденциях, перспективах увеличения внутреннего спроса и пр.).

С точки зрения носителей  знания существуют индивидуальные и групповые знания. То, что знает отдельный человек, является его индивидуальным знанием. Традиционные представления исходят из того, что знания — это прерогатива отдельных людей, при этом группа — лишь простая сумма членов этой группы, а групповое знание — сумма их знаний.

Существует другая, современная точка зрения, в соответствие с которой группа людей формирует новую сущность со своей уникальной спецификой. В рамках этого представления можно говорить о групповом поведении и о групповом знании. Новое представление часто используется в рамках науки об управлении знаниями. Таким образом, знание может быть не только у отдельного человека, но и у группы людей. Тогда говорят: что-то знает организация, что-то — группа, бригада и т.д.

Можно предложить следующую  классификацию знаний, формирующихся  в рамках организации в зависимости от области применения (табл. 1.1). Знания лишь с определенной долей условности являются относительно самостоятельными видами. Они всегда существуют совместно, дополняют друг друга и не могут друг без друга существовать.  

 

Таблица 1.1 Виды знаний с точки зрения содержания и области применения

Вид

Содержание

Область применения

Знаю что

Когнитивное знание, знание фактов, необходимых для выполнения той или иной работы

Эти знания нужны во многих ситуациях, но не всегда критичны (можно знать правила игры в футбол, но не играть)

Знаю кто

Когнитивное знание, знания об отношениях, контактах, о том, кто  обладает необходимыми умениями и возможностями, а также знаниями

Эти знания особенно важны  в процессе сетевых взаимодействий

Знаю как

Продвинутые умения, знания о процессах, процедурах, методиках, инструментах, технологиях, которые  используются в организациях

Эти знания позволяют  выполнить задание, однако можно  выполнить задание, но не иметь представления  о процессе в целом

Знаю где

Знания о том, где  можно найти необходимую информацию, а также с помощью каких  поисковых средств можно это  сделать

Применяются при работе с современными средствами поиска и  обработки информации

Знаю почему

Системное понимание, знания о контексте деятельности отдельных работников и организации в целом знания о перспективах, факторах деятельности

Эти знания важны при  реализации стратегических планов развития. Они позволяют установить зависимость  между элементами и их влиянием на процессы, помогают установить, в какой момент наиболее целесообразно осуществлять те или иные действия или прекратить активность

Чувствую как и почему

Синтез и тренированная  интуиция, знания, которые позволяют  соединить два или более аспекта  для получения нового эффекта

Эти знания генерируют и реализуют инновации, а также координируют работу в организации, направляя ее в русло высокой эффективности


Знания сами по себе не могут решить всех проблем эффективной  деятельности организации. Так, в ней  может присутствовать достаточно продвинутое понимание деятельности отдельных работников, знания о перспективах, факторах деятельности («знаю почему»). В то же время без соответствующей мотивации персонала трудно рассчитывать на высокую отдачу от таких знаний. Построение нового знания — комплексный, интерактивный и нелинейный процесс. Профессиональные менеджеры должны действовать на всех пяти уровнях создания нового знания: когнитивном, продвинутом, системной интеграции, креативном и интуитивном — и соответственно управлять с помощью тренингов, стимулирования, соответствующих оргструктур, контролируя результаты.

Таким образом, знания различаются по степени их общности (специальные, общие), по областям (маркетинговые, технологические, коммуникационные, макроэкономические и др.), по носителям (индивидуальные и групповые), по предмету (знаю как; знаю почему; знаю что; знаю кто; знаю где; знаю когда), а также по иным характеристикам.

Первые три признака могут пересекаться. Так, можно выделить специальные индивидуальные маркетинговые  знания. Это то, что знает отдельный  человек относительно конкретных маркетинговых  приемов, осуществляемых в организации. Наряду с ними существуют специальные групповые маркетинговые знания. Это то, что знает и умеет группа людей (например, отдел маркетинга) относительно конкретных маркетинговых приемов, осуществляемых в организации. Можно также выделить общие индивидуальные маркетинговые знания, общие групповые маркетинговые знания.

Существуют научные знания. Они могут быть «упакованы» в голове ученого, изложены в научном трактате в кодифицированной форме.

Существуют прикладные знания, например специальные знания мастерового, который не только знает, как сделать тот или иной сложный продукт, но и умеет проделать все необходимые операции. В этом случае знания находятся в голове и руках конкретного мастера, при этом они не могут быть кодифицированы, мастерство выступает как «упакованное» знание.

2.1. Явное и неявное знание

Явное (эксплицитное) знание выражено в виде слов и цифр и  может передаваться в формализованном  виде на носителях (документы, инструкции, книги, дискеты, памятные записки и  пр.).

Неявное (тацитное) знание не формализуется и может существовать лишь вместе с его обладателем — человеком или группой лиц.

Неявное знание сложно передается от одного человека другому. Оно связано  с интуицией, прозрением, догадками, идеалами, ценностями. Этот вид знаний — основа индивидуальных действий и опыта.

Организации в процессе своей деятельности не только и не столько сортируют, хранят и используют имеющиеся знания, сколько создают  новые знания в процессе инновационной  деятельности, в том числе опираясь на неявное знание. Каждый работник изначально включен в процесс создания нового знания организации.

При сравнении восточного и западного подходов можно проследить различия между явным и неявным  знанием. Важнейшей частью управления знаниями выступают технологии распространения, адаптации, конвертации и использования именно неявных знаний, которые тесно переплетены с эмоциями, принципами, приверженностью и др.

Примером передачи неявных  знаний может быть практика воспитания самурая. В процессе обучения и воспитания самурая основной акцент делается не столько на познания в области литературы, философии, точных наук (область явных знаний), сколько на выработку характера человека действия, отвечающего принципам и моделям поведения (область неявных знаний). Нельзя воспитать убеждения в процессе чтения каких-либо текстов, более того, эти знания невозможно передать через инструкции. Процесс воспитания — сложный и последовательный процесс общения с учителем, в результате которого постепенно формируются убеждения и закаляется воля.

Неявными знаниями также  обладают люди, овладевшие тем или  иным видом искусства (балет, каллиграфия, аранжировка цветов, живопись и пр.)

Существуют два вида неявного знания: технические навыки, которые проявляются у мастеров своего дела и выступают, как правило, результатом многолетней практики; верования, идеалы, ценности и ментальные модели, которые мы используем, не задумываясь о них.

Неявные знания формируются  и развиваются в процессе создания и укрепления позитивной корпоративной  культуры и с помощью технологий группового взаимодействия (ретриты, творческие группы и пр.)

Отношение к явному и  неявному знанию со стороны коммерческих организаций весьма противоречиво. С одной стороны, многие организации  стремятся перевести неявное  знание в явное. Это делается для того, чтобы не зависеть от отдельных личностей и продублировать значимые достижения. В то же время эти организации не заинтересованы в том, чтобы основные конкурентные преимущества перешли в форму, готовую для дублирования. Именно поэтому многие организации стараются сохранять некоторые из своих конкурентных преимуществ в тех формах, которые не поддаются дублированию (специфические тренинги, корпоративная культура, специальные системы обслуживания и пр.). Основные виды знаний (явные и неявные, индивидуальные и групповые) представлены в табл. 1.2. 

 

Таблица 1.2 Явные и неявные знания с позиции их носителей

Виды знаний

Явные

Неявные

Индивидуальные

Знания отдельных людей, которые могут быть записаны и  переданы в виде документов

Знания групп людей, которые можно кодифицировать (нормы взаимодействия, процедуры)

Групповые

Умения отдельных людей, их компетенция, их нормы и верования, существующие вместе со своим носителем

Знания групп людей, которые невозможно кодифицировать и передать в виде документа (групповая культура, рутины и коллективные нормы)


Учиться на примере —  значит подчиняться авторитету. За учителем следуют, потому что верят  в его силу и авторитет. Наблюдая учителя и стремясь превзойти  его, ученик приобретает необходимые  личностные знания. При этом бессознательно усваиваются нормы и традиции, носителем которых является учитель.

Знания формирует опыт. Информация, полученная из учебных  курсов, бесед, книг, наслаиваясь на реальный опыт, может формировать  новое знание. Опыт открывает историческую перспективу для оценки новой ситуации и новых событий. Когда организация нанимает опытного эксперта, она фактически покупает его оценки, базирующиеся на его личном опыте.

Носителем и  явного, и неявного знания может  быть не только конкретная личность, но и организация. Следовательно, можно говорить о неявном групповом знании, которое лежит в основе устойчивых моделей коллективных реакций и внутренних взаимодействий.

В западной литературе для  обозначения неявного группового знания иногда используется термин «рутины», которые есть повторяющиеся по шаблону действия, регулярные поведенческие шаблоны организации. Рутины — то, что происходит автоматически, без инструкций и в отсутствие процедуры выбора, при этом рутины не могут быть кодифицированы.

Таким образом, персональное неявное знание — это прежде всего умения. В то же время групповое неявное знание — это рутины. Рутины существуют не изолированно, образуя взаимную зависимость. Некоторые рутины могут быть неявными для одних членов организации и явными для других. Границы между явными и неявными знаниями относительны, более того, можно говорить о степени неявности тех или иных знаний.

2.2. Организационное знание

Некоторые исследователи, в частности Д. Стоунхаус, выделяют в отдельную группу организационное знание.

Информация о работе Внедрение управления знаниями в организации