Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 13:04, курсовая работа
Целью данной работы является описание процесса становления специалистов – социальных работников в вузе. Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:
– рассмотреть специфические профессиональные требования к социальным работникам;
– изучить численность социальных работников в России и виды их занятости;
– выявить престиж специальности «Социальная работа» у молодежи;
– выявить мотивации абитуриентов, поступающих в вуз по специальности «Социальная работа» и студентов, обучающихся на этой специальности;
– предложить способы формирования позитивного имиджа социального работника у студентов.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава I. Социальная работа как вид профессиональной деятельности ……….7
1. Специфические профессиональные требования к социальным работникам …………………………………………………………………7
2. Численность социальных работников и видов их занятости в современной России ……………………………………………………...12
Глава II. Формирование специалиста - социального работника в процессе обучения в ВУЗе ………………………………………………………………...16
1. Престиж специальности «Социальная работа» у молодежи …………..16
2. Мотивация абитуриентов, поступающих в вуз по специальности «Социальная работа» и студентов, обучающихся на этой специальности ……………………….…………………………………...17
3. Формирование позитивного имиджа социального работника у студентов как одного из условий закрепляемости на работе по специальности …………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...25
Приложения ……………………………………………………………………..28
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный университет
им.
Н.И. Лобачевского»
Факультет социальных наук
Кафедра
общей социологии и социальной работы
КУРСОВАЯ
РАБОТА
студентки 4 курса дневного отделения направления
социальная работа – 040100
Николаевой Екатерины Сергеевны
Воспроизводство специалистов - социальных работников
в высшей школе
Научный руководитель
Балабанов Сергей Семенович
доцент
кафедры общей социологии и социальной
работы, к.ф.н.
НИЖНИЙ НОВГОРОД
2011
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава I. Социальная работа как вид профессиональной деятельности ……….7
Глава II. Формирование специалиста - социального работника в процессе обучения в ВУЗе ………………………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Приложения
……………………………………………………………………..28
Введение
Актуальность темы исследования.
Известно, что зарубежная история профессиональной социальной работы исчисляется десятилетиями: ей уже более 50-ти лет в Скандинавии и более 100 – в США и Великобритании. Социальные работники реализуют сегодня свою профессиональную деятельность в разнообразных условиях, которые определяются факторами религии, этничности, культуры, языка, социального статуса, состава семьи и жизненного стиля клиентов, взаимодействуя с конкретными личностями и семьями, чьи жизненные шансы могут быть ограничены вследствие бедности, слабого здоровья, дискриминации и инвалидности. Уровень подготовки социальных работников достиг высоких стандартов благодаря интенсивному внутрироссийскому и международному обмену, научной инициативе преподавателей. Это способствует формированию квалифицированных кадров. Социальная работа у многих россиян в первую очередь ассоциируется с милосердием или благотворительностью от лица государства. Но в действительности это профессия, тогда как благотворительность – вне профессиональной деятельности, а милосердие – категория нравственности.1
В настоящее время социальная работа в России претерпевает качественную трансформацию: накапливается знание, аккумулируется практический багаж, повышается интерес к профессиональному образованию и научным исследованиям, растет обмен теории и практики, налаживаются межведомственные и межсекторные связи.2
Основной вклад в профессионализацию социальных работников вносит высшая школа.
В каждой стране, где существует профессия социального работника, имеется национальная ассоциация социальной работы. В России также образованы профессиональные ассоциации, действующие на федеральном уровне. В настоящее время расширен выпуск периодических изданий, разработан и обновлен этический стандарт, которому должна отвечать социальная работа. Следует сказать, что конференции по теоретическим и практическим вопросам так же, как творчество ассоциаций, журналов и институтов, вносят весомый вклад в процесс профессионализации, осуществляя обмен информации с региональными отделениями.
Еще в начале XX в. американский
исследователь А.Флекснер
Эта проблема возникла главным
образом в силу того, что практически
одновременно свыше десяти лет
назад в России появились «
Степень научной разработанности проблемы.
При написании работы автор пользовался различными статьями. Все статьи очень содержательны и открывали суть данной проблемы. В данной работе использованы труды авторов, ведущих разработки в области социальной работы, таких как Холостова Е.И.3, Шмелева Н.Б.4, Топчий Л.В.5, Ярская-Смирнова Е.Р.6, Сластенин В.А.7 и другие.
Степень изученности проблемы позволяет нам сформулировать цель и задачи нашей работы.
Целью данной работы является описание процесса становления специалистов – социальных работников в вузе. Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:
–
рассмотреть специфические
– изучить численность социальных работников в России и виды их занятости;
– выявить престиж специальности «Социальная работа» у молодежи;
– выявить мотивации абитуриентов, поступающих в вуз по специальности «Социальная работа» и студентов, обучающихся на этой специальности;
– предложить способы формирования позитивного имиджа социального работника у студентов.
Объектом данного исследования является специальность «Социальная работа».
Предметом данного исследования является подготовка студентов по специальности «Социальная работа» как воспроизводство профессиональной группы социальных работников.
Структура работы.
Данная работа состоит из 2 глав. В I главе автор пытается рассмотреть социальную работу как вид профессиональной деятельности. В этой главе 2 пункта. Во II главе автор изучает формирование специалиста – социального работника в процессе обучения в вузе. В этой главе 3 пункта.
Глава
I. Социальная работа
– как вид профессиональной
деятельности.
1. Специфические профессиональные требования к социальным
работникам
«Социальная работа» — принятое во всем мире выражение, обозначающее проявление гуманного отношения человека к человеку. Она возникла еще в библейские времена как благотворительность, религиозный долг человека, как система гуманитарных услуг нуждающимся. Однако только в нашем веке социальная работа признана во всем мире как профессия, требующая специальной подготовки. В точном смысле она восходит, разумеется, не к библейским временам, а к начальному периоду индустриального общества. По мере обострения социальных проблем общественное мнение все больше привлекали проблемы бедняков, которые рассматривались как потенциальная угроза стабильности и порядку. Пристальный интерес к социальным аутсайдерам со стороны рядовых граждан, правительства и местных властей в конечном итоге материализовался в системе заказов на эмпирическое изучение различных групп населения и проведение социальных реформ. Уже в начале XIX века во всевозможные переписи, обследования, аналитические описания включались благотворительные организации, церковные приходы, парламентские комиссии, финансовые инспекторы, отдельные предприниматели и добровольцы (врачи, учителя, ученые). Ключевым фактором явилась публикация в 1917г. книги «Социальный диалог» Мэри Ричмонд. В этом классическом труде написано: «Хороший социальный работник занимается не тем, что вытаскивает людей из нищеты; он думает о том, чтобы такое сделать, чтобы вовсе избавиться от нищеты». В 70-е годы доминирующим становится системный, или комплексный подход, согласно которому от социального работника требовалась не узкая специализация в одном методе или области (что часто делало его беспомощным), а универсализм, умение сочетать разные методы и области.8
Важнейшее место в социальной работе занимает
сам социальный
работник. Это одна из ключевых, фундаментальных
фигур социальной работы. Социальный работник
- это специалист в области социальной
работы; это профессия, специальность,
совокупность специальностей в области
социальной работы. Специфика работы
социальных служб предъявляет определённые
требования к их персоналу. Можно выделить
следующие основные квалификационные
требования, предъявляемые к работникам
социальной службы. Работник социальной
службы государственных и муниципальных
учреждений социального обслуживания
обязан:
- знать нормативные документы, регламентирующие его деятельность, содержание, методы и формы социального обслуживания соответствующих категорий клиентов, нормы профессиональной этики работника социальной службы;
- вести работу в рамках своей компетенции, использовать весь арсенал правовых норм для защиты прав и интересов клиента социальной службы;
- стремиться к повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции;
- добросовестно исполнять свои должностные обязанности;
- в пределах
своих должностных
Далеко не каждый человек пригоден для социальной работы. Определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая, в конечном счете, определяет его профессиональную деятельность и эффективность практической деятельности.10 Представление об абсолютной ценности каждого человека переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида. Многие из тех, кто собирается стать специалистом в этой области, могут обнаружить серьёзные «расхождения во взглядах» между собственными установками и системой ценностей социальной работы как профессии и как призвания. В этом случае им придётся посвятить себя какой-либо другой деятельности.11
Эффективность социальной работы зависит от степени взаимной включенности работника и клиента в процесс совместного целеполагания и целедостижения. Ключевыми для социальной работы становятся понятия и категории «социальное благосостояние» и «социальное функционирование». Они несут в себе ценностно-нормативный подтекст и подразумевают жизнедеятельность в обществе по его нормам и в соответствии с его ценностями. Нарушение социального функционирования можно рассматривать как нарушение исключительно с точки зрения существующей иерархии общественных ценностей. Улучшение социального функционирования – развитие того, что соответствует социальной норме.12
Информация о работе Воспроизводство специалистов-социальных работников в высшей школе