Воспроизводство специалистов-социальных работников в высшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 13:04, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является описание процесса становления специалистов – социальных работников в вузе. Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:
– рассмотреть специфические профессиональные требования к социальным работникам;
– изучить численность социальных работников в России и виды их занятости;
– выявить престиж специальности «Социальная работа» у молодежи;
– выявить мотивации абитуриентов, поступающих в вуз по специальности «Социальная работа» и студентов, обучающихся на этой специальности;
– предложить способы формирования позитивного имиджа социального работника у студентов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава I. Социальная работа как вид профессиональной деятельности ……….7
1. Специфические профессиональные требования к социальным работникам …………………………………………………………………7
2. Численность социальных работников и видов их занятости в современной России ……………………………………………………...12
Глава II. Формирование специалиста - социального работника в процессе обучения в ВУЗе ………………………………………………………………...16
1. Престиж специальности «Социальная работа» у молодежи …………..16
2. Мотивация абитуриентов, поступающих в вуз по специальности «Социальная работа» и студентов, обучающихся на этой специальности ……………………….…………………………………...17
3. Формирование позитивного имиджа социального работника у студентов как одного из условий закрепляемости на работе по специальности …………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...25
Приложения ……………………………………………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 

        Государственное образовательное учреждение

        высшего профессионального образования

        «Нижегородский  государственный университет

          им. Н.И. Лобачевского» 
           
           
           

          Факультет социальных наук

      Кафедра общей социологии и социальной работы 
       

            КУРСОВАЯ  РАБОТА 

      студентки 4 курса дневного отделения направления

          социальная  работа – 040100

          Николаевой  Екатерины Сергеевны

      Воспроизводство специалистов - социальных работников

              в высшей школе 
             
             
             
             
             

                          Научный руководитель

                  Балабанов Сергей Семенович

                  доцент  кафедры общей социологии и социальной работы, к.ф.н.  
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

          НИЖНИЙ  НОВГОРОД

              2011

            Оглавление 

Введение  …………………………………………………………………………. 3

Глава I. Социальная работа как вид профессиональной деятельности ……….7

  1. Специфические профессиональные требования к социальным работникам …………………………………………………………………7
  2. Численность социальных работников и видов их занятости в современной России ……………………………………………………...12

Глава II. Формирование специалиста - социального работника в процессе обучения в ВУЗе ………………………………………………………………...16

  1. Престиж специальности «Социальная работа» у молодежи …………..16
  2. Мотивация абитуриентов, поступающих в вуз по специальности «Социальная работа» и студентов, обучающихся на этой специальности ……………………….…………………………………...17
  3. Формирование позитивного имиджа социального работника у студентов как одного из условий закрепляемости на работе по специальности …………………………………………………………...19 

Заключение……………………………………………………………………….23

Список  использованной литературы…………………………………………...25

Приложения  ……………………………………………………………………..28 

 

            Введение 

     Актуальность темы  исследования.

     Известно, что зарубежная история профессиональной социальной работы исчисляется десятилетиями: ей уже более 50-ти лет в Скандинавии и более 100 – в США и Великобритании. Социальные работники реализуют сегодня свою профессиональную деятельность в разнообразных условиях, которые определяются факторами религии, этничности, культуры, языка, социального статуса, состава семьи и жизненного стиля клиентов, взаимодействуя с конкретными личностями и семьями, чьи жизненные шансы могут быть ограничены вследствие бедности, слабого здоровья, дискриминации и инвалидности. Уровень подготовки социальных работников достиг высоких стандартов благодаря интенсивному внутрироссийскому и международному обмену, научной инициативе преподавателей. Это способствует формированию квалифицированных кадров. Социальная работа у многих россиян в первую очередь ассоциируется с милосердием или благотворительностью от лица государства. Но в действительности это профессия, тогда как благотворительность – вне профессиональной деятельности, а милосердие – категория нравственности.1

     В настоящее время социальная работа в России претерпевает качественную трансформацию: накапливается знание, аккумулируется практический багаж, повышается интерес к профессиональному образованию и научным исследованиям, растет обмен теории и практики, налаживаются межведомственные и межсекторные связи.2

     Основной вклад в профессионализацию социальных работников вносит высшая школа.

     В каждой стране, где существует профессия социального работника, имеется национальная ассоциация социальной работы. В России также образованы профессиональные ассоциации, действующие на федеральном уровне. В настоящее время расширен выпуск периодических изданий, разработан и обновлен этический стандарт, которому должна отвечать социальная работа. Следует сказать, что конференции по теоретическим и практическим вопросам так же, как творчество ассоциаций, журналов и институтов, вносят весомый вклад в процесс профессионализации, осуществляя обмен информации с региональными отделениями.

     Еще в начале XX в. американский  исследователь А.Флекснер предложил  рассматривать профессиональное  самосознание как признак профессии.  Исходя из этих воззрений, мы  рассматриваем одну из существенных проблем в развитии социальной работы – неясности профессиональной идентичности.      

     Эта проблема возникла главным  образом в силу того, что практически  одновременно свыше десяти лет  назад в России появились «социальные  работники» и «специалисты по социальной работе». К социальным работникам, помогающим одиноким престарелым инвалидам, люди быстро привыкли, понятие «социальная работа» приобрело вполне конкретный смысл. Тогда как должность специалиста по социальной работе, рассчитанная на выпускника вуза, долгое время оставалась непознанной «вещью в себе». Такая неточность ведет к нераспознаванию социальной работы общественным мнением, к размытости критериев профессиональной принадлежности и профессиональных достижений. Но для индивида принадлежность к той или иной профессии, достижение определенных результатов означают идентификацию с какими-либо значимыми целями, придающими смысл всей жизни.

      Степень научной  разработанности  проблемы.

     При написании работы автор пользовался различными статьями. Все статьи очень содержательны и открывали суть данной проблемы. В данной работе использованы труды авторов, ведущих разработки в области социальной работы, таких как Холостова Е.И.3, Шмелева Н.Б.4, Топчий Л.В.5, Ярская-Смирнова Е.Р.6, Сластенин В.А.7 и другие.

     Степень изученности проблемы  позволяет нам сформулировать  цель и задачи нашей работы.

     Целью данной работы является описание процесса становления специалистов – социальных работников в вузе. Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:

      – рассмотреть специфические профессиональные требования к социальным работникам;

      – изучить численность социальных работников в России и виды их занятости;

      – выявить престиж специальности «Социальная работа» у молодежи;

      –  выявить мотивации абитуриентов, поступающих в вуз по специальности «Социальная работа» и студентов, обучающихся на этой специальности;

      –  предложить способы формирования позитивного имиджа социального работника у студентов.

     Объектом данного исследования является специальность «Социальная работа».

     Предметом данного исследования является подготовка студентов по специальности «Социальная работа» как воспроизводство профессиональной группы социальных работников.

    

Структура работы.

     Данная работа состоит из 2 глав. В I главе автор пытается рассмотреть социальную работу как вид профессиональной деятельности. В этой главе 2 пункта. Во II главе автор изучает формирование специалиста – социального работника в процессе обучения в вузе. В этой главе 3 пункта.

 

Глава I. Социальная работа – как вид профессиональной деятельности. 
 

    1. Специфические профессиональные требования к социальным

            работникам

 

     «Социальная работа» —  принятое во всем мире выражение,  обозначающее проявление гуманного отношения человека к человеку.  Она возникла еще в библейские времена как благотворительность,  религиозный долг человека,  как система гуманитарных услуг нуждающимся.  Однако только в нашем веке социальная работа признана во всем мире как профессия, требующая специальной подготовки. В точном смысле она восходит,  разумеется,  не к библейским временам,  а к начальному периоду индустриального общества. По мере обострения социальных проблем общественное мнение все больше привлекали проблемы бедняков, которые рассматривались как потенциальная угроза стабильности и порядку.  Пристальный интерес к социальным аутсайдерам со стороны рядовых граждан,  правительства и местных властей в конечном итоге материализовался в системе заказов на эмпирическое изучение различных групп населения и проведение социальных реформ.  Уже в начале XIX  века во всевозможные переписи, обследования,  аналитические описания включались благотворительные организации, церковные приходы,  парламентские комиссии,  финансовые инспекторы,  отдельные предприниматели и добровольцы (врачи, учителя, ученые). Ключевым фактором явилась публикация в 1917г.  книги  «Социальный диалог» Мэри Ричмонд.  В этом классическом труде написано: «Хороший социальный работник занимается не тем,  что вытаскивает людей из нищеты;  он думает о том,  чтобы такое сделать,  чтобы вовсе избавиться от нищеты». В 70-е годы доминирующим становится системный,  или комплексный подход, согласно которому от социального работника требовалась не узкая специализация в одном методе или области  (что часто делало его беспомощным),  а универсализм, умение сочетать разные методы и области.8 

     Важнейшее место в социальной работе занимает сам социальный 
работник. Это одна из ключевых, фундаментальных фигур социальной работы. Социальный работник - это специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.  Специфика работы социальных служб предъявляет определённые требования к их персоналу. Можно выделить следующие основные квалификационные требования, предъявляемые к работникам социальной службы. Работник социальной службы государственных  и  муниципальных учреждений социального обслуживания обязан:

- знать нормативные документы, регламентирующие его деятельность, содержание, методы и формы социального  обслуживания соответствующих категорий клиентов, нормы  профессиональной  этики работника социальной службы;

- вести  работу в рамках  своей  компетенции,  использовать  весь арсенал  правовых  норм  для  защиты  прав  и  интересов   клиента социальной службы;

- стремиться  к повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации;

- соблюдать  правила    внутреннего   трудового    распорядка, должностные инструкции;

- добросовестно исполнять свои должностные обязанности;

- в пределах  своих должностных обязанностей  своевременно рассматривать обращения  граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения. Но это общие требования к персоналу социальных служб.9

     Далеко не каждый человек пригоден для социальной работы. Определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая, в конечном счете, определяет его профессиональную деятельность и эффективность практической деятельности.10 Представление об абсолютной ценности каждого человека переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида. Многие из тех, кто собирается стать специалистом в этой области, могут обнаружить серьёзные «расхождения во взглядах» между собственными установками и системой ценностей социальной работы как профессии и как призвания. В этом случае им придётся посвятить себя какой-либо другой деятельности.11

     Эффективность социальной работы зависит от степени взаимной включенности работника и клиента в процесс совместного целеполагания и целедостижения. Ключевыми для социальной работы становятся понятия и категории «социальное благосостояние» и «социальное функционирование». Они несут в себе ценностно-нормативный подтекст и подразумевают жизнедеятельность в обществе по его нормам и в соответствии с его ценностями. Нарушение социального функционирования можно рассматривать как нарушение исключительно с точки зрения существующей иерархии общественных ценностей. Улучшение социального функционирования – развитие того, что соответствует социальной норме.12

Информация о работе Воспроизводство специалистов-социальных работников в высшей школе