Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 13:04, курсовая работа
Целью данной работы является описание процесса становления специалистов – социальных работников в вузе. Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:
– рассмотреть специфические профессиональные требования к социальным работникам;
– изучить численность социальных работников в России и виды их занятости;
– выявить престиж специальности «Социальная работа» у молодежи;
– выявить мотивации абитуриентов, поступающих в вуз по специальности «Социальная работа» и студентов, обучающихся на этой специальности;
– предложить способы формирования позитивного имиджа социального работника у студентов.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава I. Социальная работа как вид профессиональной деятельности ……….7
1. Специфические профессиональные требования к социальным работникам …………………………………………………………………7
2. Численность социальных работников и видов их занятости в современной России ……………………………………………………...12
Глава II. Формирование специалиста - социального работника в процессе обучения в ВУЗе ………………………………………………………………...16
1. Престиж специальности «Социальная работа» у молодежи …………..16
2. Мотивация абитуриентов, поступающих в вуз по специальности «Социальная работа» и студентов, обучающихся на этой специальности ……………………….…………………………………...17
3. Формирование позитивного имиджа социального работника у студентов как одного из условий закрепляемости на работе по специальности …………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...25
Приложения ……………………………………………………………………..28
Рефлексия ценностных
В квалификационном справочнике он наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций; оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением. Выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде. Участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся их специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.14
Курс |
Качества и умения социальных работников |
1 |
коммуникабельность, вежливость, терпимость, знания, отзывчивость |
4 |
профессионализм, доброта, эмпатия, жертвенность, альтруизм, сострадание |
Магистратура |
интеллигентность, чувство собственного достоинства, умение сохранять дистанцию с клиентом, внутренняя сила, активность |
Социальный работник должен владеть не
малым арсеналом профессиональных умений,
навыков, обладать глубокими знаниями
в области наук о человеке: психологии,
социологии, педагогики, право, чтобы выступать
достойным реализатором целей социальной
работы.
2. Численность социальных работников и видов их занятости
в современной России
В последние годы в
Социальные работники по
В 2005 году в России действует
около 670 центров социального
обслуживания, 143 центра социальной
помощи семье и детям, 54 центра
психолого-педагогической
Специалисты социальной сферы сегодня очень востребованы. Это можно доказать с помощью сайта «Работа в России».19 Здесь выставляются вакансии служб занятости, где заявлены около тысячи свободных мест по этой специальности. Около 400 из них с зарплатой от 4330 рублей. Почти 600 из них с зарплатой от 5000 до 6000 рублей. Самая максимальная зарплата от 20000 до 30000 рублей в Москве. Должностные обязанности: работа с региональными медицинским и социальными учреждениями, в которых находятся дети, нуждающиеся в лекарственных препаратах, мед. оборудовании и т.д.; работа с заявлениями граждан на оказание адресной помощи; сбор и учет документации, ведение и составление отчетности. В Нижегородской области средняя зарплата специалиста по социальной работе 5000 рублей.
Также можно сказать, что на 1 января 2010 года очередь в стационарные учреждения для людей пожилого возраста и инвалидов достигла 20 тысяч человек, в учреждениях для детей - более 800 человек.20
Выпускники ВУЗов по специальности «Социальная работа» идут работать в основном в Комплексные Центры Социального Обслуживания Населения, в Пенсионные Фонды, в Фонды социального страхования, остальные либо не работают вообще (это в основном касается женщин – беременность, домохозяйство), либо остаются в аспирантуре и работают преподавателями, либо устраиваются на ту должность, что им нравится и более выгодная или остаются работать там, где работали во время учебы в ВУЗе.
На III Всероссийском съезде социальных
работников и социальных педагогов говорилось
о проведении интернет-форума, где был
задан вопрос: кто для вас социальный работник?
Были самые интересные и разнообразные
ответы. Одни говорили: это помощник. Другие
говорили: это добрый человек. А некоторые
говорили: это моя жизнь. И действительно,
сегодня особенно при обслуживании на
дому скрасить одиночество помогает кто?
Социальный работник. Он помогает продлить
жизнь этому человеку. Он является единственным
звеном, которое его связывает с окружающим
миром. И поэтому, когда мы сегодня говорим,
какие кадры должны работать с пожилыми
людьми, с другими категориями, мы должны
очень серьёзно задумываться. Кадровая
система формировалась в 93–95-х годах одновременно
с тем, как начинали развиваться социальные
учреждения. И сегодня уже 130 высших учебных
заведений готовят специалистов для нашей
системы. Они сыграли огромную роль особенно
по системе заочного обучения. Многие
неспециалисты, пришедшие в нашу отрасль,
за эти годы получили высшее профессиональное
образование и прекрасно работают. Что
касается очной системы обучения, то здесь
есть вопросы. Первый вопрос заключается
в том, что мы сегодня готовим молодых
специалистов без практики, их нельзя
обучить в аудитории социальной работе.
И на Западе, мы знаем, что при всех университетах
существуют специальные лаборатории,
центры, где они получают навыки, умения,
знания и так далее. У нас эта система отсутствует.
Второй момент. У нас отсутствует социальный
заказ на распределение, и сегодня выпускники
высших учебных заведений выходят в «свободное
плавание». Они посещают ярмарки вакансий,
и некоторым улыбается удача, в частности,
в Москве за последние три года почти двести
человек с ярмарок вакансий были приняты
в учреждения социального обслуживания,
но это по воле руководителя, который сказал:
все вакантные места занять выпускниками.
Поэтому вопрос распределения выпускников
сегодня стоит остро.21
Глава II. Формирование специалиста - социального работника
в
процессе обучения в
вузе
1. Престиж специальности «социальная работа» у молодежи.
Одна из основных проблем низкая зарплата специалистов по социальной работе, занятых в государственных учреждениях.22
Именно это обстоятельство вынуждает многих молодых людей даже не рассматривать эту профессию в качестве своей будущей.
Даная проблема заставляет
Как было сказано на III Всероссийском съезде социальных работников и социальных педагогов: «Время, к сожалению, диктует нам сейчас такие ситуации, что работа социального работника у нас складывается не только из того, чтобы продукты принесли, лекарства бабушкам, но и быть в курсе всех последних новостей, где-то проконсультировать, где-то быть психологом, где-то быть советчиком. И для этого нам нужно привлекать молодых специалистов. А это у нас не очень хорошо получается, потому что (как бы конкретнее выразиться) очень унизительно мала заработная плата социальных работников.»
«Люди, которые в этой сфере 20 лет отработали, они уже не уйдут. Они не уйдут, но молодых хочется удержать.»24
Автор провел небольшое исследование среди студентов факультета социальных наук ННГУ им. Лобачевского. Студентам 1ого, 4ого курса и магистратуры была предложена несложная анкета. Причем число парней на социальном факультете с каждым годом все больше. 38, 4% студентов 1ого курса собираются работать по специальности, а 15,4% - однозначно ответили «нет». Остальные пока не знают и в раздумьях. Со студентами 4ого курса дела обстоят немного иначе. 10% - будут работать по специальности, 75% - нет. Остальные студенты до сих пор не знают. А в магистратуре мнения разделились поровну. Причем искать работу по специальности не собираются в основном парни.
Вывод: Для большинства студентов – социальных
работников обучение в вузе – это ради
диплома о получении высшего образования,
а не специальность. Но почти все понимают
какие должны быть социальные работники
и какими качествами они должны обладать.
Поэтому сложность и отдача данной профессии
вызывает трудности в формировании специалиста.
Информация о работе Воспроизводство специалистов-социальных работников в высшей школе