Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 13:04, курсовая работа
Целью данной работы является описание процесса становления специалистов – социальных работников в вузе. Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:
– рассмотреть специфические профессиональные требования к социальным работникам;
– изучить численность социальных работников в России и виды их занятости;
– выявить престиж специальности «Социальная работа» у молодежи;
– выявить мотивации абитуриентов, поступающих в вуз по специальности «Социальная работа» и студентов, обучающихся на этой специальности;
– предложить способы формирования позитивного имиджа социального работника у студентов.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава I. Социальная работа как вид профессиональной деятельности ……….7
1. Специфические профессиональные требования к социальным работникам …………………………………………………………………7
2. Численность социальных работников и видов их занятости в современной России ……………………………………………………...12
Глава II. Формирование специалиста - социального работника в процессе обучения в ВУЗе ………………………………………………………………...16
1. Престиж специальности «Социальная работа» у молодежи …………..16
2. Мотивация абитуриентов, поступающих в вуз по специальности «Социальная работа» и студентов, обучающихся на этой специальности ……………………….…………………………………...17
3. Формирование позитивного имиджа социального работника у студентов как одного из условий закрепляемости на работе по специальности …………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...25
Приложения ……………………………………………………………………..28
2. Мотивация абитуриентов, поступающих в вуз по специальности «Социальная работа» и студентов, обучающихся на этой специальности
Мотивация занимает ведущее
Статусные мотивы не имеют достаточного веса при выборе специальности «социальная работа». Доминирование содержательных мотивов выбора профессии и мотив социальной значимости является весьма позитивным показателем, так как без такой мотивации становление в будущем социального работника - профессионала просто невозможно.26
Ведущим мотивом поступления
в вуз на специальность «
Возможный вариант прихода в вуз – мотив «некуда идти», когда респондент не то чтобы не хочет работать в практической сфере по специальности, а не может найти место приложения своих профессиональных знаний, умений и навыков.28
Большинство молодых людей,
Самым позитивным мотивом является «желание помочь людям», а также «стремление общаться с людьми». При этом и юноши, и девушки желают помогать людям и общаться с ними примерно в равной степени. Можно также сказать о стечении обстоятельств, случайность при выборе профессии и желание просто получить высшее образование, "корочки". Этот мотив превалирует у юношей в связи «ухода от армии».30
У студентов 4-5 курсов отмечается высокая мотивация выбора специальности «социальная работа» в момент поступления на факультет. Среди основных причин выделяются:
- гуманитарная направленность учебных предметов;
- стремление общаться с людьми;
- интерес к новой специальности;
- желание помогать людям;
- низкая оплата обучения;
- реклама, рекомендации друзей, знакомых.
Большинство будущих специалистов видят в будущей работе средство для реализации собственных проблем, в то время как центром профессиональной мотивации должен быть клиент. Если в процессе обучения данный вид мотивации не удается актуализировать, профессиональное развитие будет определенным образом деформировано, а профессиональная социализация окажется нерезультативной.31
Главным мотивом было желание
чувства принадлежности к
у студентов как одного из условий закрепляемости на работе
по специальности.
Имидж — искусственный образ, формируемый
в общественном или индивидуальном сознании
средствами массовой коммуникации и психологического воздействия
Понятие имиджа образовательной услуги и ее продукта (выпускника вуза) приобретает на рынке образовательных услуг особое значение.
Устойчивый имидж выступает как стимул к первоначальному выбору услуги, основной мотив к предпочтению услуги перед конкурентами. Имидж, таким образом, следует рассматривать как важнейший фактор укрепления конкурентных позиций вуза, обеспечивающий его преимущества и способность к активной конкурентной борьбе.
Имидж специалиста по
Личностный уровень
В этом контексте, следует опираться на такие личностные качества, как стиль (высокие нравственные стандарты поведения), компетентность, профессиональное совершенствование и гуманитарную образованность, отмеченные в профессионально-этическом кодексе социального работника России (принят 22 мая 1994 г. Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб).34
Идеальный профессиональный имидж специалиста социальной работы – тот желаемый, позитивный образ профессионала (и профессии «социальная работа»), к которому следует стремиться, который формируется, как правило, целенаправленно с использованием специальных технологий, и реальный имидж – образ, присутствующий в реальности, формирующийся стихийно или целенаправленно на основе сложного взаимодействия объективных и субъективных факторов.
Идеальный имидж формируется
в соответствии со
ном этапе развития общества требованиями к личным и профессиональным качествам специалиста социальной работы. Он обусловлен целями профессиональной деятельности и содержанием конечного ее результата, ожидаемого как клиентами социальных служб, так и обществом в целом. Содержание идеального имиджа нашло отражение в государственных стандартах социального обслуживания, а также деонтологии социальной работы, в ее этическом кодексе.35
Характеристика профессии социального работника через раскрытие его реального имиджа позволяет уточнить содержание её миссии в современном российском обществе, понять ее место в мире профессий, уяснить, насколько она признана различными группами населения как значимая. Все это важно для развития такой молодой профессии как «социальная работа», повышения востребованности социальных услуг, преодоления негативных стереотипов необращения к профессионалам в случае столкновения граждан с житейскими трудностями и других практических целей.36
Сегодня правовые документы,
В общем, понятие имиджа многослойно и создается из разных слагаемых. Первым слагаемым можно выделить нравственную надежность социального работника. Хотя сегодня реже слышишь - "человек чести". Второе - профессионализм и компетентность. Любой специалист, работающий с людьми, должен быть талантливой личностью. Эта позиция нашла свое отражение в работах И.Атватера, Л.П.Примака. Третьим слагаемым выделяется гуманитарная образованность социальных работников. У Ф.М.Достоевского есть высказывание, суть которого состоит в том, что гуманитарная развитость облегчает человеку освоение любой профессии. Следующее важное слагаемое для формирования имиджа заключается в том, что каждый социальный работник должен быть психотехнологом. Психотехнология - это наука о практическом использовании психологических техник управления людьми. Использование различных психотехник, перешедших из архаических слоев прошлого, ритуальных процедур в рациональные механизмы управления внутренним состоянием, поведением людей, поможет социальному работнику обрести навыки самоорганизации саморегуляции, духовного очищения, формирования имиджа для успешного профессионального оказания помощи нуждающимся людям.38
Получается, что на формирование профессионального имиджа будущего социального работника оказывает влияние педагогический потенциал культурно-образовательной среды вуза, под которой понимается совокупность взаимонаправленных предметных и коммуникативных действий участников учебно-воспитательного процесса, реализуемых в процессе аудиторной и внеаудиторной работы.
Заключение
Изучив формирование
Из всего сказанного можно сделать несколько выводов.
Список использованной
литературы
Информация о работе Воспроизводство специалистов-социальных работников в высшей школе