Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:14, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить возможности социальной работы с детьми-инвалидами.
Задачи курсовой работы:
Определить основные понятия детской инвалидности
Определить социальные и психологические проблемы детей-инвалидов
Определить теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами
Определить сущность социальной работы с детьми-инвалидами.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблемное поле детей-инвалидов…………………………………….6
1.1. Понятие детской инвалидности……………………………………………..6
1.2. Социальные и психологические проблемы детей-инвалидов……………14
Глава 2. Возможности социальной работы в решении проблем детей-инвалидов………………………………………………………………………...21
2.1. Теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами……...21
2.2. Сущность социальной работы с детьми-инвалидами…………………….29
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………..41
Недостаточно
развита сеть специальных (коррекционных)
образовательных учреждений. Такие
учреждения создаются для глухих,
слабослышащих и
Отдельной проблемой является дефицит профессионально подготовленных кадров для системы специального (коррекционного) образования, социального обслуживания детей-инвалидов, а также отсутствие специально разработанных для этой категории лиц государственных образовательных стандартов, программно-методического сопровождения. Содержание обучения не учитывает реальные возможности обучающихся. Недостаточно специальных пособий, учебников, программ.
Несмотря на рост числа центров и отделений, призванных оказывать услуги по реабилитации и адаптации детей-инвалидов, число их недостаточно, а регулирующие их работу нормативные документы ориентированы на помощь детям с минимальными нарушениями, дети же с более тяжелыми нарушениями функций организма туда не попадают. (36, 13)
Если
говорить о личностных проблемах
ребенка-инвалида, то они заключаются
в его изолированности от общества,
в котором ему предстоит жить
и расти. С раннего детства
дети с отклонениями в развитии сталкиваются
с оценкой их внешности другими
людьми. Часто здоровые дети с детской
непосредственностью и
По
мере взросления дети с ограниченными
возможностями начинают осознавать,
что уровень их жизненных возможностей
по сравнению с “обычными” детьми
снижен. При этом у них формируется
сниженная самооценка, что в свою
очередь приводит к чрезмерному
снижению уровня притязаний. Следствием
этих процессов становится социальная
пассивность и сужение
Рано или поздно особые дети начинают осознавать глобальность своей зависимости от здоровых членов общества. Пенсия, льготы и многое другое - все это они получают за счет здоровых людей. Осознание глобальности зависимости и привыкание к зависимости способствует формированию иждивенчества. Типичными тенденциями становятся отказ от самостоятельности и перенос ответственности за свою судьбу на ближайшее окружение. Фактически, к дефекту развития “особых” детей присоединяется дефект воспитания.
Наиболее
тяжело переживают инвалидность лица,
внезапно потерявшие слух, зрение и
воспринимающие ее как крах всей оставшейся
жизни. Дальнейшее характерологическое
развитие личности может происходить
с поэтапной сменой неврозов, пограничных
состояний, психозов. Это особенно выражено
у детей-инвалидов с
Исследования модели будущего детей-инвалидов показали, что она изменена по сравнению с моделью будущего здоровых детей. В 14-15 лет 36% особых детей мечтают об улучшении здоровья и все 100% - о получении конкретной профессии. Но, в 15-16 лет представление о будущем сужено - жизнь планируется на 5 лет и только в отношении работы. Эмоциональная окраска будущего отрицательная. Дети не уверены в своих шансах. Мечтают быть артистом, врачом, балериной, юристом, но понимают, что в лучшем случае будут переводчиком, машинисткой, швеей. Модель будущего бедна, ограничена в содержании и временной характеристике, в эмоциональном плане она отрицательна.
В
структуре модели будущего появляются
противоречивые моменты. С одной
стороны, желаемое будущее компенсирует
ограничение реальных возможностей,
имеет положительную окраску
и отражает защитный механизм от возможных
неудач. С другой стороны, низкий уровень
удовлетворенности собой
В
каждой семье, имеющей ребенка с
ограниченными возможностями
Такой
фактор, как включенность отца в
воспитание ребенка-инвалида, значительно
влияет на его психологическое
Ряд
проблем, рассмотренный выше, показывает,
с какими трудностями сталкиваются
дети инвалиды и их семьи в современном
сообществе. Для решения этих проблем
одной социальной политики государства
будет не достаточно. Необходимы коренные
изменения в отношении таких
детей. Самое главное это не отвергать
таких людей и пытаться помочь
им всеми возможными способами, ведь
главное для ребенка это понимание и поддержка
со стороны окружающих.
Глава 2.
Возможности социальной работы в
решении проблем детей-
2.1
Теоретические основы
Исторически понятия инвалидность и инвалид в России связывались с понятиями нетрудоспособность и больной. И нередко, методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. Представления о происхождении инвалидности укладывались в традиционные схемы здоровье - заболеваемость и больной - инвалид. Специалисты долгое время рассматривали понятие инвалидность, отталкиваясь преимущественно от биологических предпосылок, в связи с этим социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности, как основном показателе инвалидности.
Однозначного понятия инвалидности в истории не существовало и в различных подходах и концепциях инвалидность рассматривалась по-разному. (20) Рассмотрим самые распространенные подходы к пониманию инвалидности.
Можно
выделить двенадцать различных исторических
и современных моделей
Так называемая «старая», или традиционная, парадигма инвалидности включает в себя:
· моральную (религиозную) модель;
· медицинскую модель;
· экономическую модель;
· реабилитационную модель;
· модель функциональной ограниченности. (34)
Рассмотрим эти модели более подробно. Моральная модель инвалидности, вытекающая из базовых постулатов христианской религии, с одной стороны, рассматривала инвалидность как «наказание за грехи», а с другой - причисляла инвалидов к мученикам. Некоторые культуры и субкультуры до сих пор связывают инвалидность с чувствами религиозного наказания или вины, стыда, низким социальным статусом и эксклюзией как самого инвалида, так и всей его семьи, даже если подобные чувства уже не базируются на религиозной доктрине. Для людей с ограниченными возможностями данная модель является особенно тягостной, поскольку порождает социальный остракизм и самоненависть. (34)
Медицинская модель инвалидности в течение длительного времени была доминантной и претендовала на особую научность и гуманность (иногда ее еще называют «административной моделью», поскольку она зародилась в недрах систем здравоохранения и социального обеспечения). Медицинская модель инвалидности рассматривает физические и психические отличия между людьми в терминах патологических отклонений и дефектов, то есть «неполноценности».
Отличительным подходом медицинской модели являлось то, что она рассматривала людей с ограниченными возможностями как некомпетентных, неспособных отвечать за себя и трудиться, нуждающихся в присмотре и, возможно, опасных для общества. Медицинское определение инвалидности в значительной мере довлеет и над самим явлением инвалидности, и над теми, кого оно затрагивает, как и над всей социальной политикой и социальной работой. При таком подходе недуги автоматически исключают участие инвалидов в обычной социальной деятельности, в связи с чем необходимо создавать особые медицинские центры, изолированные специализированные интернаты и коррекционные школы. Кроме того, они нуждаются в специальных социальных льготах, пособиях, удовлетворяющих, как правило, только минимальный уровень их материального благополучия. Такой подход способствовал закреплению низкого социального статуса людей с ограниченными возможностями и усиливал социальные стереотипы относительно их несамостоятельности и неуверенности.
Экономическая модель инвалидности во многом является закономерным продолжением медицинской модели, предполагает перераспределение доходов между различными слоями общества там, где в качестве методологической основы принимается медицинское определение инвалидности. Поскольку лица с ограниченными возможностями рассматриваются как физически неполноценные или психически больные, то отсюда делается вывод о том, что они могут работать с гораздо «меньшей нагрузкой, чем здоровые люди, или неспособные работать вообще. Таким образом, лица, страдающие неполноценностью, изначально рассматриваются как менее производительные и экономически ущербные», они не могут производить достаточное количество ресурсов, чтобы обеспечивать себя, и, следовательно, являются обузой для общества.
Из медицинской модели инвалидности выводится и определение функциональной ограниченности, описывающей неполноценность как неспособность лица выполнять те или иные функции наряду со здоровыми людьми. В частности, в Законе США от 1975 года «О правах лиц с недостатками развития» говорится о том, что функциональная ограниченность инвалидов может проявляться в трех или более областях человеческой деятельности: невозможность ухода за собой, ограничения в общении, ограничения в обучении, передвижении, самоконтроле, экономическая несамостоятельность в силу ущерба, невозможность независимого существования и др. (33)
Современное функциональное определение неполноценного развития затрагивает большинство людей, страдающих серьезными недостатками здоровья, и, как следствие, не учитывает огромного количества людей, страдающих более легкими формами недугов. Из модели функциональной ограниченности вытекает и реабилитационная модель, которая видит главную проблему инвалида в наличии больного, «ненормального» тела или психики, нуждающихся в медицинском лечении и реабилитации, цель которых - устранение или компенсация возникших функциональных расстройств. Суть реабилитационной модели состоит в том, чтобы адаптировать, приспособить инвалида к социуму, задача же изменения социума в интересах инвалида и поднятие его социального статуса не рассматриваются. Стоит отметить родственную связь моделей функциональной ограниченности, реабилитационной и медицинской. Многие исследователи, говоря о медицинской модели инвалидности, подразумевают смешанный характер этих трех моделей.
В
конечном итоге рассмотренные модели
- религиозная, медицинская, экономическая
и функциональной ограниченности -
делают упор на то, что у данного
лица лимитировано или отсутствует.
Религиозная модель акцентирует
внимание на неспособности инвалидов
к социальной адаптации по моральным
основаниям («божье наказание»), медицинская
- на нездоровье, экономическая - на неспособности
к экономическому труду, модель функциональной
ограниченности - на неспособности
в широком смысле этого слова.
В связи с этим, данные модели
инвалидности можно отнести к
«старой» парадигме инвалидности, оказавшей
воздействие как на определение самой
инвалидности и социальное к ней отношение,
так и на конструирование национальных
концепций социальной политики в области
инвалидности. Эти концепции были направлены
на то, чтобы создать для инвалидов отдельные
социальные ниши, не пытаясь полноценно
вписать их в социум, что вело, в свою очередь,
к созданию барьеров общения между здоровыми
членами общества и инвалидами, поощрению
пассивного социально-профессионального
поведения инвалидов и снижению их статуса
на рынке труда. (32)
Информация о работе Возможности социальной работы в решении проблем детей-инвалидов