Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:14, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить возможности социальной работы с детьми-инвалидами.
Задачи курсовой работы:
Определить основные понятия детской инвалидности
Определить социальные и психологические проблемы детей-инвалидов
Определить теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами
Определить сущность социальной работы с детьми-инвалидами.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблемное поле детей-инвалидов…………………………………….6
1.1. Понятие детской инвалидности……………………………………………..6
1.2. Социальные и психологические проблемы детей-инвалидов……………14
Глава 2. Возможности социальной работы в решении проблем детей-инвалидов………………………………………………………………………...21
2.1. Теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами……...21
2.2. Сущность социальной работы с детьми-инвалидами…………………….29
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………..41
Специальные детские сады и школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата являются одновременно и образовательными, и лечебно-оздоровительными учреждениями. Они делятся на девятилетние с подготовительным классом (учебная программа охватывает объем неполной средней школы) и одиннадцатилетние с подготовительным классом (учебная программа – в объеме средней школы). Обучение и воспитание ведется с учетом функционального состояния здоровья детей, их двигательных возможностей и медицинских рекомендаций. Лечебно-оздоровительную и реабилитационную работу осуществляют врачи: ортопед, психоневролог, педиатр, физиотерапевт, а также инструктор лечебной физкультуры, массажист, логопед. Наполняемость классов – до 16 человек. Для умственно отсталых детей с ДЦП при школе организуются специальные классы.
Социально-
На
сегодняшний день в России существуют
различные виды помощи и поддержки
инвалидов и членов их семей. Для
данной категории населения
Также меры социальной поддержки включают денежные выплаты, предусмотренные законами Российской Федерации. (30)
Основным звеном государственной политики в отношении инвалидов является комплексная реабилитация. Основным механизмом осуществления реабилитации инвалидов является Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида, которая в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» включает в себя медицинский, профессиональный и социальный аспекты. Необходимость и целесообразность проведения реабилитационных мероприятий и разработки ИПР устанавливают бюро МСЭ при первичном или повторном освидетельствовании граждан на основе определения реабилитационного потенциала и реабилитационно – экспертного заключения. ИПР инвалида – разработанный на основе решения учреждения службы медико – социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. При формировании ИПР детям-инвалидам, учитывается возраст ребенка, показатели здоровья, особенности отклонений развития ребенка, клиническая форма заболеваний, выраженность нарушений функций организма и мотивация семьи для участия в реабилитационном процессе. (21)
Комплекс реабилитационных мероприятий, устранение педагогической и социальной запущенности, правильная подготовка к труду и профессиональная ориентация, проводимая с учетом интеллектуальных, сенсорных, речевых и личностных возможностей детей и подростков с отклонениями в развитии, создают предпосылки для их адаптации в обычных жизненных условиях – социальной реабилитации. Возможности социальной реабилитации детей и подростков с отклонениями в развитии находятся в прямой зависимости от характера и тяжести первичных нарушений, наличия дополнительных отклонений, их индивидуальных особенностей, организации процесса обучения и воспитания детей, воздействия ближайшего социального окружения. Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса ребенка с отклонениями в психическом развитии, его социальная адаптация и достижение определенной социальной независимости. Программа социальной реабилитации состоит из нескольких видов: социально-педагогической, социально-психологической, социо-культурной и социально-бытовой реабилитации. Кроме этого, особо определяются возможности формирования или привития навыков ориентации и передвижения ребенка-инвалида, проведение ему лечебно-физкультурного комплекса при реабилитации ребенка в условиях реабилитационных центров или лечебно-профилактических учреждений. Рассмотрим основные виды социальной реабилитации. (28)
Целью социально-педагогической реабилитации в процессе общего образования детей является решение как общеобразовательных задач, так и задач коррекционных, лечебно-педагогических, направленных на максимальное приспособление детей к самостоятельной жизни и труду. Особое внимание должно уделяться профориентационной работе, трудовой подготовке по различным видам труда. Т.е. основная задача социально-педагогической реабилитации научить ребенка такому образу жизни, при котором он максимально может быть интегрирован в общество. Одним из видов социально-педагогической реабилитации является социально-педагогический патронаж семьи, осуществляемый специалистами реабилитационных центров для коррекции внутрисемейных отношений и поддержки семей с детьми-инвалидами. (19)
Социально-
Важное значение в реабилитации детей-инвалидов имеет социокультурная реабилитации. Социокультурная реабилитация является одним из способов приобщения детей-инвалидов к активной жизни общества. Ее главная задача состоит в приобщении детей и подростков к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни. Формы и методы социокультурной реабилитации многообразны. Наибольшее распространение получили следующие: арттерапия, изотерапия, библиотерапия, глинотерапия, игротерапия (включая компьютерные игры), туротерапия. В рамках социокультурной реабилитации широко используется проведение экскурсий, посещение музеев, театров, концертов. Особое место занимает проведение фестивалей, выставок прикладного искусства и художественного творчества инвалидов. Вовлечение специализированных культурных и досуговых детских учреждений необходимое условие социокультурной реабилитации детей-инвалидов. (22)
Социально-бытовая
реабилитация относится к числу
специальных коррекционных
Таким
образом можно сделать вывод,
что в целях социальной защиты
инвалидов принимаются законы, выделяются
средства на организацию лечения, реабилитации,
образования и досуга, проводится
различного рода помощь и поддержка
как детей инвалидов, так и
членов их семей. Также в России на сегодняшний
день существует немалое количество различных
типов учреждений, осуществляющих реабилитацию
детей-инвалидов. Помимо государственных
учреждений есть еще и различные общественные
и благотворительные организации, деятельность
которых направлена на помощь и поддержку
таких детей. Однако всего этого не достаточно
и если не проводить целенаправленную
социальную работу, то социализация и
интеграция детей инвалидов в общество
будет невозможна.
Заключение.
В данной работе были изучены различные проблемы детей-инвалидов, понятие и причины детской инвалидности, теоретические основы и сущность социальной работы с детьми-инвалидами. На основе всего рассмотренного можно сделать следующие выводы: заболеваний, приводящих к инвалидности в детском возрасте большое количество и всех их не перечислить. Большая часть таких заболеваний не приносит ярко выраженных физических страданий. Но есть и такие заболевания, которые заставляют детей страдать и мучиться. При всем относительном прогрессе современной медицины до сих пор остается много заболеваний, которые невозможно излечить никакими усилиями и деньгами. Но если постоянно проходить определенные курсы реабилитации и лечения, то в скором времени это приведет хоть и не к полному восстановлению функций организма, но хотя бы к частичному улучшению здоровья.
Ряд проблем, рассмотренный в курсовой работе, показывает, с какими трудностями сталкиваются дети-инвалиды и их семьи в современном сообществе. Для решения этих проблем одной социальной политики государства будет не достаточно. Необходимы коренные изменения в отношении таких детей. Самое главное это не отвергать таких людей и пытаться помочь им всеми возможными способами, ведь главное для ребенка это понимание и поддержка со стороны окружающих.
Социальная поддержка и реабилитация инвалидов является сложным процессом. Она включает взаимодействие общества, семьи, личности, родителей и ребенка-инвалида. Инвалид и его семья, нуждаются в постоянном повышенном внимании и защите со стороны общества и государства. В целях их социальной защиты принимаются законы, выделяются средства на организацию лечения, реабилитации, образования и досуга, предпринимаются меры по безбарьерному доступу в различные структуры и обеспечению информацией.
Также для людей с ограниченными возможностями здоровья предусматриваются дополнительное питание, летний отдых и т.п. Конечно, государство уделяет большое внимание к детям с ограниченными возможностями, успешно развиваются отдельные медицинские и учебно-воспитательные учреждения, но, тем не менее, следует признать, что уровень помощи в обслуживании детей этой категории не достаточно высок. Государство не просто призвано предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих снизить ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.
Информация о работе Возможности социальной работы в решении проблем детей-инвалидов