Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:00, курсовая работа
Целью данной работы является исследование использования социальных технологий в управлении.
Для выполнения обозначенной цели были определены следующие задачи:
- определить место социальных технологий в системе управления;
- проанализировать историю и современность процесса внедрения социальных технологий в управление;
- создать инновационную среду для воспроизводства и обеспечить необходимый уровень управления.
Признаки технологизации:
- разграничение, разделение, расчленение процесса на этапы, фазы, операции;
- координация и поэтапность действий, направленных на получение прогнозируемого результата;
- однозначность выполнения процедур и операций;
- возможность многократного применения отработанных стандартных алгоритмов деятельности для решения типовых задач социального управления.
К сущностным характеристикам социальных технологий по мнению Ж.Т. Тощенко относятся следующие:
- социальная технология - это определенный способ достижения общественных целей;
- сущность этого способа состоит в пооперационном осуществлении деятельности;
- операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно;
- эта разработка проводится на основе и с использованием научных знаний;
- при разработке учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность;
- социальная технология выступает в двух формах: как проект, содержащий процедуры и операции, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этим проектом.
На этом основании возможно построение социальной технологии: разделение социального процесса в соответствии с целями и задачами на отдельные этапы, фазы, процедуры, операции; определение алгоритма, внутренней логики и координация деятельности; обеспечение однозначности выполнения процедур и операций воздействия; установление условий внешнего воздействия, параметров регулирования, социального контроля.
Таким образом, благодаря ритмичности (социальным алгоритмам), последовательности, своевременности, пропорциональности, социальная технология дает значительный синергетический эффект, усиливает результативность социального воздействия.
В сфере социального управления первый этап проявляется в условиях:
- отсутствия в организации материальной заинтересованности;
- превышения резервов социального потенциала над реальной их потребностью;
- отсутствия экономической, социальной, правовой ответственности за эффективное использование трудовых ресурсов. В этих условиях информация о возможности использования социальных технологий воспринимается как сознательный, познавательный процесс. Информация не побуждает к активному познанию сущности социальных технологий, условий ее использования в системе производственной деятельности.
Второй - проявляется в условиях потребности трудового коллектива в обеспечении динамичности экономической эффективности производства.
Третий - сформирована устойчивая мотивация личности, коллектива на эффективность производства. Осознана необходимость комплексного подхода к использованию имеющихся потенциалов - технического, - по характеру решаемых задач: частные и универсальные.
Глава 2. Социальные технологии в системе управления
По вопросу о возможности разработки социальных технологий в управлении в научной литературе существует множество разнообразных подходов, различных точек зрения. Поэтому представляется чрезвычайно важным выяснить исходные теоретико-методологические подходы, уточнить категориальный аппарат, основы классификации социальных технологий, выявить принципы их разработки и внедрения.
Что касается социальных технологий, то они представляют собой способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение или преобразование (изменение состояния) социального объекта, достижение заданного результата. При этом речь идет о специфических социальных средствах. Специфика технологии в том, что она алгоритмизирует деятельность и поэтому может быть многократно использована, тиражирована для решения сходных задач, достижения заданных результатов посредством профессиональной культуры.
Вместе с тем в социологической литературе имеется и расширительная трактовка социальной технологии, когда она практически идентифицируется с управлением и в нее включаются проблемы планирования, проектирования, экспериментирования и другие элементы управленческого цикла.
В общем, трактовка социальных технологий наиболее близка к объяснению понятия организация в том смысле, в котором употребляет его часть социологов, имея в виду процесс практической реализации того, что проработано на предшествующих ступенях управления — планировании, проектировании и программировании, т.е. в процессе управления наступает такая стадия, когда нужно претворить в жизнь, организовать процесс объективизации материальных или духовных идей.
Однако не все процессы организации подвергаются жесткой регламентации, алгоритмизации — в процессе управления в действиях руководителя и каждого причастного к управлению всегда присутствует элемент импровизации, творчества и даже интуиции. Иногда работу организатора-руководителя сравнивают не только с наукой, но и искусством. Но это не отменяет того, что в этом широком поле поиска рациональной организации управления присутствует (или должна присутствовать) жесткая программа осуществления ряда последовательных операций с целью достижения заранее сформулированной цели. Именно социальная технология создает возможность тиражировать приемы и методы, многократно повторять их, а также применять в аналогичных обстоятельствах в других социальных институтах и процессах.
2.1. Внедрение социальных технологий в управление: история и современность
Известно, что социальные технологии были изобретены давным-давно. Люди, к примеру, долгие века управляли своими общественными делами, передавали накапливаемые знания, информацию от поколения к поколению. Конечно, при этом всегда пользовались технологиями, которые в большинстве случаев специально не разрабатывались, были достаточно простыми, да и сами социальные связи не требовали технологизации: могли быть освоены интуитивно, эмпирически. Социальный прогресс был возможен на основе прошлых правил, предписаний, традиций, культурных образцов, то есть традиционных процедур и операций, которые целенаправленно, сознательно не разрабатывались и нередко относились к числу рутинных.
Издревле мастеров отбирали, обучали, создавали им необходимые условия труда и отдыха, ценили. По мере усложнения методов вовлечения научных знаний при использовании и переработке сырья, развития техники, увеличения объемов производства выпускаемой продукции житейская мудрость дополнялась научными разработками в области психологии, педагогики, обучения кадров, их практического использования и др. То, что раньше делалось методом «проб и ошибок», сегодня можно делать при помощи методики, норм, нормативов, с использованием техники для получения и обработки требуемой информации, ее анализа и использования, что ускоряет и делает более эффективным принятие управленческих решений. Изучение природы социальных процессов, по мнению ряда исследователей, позволило разработать теорию и методику их моделирования, прогнозирования, технологию воспроизводства. Знание операций производственных технологий позволило расчленить труд на технологические операции использования знаний, практического опыта, способностей, инициативы и творчества работника, найти качественные показатели их взаимосвязи с результатами трудовой деятельности, вскрыть природу и зависимость их воспроизводства Никредин Г.Д., Галиев Г.Т., Бушин Н.И., Кабиров Р.Р., Кубицкий С.И. Технологическое управление социальными процессами. - Уфа. 1997. С. 8.
Необходимо заметить, что именно после этого этапа можно говорить о новом уровне управления - технологическом.
Сейчас изменилось то, что прежний способ освоения социального пространства и поддержания в нем социального равновесия оказался недостаточным. Общество во второй половине нынешнего века вступило в совершенно иное информационное состояние и теперь качественно отличается от того, каким оно было в XIX столетии. К концу первой половины XX века в информационных и управленческих структурах мирового сообщества произошли революционные изменения. Суть их состоит в том, что прикладные знания, технологии поддержания равновесия стали обновляться по несколько раз в пределах одного поколения и в своем качестве оказались совершенно непригодными для социального наследования и управления.
И в 60--80-е годы XX века Запад переживал информационную, управленческую и концептуальную революции. Именно на их основе, прежде всего, происходили рост совокупного национального продукта и коренные изменения во всех сферах общественной жизни: в производстве, бизнесе, науке, образовании, социальной организации. В основе этого лежало освоение человеческого ресурса, интеллектуальной собственности и управленческих «ноу-хау» - совокупность знаний и управленческий опыт, применяемый в деятельности предприятия, который еще не стал всеобщим достоянием Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм. Белгород, 1991..
В России как раз в эти годы складывались предпосылки кризисного состояния, информационного, интеллектуального и управленческого застоя. Сбалансировать социальное пространство на уровне прошлого опыта и традиций оказалось невозможным, а инновационный опыт, накопленный в США и Европе по преодолению кризиса и использованию широких социальных проектов и программ, оказался невостребованным, человеческий фактор оставался во многом застывшим капиталом, организационные структуры окостеневшими, а интеллектуальная собственность в массовых масштабах немотивированной к развитию. Между тем под влиянием научно-технической революции, информационной в частности, чрезвычайно усложнились связи социальных систем, увеличилось их число, многократно вырос динамизм социальных процессов, что объективно расширило предпосылки для возникновения социальных конфликтов, кризисов, катастроф и поставило ряд новых требований в области совершенствования системы социального управления. Кроме того, необходимо учитывать, что ускоренными темпами продолжает действовать общесоциологическая закономерность - возрастание роли социального в развитии мировой цивилизации, а это объективно требует коренных изменений в общей теории управления, освоения инновационных методов социального воздействия, обеспечивающих более высокое качество социального управления.
Однако это требование XXI века пока не только не реализовано, но и находится во все более углубляющихся противоречиях между назревшими управленческими инновациями и низким уровнем управленческих воздействий. Поэтому мировая цивилизация пребывает сегодня в состоянии системного кризиса, прежде всего кризиса управления. Выход из него только один - включить в поиск разбалансированного социального пространства наукоемкие социальные технологии, которые обеспечат передачу социальной информации в результате социального наследования не на уровне интуиции, прошлого опыта, а на прочной основе современных научных данных, технологизации и информатизации социального пространства. Смысл и назначение любой технологии - оптимизировать управленческий процесс, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения социального результата. Использование технологий - главный ресурс, позволяющий снизить затраты на управление, повысить эффективность управленческого воздействия и его роль в жизни общества Макаревич В.Н., Слепенков И.М. Технологический подход к освоению социального пространства // Информатизация и технологизация социального пространства. М., 1994. С. 20--30..
Активный процесс технологизации социальной жизни связан с научно-технической, информационной и менеджерской революциями, когда главным фактором избавления развитых стран от бедности стало не процветание капитализма самого по себе, а изменения «...в головах, в глазах миллионов ученых, политиков, инженеров, юристов, педагогов развитого мира, но, прежде всего, в головах его менеджеров» Верпаховский Б.Е. В чем причина? Современный менеджмент: принципы и правила. Н. Новгород, 1992..
Общество стало искать приоритеты не только на пути технического прогресса, но и на основе социальной ориентации рынка, правильного использования человеческого ресурса, развития и защиты интеллектуальной собственности.
В нашей стране социальные технологии как объект научного исследования возникли не вдруг и не на пустом месте. Еще А.К. Гастев в 20-е гг. пришел к мысли о необходимости разработки трудовых технологий, считая, что именно они дают возможность систематизировать и найти оптимальные формы взаимодействия орудий труда и работника, его знаний, практических навыков, психофизиологических качеств в комплексе использования знания в области экономики, психологии, физиологии труда. Подчинить этой цели все сферы обеспечения - экономические, социальные, правовые, материально-технические, политические и др. Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в научную организацию труда. - М., 1972. С. 295. Российская социологическая мысль, начиная с 60-х годов, проявляет интерес к этой проблематике, активно включается в ее разработку. Наблюдения в те годы показали, что внедрение социальных технологий, направленных на более полное использование творческих и интеллектуальных способностей человека, могло обеспечить увеличение промышленного производства на 20--25 Уткин. Э. А. Человеческий фактор и интенсификация производства. - М., 1986. С. 4., а при реализации резервов -- на 40--60 процентов Социология в СССР. М., 1966. Т. 1. С. 445; Труд, контакты, эмоции. - Л., 1980. С. 28.. Стало очевидным, например, что приоритет Японии во многих отраслях промышленности, был достигнут, прежде всего, за счет активного включения научного потенциала в комплексное изучение проблем личности, коллективной организации труда и т.д. Появляется целый ряд работ, в которых авторы в той или иной степени затрагивают разные аспекты социальных технологий применительно к этой сфере См.: Иванов В.Н. Трудовой коллектив - субъект социального управления. - М., 1980; Подмарков В. Г. Введение в промышленную социологию. - М., 1973; Тощенко Ж. Т. Социальное планирование в СССР. - М., 1981; Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. М., 1972; Патрушев В. И. Социальные резервы трудового коллектива. Киев, 1990..
В дальнейшем исследования выходят за рамки только этой сферы и затрагивают более широкий круг вопросов См. подробнее: Беспальков В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989; Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Экономическая социология: исторические предпосылки и объем изучения. М., 1989; Зайцев А. К. Внедрение социальных технологий в практику управления. М., 1989; Краковский, Ю.К. Мир деловой игры. М., 1989..
Информация о работе Взаимодействие социальных и управленческих технологий