Взаимодействие социальных и управленческих технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:00, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование использования социальных технологий в управлении.
Для выполнения обозначенной цели были определены следующие задачи:
- определить место социальных технологий в системе управления;
- проанализировать историю и современность процесса внедрения социальных технологий в управление;

Работа состоит из  1 файл

Введени2.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

На научно-технических конференциях, в том числе в Белгороде, Куйбышеве, Кировограде, Феодосии, впервые обсуждались вопросы практического применения социальных технологий в различных областях жизни См.: Перестройка и социология труда. Тез. докл. Всесоюзной НПК. Куйбышев, 1989; Социологические исследования и социальные технологии. Тез. выступл. на республиканской НПК. Кировоград, 1989; Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм. Белгород, 1991; Актуальные проблемы разработки и внедрения социальных технологий в трудовых коллективах. Феодосия, 1991..

В процессе реализации отдельных задач формируются знания о конкретных элементах технологизации социальных процессов в социальных системах; диагностике социальных явлений; принципах обработки и анализа социальной информации; прогнозировании и планировании развития социальных явлений и процессов. Это потребовало создания нормативной базы для выработки показателей состояния развития и эффективности, поставило вопрос о создании в целом системы социальной информации и управления. В трудовых коллективах получили распространение такие методы технологизации, как социальные карты, социальные паспорта, стандарты предприятия и др. Однако следует сказать, что разработки в области промышленной социологии не стали достоянием широкой практики, не были дополнены социальным проектированием на других уровнях управления.

В течение долгих лет вопрос о разработке социальных технологий остается актуальным, но, к сожалению, не реализованным, из-за отсутствия экономической свободы и жесткой планово-бюрократической системы хозяйствования, не позволяющим талантливым организаторам реализовать свои способности по претворению достижений науки в практическую деятельность.

Правда, интерес к совершенствованию социологии управления не исчезает. Так, наряду с отечественными разработками появляется целый ряд переводных работ, которые знакомят читателя с разными аспектами использования социальных технологий за рубежом (теория по конечному результату, стратегическое управление, инвестиции в образование и трудовые ресурсы, коллективная организация труда и т. п.) См.: Маритани М. Современная технология и экономическое развитие Японии. М., 1986; Шонбергер Н. Японские методы управления производством. М., 1988; Макмиллан Ч. Японская промышленная система. М., 1988; Как работают японские предприятия. М., 1989; Питер Т., Уотерман Р.В Поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). М., 1988; Управленческое нововведение в США. Проблемы внедрения. М., 1986; Управление по результатам. М., 1988 и др..

Особое внимание в плане разработки и применения универсальных технологий привлекают исследования английских и американских ученых См.: Ансофф И. С. Стратегическое управление. М., 1989; Производительность труда "белых воротничков". М., 1989; Уотерман. Р. Фактор обновления. М., 1988..

Переключение ученых и практиков на разработку проблем эффективного использования потенциалов общества, научные поиски и эксперименты в различных сферах жизнедеятельности общества привели к результатам о возможности движения вперед, но единственным методом эффективного развития - технологическим.

Разработкой теории технологического управления экономическими, социальными, психологическими, политическими процессами заняты ряд специалистов, испытавших на себе издержки научных поисков последних лет в области социального управления: В.Г. Подмарков, В.Г. Афанасьев, Ж.Т. Тощенко, В.А. Ядов, Г.В. Осипов, С.Ф. Фролов, В.В. Новиков, А.К.Зайцев, О.И. Шкаратан, Ю.Л. Неймер, Б.В. Чичилимов, В.М. Чепель, И.М. Слепенков, В.В. Щербина, Н.С. Данакин, Л.Я. Дятченко, В.И. Патрушев и др.

Особый вклад был внесен В.Н. Ивановым, одного из авторов концепции развития самоуправления трудовых коллективов. Под его руководством защищены первые кандидатские и докторские диссертации по проблемам социальных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава3. Взаимодействие социальных и управленческих технологий

 

3.1 Проблемы внедрения и применения социальных технологий в государственном управлении

 

Опасно абсолютизировать социальные технологи: социальная технология должна быть естественной частью нормального функционирования государства и общества, но не средством манипуляции людьми. Социальная технологизация имеет свои пределы и ограничения, может быть рутинной и утопической, дает свои побочные эффекты; ее влияние на социальную и природную среду может быть непреднамеренным.

Любой метод управления основан на познании объективных экономических закономерностей и принципов их реализации, но в них отражаются не только требования объективной реальности, но и человеческого сознания, рефлексии, которые служат преобразованию действительности на основе научной методологии, которая позволяет оптимизировать процесс познания совокупности технологических приемов (операций, процедур).

Социальные технологии распространяются все активнее на все стороны социальной жизни - экономическую, социально-политическую, духовную. Они все используются в сфере организации и управления социальными процессами, в совершенствовании исследовательской работы, интеллектуальной деятельности в целом, в образовании, воспитании, художественном творчестве. С этой точки зрения социальные технологии могут быть рассмотрены как элемент человеческой культуры, как часть такой интеллектуальной собственности, которая появляется как результат творчества, строится по его законам. Но технологическая культура, являясь частью культуры, элементом творчества, -- в большей мере продукт науки управления, ее неотъемлемый элемент. Поэтому новизна социальной технологии, прежде всего, определяется ее наукоемкостью. Иванов. В.Н. Указ. Соч. С. 26.

В процессе разработки и внедрения социальной технологии следует учитывать: качество самого социального и политического пространства, необходимость постоянного обновления процедур и операций, расширение рамок их наукоемкости, что позволяет концентрировать в них не только накапливаемый опыт, но и новые идеи, творческие решения, достижения научной мысли. В целом, социальную технологию, следует понимать не как жесткую регламентацию в управлении социальными процессами, а как инновационное средство мотивирования и стимулирования системы к саморазвитию и самосовершенствованию.

Можно утверждать, что в условиях информационной и управленческой революций, когда социальное пространство и социальное время имеют тенденцию к сжатию, уплотнению, вопросы социализации личности, ее мотивации к деятельности, поведения в социальных организациях -- одна из наиболее актуальных проблем социологической науки, возможно, даже ее суть. Иванов. В.Н. Указ. Соч. С. 29.

Критериями эффективности разработанной социальной технологии должны стать:

- простота - она не должна быть излишне усложнена, содержать промежуточные этапы и операции;

- гибкость - адаптация к изменяющейся обстановке;

- надежность - наличие некоторого запаса прочности, дублирующего механизма;

- экономичность - иначе технология может быть эффективной, но дорогостоящей и неэкономичной;

- удобство эксплуатации - даже прекрасно разработанная технология может оказаться бесполезной, если она неудобная для людей, которым придется с ней работать.

Проблемой внедрения социальных технологий в практику управления выступает также противоречие между интеллектуальным и нравственным опытом, который накоплен человечеством на пути познания и освоения мира, и уровнем применения наукоемких технологий в различных сферах управления.

Социологическое знание, его теоретические и методологические основы не должны значительно отставать от жизни от объекта своего исследования. Совершенно очевидно, что уровень теоретической, управленческой вооруженности общества, системы быстрого реагирования, в том числе технологические и информационные, не отвечают требованиям жизни.

По существу, предстоит разработать теоретические и методологические основы создания и функционирования таких систем управления, которые обладают средствами как стратегического, так и быстрого реагирования, социальной профилактики. От выполнения традиционных функций социологическая наука должна перейти к качественной и быстрой диагностике, информационно и технологически обеспеченной на уровне современных данных, иметь на вооружении технологии глобального и тактического реагирования, направленные не только на изучение, но и на получение позитивного социального результата в соответствии с прогнозными оценками.

Без этого социологию ждет стагнация, еще больший отрыв от объекта исследования - общества.

Управление пока лишено адекватного социологического обеспечения. Не преодолев этого кризиса, нельзя добиться гармонизации социального пространства и сознательного утверждения новых способов жизнедеятельности людей.

Активное использование социальных технологий в практике управления позволяет говорить о технологизации в определенной мере социального пространства. В ее основе лежат методология и принципы социального проектирования и моделирования социальных систем, что требует сегодня пристального внимания к их разработке и практике применения. Пока уровень социальной технологизации в нашем обществе очень низкий. Крайне неразвита потребность в разработке и внедрении социальных технологий для достижения благородных целей, концептуальная модель развития социального пространства призрачна, размыта, что усложняет сам процесс технологизации, разработки и внедрения частных технологий, которые всегда опираются на глобальные технологии социального обустройства общества.

Необходимо, как никогда раньше, быстрое развитие фундаментальных основ обществоведения, в том числе общей теории управления, от успехов которых, в конечном счете, зависят результаты в прикладной области -- социальных технологиях, представляющих собой междисциплинарную сферу освоения общественной жизни, объединяющую достижения многих наук - естественных и гуманитарных, прикладных и фундаментальных.

Поэтому внедрение социальных технологий в практику социального управления - это не просто "ноу-хау", социальная инновация, а принципиально иной современный способ организации социальной жизни, соответствующий практическим нуждам человечества.

На пути разработки и освоения этого инновационного метода немало трудностей и препятствий. Очевидно, что социальные технологии располагают таким значительным потенциалом, такими возможностями создания нового социального пространства, что их влияние на будущее развитие мира трудно переоценить. Так, известно, что Япония добилась выдающихся успехов за счет творческого использования известных во всем мире не только технических, но и социальных технологий, особенно технологий оптимизации делового сотрудничества, достижения согласия. Сама страна может быть наглядным примером эффективного сотрудничества, социального сопровождения любого технического новшества, управленческого решения. Однако реализация этого потенциала зависит от многих причин: во-первых, от степени пригодности социальных технологий для внедрения в практику социального управления, их наукоемкости, во-вторых, от востребованности обществом, субъектами управления скрытых возможностей и правильного использования их в интересах человека. Только слияние этих факторов может дать ощутимый социальный результат. Их разбалансированность может породить еще большее количество социальных взрывов, катастроф, непредсказуемых социальных последствий, которые способны существенно замедлить темпы социального прогресса и омрачить жизнь многих поколений людей.

Разработка и внедрение социальных технологий в настоящее время находятся в стадии стартового периода, это требует больших затрат на повышение их наукоемкости, что пока характеризуется достаточно низкой окупаемостью и неполной компенсацией в этой сфере управления.

 

3.2 Взаимодействие технологий

 

Общественные проблемы, которые сегодня признаются комплексными и системными, в том числе экономический кризис, неэффективность многих коммерческих компаний и государственных предприятий, политические кризисы, сотрясающие политические элиты государств СНГ, - большинство этих проблем имеют одну общую причину: плохую управляемость общественных, политических и бизнес-процессов.

По всей видимости, эта причина неочевидна управленцам и исполнителям, населяющим перечисленные социальные системы. Иначе трудно объяснить практически полное отсутствие интереса самих управленцев, широкой общественности и СМИ к технологиям управления и к повышению эффективности управленческой деятельности.

С сожалением приходится комментировать, что наука управлять в современном обществе выглядит как необязательная и скучная учебная дисциплина, которую изучают весьма поверхностно, формально и даже не столько изучают, сколько изображают ее изучение.

Необходимо отметить также и весьма низкий, можно сказать унылый уровень преподавания управленческих дисциплин в государственных и коммерческих ВУЗах. Дисциплины, которые преподаются студентам, представляют собой салат из концепций, подходов и философских построений, которые по большей части утратили актуальность 50-100 лет назад. Можно сказать, что современных студентов не обучают управлению, а дрессируют запоминать чужие мысли в форме обрывочных и лишенных связи друг с другом афоризмов и цитат.

Неудивительно, что получив такое, с позволения сказать, образование, управленцы часто не в состоянии даже понять ситуацию, в которой они оказываются. Стоит ли говорить о том, что они не располагают ни одной эффективной социальной технологией, которая позволяла бы целенаправленно изменять состояние социальных систем и инициировать управляемые процессы их изменения и развития.

Иными словами, если бы кто-то поставил себе целью разрушить систему подготовки управленцев и сделать практически все социальные системы неэффективно работающими, он не мог бы предложить лучшей стратегии, чем та, что успешно реализована в странах СНГ сегодня.

Понятие «социальная технология» остается для современных управленцев неизвестным и загадочным. Сама идея, что возможно целенаправленно изменять состояние социальных систем, зачастую является для них революционной. А когда речь заходит о том, что социальная технология не может работать, пока управленец не освоит необходимые инструменты управления, сознание управленца зачастую испытывает коллапс.

Информация о работе Взаимодействие социальных и управленческих технологий