Зависимость стиля общения от свойств темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:04, курсовая работа

Описание

В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится. С этим согласно большинство психологов и социологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения развития и других вопросов.

Содержание

Введение........................................................................................................3
Теоретический анализ литературы по проблеме зависимости стиля общения от свойств темперамента………………………………………..6
Общение: сущность, структура, виды, формы………………………..6
Психологические особенности межличностного общения………….13
Понятие темперамента…………………………………………………..16
Темперамент в структуре личности…………………………………...18
Методики исследования ………………………………………………...21
Заключение ……………………………………………………………….27
Список использованной литературы …………………………………28

Работа состоит из  1 файл

ккр федулова.docx

— 63.00 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ГФБОУ ВПО

 «Тульский  Государственный Университет»

Кафедра психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная курсовая работа

на тему: 

«Зависимость стиля общения от свойств темперамента» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент  группы  № 530201      _____________   Федулов Илья          Научный руководитель: ассистент          ____________ Перегудина В.А.  
 

Тула -  2011                  
Содержание

           Введение........................................................................................................3

  1. Теоретический анализ литературы по проблеме зависимости стиля общения от свойств темперамента………………………………………..6
    1. Общение: сущность, структура, виды, формы………………………..6
    2. Психологические особенности межличностного общения………….13
    3. Понятие темперамента…………………………………………………..16
    4. Темперамент в структуре личности…………………………………...18
    5. Методики исследования ………………………………………………...21

    Заключение  ……………………………………………………………….27

    Список  использованной литературы …………………………………28 
     
     

 

ВВЕДЕНИЕ 

     С древнейших времен человек задумывался  о своей природе, и том, что  он собой представляет, какое место  занимает в мире, каковы границы  его возможностей, способен ли он стать  господином своей судьбы или обречен быть ее слепым орудием. Сегодня проблема человека находится в центре внимания многих наук, составляет основу и предмет междисциплинарных исследований.

     В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек  не рождается, а становится. С этим согласно большинство психологов и  социологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется  развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания  движущих сил развития, в частности  значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей  и этапов развития, наличия специфики  и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения  развития и других вопросов.

     Потребности, интересы, идеалы, установки и ценности личности определяют, что хочет человек, его способности - что он может. Но остается еще вопрос о том, что  же он есть - каковы основные, стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий  облик и его поведение. Это  вопрос о характере. Тесно связанный  с направленностью личности, характер человека вместе с тем имеет своей  предпосылкой его темперамент. Темперамент  взрослого человека связан с типом  нервной системы, последний хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под воздействием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные  процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться  их переключаемость.

     Осуществляя совместную деятельность, люди вступают друг с другом в общение, устанавливают  психологический контакт, представляющий собой, по мысли известного отечественного психолога Б.Д. Парыгина, «сложный и многогранный процесс, которой может выступать в одно и то же время, как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга»

     Достаточно  условно многообразие общения можно  свести к двум основным видам. К первому  относятся контакты, организуемые в  разных видах профессиональной деятельности, где необходимо скоординировать  усилия ее участников для решения  тех или иных общих задач. Такое  общение можно назвать деловым, или ролевым. Здесь люди выступают  по отношению друг к другу в  рамках тех или иных социально  принятых и профессионально раскрываемых ролей.

     Ко  второму виду общения относятся  случаи, когда люди вступают в контакт  не с целью решить задачи какой-либо деятельности, а для выяснения  сложившихся между ними отношений, типа симпатия и антипатия, доверие  и недоверие, уважение и презрение.

     В отличие от делового такое общение  можно назвать личностным, поскольку  здесь люди эмоционально откликаются  не на профессиональные знания и умения других людей, а на их нравственные качества, проявляющиеся, как правило, в тех или иных отношениях к  другим людям (эгоизм - альтруизм), к  совместной деятельности (ответственность - безответственность), к себе (критическое - некритическое).

     В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие  бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции  или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

     Поскольку общение - это взаимодействие людей  и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к другу). И межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования (в качестве других видов общения могут быть названы: общение личности с различными общностями людей, общение этих общностей между собой). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

темперамент общение личность

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗАВИСИМОСТИ  СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ  ОТ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА

1.1 Общение: сущность, структура, виды, формы 

     Общение — сложный и многогранный процесс, который выступает одновременно и как информационный процесс, и  как процесс взаимодействия индивидов, и как процесс их сопереживания  и взаимопонимания.

     Общение выступает также, как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Речь идет не просто о воздействии одного субъекта на другого, а именно о взаимодействии. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает как субъект и это наглядно проявляется в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

     Предметом общения может быть все, что окружает людей, все. что они знают и чего не знают, все, что их волнует или затрагивает, все, о чем нужно говорить, чтобы правильно понять реальную обстановку и конкретно определить свои действия, уточнить свое отношение к фактам, событиям и даже к конкретным людям. Общение может быть направлено на явления природы, мир вещей, явления общественной жизни, социальные связи и отношения, явления психической деятельности в комплексе, а точнее, в их любых сочетаниях друг с другом. Следует отметить, что предметная отнесенность всегда главное в содержании общения.

     Таким образом, предметная область общения  является фундаментом, который объединяет людей, составляет содержание любых  актов общения и, по существу, предопределяет вопросы, которые интересуют или  могут интересовать партнеров общения.

     Важность  условий общения также не вызывает у автора сомнений. К условиям общения  относятся все факторы окружающей среды: время, обстановка, освещенность, пространственное расположение партнеров  общения, внешние помехи, которые прямо или косвенно влияют на содержание, направленность, процесс и результаты общения. В одних случаях эти условия могут стимулировать общение (вспомним, как легко завязывается разговор в купе поезда дальнего следования, среди отдыхающих в доме отдыха или санатория, незнакомых гостей за столом и т. п.), в других случаях — могут препятствовать этому разговору: беседа в переполненном троллейбусе, автобусе, в шуме, на значительном расстоянии, при сильном морозе, в духоте и т. п.

     По  мнению автора условия общения можно  разделить на три группы:

     1) благоприятные; 2) неблагоприятные и  3) нейтральные.

     Благоприятные условия общения содержат минимум  помех внешнего плана с точки  зрения взаимного удобства партнеров. Так, разговор по душам предполагает хотя бы некоторый минимум удобств, в частности, пространственная близость беседующих, отсутствие других людей, резких колебаний температуры, значительных посторонних шумов и т. д. Неблагоприятные  условия сами по себе объективно препятствуют нормальному протеканию акта общения. Например, сильный шум, крики, сильный  холод, давка и толкотня.

     Между этими «полюсами» находятся нейтральные  условия общения, которые объективно не стимулируют общение, но и не препятствуют ему. Таких условий больше всего  дома, на работе, на улице, на стадионе.

     Общение чрезвычайно многогранно, может  быть различных видов.

     Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано  с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение - это множество  непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

     Выделяют  также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель - продавец, учитель - ученик, начальник - подчиненный).

     В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой  ролью. В процессе такого общения  человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая  социальная единица, выполняющая определенные функции.

     Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его  ходе передается особо значимая информация. Доверительность - существенный признак  всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется  взаимным противостоянием людей, выражениями  неудовольствия и недоверия.

     Общение может быть личным и деловым. Личное общение - это обмен неофициальной  информацией. А деловое общение - процесс взаимодействия людей, выполняющих  совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

     Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение  является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние  периоды развития цивилизации возникают  различные виды опосредованного  общения. Опосредованное общение - это  взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники). Андреева Г. М. Социальная психология.

     В социальной психологии многообразие общения  может быть охарактеризовано и по типам.

     Императивное  общение - это авторитарная, директивная  форма взаимодействия с партнером  с целью достижения контроля над  его поведением, установками и  мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер  в этом случае выступает пассивной  стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения - принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.

     Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник - подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно  выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские  отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

     Манипулятивное общение - это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни.

Информация о работе Зависимость стиля общения от свойств темперамента