Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:04, курсовая работа
В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится. С этим согласно большинство психологов и социологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения развития и других вопросов.
Введение........................................................................................................3
Теоретический анализ литературы по проблеме зависимости стиля общения от свойств темперамента………………………………………..6
Общение: сущность, структура, виды, формы………………………..6
Психологические особенности межличностного общения………….13
Понятие темперамента…………………………………………………..16
Темперамент в структуре личности…………………………………...18
Методики исследования ………………………………………………...21
Заключение ……………………………………………………………….27
Список использованной литературы …………………………………28
Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.
Темперамент
отражает динамические аспекты поведения,
преимущественно врожденного
Итак,
под темпераментом следует
К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые регулируют динамику психической деятельности в целом;
характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;
находятся
в строго закономерном соотношении,
характеризующем тип
однозначно
обусловлены общим типом
Пользуясь
определенными признаками, можно
с достаточной определенностью
отличить свойства темперамента от всех
других психических свойств личности.
1.4
Темперамент в структуре
личности
Анализ
внутренней структуры темперамента
представляет значительные трудности,
обусловленные отсутствием у
темперамента (в его обычных
Особое
значение в структуре темперамента
имеет тот его компонент, который
обозначается как общая психическая
активность индивида. Сущность психической
активности заключается в стремление
личности к самовыражению, эффективному
освоению и преобразованию внешней
действительности; конечно при этом
направление, качество и уровень
реализации этих тенденций определяется
другими особенностями
К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает группа качеств, составляющих второй- двигательный, или моторный компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специального речедвигательного аппарата). Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения. Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.
Третьим
основным компонентом темперамента
является “эмоциональность“, представляющая
собой обширный комплекс свойств
и качеств, характеризующих особенности
возникновения, протекания и прекращения
разнообразных чувств, аффектов и
настроений. По сравнению с другими
составными частями темперамента этот
компонент наиболее сложен и обладает
разветвленной собственной
Основные
компоненты темперамента образуют в
актах человеческого поведения
то своеобразное единство побуждения,
действия и переживания, которое
позволяет говорить о целостности
проявлений темперамента и дает возможность
относительно четко ограничить темперамент
от других психических образований личности
- ее направленности, характера. способностей
и др.
1.5
Методики исследования
Для определения психодинамических особенностей личности и выявления стиля общения используются следующие методики:
Методика В.М. Русалова (диагностика структуры темперамента).
Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно - деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.
ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) – 9 вопросов.
ОСТ содержит следующие шкалы:
1. Предметная эргичность – включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.
Высокие
значения (ВЗ) (9–12 баллов) по этой шкале
означают высокую потребность в
освоении предметного мира, жажду
деятельности, стремление к напряженному
умственному и физическому
Низкие
значения (НЗ) (3–4 балла) означают пассивность,
низкий уровень тонуса и активации,
нежелание умственного
2. Социальная эргичность – содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.
ВЗ – коммуникативная эргичность, потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию.
НЗ – незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.
3. Пластичность – содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой.
ВЗ – легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
НЗ – склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.
4. Социальная пластичность– содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.
ВЗ
– широкий набор
НЗ – трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.
5.
Темп или Скорость – включает вопросы
о быстроте
моторно-двигательных актов при выполнении
предметной деятельности.
ВЗ – высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.
НЗ – замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.
6. Социальный темп – включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.
ВЗ – речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.
НЗ
– слабо развита
7. Эмоциональность – включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе.
ВЗ – высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам
НЗ – незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.
8. Социальная эмоциональность - включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.
ВЗ – высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.
НЗ
– низкая эмоциональность в
9. «К» – контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.
ВЗ – неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.
НЗ – адекватное восприятие своего поведения.
Считается, что то или иное свойство темперамента сильно развито у испытуемого, если он получил по нему 9 и более баллов; слабо развито - если по нему получено 4 и менее баллов. Если количество баллов от 5 до 8, то данное свойство темперамента считается среднеразвитым.
Вывод о доминирующем типе темперамента делается на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с данными ниже типичными сочетаниями этих свойств, соответствующими разным типам темперамента.
Сангвиник
- средне развитые показатели по всем свойствам.
Холерик - высокие показатели по энергичности,
темпу и эмоциональности при средних или
высоких показателях по пластичности.
Флегматик - низкие показатели по всем
свойствам темперамента.
Меланхолик - низкие показатели по
энергичности, пластичности, темпу при
средних или высоких показателях по эмоциональности.
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.
Информация о работе Зависимость стиля общения от свойств темперамента