Зависимость стиля общения от свойств темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:04, курсовая работа

Описание

В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится. С этим согласно большинство психологов и социологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения развития и других вопросов.

Содержание

Введение........................................................................................................3
Теоретический анализ литературы по проблеме зависимости стиля общения от свойств темперамента………………………………………..6
Общение: сущность, структура, виды, формы………………………..6
Психологические особенности межличностного общения………….13
Понятие темперамента…………………………………………………..16
Темперамент в структуре личности…………………………………...18
Методики исследования ………………………………………………...21
Заключение ……………………………………………………………….27
Список использованной литературы …………………………………28

Работа состоит из  1 файл

ккр федулова.docx

— 63.00 Кб (Скачать документ)

     Когда говорят о темпераменте, то имеют  в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной  впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем  не менее темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

     Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению  с другими психическим особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 3 темперамента.

     Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической  деятельности человека, которые одинаково  проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания. целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

     К свойствам темперамента относятся  индивидуальные особенности, которые  регулируют динамику психической деятельности в целом;

     характеризуют особенности динамики отдельных  психических процессов;

     имеют устойчивый и постоянный характер и  сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;

     находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;

     однозначно  обусловлены общим типом нервной  системы.

     Пользуясь определенными признаками, можно  с достаточной определенностью  отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности. 

1.4 Темперамент в структуре личности  

     Анализ  внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у  темперамента (в его обычных психологических  характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся  к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным  строением и разными формами  психологических проявлений.

     Особое  значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который  обозначается как общая психическая  активность индивида. Сущность психической  активности заключается в стремление личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней  действительности; конечно при этом направление, качество и уровень  реализации этих тенденций определяется другими особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений  и мотивов. Степень активности распространяется от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высшей степени энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема - на другом.

     К группе качеств, составляющих первый компонент  темперамента, вплотную примыкает группа качеств, составляющих второй- двигательный, или моторный компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специального речедвигательного аппарата). Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения. Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.

     Третьим основным компонентом темперамента является “эмоциональность“, представляющая собой обширный комплекс свойств  и качеств, характеризующих особенности  возникновения, протекания и прекращения  разнообразных чувств, аффектов и  настроений. По сравнению с другими  составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик  “эмоциональности” выделяют впечатлительность. Импульсивность и эмоциональную  лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциональным  воздействиям, способность его найти  почву для эмоциональной реакции  там, где для других такой почвы  не существует. Термином “импульсивность” обозначается быстрота, с которой  эмоция становится побудительной силой  поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного  решения выполнить их. Под эмоциональной  лабильностью обычно принимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное  состояние или происходит смена  одного переживания другим.

     Основные  компоненты темперамента образуют в  актах человеческого поведения  то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое  позволяет говорить о целостности  проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности - ее направленности, характера. способностей и др. 

 

1.5 Методики исследования 

     Для определения психодинамических  особенностей личности и выявления стиля общения используются следующие методики:

  1. Методика В.М. Русалова (диагностика структуры темперамента)
  2. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

     Методика  В.М. Русалова (диагностика структуры темперамента).

     Опросник  Структуры Темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно - деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.

     ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится  к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) – 9 вопросов.

     ОСТ содержит следующие шкалы:

     1. Предметная эргичность – включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.

     Высокие значения (ВЗ) (9–12 баллов) по этой шкале  означают высокую потребность в  освоении предметного мира, жажду  деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения.

     Низкие  значения (НЗ) (3–4 балла) означают пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения низкую вовлеченность в процесс  деятельности.

     2. Социальная эргичность – содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.

     ВЗ  – коммуникативная эргичность, потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию.

     НЗ  – незначительная потребность в  социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.

     3. Пластичность – содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой.

     ВЗ  – легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый  переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к  разнообразию форм предметной деятельности.

     НЗ  – склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных  форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.

     4. Социальная пластичность– содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.

     ВЗ  – широкий набор коммуникативных  программ, автоматическое включение  в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.

     НЗ  – трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.

     5. Темп или Скорость – включает вопросы о быстроте 
моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

     ВЗ  – высокий темп поведения, высокая  скорость выполнения операций при осуществлении  предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.

     НЗ  – замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.

     6. Социальный темп – включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.

     ВЗ  – речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.

     НЗ  – слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.

     7. Эмоциональность – включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе.

     ВЗ  – высокая чувствительность к  расхождению между задуманным и  ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое  беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам

     НЗ  – незначительное эмоциональное  реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность  в себе.

     8. Социальная эмоциональность - включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.

     ВЗ  – высокая эмоциональность в  коммуникативной сфере, высокая  чувствительность к неудачам в общении.

     НЗ  – низкая эмоциональность в коммуникативной  сфере, нечувствительность к оценкам  товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность  в себе и ситуациях общения.

     9. «К» – контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.

     ВЗ  – неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем  есть на самом деле.

     НЗ  – адекватное восприятие своего поведения.

     Считается, что то или иное свойство темперамента сильно развито у испытуемого, если он получил по нему 9 и более баллов; слабо развито - если по нему получено 4 и менее баллов. Если количество баллов от 5 до 8, то данное свойство темперамента считается среднеразвитым.

     Вывод о доминирующем типе темперамента делается на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с данными ниже типичными сочетаниями  этих свойств, соответствующими разным типам темперамента.

     Сангвиник - средне развитые показатели по всем свойствам. 
Холерик - высокие показатели по энергичности, темпу и эмоциональности при средних или высоких показателях по пластичности. 
Флегматик - низкие показатели по всем свойствам темперамента. 
Меланхолик - низкие показатели по энергичности, пластичности, темпу при средних или высоких показателях по эмоциональности.

     Методика  диагностики межличностных  отношений Т. Лири.

     Методика  создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

     При исследовании межличностных отношений  наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее  впечатление о человеке в процессах  межличностного восприятия.

Информация о работе Зависимость стиля общения от свойств темперамента