Бизнес-план финансового оздоровления предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:39, курсовая работа

Описание

Тема курсовой работы: Бизнес-план финансового оздоровления предприятия.

Объем и структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, рекомендаций, заключения, списка использованных источников литературы и приложений. Она содержит 53 страницы основного текста, 17 рисунков, 21 таблицу и 42 формулы.

Содержание

Введение ……….4

Глава 1 Методические и практические аспекты

бизнес-плана финансового оздоровления предприятия ……….6

1.1 Основные принципы бизнес-плана финансового

оздоровления предприятия ……….6

1.2 Состав и структура бизне-плана финансового

оздоровления предприятия ..…….12

1.3 Алгоритм выбора бизнес-плана методов финансового

оздоровления предприятия ………18

Глава 2 Антикризисный и финансовый анализ

предприятия ТПК «Леди-Прима» ………22

2.1 Организационно – управленческая характеристика

ТПК «Леди-Прима» ………22

2.2 Оценка и анализ угрозы неплатежеспособности

предприятия ТПК «Леди-Прима» по методике ФСФО ………27

2.3 Построение и анализ сравнительного

аналитического баланса ………35

2.4 Анализ данных сравнительного баланса и других форм

бухгалтерской отчетности ………37

2.5 Анализ ликвидности баланса ………42

2.6 Финансовый анализ состояния предприятия ………47

2.7 Определение вероятности наступления кризиса по

Модели У.Бивера ………52

2.8 «Модель Альтмана» (или «Z – счет Альтмана») ………53

Заключение ………57

Список использованных источников и литературы ………60

Приложения ………62

Приложение А Бухгалтерский баланс ТПК «Леди-Прима» ………62

Приложение Б Отчет о прибылях и убытках ………63

Работа состоит из  1 файл

15 Асатуллина.docx

— 279.03 Кб (Скачать документ)

     -низкий  удельный вес денежной составляющей  в выручке, от реализации продукции в связи с бартерным характером товарных отношений, между предприятиями;

     -дебиторская  задолженность государства за  заказную, но неоплаченную продукцию;

     -большие  расходы по содержанию ведомственного  жилого фонда, оставшегося на  предприятии;

     -задолженность  предприятий перед организациями-монополистами,  продающими электроэнергию, газ, тепло и воду;

     неиспользуемые производственные, административные и бытовые помещения, которые стали свободными из-за сокращения производства [11; С.199].

     К типовым причинам неплатежеспособности предприятий, выявленным в результате проведения анализа финансово-экономического состояния, можно отнести следующие:

     -отсутствие  или неправильное ведение платежного  календаря – финансового документа,  в котором подробно отражается оперативный денежный оборот предприятия. В платежном календаре должно быть представлено движение денежных средств по срокам их поступления и использования;

     -«котловой»  учет затрат на производство  и реализацию продукции, который  не позволяет проводить дифференцированную  оценку рентабельности различных  видов деятельности;

     -включение  в себестоимость реализованной  продукции (услуг) затрат, не связанных  с ее производством и продажей, которое приводит к образованию  убытков от основной производственной  деятельности;

     -неэффективное  управление имущественным комплексом [11; С.199].

     Для преодоления кризисной ситуации и перехода к рентабельному функционированию российским предприятиям необходимо произвести серьезные изменения. Касается это крупных структурных мероприятий, а также принятия ряда управленческих решений по разработке стратегии развития, внутреннему экономическому механизму, системе управления затратами, продвижению продукции. После того как ситуация на предприятии стабилизируется, необходимо подумать о развитии новых направлений деятельности или переходе на интенсивный путь развития.

     В этих целях разрабатываются бизнес-планы  как на действующих, так и на вновь  создаваемых предприятиях для обоснования  получения кредитов под производственное нововведение (продукцию или технологию).

     Параллельно с развитием бизнес-планирования для несостоятельных предприятий разрабатывают также бизнес-планы финансового оздоровления предприятия. При внешней идентичности этих понятий в существующей нормативной документации содержание их различно. Если бизнес-план нормально функционирующего предприятия не предполагает мероприятий по его реформированию, то бизнес-план финансового оздоровления подразумевает глубокие преобразования на предприятии для его восстановления. При этом в бизнес-план финансового оздоровления несостоятельного предприятия может входить как общий, так и несколько бизнес-планов по отдельным нововведениям или производственным бизнес-единицам.

     Бизнес-план финансового оздоровления – это эффективный инструмент планирования финансово-экономических, технических и управленческих мероприятий по реформированию несостоятельного предприятия с учетом потребностей рынка, основные цели которых заключаются в восстановлении платежеспособности и повышении конкурентных преимуществ предприятия-должника [11; С.200].

     Бизнес-план финансового оздоровления выполняет следующие основные функции:

     -используется  для разработки и реализации  восстановления платежеспособности  и конкурентных преимуществ на  рынке;

     -является инструментом, с помощью которого кредиторы, инвесторы и другие пользователи бизнес-плана финансового оздоровления могут оценить текущие и будущие финансовые состояния предприятия, достоверность и обоснованность планируемых мероприятий, а также проконтролировать процесс реализации бизнес-плана;

     -представляет  собой основной документ, необходимый  для привлечения инвестиций в  производство. Если инвестор не  представляет стратегию и тактику  развития предприятия и не  уверен в эффективности инвестиций  и коммерческой привлекательности,  то он не станет вкладывать  финансовые средства в предприятие [11; С.200].

     Данные  функции не исчерпывают полный их перечень, однако они свидетельствуют  о важности этого документа и  значительной роли в реформировании несостоятельных предприятий и  оздоровления экономики страны.

     Анализ  сфер применения бизнес-плана в антикризисном управлении показывает, что он может разрабатываться как на этапе досудебной санации, так и на этапах наблюдения и внешнего управления. Если цель бизнес-планов, разработанных на разных этапах антикризисного управления, одна – восстановление платежеспособности предприятия и повышение его конкурентоспособности, то их содержание различно.

     На  этапе досудебной санации собственник предприятия в случае финансовых проблем обязан применить меры по предупреждению банкротства предприятия. Эти меры формулируются в бизнес-плане финансового оздоровления и в основном связаны с санированием предприятия кредиторами или другими инвесторами на определенных условиях. На данном этапе меры по финансовому оздоровлению предприятия, как правило, не отличаются от решений, принимаемых руководителем на нормально работающем платежеспособном предприятии (привлечение инвестиций, поиск новых видов деятельности, снижение себестоимости и т.д.).

     На  этапе наблюдения, если принятые ранее меры не дали положительного результата, временный управляющий обязан провести анализ финансового состояния предприятия и дать предложения по восстановлению платежеспособности несостоятельного предприятия.

     Данный  бизнес-план может включать в себя как изложенные выше меры, так и дополнительные, например:

     -акционирование;

     -продажа  неэффективных пакетов акций  других предприятий и долей  в уставном капитале других предприятий;

     -перепрофилирование  предприятия [11; С.201].

     Конечным  результатом данного бизнес-плана должно явиться определение, достаточности принадлежащего предприятию-должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности этого предприятия.

     На  этапе внешнего управления арбитражному управляющему предписана разработка бизнес-плана внешнего управления предприятием, вторая часть которого – бизнес-план финансового оздоровления несостоятельного предприятия. На этом этапе в бизнес-план финансового оздоровления могут вноситься все мероприятия, которые были сформулированы для первых двух этапов антикризисного управления, а также дополнительные мероприятия по преобразованию предприятия, например изменение его структуры, создание новой системы управления, пересмотр действующих арендных договоров, реструктуризация дебиторской и кредиторской задолженности, продажа предприятия и др.

     Реализация  указанных мероприятий позволяет  внешнему управляющему обеспечивать оплату текущих издержек предприятия и  накапливать денежные средства для  покрытия кредиторской задолженности.

     Таким образом, при составлении и реализации бизнес-плана финансового оздоровления предприятия необходимо руководствоваться рядом принципов, которые представляют собой совокупность основных требований, предъявленных к разработке и реализации бизнес-плана.

     1. Принципы целесообразности разработки и реализации бизнес-плана финансового оздоровления предприятия. При разработке и реализации бизнес-плана необходимо помнить о главной цели, стоящей перед управляющими. Например, в период внешнего управления предприятием главная цель деятельности внешнего управляющего – восстановление платежеспособности предприятия.

     2. Принцип адекватности. Он означает максимальное приближение планируемых мероприятий к реальности социально- экономических и финансовых условий функционирования предприятия-должника. Для реализации данного принципа проводится глубокий анализ финансового и технико-экономического состояния предприятия, его финансовых потоков, и на этой основе выбираются мероприятия по финансовому оздоровлению. Иногда для восстановления платежеспособности достаточно скорректировать прежнюю маркетинговую политику предприятия, но чаще приходится долго «лечить» несостоятельное предприятие.

     3. Принцип системного подхода к разработке бизнес-плана. Этот принцип предполагает рассматривать предприятие-должник как сложную социально-экономическую систему, имеющую различные аспекты (подсистемы) деятельности: юридические, социальные, финансовые, технические, экономические и др. Поэтому при разработке бизнес-плана необходимо предусмотреть мероприятия, «оздоравливающие» отдельные подсистемы предприятия-должника.

     4. Структурный принцип. Такой принцип предполагает наличие в бизнес-плане, как минимум, трех обязательных разделов, в которых характеризуются текущее и будущее состояние предприятия, а также формируются мероприятия по финансовому оздоровлению, необходимые для достижения планируемого будущего состояния предприятия.

     5. Принцип содержательности. Бизнес-план финансового оздоровления должен быть обоснованным и достоверным, логично и ясно изложенным.

     6. Принципы коллективности. Эти принципы предполагают, что разработка и реализация бизнес-плана должны осуществляться командой профессиональных консультантов вместе с руководителями предприятия-должника. Только такой тандем может привести к реальному финансовому оздоровлению предприятия [11; С.202].

     Приведенные выше принципы разработки бизнес-плана финансового оздоровления предприятия не исчерпывают все их множество, однако данные требования являются основными для получения содержательного и достоверного бизнес-плана. 

1.2 Состав и структура бизнес-плана финансового оздоровления предприятия

     Состав  и структура бизнес-плана финансового  оздоровления зависят в основном от масштабов предприятия и среды  его функционирования.

     Для средних и крупных предприятий  эти характеристики выглядят следующим  образом.

     Таблица 1

     Состав  разделов бизнес-плана финансового  оздоровления

    
№ раздела Наименование  раздела Примерный удельный вес в %
1 2 3
Раздел 1. Постановка  задач 4,6
Раздел 2. Общая характеристика предприятия 2,2
Раздел 3. Финансовое  технико-экономическое состояние  предприятия. Оценка причины нерентабельности 19
Раздел 4. Маркетинг (товары и услуги, поставщики и потребители, сбыт, конкуренты, план маркетинга) 14

 

     Продолжение таблицы 1

    
1 2 3
Раздел 5. План производства (производственная программа, план продаж, потребность в основных фондах, расчет потребности в работниках и заработной плате, отчеты расходов и калькуляция  себестоимости, потребность в дополнительных инвестициях) 14
Раздел 6. Реструктуризация  предприятия 19
Раздел 7. Реструктуризация  задолженности 4,6
Раздел 8. Финансовый  план 9
Раздел 9. Организация управления затратами предприятия 9
Раздел 10. Календарный график реализации мероприятий по финансовому  оздоровлению предприятия 4,6

Информация о работе Бизнес-план финансового оздоровления предприятия