Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:50, дипломная работа
Актуальность темы антиинфляционных мер для новейшей экономической истории России очевидна и обусловлена рядом объективных причин. Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики. В экономической жизни страны проблема инфляции будет занимать в 2012 г. особое место. А её многократному обострению будет способствовать мировой финансовый кризис.
Введение……………………………………………………………………….……..3
1. Теоретико-методологические основы исследования инфляции……..…….7
1.1.Инфляция: основные понятия и методы исследования……………………......7
1.2.Зарубежный опыт исследования инфляции………………………………..….16
1.3. Особенности управления инфляционными процессами в РФ………………
2.Анализ показателей инфляционных процессов в РФ и прогноз их изменения в перспективе…………………………………………………………46
2.1.Динамика изменения показателей, влияющих на………………………………
инфляцию на 2011-2014 гг. …................................................................................46
2.2. Прогноз изменения показателей на 2012-2014 гг.…………………………..53
2.3. Изменение налоговой политики в 2012-2014 гг. и ее влияние на социальную сферу………………….……………………………………………………………...70
3. На основе анализа и прогнозных показателей представляются следующие пути регулирования инфляции в РФ……………………………..74
3.1. Механизмы антиинфляционного регулирования……………………………74
3.2. Оценка социально-экономической эффективности антиинфляционных действий, предпринимаемых в РФ………………………………………………...84
Заключение…………………………………………………………………….…..88
Перечень принятых терминов…………………………………………….…….91
Список использованной литературы…………………………………..............92
Приложения……………………………………………………………………….96
Ожидается, что вклад повышения тарифов ЖКХ в инфляцию в 2012-2014 гг. не превысит 0,9-1,1 процентного пункта. Предполагается, что при переходе к регулированию тарифов на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение на метод доходности инвестированного капитала, намеченном на 2012-2014 годы, удастся избежать ускоренного роста тарифов.
Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце июня 2011 г. составила 2761,5 рубля в расчете на месяц. За месяц его стоимость снизилась на 1,6% (с начала года увеличилась на 5,2%) (см. таб.2) (см. Приложение 2).
Стоимость набора в Москве в конце июня составила 3239,4 рубля и за месяц снизилась на 1,8% (с начала года-выросла на 8,2%), в Санкт-петербурге-3093 рубля и увеличилась на 0,1% (с начала года-выросла на 6,9%). Стоимость минимального набора продуктов питания на основе наборов продуктов питания для мужчины трудоспособного возраста, отражает межрегиональную дифференциацию уровней потребительских цен и не является составляющим элементом величины прожиточного минимума, определяемого в субъектах РФ, т.к. при расчете стоимости минимального набора продуктов питания, в отличии от величины прожиточного минимума, используется единые (установленные в целом по РФ) объемы потребления.
В
июне, как и в предыдущем месяце,
среди наблюдаемых групп
Продолжал отмечаться рост цен на перевязочные материалы (в июне они подорожали на 1,6%), ткани хлопчатобумажные (на 1,4%) и табачные изделия (на 1,1%). Цены на бинт увеличились на 2,8%, ситец набивной отечественный-на 1,6%, сигареты отечественные -на 1,2-3,4%. В группе строительных материалов цены на цемент тарированный выросли на на 5,5%, рубероид, краски масляные, эмали отечественные и кирпич красный -на 1,2-1,9%. В группе медикаментов цены на стрепсилс, фалиминт, гепарин натрия возросли на 1,0-2,1%. В то же время практически на половину наблюдаемых наименований медикаментов отмечалось снижение цен. В наибольшей степени подешевели активированный уголь, аспирин отечественный и отинум -на 1,5-3,3%. Среди остальных видов непродовольственных товаров на 1,0-2,1% стали дороже пеленки для новорожденных, белье постельное, бельевой трикотаж для детей, учебники и учебные пособия для общеобразовательной школы, мячи футбольные, зонты, миксеры и блендеры, спички, ювелирные изделия, отдельные виды одежды и обуви для женщин и детей. Одновременно снизились цены на 0,1-1,0% на свежесрезанные цветы, крем для лица, коньки роликовые, фотоаппараты, телефоны, персональные компьютеры.
По прежнему заметный рост цен отмечен на услуги туризма и отдыха, а также услуги пассажирского транспорта (см. таб. 4),(см. Приложение 4). Путевки в дома отдыха и пансионаты на территории России стали обходиться дороже на 9,1%, проезд в различных типах вагонов поездов дальнего следования и полет в салоне экономического класса самолета подорожали на 4,9-5,8%, туры на отдых в Турции и Испании, экскурсионные поездки в Финляндию -на 2,0-3,5%. Вместе с тем поездки в Китай подешевели на 1,0%, проезд в пригородном поезде -на 0,4%.
В группе бытовых услуг на 0,9%-1,4% увеличились цены на изготовление фотографий для документов, выполнение облицовочных работ, шиномонтаж колес легкового транспорта и отдельные виды ритуальных услуг. Среди остальных видов услуг на 2,8% подорожали услуги гостиниц, на 2,5 %-удостоверение завещания в ноториальной конторе, на 1,0-1,7% выросли абонентская плата за радиотрансляционную точку, плата за занятия в плавательных бассейнах, посещение детского ясли-сада. На 0,6% и 0,3% соответственно снизились абонентская плата за доступ к сети Интернет и годовая стоимость полиса добровольного страхования жилья от стандартных рисков.
В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (20012 - 2014 годы), утвержденной Правительством РФ в сентябре 2011 г. поставлена задача добиваться снижения уровня инфляции в 2012 г. 6,0%, в 2013 г. 5,5%, и в 2014 г. 5,0 %. Эти показатели основании на Варианте 2 (умеренно-оптимистичный), он отражает относительное повышение конкурентоспособности российской экономики (что проявляется в усилении тенденции к импортозамещению) и улучшение инвестиционного климата при умеренном увеличении государственных расходов на развитие инфраструктуры и человеческого капитала в 2012 - 2014 годах.
Вариант
2 базируется на относительно благоприятных
оценках внешних условий: восстановление
мировой экономики темпами 3,7 - 4,0% в год
и стабилизация цены на нефть Urals в диапазоне
97 - 101 долларов США за баррель (см. таб.
5).
Таблица 5. Основные макроэкономические показатели в 2012-2014 гг9.
Показатель | 2012 | 2013 | 2014 |
ВВП ( млрд. руб.) | 57532,0 | 63436,0 | 70409,0 |
Темп роста ВВП к предыдущему году, в % | 3,5 | 4,2 | 4,6 |
Цена на нефть ( долл./бар.) | 93,0 | 95,0 | 97,0 |
Курс руб./долл. США | 27,9 | 27,9 | 28,0 |
2.1.2.Политика процентной ставки или ставки рефинансирования Центрального банка на 2011-2014гг.
В современной рыночной экономике основным и наиболее эффективным инструментом регулирования денежной массы и инфляционных процессов является политика процентной ставки или ставки рефинансирования, под которые Центральный банк или аналогичное ему финансовое учреждение предоставляют кредиты коммерческим банкам.
Обычно ставка рефинансирования ниже рыночных ставок и служит ориентиром для коммерческих банков. Изменение ставки позволяет Центральному банку проводить политику «дорогих» и «дешевых денег».
В мировой практике учетная ставка, с точки зрения коммерческих банков - это издержки избыточных резервов.
Поэтому, когда национальный банк понижает эту ставку, он поощряет коммерческие банки к получению ссуд. Соответственно, кредиты, выдаваемые коммерческими банками за счет этих ссуд, увеличивают предложение денег.
Снижение
процентных ставок стимулирует
В случае достаточно низкой инфляции изменение процентной ставки может использоваться в целях стимулирования роста денежной массы в экономике, что приводит к ее оживлению, способствует переориентации инвестиционных потоков с государственных бумаг на фондовый рынок. Для этих целей происходит понижение уровня процентных ставок.
В свою очередь, повышая учетную ставку, национальный Центральный банк снижает стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объем выдаваемых банками кредитов и, соответственно, предложение денег.
С точки зрения движения мирового капитала высокая учетная ставка может быть инструментом привлечения иностранного капитала в форме так называемых «горячих денег», как правило, для краткосрочных спекулятивных операций. На сегодняшний день ставка рефинансирования по данным ЦБРФ на 1 декабря 2011г. составляет 8,25%, по данным ЦБРФ на 2012 г. планируется оставить ставку рефинансирования на том же уровне 8,25%, ставка рефинансирования является «неким» сопутствующим механизмом по сдерживанию инфляционных процессов в России, ставка рефинансирования напрямую зависит от уровня инфляции в стране, если инфляция снижается, то и ставка соответственно, снижается, но глядя на предыдущий опыт можно утверждать что этот прогноз не обоснован, поэтому эксперты ожидают повышения ставка рефинансирования в 2012-2014 гг. как минимум на 1,5 %, хотя все будет зависеть от уровня инфляции в стране.
В России ставка рефинансирования до сих пор остается более индикатором, чем регулятором уровня инфляции. Ставка рефинансирования не является инструментом денежно-кредитной политики и на прямую не влияет на стоимость заемных средств на межбанковском рынке.
В России ставка рефинансирования имеет несвойственные ей в рыночной экономике фискальные функции. В соответствии с налоговым кодексом ставка Центрального Банка привязана к расчетам штрафов и пени за налоговую недоимку.
По ней начисляются проценты на налоговый кредит - отсрочку по расчетам с бюджетом, а также проценты на долг государства перед налогоплательщиками за излишне взысканные с них суммы, пени за задержку зарплаты работника бюджетной сферы.
В настоящее время Банк России пытается придерживаться политики соотношения ставки рефинансирования и темпов инфляции.
Если
годовой уровень инфляции в России в период
с 2012 по 2014 гг. составит примерно с 5%
- 6%, а в экономике сохранится тенденция
к росту, то можно предположить, что ставка
рефинансирования теоретически в 2012 -
2014 годах может быть понижена до 6%- 7%.
2.1. 3. Обязательные резервы
Мощным инструментом кредитно-денежной политики особенно в условиях высокой инфляции является изменение резервной нормы отчислений в Фонд обязательного резервирования (ФОР).
В мировой практике изменение норм обязательных резервов не относится к гибким и оперативным инструментам денежно-кредитного регулирования. В современной экономике ФОР как инструмент кредитно-денежной политики выполняет следующие функции:
создание структурного недостатка ликвидности в банковской системе;
повышение предсказуемости спроса на денежные ресурсы со стороны банков;
определение верхнего предела роста денежной массы;
ограничение волатильности ставок денежного рынка.
Как
показывает международный опыт, даже
незначительные колебания этой нормы
ведут к существенным изменениям
в размерах предложения денег. Поэтому
для простой корректировки
Необходимо
обратить внимание на зависимость между
нормами обязательного
Однако чрезмерное повышение резервных отчислений чревато снижением деловой активности, невозможностью для банков эффективно использовать привлеченные ресурсы, что в свою очередь является тормозом развития банковской системы и одной из предпосылок к кризису всей банковской системы.
Подавляющую часть нефтегазовых доходов бюджета планируется направлять на финансирование расходов и лишь незначительную долю на пополнение Резервного фонда: в 2012 г.-3,3%, в 2013 г.-1%, в 2014 г.-0%.
Пополнение
Фонда национального
Объем Резервного фонда на 2012 год прогнозируется в 2 трлн. 409,1 млрд., в 2013 году - 3 трлн. 020,6 млрд., в 2014 году - 4 трлн. 183,8 млрд. рублей. Объем Фонда национального благосостояния /ФНБ/ в 2012 году прогнозируется на уровне 2 трлн. 659,8 млрд., в 2013 году - 2 трлн. 668,6 млрд., в 2014 году - 2 трлн. 798,5 млрд. рублей. Использование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в следующем году и плановом периоде не планируется, кроме средств ФНБ для софинансирования пенсионных накоплений. Таким образом, кабинет министров снова возвращается к политике накопления резервов. Дефицит федерального бюджета будет финансироваться преимущественно за счет государственных заимствований (см. таб. 6) (см. Приложение 5) , объем валового привлечения по которым составит свыше 2 трлн. руб. ежегодно.
В России уровень отчислений ФОР в начале третьего тысячелетия был слишком высок. Это значительно снижало конкурентоспособность российских банков по сравнению с иностранными, особенно в условиях либерализации валютного законодательства.
Центральный банк России в отличие от национальных банков стран Еврозоны не платит коммерческим банкам процентов по остаткам средств на резервных счетах, что делает их столь привлекательными в качестве инструмента денежно-кредитной политики.
Вместе с тем Центральный банк России использует эти средства в своих активных операциях, в частности для покупки государственных ценных бумаг, предоставления кредитов, которые приносят ему доход.
2.1.4. Операции на открытом рынке. Внешние и внутренние заимствования
В качестве одного из главных антиинфляционных механизмов в мировой практике используются операции на открытом рынке.
Операции на открытом рынке воздействуют на объем денежной массы прежде всего посредством изменений в денежной базе. Покупая или продавая государственные облигации, Центральный банк либо привлекает резервы в банковскую систему, либо изымает их оттуда.