Инфляция в РФ и методы ее регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:50, дипломная работа

Описание

Актуальность темы антиинфляционных мер для новейшей экономической истории России очевидна и обусловлена рядом объективных причин. Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики. В экономической жизни страны проблема инфляции будет занимать в 2012 г. особое место. А её многократному обострению будет способствовать мировой финансовый кризис.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……..3
1. Теоретико-методологические основы исследования инфляции……..…….7
1.1.Инфляция: основные понятия и методы исследования……………………......7
1.2.Зарубежный опыт исследования инфляции………………………………..….16
1.3. Особенности управления инфляционными процессами в РФ………………
2.Анализ показателей инфляционных процессов в РФ и прогноз их изменения в перспективе…………………………………………………………46
2.1.Динамика изменения показателей, влияющих на………………………………
инфляцию на 2011-2014 гг. …................................................................................46
2.2. Прогноз изменения показателей на 2012-2014 гг.…………………………..53
2.3. Изменение налоговой политики в 2012-2014 гг. и ее влияние на социальную сферу………………….……………………………………………………………...70
3. На основе анализа и прогнозных показателей представляются следующие пути регулирования инфляции в РФ……………………………..74
3.1. Механизмы антиинфляционного регулирования……………………………74
3.2. Оценка социально-экономической эффективности антиинфляционных действий, предпринимаемых в РФ………………………………………………...84
Заключение…………………………………………………………………….…..88
Перечень принятых терминов…………………………………………….…….91
Список использованной литературы…………………………………..............92
Приложения……………………………………………………………………….96

Работа состоит из  1 файл

анжелика.doc

— 468.00 Кб (Скачать документ)
 

     Потребительские расходы домашних хозяйств в 2012-2014 годах будут расти на 5,0-6,3%, опережая динамику доходов населения. Предполагается, что платные услуги населению будут расти опережающими товарооборот темпами. Это связано как с их более значительным «провалом» в период  кризиса, так и с постепенным смещением структуры потребления в сторону услуг. За 2011-2014 гг. розничный товарооборот вырастет на 21,1%, платные услуги населению - на 22,2 процента.

     Восстановление  и дальнейший рост доступности банковского  кредита будет оказывать поддержку  потребительскому спросу, а также способствовать дальнейшему снижению склонности к сбережению с 15,7%  в 2011 году до 15,2% в 2014 году.

     Ежегодный рост физических объемов товарного  экспорта в прогнозный период не будет превышать 3% при отсутствии значительного потенциала наращивания экспортных поставок нефти, нефтепродуктов и металлургической продукции. Таким образом, динамику российского экспорта в прогнозный период будет определять динамика мировых цен на сырьевые товары. В 2011 экспорт увеличится на 26%, до 504 млрд. долларов США, установив новый рекорд. В 2012 году ожидается снижение стоимостных объемов экспорта до 494 млрд. долларов США с последующим ростом до 536 млрд. долларов США к 2014 году.

     Рекордные объемы экспортных доходов обеспечат  усиление позиций российского рубля. Ожидается, что в номинальном выражении курс рубля будет относительно стабильным в 2011-2014 годах, при этом в реальном выражении по отношению к валютам торговых партнеров рубль укрепится за четыре года более чем на 15 процентов.

     В силу недостаточного уровня конкурентоспособности и в условиях реального укрепления обменного курса ожидается продолжение тенденции опережающего роста товарного импорта по отношению к внутреннему спросу. В 2011-2014 годах средний темп реального роста импорта товаров составит 13,4%, а доля импорта в ВВП повысится с 16,4% в 2010 году до 17,2% в 2014 году. Вместе с тем, несмотря на опережающие темпы роста физического объема импорта по сравнению с отечественным производством, изменение относительных цен в пользу отечественных товаров и расширение сферы услуг приведут к увеличению доли отечественной продукции в удовлетворении внутреннего спроса. Доля импорта в структуре источников покрытия прироста внутреннего спроса в базовом варианте снизится к 2014 году до 37,8%, что ниже докризисного уровня 2008 года (39,4 процента).

     В целом торговый баланс увеличится в 2011 году до 195 млрд. долларов США, установив новый рекорд, а в дальнейшем снизится к 2014 году до 92 млрд. долларов США. Сальдо счета текущих операций расширится в 2011 году до 106 млрд. долларов США, однако в 2014 году торгового профицита может быть недостаточно, чтобы сохранить сальдо счета текущих операций в положительной области, это может ослабить позиции рубля в самом конце прогнозного периода.

     Существуют  дополнительные риски более сильного укрепления курса рубля. В случае возобновления тенденции чистого притока иностранного капитала в экономику России и сохранения относительно нейтральной валютной политики Центрального Банка курс рубля может укрепиться до предкризисного уровня. Такая динамика вызовет ускорение роста импорта, что приведет к снижению профицита текущего счета в 2011 году вдвое по сравнению с основным вариантом прогноза, а в 2012 году положительное сальдо счета текущих операций может быть полностью исчерпано. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3.Изменение налоговой политики в 2012-2014 гг. и ее влияние на социальную сферу

     В 2012 – 2014 гг. предполагается внести изменения  в налоговое законодательство по акцизам, налогу на прибыль, НДФЛ, спецрежимам. Планируется также провести оптимизацию налоговых льгот, например, уточнить перечень доходов, освобождаемых от НДФЛ. Законодатели намерены совершенствовать налогообложение финансовых операций и сделок с ценными бумагами (ввести правила обложения налогами депозитарных расписок, освободить от налога на прибыль процентов по еврооблигациям российских эмитентов и др.). Остановимся на некоторых положениях документа подробнее.

     Один  из основных вопросов, волнующих работников и работодателей в преддверии начала следующего года - это ставка страховых взносов.

     Как указано в опубликованном12 документе, на период 2012 - 2013 гг. их тарифы будут снижены с 34 до 30 процентов. Максимальная величина выплат, после которой взносы уже не взимаются по общей ставке, составит 512 тыс. руб. в следующем году и 567 тыс. руб. - в 2013 г. Для зарплат, превышающих эти пороги, будет установлен тариф взносов 10 процентов.

     Данное  обстоятельство имеет ключевое значение для инвесторов, которые принимают  долгосрочные инвестиционные решения  на территории Российской Федерации.

       В трехлетней перспективе 2012-2014 годов основными целями налоговой  политики остаются поддержка  инновационной деятельности, а также  поддержка инвестиций в области  образования и здравоохранения.

       Внесение изменений в законодательство  о налогах и сборах планируется по следующим направлениям:

      * Налоговое стимулирование инновационной  деятельности и развития человеческого  капитала;

      * Мониторинг эффективности налоговых  льгот;

      * Акцизное налогообложение;

      * Совершенствование налогообложения  при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок;

      * Налог на прибыль организаций;

      * Налогообложение природных ресурсов;

      * Совершенствование налогообложения  в рамках специальных налоговых  режимов;

      * Введение налога на недвижимость;

      * Налоговое администрирование.

     Изменение налогового бремени  положительно повлияет на доходы населения, улучшиться инвестиционный климат РФ для инвесторов, улучшиться социальное состояние населения в стране в целом.

     В 2011 году фонд оплаты труда работников бюджетных учреждений предусматривается проиндексировать на 6,5% с 1 июня. Кроме того, исходя из финансовых возможностей государства, рассматривается возможность проведения дополнительной индексации осенью текущего года. В 2012-2014 гг. фонд оплаты труда бюджетников будет индексироваться на уровень инфляции.

     Фонд  оплаты труда федеральных государственных  служащих к 2013 году сократится на 10% с учетом возврата 50% экономии от сокращения численности на         20 процентов.

     В бюджетной сфере предусматриваются  параметры оплаты труда, одинаковые для федерального и регионального уровней. Указанные меры позволят обеспечить реальный рост заработной платы бюджетников.

     В целом за 2011-2014 годы средний размер трудовой пенсии увеличится в            1,43 раза. При этом прожиточный минимум пенсионера за этот период возрастет в  1,47 раза. Опережающий рост прожиточного минимума пенсионера связан с планируемым введением с 2013 года новой потребительской корзины, что приведет к значительному увеличению прожиточного минимума для всех социально-демографических групп населения.

     В 2011 году изменился порядок индексации социальных пенсий. Социальные пенсии индексируются ежегодно с 1 апреля с  учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации  за прошедший год. Это позволит поддерживать соотношение среднего размера социальной пенсии с прожиточным минимумом пенсионера на уровне не ниже 1,03 раза.

     Расчет  величины прожиточного минимума в целом  по Российской Федерации до 2013 года произведен на основании потребительской корзины, установленной Федеральным законом от 31 марта 2006 года № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

     С 2013 года прогноз величины прожиточного минимума рассчитан с учетом предстоящего перехода на нормативно-статистический метод расчета, в соответствии с которым продукты питания включены в потребительскую корзину по нормам в натуральных объемах, а непродовольственные товары и услуги – по их доле в общих потребительских расходах.

     Величина  прожиточного минимума в среднем  на душу населения к 2014 году прогнозируется на уровне 8378 рублей с ростом к 2010 году на 47,3 процента.

     Основные  меры по снижению уровня бедности населения  в среднесрочной перспективе  будут направлены на создание условий для роста доходов населения, в первую очередь, на основе развития занятости населения и повышения заработной платы, а также мер по повышению уровня материального обеспечения пенсионеров и усилению мер социальной поддержки семей с детьми.

     По  прогнозам на 2012-2014 гг.  реальная заработанная плата вырастет с 5,1% до 6,3%  соответственно, по сравнению с 2011гг.  3,6%.

     Реально располагаемые денежные доходы13 населения увеличатся с 1,5 % в 2011г. до 5,3%, в 2014г.,: в 2012г. -5,0%, в 2013 г.-4,8%, в 2014г.-5,3%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.На  основе анализа  и прогнозных показателей представляются следующие пути регулирования инфляции в РФ

     3.1. Механизмы антиинфляционного регулирования

     Опыт  борьбы с инфляцией в России показывает, что большая часть мероприятий основывается в основном на «книжных» примерах, тогда как успех в борьбе с этим злом возможен только лишь при учете тонких особенностей ситуации. Так, к примеру, сжатие денежной массы - тот самый пресловутый монетаризм в разных странах приводит к диаметрально противоположным результатам. В одних странах уменьшение наличных денег в обороте снижает инфляцию, в других - повышает. Тонкость борьбы с инфляции заключается именно в том, чтобы правильно уловить и использовать именно те, обусловленные местом и временем явления.

     Как известно, четко выделить какой из видов инфляции имеет место невозможно, так как они сильно переплетены между собою. В случае инфляции издержек цены растут по причине желания производителей продать свою продукцию по более высоким ценам, а при инфляции спроса покупатель продукции стремится потратить деньги как можно скорее. Очевидно, что оба эти случая имеют место в нашей действительности. Большинство экономистов считают, что, используя лишь один рычаг - регулятор денежной массы от инфляции избавиться невозможно. Для борьбы с инфляцией правительство избрало либерализацию цен и сокращение денежной массы. Предположение о том, что при ликвидации фиксированных цен «невидимая рука» установит равновесные цены, которые не будут затем расти, оправдалось с точностью до наоборот. После того, как ценообразование освободилось от «якоря» фиксируемых цен, инфляция из контролируемой превратилась в неконтролируемую.

     Что касается политики сокращения денежной массы, то она лишь завершила процесс  ликвидации необходимого для развития экономики безналичного оборота. Остановимся на этом феномене подробнее. Путем многократной оборачиваемости денежных средств банки и другие финансовые учреждения в период высокой инфляции получают инфляционную сверхприбыль, намного превышающую среднюю в сфере материального производства. В результате происходит инфляционное перераспределение прибыли и денежных ресурсов из реального сектора в финансово-банковский (одновременно доходы перераспределяются в теневую экономику). Рост процентных ставок сопровождается снижением относительной цены ссудного денежного капитала. Если темпы роста товарных цен существенно обгоняют темпы роста процентной ставки, инвестиционные денежные ресурсы обесцениваются. Чем выше инфляция, тем больше обесценение долгосрочных кредитов. Кризис на рынке долгосрочных кредитов (а при развитом фондовом рынке и на рынке долгосрочных ценных бумаг) провоцирует расширение спекуляций на рынке краткосрочных обязательств. Переход от «длинных» к «коротким» деньгам ведет к сокращению денежной массы. Но сжатие денежной массы за счет сокращения инвестиций в основной и оборотный капитал реального сектора не рекомендуется даже монетаристами, поскольку оно ведет к абсолютному снижению объемов производства и потребления.

     Факторами сдерживания инфляции могут стать  рост объемов федеральных закупок и продаж товаров и услуг по фиксированным государством ценам, а также проведение политики «государственного дирижизма», применявшейся в ряде зарубежных стран. 
 
 
 

        Деньги - важнейший элемент рыночной системы хозяйства, и стабильность денежной системы государства - непременное условие нормального функционирования всей национальной экономики.  Расстройство денежного обращения вызывает значительные темпы инфляции, подрыв рыночных механизмов, экономики в целом. Поэтому возникла объективная необходимость в создании нового механизма государственного контроля за количеством денег.

      Значительное  место в государственном регулировании  денежного обращения принадлежит  Центральному Банку (ЦБ) в силу его  ключевого положения в национальной системе кредитно-денежных отношений. Его возможности по контролю за приростом денежной массы значительны:

  1. Косвенное воздействие на денежную базу (сумму наличных денег, остатки на резервных счетах коммерческих банков в ЦБ) через предоставление своих ресурсов. Центральные банки могут устанавливать различные резервные нормы в зависимости от срока деятельности банка, величины его активов, региона, где банк осуществляет основную массу своих операций и обладает развитой филиальной сетью. В некоторых странах для банков, нарушающих обязательные требования, устанавливаются повышенные штрафные резервные нормы. Резервированию подлежат различные компоненты денежной массы, что позволяет Центральному банку не только влиять на ее объем, но и определять ее структуру;
  2. Проведение операций на открытом рынке. Под такими операциями понимается покупка и продажа государственных ценных бумаг (облигаций государственных займов) у финансовых посредников и населения. ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам. Чем меньше процент по этим ссудам, тем больше денежная масса и наоборот.
  3. Снижение ставок. В настоящее время ставка рефинансирования равна 10 %. По словам макроэкономиста, регулятор вынужден поторопиться со снижением ставки. «Более высокие рублевые ставки привлекают спекуляционный капитал что, в свою очередь, способствует укреплению рубля. Кроме того, в последнее время наблюдается значительное снижение инфляции. Все это способствует снижению ставки рефинансирования. Банк России может снизить ставку рефинансирования еще на 0,5% . Как говорит Центрбанк : низкие инфляционные ожидания должны толкать вниз процентные ставки, а уже после влиять на инфляцию в сторону снижения».Финансисты говорят, что ставка еще будет снижаться, если тенденция инфляции останется на том же уровне , что и сейчас –0%.
  4. Изменение уровня банковской ликвидности, т.е. способности банка погасить в срок свои обязательства, определяемая отношением и структурой активов и пассивов банка. Возложенную на него функцию контроля за денежным обращением ЦБ может осуществлять в нескольких формах.

Информация о работе Инфляция в РФ и методы ее регулирования