Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 00:21, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы отразить главные тенденции в изменении экономической мысли, изложить концепции наиболее крупных мыслителей, внесших наибольший вклад в экономическую науку. А также изучить современное состояние экономики в России. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоритическо-метологическую базу по проблеме данной тематике
-сделать сравнительный анализ двух кризисов в России
- используя метод «direct-costing» учёта и калькуляции себестоимости произвести расчёты
- сделать выводы
Введение……………………………………………………………….…3
1. Теоретико-методологическАЯ база
1.1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
МЫСЛИ………………………………………………………………….…..4
1.2. МЕТОДОЛОГИЯ ЦИКЛИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
1.2.1. Цикличность экономического развития и её
причины…………………………………………………………………10
1.2.2. Цикличность развития рыночной
экономики……………………………………………………………..12
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РОССИИ
2.1 Два кризиса. Сравнительный анализ событий 1998 и
2008-2009 годов.......................................................................................21
3. Антикризисная программа………………………………….. 51
Заключение………………………………………………..…….…….56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………...…………..……58
2
Федеральное агентство по образованию
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Российская международная академия туризма
Карельский институт туризма
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И МЕТОДОЛОГИЯ ЦИКЛИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Курсовая работа
Специализация:
экономических наук
Конев Иван Петрович
Петрозаводск
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Теоретико-методологическАЯ база
1.1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
МЫСЛИ…………………………………………………………………
1.2. МЕТОДОЛОГИЯ ЦИКЛИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
1.2.1. Цикличность экономического развития и её
причины……………………………………………………………
1.2.2. Цикличность развития рыночной
экономики………………………………………………………
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РОССИИ
2.1 Два кризиса. Сравнительный анализ событий 1998 и
2008-2009 годов.........................
3. Антикризисная программа………………………………….. 51
Заключение………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………...…………..……58
Введение
Данная работа посвящена анализу содержания основных этапов в развитии мировой экономической мысли, методологии цикличного развития экономики и экономического кризиса в России.
Цель работы состоит в том, чтобы отразить главные тенденции в изменении экономической мысли, изложить концепции наиболее крупных мыслителей, внесших наибольший вклад в экономическую науку. А также изучить современное состояние экономики в России. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоритическо-метологическую базу по проблеме данной тематике
-сделать сравнительный анализ двух кризисов в России
- используя метод «direct-costing» учёта и калькуляции себестоимости произвести расчёты
- сделать выводы
Исследование базируется на монографиях российских ученых, посвященных изучению данной проблемы, таких как “История экономических учений”, “Всемирная история экономической мысли”, “Экономические теории и школы” С.А.Бартенева и “Введение в историю экономической мысли” Е.М.Майбурда.
Методы исследования:
- расчётно-аналитические
- ситуационные
- наблюдательные
- бюджетные
- процессный подход
- изучение документации и информационных материалов
- сравнение
- графический и номографический
Актуальность темы заключается в том, чтобы изучить состояние и особенности экономического кризиса в России.
Предметом экономической мысли является изучение истории становления и развития общественного производства, а также исторического процесса возникновения, развития и смены экономических концепций (идей и воззрений) в ходе эволюции человеческого общества.
1. Теоретико-методологическАЯ база
1.1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Зарождение экономической мысли происходит на первых этапах развития человеческой цивилизации. Учения древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Основным достижением экономической мысли данного периода современные исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости. В экономических учениях феодального общества рассматривается присущий ему способ производства и усиливается интерес к проблемам товарно-денежных отношений.
Развитие экономической мысли в эпоху капитализма приводит к формированию политической экономии как науки, разработке ее основных принципов и категорий.
К современным направлениям экономической мысли относят:
· неоклассицизм - направление, сформированное в 90-х годах XIX века, основанное на идеях экономического либерализма и принципах системного анализа маржинальных (предельных) величин в исследованиях микроэкономики; в настоящее время в задачи этого направления входят решение макроэкономических вопросов и проблем государственного регулирования экономики;
· неокейнсианизм - направление, возникшее в 50 - 60 годы XX века; взяло за основу теорию Дж. М. Кейнса, дополнив ее учением о влиянии роста доходов на процесс воспроизводства (принципом акселерации);
· неоинституционализм - течение, возникшее в 60 - 70-е годы XX века, которое ставило экономические процессы в зависимость от технокра-тии (глубокого знания современной техники) и разъяснило значение экономических процессов в социальной жизни общества;
· неолиберализм - экономическое учение о государственном регулировании хозяйственных процессов при достижении свободной конкуренции предпринимателей и других элементов экономического либерализма;
· марксизм - направление экономической мысли, возникшее в 40-х годах XIX века в Германии, которое выступает в защиту интересов рабочего класса; в основе этого направления лежат представления о стоимости и прибавочной стоимости для обоснования неизбежности победы социализма.
Одним из фундаментальных экономических учений 19 века является марксизм. Идеи Маркса и Энгельса были изложены во многих произведениях, но основным из них, содержащим экономическую концепцию марксизма в наиболее развернутом виде, считается “Капитал”. Первый том этого произведения заключает в себе определение понятий стоимости, меновой стоимости, форм стоимости и их развития. Исследование форм стоимости, начиная с простой, кончая денежной, имело важное значение для изучения сущности и происхождения денег. Важным выводом Маркса было положение о том, что в условиях стихийного товарного производства экономические отношения людей проявляются через отношения вещей. Это порождает товарный фетишизм.
Одновременно с марксизмом в европейской экономической мысли развивались следующие направления: новая историческая школа, “социальное направление”, “неоклассицизм”.
Представителями новой исторической школы были: Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Гюхер, В. Зомбарт. Характерной чертой их методологии являлся историзм. Они делали свои выводы на основании изучении истории народного хозяйства. Например, Бюхер делит ее на три периода: натуральное хозяйство, работающее на свои нужды; работа ремесленника на заказ; работа производителя на неизвестный рынок, когда большинство производятся как меновые стоимости.
Зомбарт рассматривал в качестве первоосновы исторического развития движение духа. Он отрицает объективные законы общественного развития. Научные категории он представляет как абстрактные, существующие только в сознании исследователя.
Представителями “социального направления” являлись Р. Штольцман и Р. Штаммлер. В качестве основы экономических процессов они рассматривали правовые отношения людей, происхождение которых объяснялось влиянием религии. Экономические категории сторонники “социального направления” рассматривали как правовые отношения, не анализируя при этом материально-объективное содержание экономических понятий.
Сторонниками концепции неоклассицизма (австрийской школы) были К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. Учение этой школы характеризуется субъективно-психологическим подходом к объяснению экономических учений. Основным определяющим признаком экономических процессов она считает психологию хозяйствующих субъектов, мотивы, которыми они руководствуются в своей деятельности, их субъективные оценки. Одним из методологических принципов это школы является маржнализм. Он предполагает примат потребления на производством. В вопросе о стоимости представители австрийской школы стоят на позициях предельной полезности. Это означало, что каждое последующее благо, удовлетворяющее данную потребность, имеет меньшую полезность, чем предыдущее, т.е. стоимость товара определяется его предельной полезностью.
В этот же исторический период в России развивается экономическая теория народничества. Основной идеей этого учения является утверждение о специфическом экономическом развитии России, ее переходе от феодального общества к социалистическому, минуя капиталистический строй. Представителями этого направления экономической мысли были П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин, Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов.
В конце 19 - начале 20 века в России распространяется экономическое учение марксизма. Идеи Маркса были восприняты Г.В. Плехановым, В.И. Лениным. Их работы развивали основные идеи марксисткой концепции, применяя их к экономическим реалиям современной им России[1].
Авторы монографии “Истории экономических учений” выделяют два основных направления в экономической теории 20 века. Это теории “регулируемого капитала” и теории “свободы предпринимательства” (неоклассицизм). В последние годы приобретает все большее значение институционально-социальное направление.
Сторонники “регулируемого капитализма”, к которым относятся последователи английского экономиста Дж. М. Кейнса и французские “дирижисты” выдвигают на первый план макроанализ - берут за основу рассмотрение экономики в целом, таких проблем, как национальный доход, накопление и потребление, совокупный общественный спрос и предложение и т.д. Это направление возникло и развилось в 30-х годах 20 века, когда мировой экономический кризис 1929-1933 гг. показал, что существует необходимость государственного регулирования экономики.
Представителями неоклассического направления утверждают, что на основе механизма рынка, конкуренции можно обеспечить сбалансированный рост, т.е. равновесие между спросом и предложением. Они исходят из микроанализа - подходят к изучению экономики с рассмотрения мотивов поведения отдельного предприятия, отдельной фирмы, цен на отдельные товары, и на основе этого делают выводы, относящиеся ко все экономике.
“Институционально-социальное” направление на первый план выдвигает общественные отношения людей и роль этих отношений в понимании экономических процессов. Прежде всего, они рассматривают сферу обмена, формы организации рынка, принципы морали. К этому направлению также относятся теории, которые кладут в основу развития общества непосредственные изменения в технике производства.[2]
Кейнсианство. Основателем данного направления экономической теории является Дж. М. Кейнс. Он разработал “общую теорию занятости”. По его мнению, с увеличением занятости растет национальный доход, а следовательно, увеличивается потребление, но потребление растет медленнее, чем доходы, так как по мере роста дохода у людей усиливается стремление к сбережениям. Таким образом, рост доходов ведет к увеличению сбережений и к относительному сокращению потребления. Оно выражается в уменьшении эффективного спроса, а спрос влияет на размеры производства и уровень занятости. Недостаточное развитие потребительского спроса может быть компенсировано увеличением затрат на новые инвестиции. Согласно теории Кейнса, общий объем занятости определяется тремя факторами: склонностью к потреблению, предельной эффективностью капиталовложений и нормой процента[3].
Американское кейнсианство имеет ряд специфических черт. Во-первых, Хансен разработал теорию стагнации, которая пыталась объяснить причины экономических кризисов. Он считает, что причинами экономических трудностей капитализма является ослабление “внешних импульсов” - замедление темпов прироста населения, отсутствие свободных земель, замедление технического прогресса.
Хансен и Харрис считают государственный бюджет главным механизмом регулирования экономики. Они назвали его “встроенным стабилизатором”, призванным автоматически реагировать на циклически колебания и смягчать их. Механизмом “встроенного стабилизатора” являются: подоходный налог, выплаты по социальному страхованию, пособия по безработице.
Представители французского дирижизма - Г. Ардан, П. Мендес-Франс, Ф. Перру в целом одобрив идею государственного вмешательства в экономике критически отнеслись к теоретической схеме Кейнса. Они выступили против регулирования ссудного процента. Ф. Перру выдвинул идею “доминирующих единиц”, к которым относятся мощные промышленные корпорации. Цель государства - выступать для них арбитром и координирующей силой.
Информация о работе Экономическая мысль и методология циклического развития экономики