Контрольная работа по "Антикризисному управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 23:14, контрольная работа

Описание

Государство устанавливает требования (нормы) к качеству хозяйствования предприятия. Если качество хозяйствования ниже этих норм, то происходит банкротство. Данные нормы в свою очередь, непосредственно влияют на структуру и организацию внутрифирменного управления. Эффективный менеджмент формируется под действием по меньшей мере двух факторов: норм санации, контроля за финансовыми потоками и пр., устанавливаемых в целом для национальной экономики, и упорядоченности конкурентного сектора экономики или сферы деятельности.

Содержание

Основная часть………………………………………………………….
16. Государственное регулирование кризисных ситуаций………….

21. Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций…………………………………………………...…...……

Задача № 4 ……………………………………………………………...

Список литературы……………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

антикризисное управление.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

     Этап 1. Мониторинг проблемного предприятия и определение интересанта (например, крупная корпорация, менеджмент предприятия, конкуренты и т.п.).

     На  этом этапе антикризисного управления создается специализированная рабочая  группа. Она может состоять как  из собственных кадров организации, так и из консультантов, приглашенных со стороны на время или на постоянной основе. На данном этапе проводится комплексное исследование внешней и внутренней среды, определяются коммерческие и государственные структуры, заинтересованные в данном предприятии.

     Этап 2. Экспресс-анализ (диагностика) финансового состояния и определение реорганизационных процедур, применяемых к предприятию-должнику для достижения необходимых целей.

     Необходимо  отметить, что выявить реальную картину  состояния предприятия возможно лишь при наличии допуска к внутренней информации предприятия и интервью с сотрудниками. Как показывает практика, данные, указанные в бухгалтерской отчетности, не отражают всю картину положения на предприятии.

     Этап 3. Введение наблюдения и назначение временного управляющего.

     Необходимо  провести детальный поквартальный  анализ финансового положения предприятия  не менее чем за три года до отчетной даты. Также целесообразно проанализировать состояние предприятия с момента  его образования либо с момента  последней крупной реструктуризации (вследствие расширения или уменьшения бизнеса, внутреннего или внешнего кризиса и проч.).

     Такой анализ позволит построить кривую жизненного цикла до точки, на которой предприятие  находится в данный момент, с тем  чтобы отследить общие тенденции  развития данного бизнеса.

     Также анализ системы финансовых показателей  предприятия, сравнение их расчетных  значений с нормативными или средними по отрасли позволит не только оценить  эффективность деятельности данного  предприятия на рынке на текущий  момент, но и дать прогноз развития на ближайшую перспективу.

     В случае создания препятствий в работе временного управляющего руководство  должника может быть отстранено от исполнения своих функций. Требования кредиторов и выбор процедуры (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство (банкротство), мировое соглашение) должны быть определены на первом собрании кредиторов.

     Необходимо  отметить, что ключевым моментом в  данной процедуре является назначение лояльного временного управляющего. Это позволит:

  • получить полный доступ к внутренней информации должника;
  • отразить в реестре кредиторов требования дружественных кредиторов;
  • выбрать наиболее оптимальную процедуру банкротства и провести ее через собрание кредиторов (при наличии более 50% дружественной кредиторской задолженности).

     Трудности, которые могут возникнуть на этом этапе:

  • в достаточно короткий срок (около 3 месяцев) провести полную оценку финансово-хозяйственной деятельности предприятия-должника с привлечением специалистов по финансовому анализу, юристов и т.д.;
  • необходимо согласовать кандидатуры с саморегулируемой организацией арбитражных управляющих (СРО).

     Этап 4. Введение процедуры финансового оздоровления и назначение административного управляющего.

     Основная  цель процедуры финансового оздоровления — восстановление платежеспособности должника без смены прежнего руководителя предприятия и реализация плана финансового оздоровления.

     Собственники  должника обязаны до завершения процедуры  наблюдения представить временному управляющему и кредиторам:

  • разработанный план финансового оздоровления с указанием обеспечения;
  • график погашения задолженности.

     Процедура финансового оздоровления предусматривает  также:

  • разработку плана финансового оздоровления (ПФО) и утверждение его на собрании кредиторов;
  • реализацию ПФО и накопление ресурсов для расчетов с кредиторами.

     Положительные аспекты процедуры финансового  оздоровления:

  • собственники должника не теряют контроль над оперативной деятельностью предприятия и в состоянии сохранить бизнес;
  • собственники должника в любой момент могут погасить задолженность должника из других источников и прекратить производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
  • в период финансового оздоровления на задолженность предприятия вводится мораторий;
  • снимаются аресты на имущество должника;
  • приостанавливается исполнение исполнительных документов;
  • есть шанс выявить все недостатки и скрытые резервы системы, а также разработать новый курс развития организации; с согласия собрания кредиторов проводятся реорганизационные процедуры.

     Отрицательные факторы финансового оздоровления:

  • процедура финансового оздоровления пока не нашла широкого применения в практике, так как ряд моментов нечетко прописан в законе;
  • на действия руководителя должника накладываются жесткие ограничения по распоряжению имуществом и управлению финансами предприятия;
  • в период финансового оздоровления действует мораторий на удовлетворение требований кредиторов, но на дату введения финансового оздоровления начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ. С учетом того, что указанная ставка рефинансирования по своему размеру может превышать ставку коммерческого кредита получается, что должник помимо погашения самой задолженности, накопленной в течение многих лет, обязан погасить еще и проценты;
  • по ходатайству собрания кредиторов, административного управляющего возможно отстранение руководителя должника;
  • в процессе финансового оздоровления при невыполнении графика погашения кредиторской задолженности возможен переход во внешнее управление, а также конкурсное производство.

     Этап 5. Введение (продление) внешнего управления и назначение внешнего управляющего включают:

  • мораторий на долги;
  • разработку плана внешнего управления (ПВУ) и утверждение его на собрании кредиторов;
  • реализацию ПВУ и накопление ресурсов для расчетов с кредиторами.

     Основная  цель процедуры внешнего управления (этапа арбитражного управления) —  финансовое оздоровление должника и  восстановление его платежеспособности за счет смены прежнего руководителя предприятия и реализации плана внешнего управления, предлагаемого внешним управляющим.

     Внешнее управление несостоятельным предприятием вводится решением собрания кредиторов на определенный срок. Главной фигурой  здесь становится лицо, назначенное  внешним управляющим, который получает большие права и возможности. Важно учесть следующее:

  • результативность внешнего управления определяется в первую очередь успехами в реструктуризации предприятия, подъеме и совершенствовании бизнеса, наращивании производства и реализации конкурентоспособной продукции и услуг; качественным улучшением финансов предприятия, а не уровнем удовлетворения кредиторов;
  • введение внешнего управления создает только некоторые предпосылки для реального оздоровления предприятия, но не в коей мере не является гарантией этого;
  • эффективность внешнего управления почти полностью предопределяется не только квалификацией, деловыми и моральными качествами внешнего управляющего, который должен быть высококлассным управленцем, но и профессиональными качествами консультантов и управляющей компании, которые обеспечивают комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности должника, разрабатывают стратегию развития предприятия и на базе этой стратегии разрабатывают план внешнего управления;
  • внешний управляющий и управляющая компания (группа консультантов) обязаны действовать очень быстро и энергично, поскольку для решения поставленных задач существует ограниченный временной лаг и времени на раскачку нет.

     Одним из главных этапов в процедуре  антикризисного управления является выбор стратегии антикризисного управления. Он производится на основе информации и теоретических посылок, которые были получены по итогам анализа финансово-хозяйственной деятельности кризисного предприятия (рис. 4).

Рис.4 Схема действий внешнего управляющего

     В непосредственные обязанности внешнего управляющего входит разработка плана  внешнего управления в течение месяца с даты его утверждения арбитражным судом. Это основной документ, который утверждается собранием кредиторов и согласно которому будут проводиться все антикризисные мероприятия на предприятии.

     Положительные аспекты процедуры внешнего управления:

  • возможность привлечь профессиональных консультантов и проанализировать всю деятельность предприятия, выявить недостатки и скрытые резервы системы, разработать новый курс развития организации, разработать антикризисную программу и реализовать ее;
  • оперативное управление предприятием в течение 18 месяцев;
  • в период внешнего управления на задолженность предприятия вводится мораторий;
  • в период внешнего управления можно провести следующие мероприятия по восстановлению платежеспособности должника:

      - перепрофилирование производства;

      - закрытие нерентабельного производства;

      - взыскание дебиторской задолженности;

      - продажа части имущества должника;

      - уступка прав требований должника;

      - увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

      - размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

      - продажа предприятия должника;

      - замещение активов должника;

      - иные меры по восстановлению платежеспособности должника;

  • на базе имущественного комплекса должника может быть создано акционерное общество, куда должник вносит рентабельное производство (схема так называемого замещения активов).

     Благодаря созданию подобного общества появляется возможность реализовать указанные  акции и/или обменять их на права  требования конкурсных кредиторов, что  позволит погасить мораторную кредиторскую задолженность. Также создание указанного общества позволит должнику избавиться от нерентабельных производств, социальной сферы и т. п.

     Отрицательные факторы внешнего управления:

  • проблематично выявить все слабые стороны предприятия и разработать полноценную комплексную программу реструктуризации в течение одного месяца, который дается на разработку плана внешнего управления;
  • как показывает практика, погасить мораторную кредиторскую задолженность в период внешнего управления за счет аккумулирования средств от текущей деятельности, как правило, нереально;
  • в период внешнего управления действует мораторий на удовлетворение требований кредиторов, но на дату введения финансового оздоровления начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату введения внешнего управления. С учетом того, что указанная ставка рефинансирования по своему размеру может превышать ставку коммерческого кредита, получается, что должник помимо погашения самой задолженности, накопленной в течение многих лет, обязан погасить еще и проценты;
  • со стороны недружественных организаций (представители собственника, кредиторов, отраслевых министерств и т.п.), как правило, оказывается массированное давление на внешнего управляющего и руководство должника в виде всевозможных проверок, инспекций, заводятся уголовные дела и т.п. Цель — максимально осложнить деятельность должника, дискредитировать внешнего управляющего и постараться вернуть предприятие под свой контроль (предбанкротное состояние);
  • в процессе внешнего управления возможна замена внешнего управляющего по инициативе кредиторов, местной администрации, контролирующей суды. При данном развитии ситуации процесс становится неконтролируемым и скатывается в долготекущие судебные разбирательства.

     Этап 6. Введение конкурсного производства и назначение конкурсного управляющего (управляющих). Формирование и закрытие реестра кредиторов. Составление финансового плана конкурсного производства. Инвентаризация, оценка имущества и реализация конкурсной массы.

     Необходимо  отметить, что введение конкурсного производства на предприятии в большинстве случаев не означает ликвидацию производства.

Информация о работе Контрольная работа по "Антикризисному управлению"