Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 22:20, курсовая работа
Экономический кризис в России. Фазы,циклы экономики. Причины возникновения кризиса. Пути преодоления.
Принятие нереалистичного бюджета, отсутствия положительного результата в налоговой реформе, реформе социальных пособий на фоне продолжающегося фискального кризиса, удорожание обслуживания государственных обязательств, делают угрозу особенно реальной, создавая опасность кризиса, провала национальной валюты, банковского кризиса, снижение инвестиционной активности.
Обострившийся
финансовый кризис полностью поменял
рыночную конъюнктуру. С завершением
кризиса завершилась и
3. Влияние кризиса и выход из ситуации
Несмотря
на всю сложность ситуации в стране
после целой волны кризисов в
течение 5 лет шел огромный «восстановительный»
экономический рост. В целом за
пять лет многие показатели росли
неожиданно быстро, так как кризис
создал такие условия в стране,
которым соответствовало «
Девальвация рубля принесла неслыханный успех: ее позитивное влияние на российскую экономику сказалось на темпах роста в стране после дефолта 1998 г. В результате произошедшего кризиса курс доллара изменился от 6 руб. 20 коп. до 25 руб.: это несомненно оказало положительный эффект, так как цены выросли только на 84%. Продавая товар за доллары, получаешь при обмене больше рублей, поэтому экспорт стал вдвойне выгодней, чем торговля на внутреннем рынке. Экспорт по физическому объему стал расти по 10% в год. Это потянуло за собой смежные отрасли, а, так как экспорт составляет 30% всей национальной продукции, то и госбюджет получал значительную прибыль. С импортом происходила обратная ситуация. В результате возрастания доллара в 4 раза, цены на импорт тоже выросли, а, так как увеличение цен на внутреннем рынке составило 1.8%, то импорт стал не выгодным. К тому же заработная плата и другие доходы населения сократились на 25%. В результате импорт в период с 1998 г. по 1999 г. сократился почти в 2 раза, а потребительских товаров – в 3 раза. Таким образом, увеличившиеся цены на импорт сделали ввоз товаров не выгодным, поэтому у отечественных производителей появился реальный шанс для налаживания собственного производства. Это способствовало полной занятости ресурсов, а также появлению дополнительных рабочих мест.
Поэтому наблюдался феноменальный рост легкой промышленности: в 1999 г. – на 20%, в 2000 г. – на 22%. Машиностроение – по 17% в год (34% за 2 года). Полностью прекратились закупки финской бумаги, картона и упаковочной. Деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность за два года выросли на 30%. Химия и нефтехимия – произошел рост на 35% в результате прекращения закупок лаков, красок и некоторых видов пластмасс.
Таким образом, экономическому росту способствовало два фактора: первый – увеличение экспорта, второй – импортозамещение. Поэтому наша промышленность, сократившаяся на 5% в 1998 г., в 1999 г. делает рывок на 11%, в 2000 г. – 11.9%. Не смотря на это, рост топливной промышленности происходит совсем незначительно по сравнению с обрабатывающей промышленностью.
С
2000 г. фактор девальвации усиливается
благодаря очень высоким
Так вот, топливо, материалы и сырье в последние годы резко подорожали. По сравнению с 1999 г. экспортные цены в 2000 г. повысились на 28% плюс на 10% вырос физический объем экспорта. Поэтому весь экспорт за 2000 г. вырос на 41% и превысил гроссмейстерский рубеж в 100 млрд. долл. до этого экспорт приносил 74—75 млрд. долл.
В 2001—2003 гг. цены в основном сохраняются. В 2001— 2002 гг. они немного понизились, но в 2003 г. еще выросли. Это легко видно на цене нефти — главного экспортного то вара России. Баррель (бочка в 159 кг) в 1998 г. стоил 9 долл., в 1999 г. — 13 долл., в 2000 г. — 27 долл., в 2001 г. — 22 долл., 2002 г. — 24 долл., 2003 г. — 28 долл. (возможно, к концу года будет 29 долл.). В этом году средняя цена кубометра экспортного газа повысилась на 15%. Таким образом, с 2000 г. наша страна получает на мировом рынке «подарок» в виде высоких закупочных цен. За четыре года мы получили 110 млрд. долл.
Еще
одним положительным
У
России положительное сальдо торгового
баланса. За счет этого происходит укрепление
рубля, что способствует увеличению
золотовалютных запасов страны, а
профицит бюджета позволяет выплачивать
долги. Надо сказать, что в 1998 г. страна
была в критическом положении. Внешний
государственный долг составлял 158
млрд. долл., из них 103 млрд. составляли
долги Советского Союза, и за семь лет
правления Б.Н. Ельцина набралось 55 млрд.
долл. новых долгов. К маленькому валовому
внутреннему продукту того времени отношение
внешних долгов составляло 140% ВВП, в то
время как критическая допустимая величина,
по международным стандартам, не должна
превышать 60% ВВП. С того времени многое
изменилось. Лондонский клуб кредиторов
простил нам 10 млрд. долгов СССР, и мы исправно
в течение пяти лет выплачивали долги
и проценты по ним, не беря новых долгов.
Сейчас долг России составляет 115 млрд.
долл., а ВВП России — примерно 13 трлн.
руб., или около 400 млрд. долл. по официальному
курсу. То есть, государственный долг по
отношению к БВП — менее 30%. При чем 2003
г. — самый критический, мы выплачиваем
17,3 млрд. долл. долга. Частично долг 2004
г. тоже выплачивается в этом году, поэтому
будет довольно сильное снижение объема
долгов.
3.2
Последствия кризисов
в России
Кризис 1989-1999 гг. порожден «шоковой терапией»8, возникающей в результате острой нехватки инвестиционных ресурсов и постоянного увеличения государственного дефицита, что характерно для существования административно-командной системе. Во-первых, деятельность государства изначально была направлена на регулирование спекулятивных операций в отношении доллара, причем резко сократились все основные функции государства. Все эти действия были направлены на финансовую стабилизацию. Это дополнялось минимальными инвестициями в материальное производство. Не была обеспечена внутренняя конвертируемость долларового и рублевого оборотов, не были восполнены финансовые активы предприятий. Во-вторых, финансово-денежное равновесие оказалось в руках трех главных игроков: международного финансового капитала, государства и Центрального банка.
Итак,
в 1999-2000 гг., когда стремительными темпами
рос экспорт и
Только
пищевая промышленность развивается
независимо от каких-либо факторов. После
кризиса в пищевой
Поэтому
есть несколько развивающихся
Таким
образом, мы приходим к очень неутешительному
выводу о том, что факторы экономического
роста, которые толкают нас вперед,
исчерпываются. Фактор восстановительного
роста прекратился, фактор девальвации
прекратился, остался только фактор
высокой конъюнктуры. Но высокая
конъюнктура не бывает вечной.
3.3
Пути выхода. Методы
регулирования. Прогноз
на будущее
Необходимым рывком для реанимации российской экономики должно быть государственное регулирование и увеличение государственной собственности. Государство должно создавать необходимые макроэкономические программы, соответствующие требования экономики.
В целом, антикризисная программа предусматривает проведение мер по восстановлению производства и способствует полноценному экономическому росту с одновременной занятостью всех ресурсов и рабочей силы. В процессе преодоление кризиса должны быть решены следующие задачи:
В первую очередь, преодоление такой болезненной фазы в развитии экономической системы должно заключаться в усилении деятельности банков для регулирования финансово-денежных отношений. Банковские структуры должны формировать олигополистические рынки, где крупный финансовый капитал разветвлен в коммерческих банках и производственных корпорациях. Государство должно избегать монополизации банковской системы, иначе будет заблокирована капитализация российской экономики. Невозможно обеспечить рост рыночной экономики и стабильности рубля без создания национального капитала, но для этого не обойтись без особой банковской структуры, обеспечивающей функцию залогового кредитования.
Важнейшим
компонентом рыночных реформ должна
стать свободная
Основное
внимание для решения финансовых
проблем должно быть переключено
на повышение доходной части бюджета
за счет проведения налоговых реформ.
Они должны быть направлены на снижение
налоговых ставок. Такая политика
будет способствовать не только увеличению
государственного бюджета, а также
возвращению «теневиков» в