Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:37, курсовая работа
Возможность антикризисного управления определяется в пер-вую очередь человеческим фактором, потенциалом активного и ре-шительного поведения человека в условиях кризиса, его заинтере-сованностью в преодолении кризисов, пониманием истоков и при-роды кризиса, закономерностей его протекания. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный опыт преодо-ления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.
• 1. Возможность, необходимость и проблематика антикризисного управления……………………………………………………………………………………3
• 2. Признаки и особенности антикризисного управления 6
• 3. Эффективность антикризисного управления 9
• 4. Стратегия и тактика антикризисного управления 13
o 4.1. Антикризисная маркетинговая стратегия 13
o 4.2. Антикризисная производственная стратегия 16
o 4.3. Антикризисная кадровая / управленческая стратегия 17
o 4.4. Антикризисная финансовая стратегия 20
Список литературы………………………………………….…………………24
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
Реферат
по дисциплине «Антикризисное управление»
на тему: Основные черты антикризисного управления.
Стратегия и тактика в антикризисном управлении
Выполнил: студентка 5 курса Проверил: Зубов А.А.
спец. «Финансы и кредит»
Тула - 2007
Содержание
Список литературы…………………………………
1. Возможность, необходимость и проблематика антикризисного управления
Опасность кризиса существует всегда: в управлении всегда существует риск цикличного развития социаль-но-экономической системы, изменения соотношения управляемых и неуправляемых процессов.
Управление социально-
Антикризисное управление -- это управление, определенным об-разом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кри-зиса и использования его факторов для последующего развития.
Возможность антикризисного управления определяется в пер-вую очередь человеческим фактором, потенциалом активного и ре-шительного поведения человека в условиях кризиса, его заинтере-сованностью в преодолении кризисов, пониманием истоков и при-роды кризиса, закономерностей его протекания. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный опыт преодо-ления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.
Кроме того, возможность антикризисного управления опреде-ляется и знанием циклического характера развития социально-эко-номических систем. Это позволяет предвидеть ситуации кризиса и готовиться к ним. Наиболее опасными являются неожиданные кри-зисы.
Необходимость антикризисного управления отражает потребно-сти преодоления и разрешения кризиса, возможного смягчения его последствий. Это естественная потребность человека и организации. Реализовывать ее можно только посредством специальных механиз-мов антикризисного управления, которые следует создавать и со-вершенствовать.
Необходимость антикризисного управления обусловлена также и целями развития. Например, возникновение кризисных ситуаций в экологии, грозящих существованию человека, его здоровью, зас-тавляют искать и находить новые средства антикризисного управ-ления, к которому относится и принятие решений об изменении технологии. Так, атомная энергетика -- это область деятельности с повышенной опасностью кризисных ситуаций. И здесь главное в антикризисном управлении -- необходимость повышения профес-сионализма технического персонала, укрепления дисциплины, орга-низация разработки новых и более безопасных технологий. Все это проблемы управления. Решение технических проблем также начи-нается с управления.
В экономическом антикризисном управлении тоже возникает необходимость поиска -- типов диверсификации производства, кон-версии.
Проблематика антикризисного управления обширна и разнооб-разна; ее можно разделить на четыре группы.
Первая группа -- проблемы распознавания предкризисных ситу-аций. Это не простое дело - своевременно увидеть наступление кри-зиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер. От этого зависит возможное предотвращение кризиса. Но не только от это-го. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запус-тить в действие. И это тоже проблема управления.
Но не все кризисы
можно предотвратить, многие из них
надо пе-режить, преодолеть. И это
достигается посредством
Вторая группа проблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. Это, прежде всего методологические проблемы ее жизнедеятельности. В процес-сах их решения формулируются миссия и цель управления, опреде-ляются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-эко-номического характера. Например, в экономическом антикризис-ном управлении возникает необходимость определения типов диверсификации производства или проведения конверсии, что требу-ет дополнительных ресурсов, поиска источников финансирования. Существуют также проблемы организационного и правового содер-жания, социально-психологические проблемы.
Проблематику антикризисного управления можно представить и в диверсификации технологий управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем виде проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оцен-ки кризисных ситуаций также имеют большое значение. Здесь су-ществует множество ограничений по времени, квалификации пер-сонала, недостаточности информации и др. К этой же группе мож-но отнести и проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса.
Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селек-цию персонала, которые всегда сопровождают кризисные ситуации, инвестирование антикризисных мер, проблемы банкротства и са-нации предприятий.
Состав типичных проблем антикризисного управления подчер-кивает, что оно является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими харак-теристиками.
2. Признаки и особенности антикризисного управления
Управление осуществляется
в социально-экономической
Антикризисное управление
имеет предмет воздействия -- фак-торы
кризиса, т.е. все проявления неумеренного
совокупного обо-стрения
Любое управление в определенной мере должно быть антикри-зисным или становится антикризисным по мере вступления организации в полосу кризисного развития. Игнорирование этого по-ложения имеет отрицательные последствия, а его учет способствует безболезненному прохождению кризисных ситуаций.
Суть антикризисного управления выражается в следующих по-ложениях:
а) кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
б) кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
в) к кризисам можно и необходимо готовиться;
г) кризисы можно смягчать;
д) управление в условиях кризиса требует особых подходов, спе-циальных знаний, опыта и искусства;
е) кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
ж) управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
Кризисы различны, и управление ими также может быть различным. Это многообразие проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления. Не все средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной ситуации.
Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами:
* гибкость и адаптивность,
которые чаще всего присущи
матрич-ным системам
* склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;
* диверсификация управления,
поиск наиболее приемлемых ти-
* снижение централизма
для обеспечения
* усиление интеграционных
процессов, позволяющих
Антикризисное управление имеет особенности и в части его тех-нологий:
* мобильность и динамичность в использовании ресурсов, прове-дении изменений и преобразований, реализации инновацион-ных программ;
* осуществление програмно-целевых подходов в технологиях раз-работки и реализации управленческих решений;
* повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;
* усиление внимания к предварительным и последующим оцен-кам управленческих решений и выбору альтернатив поведения и деятельности;
* использование антикризисного
критерия качества управленчес-
Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздей-ствия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.
В механизме антикризисного управления приоритеты должны быть отданы:
* мотивированию,
* установкам на оптимизм
и уверенность, социально-
* интеграции по ценностям профессионализма и компетентнос-ти;
* инициативности в
решении проблем и поиску
* корпоративности,
Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управ-ления, который надо понимать не только как характеристику дея-тельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен характери-зоваться профессиональным доверием, целеустремленностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности.
3. Эффективность антикризисного управления
Развитие управления
всегда должно сопровождаться повыше-нием
его эффективности. В свою очередь,
повышение эффектив-ности
Антикризисное управление, так же как и любое другое, может быть менее или более эффективным. Эффективность антикризисно-го управления характеризуется степенью достижения целей смяг-чения, локализации или позитивного использования кризиса в со-поставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить та-кую эффективность в точных расчетных показателях, но ее следует предполагать и видеть при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов.
Можно выделить основные факторы, которые определяют эф-фективность антикризисного управления -- их понимание и диф-ференциация помогают его анализировать и успешно осуществлять.
1. Профессионализм
В последние годы в России уделяется большое внимание специ-ализированной подготовке антикризисных управляющих, которые способны вывести предприятие из кризиса с наименьшими потеря-ми. Их профессиональная подготовка ориентирована на кризисные ситуации.
Но и при подготовке обычных менеджеров следует большое вни-мание уделять развитию их способностей к управлению в критичес-ких ситуациях. Антикризисное управление должно быть необходи-мым элементом любого управления -- стратегического, креативно-го, производственного, экологического, финансового и пр.
2. Искусство управления,
данное природой и
3. Методология разработки рискованных решений. Подобная ме-тодология должна быть создана и освоена, потому что в значитель-ной мере определяет такие качества управленческих решений, как своевременность, полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость. Эти свойства имеют особое значение в антикризисном управлении.
4. Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций. Эти факторы не могут не влиять на эффективность антикризисного управления. Видение будущего -- не субъективное, а основанное на точном, научно обоснованном анализе -- позволяет постоянно дер-жать в поле зрении все проявления приближающегося или прохо-дящего кризиса.