Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:37, курсовая работа
Возможность антикризисного управления определяется в пер-вую очередь человеческим фактором, потенциалом активного и ре-шительного поведения человека в условиях кризиса, его заинтере-сованностью в преодолении кризисов, пониманием истоков и при-роды кризиса, закономерностей его протекания. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный опыт преодо-ления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.
• 1. Возможность, необходимость и проблематика антикризисного управления……………………………………………………………………………………3
• 2. Признаки и особенности антикризисного управления 6
• 3. Эффективность антикризисного управления 9
• 4. Стратегия и тактика антикризисного управления 13
o 4.1. Антикризисная маркетинговая стратегия 13
o 4.2. Антикризисная производственная стратегия 16
o 4.3. Антикризисная кадровая / управленческая стратегия 17
o 4.4. Антикризисная финансовая стратегия 20
Список литературы………………………………………….…………………24
Стратегия усиления кадрового потенциала предприятия. Пер-вым действием, касающимся всех отделов, в особенности отделов маркетинга и сбыта, бухгалтерии и финансов, является подбор на вакантные должности специалистов, отвечающих требованиям вре-мени. Смена руководства также необходима, если реализуются не-адекватные текущим условиям и долгосрочной стратегии методы.
Повышение квалификации персонала, устранение дублирова-ния, налаживание взаимодействия между подразделениями и цели оздоровления -- главные звенья кадровой политики кризисного предприятия. Чтобы эффективно двигаться навстречу поставлен-ной цели, руководитель должен координировать работу и побуж-дать людей ее выполнять.
В большинстве случаев наблюдаемый избыток персонала на кризисных предприятиях -- одна из причин высоких издержек производства и непродуктивного управления кадрами.
Внедрение новых методов управления. Борьба за рынки вы-нуждает пересмотреть отношения к роли стратегического планирования, контроллинга и мониторинга. Бюджетирование возвра-щается на качественно новой основе, совершенствуется информа-ционная база управления за счет приобретения готовых баз дан-ных и программных продуктов, используемых в различных аспек-тах деятельности (маркетинг, финансы, производство, кадры/ управление). Если программные продукты будут совместимы друг с другом, то появится возможность трансформации данных из раз-ных форматов документов и подразделений. Антикризисная стра-тегия внедрения новых методов управления применялась для оз-доровления текстильного, мебельного, фармацевтического пред-приятий, а также предприятия, занимающегося производством строительных материалов.
Реорганизация управления предприятием. На кризисных пред-приятиях возникает необходимость адаптации предприятия к по-требностям «профильного бизнеса» и пересмотру целесообразнос-ти сохранения непрофильных процессов. Для этого разрабатывает-ся новая организационная структура (введение новых функций, таких как финансовое планирование и контроль). Руководители подразде-лений (центров ответственности) должны приобрести соответству-ющие полномочия и ответственность за работу своего сектора. Для готовности адаптации к переменам в экономической обстановке не-обходимо внедрение новой культуры производства, ориентирован-ной на рынок. Антикризисная стратегия реорганизации управления предприятием применялась для оздоровления предприятия, произ-водящего резино-техническую продукцию.
4.4. Антикризисная финансовая стратегия
Разработка финансовой стратегии выхода из кризиса должна находиться в полном согласии со стратегической задачей роста стоимости чистых активов (либо приведением ее в соответствие с прогнозом продаж), что, в конечном счете, ведет к максимизации рыночной стоимости бизнеса и поддержании его инвестицион-ной привлекательности. Из-за сложностей и временного лага, свя-занных с привлечением внешних источников финансирования, ру-ководство на первых порах заинтересовано в оценке такого тем-па роста, который можно поддерживать с помощью внутренних источников финансирования.
Разработка антикризисной
Стратегия повышения ликвидности активов. Направлена на рост стоимости чистых активов (собственного капитала) как не-обходимого условия соблюдения стратегического направления оздоровления: «финансовая реструктуризация -- рост стоимости чистых активов при сокращении убытков и наращивании прибы-ли -- достижение финансовых показателей, характеризующих рен-табельный и растущий бизнес».
Многие предприятия до сих пор несут бремя расходов по со-держанию не принадлежащего им имущества социально-культур-ного назначения. Поэтому для повышения ликвидности активов необходимо в первую очередь передать эти объекты на баланс местных органов власти, также провести ревизию неиспользован-ных (излишков) нематериальных и производственных активов. Для улучшения структуры оборотных активов необходимо взыскание просроченной дебиторской задолженности (возможна претензионная работа, обращение в арбитражный суд для признания дол-жника банкротом, продажа долгов, переуступка прав и др.). Ан-тикризисная стратегия повышения ликвидности активов была применена для оздоровления предприятия по производству резино-технической продукции.
Стратегия оптимизации структуры капитала. Направлена на достижение приемлемого соотношения долга и собственности, как правило, в общей сумме источников долгосрочного финансиро-вания (что и достигается ростом стоимости чистых активов), ми-нимизацию издержек на привлеченный капитал и, в конечном сче-те, рост рыночной стоимости бизнеса.
Проблема привлечения инвестиций, способных создать мощ-ный импульс финансово-хозяйственного развития, актуальна для большинства предприятий. Рассматриваются такие варианты, как дополнительная эмиссия акций, выпуск облигаций, привлечение долгосрочных кредитов и займов, иностранного капитала, субсидий, дотаций, грантов от государства и иных фондов, а также использование лизинга как метода обновления основных средств.
Первый шаг на пути оптимизации структуры капитала -- до-стижение роста стоимости чистых активов. Только после кропот-ливой и эффективной работы по «оздоровлению» имущества, при-дания ему статуса ресурсов, обещающих получение прибыли, в будущем, можно начинать рассмотрение вариантов привлечения дополнительных источников финансирования.
Антикризисная стратегия оптимизации структуры капитала применялась для оздоровления машиностроительного предприя-тия.
Стратегия улучшения системы учета и контроля издержек. Направлена на организацию системы управленческого учета в целях концентрации внимания руководства на выявление внут-ренних резервов, стратегическое и оперативное управление зат-ратами и прибылью, рост конкурентоспособности.
Особого внимания заслуживает управление структурой затрат в части переменных и постоянных, силой воздействия производствен-ного рычага, уровнем безубыточности и маржинальной безопасно-сти (зоны финансовой прочности). Оптимизация учетной политики тесно связана с совершенствованием финансового, налогового и управленческого учета, выявлением преимуществ калькулирования ограниченной себестоимости (на основе производственных и пере-менных затрат), повышения гибкости ценообразования и управле-ния прибылью. Для адекватного отражения деятельности предприя-тия необходимо исправить имеющиеся бухгалтерские ошибки, по-высить ответственность бухгалтеров за выполняемую работу и расширить их функции по аналитическому (управленческому) учету.
Антикризисная стратегия улучшения системы учета и контро-ля издержек была применена для оздоровления предприятий тек-стильной промышленности, производства строительных матери-алов и мебели.
Стратегия оптимизации прибыли. Включает ужесточение конт-роля рентабельности продукции и стоимости операционных акти-вов, использование возможностей ценовой политики (арбитраж-ного ценообразования) и оптимизации ассортиментной политики. Стратегия преследует цель выявления добавленной стоимости, «спрятанной» внутри предприятия в возможных резервах подраз-делений (центров ответственности), способных увеличить свой вклад в покрытие постоянных затрат и получение желаемой прибыли.
Антикризисная стратегия оптимизации прибыли была при-менена для оздоровления предприятий фармацевтической про-мышленности.
Подводя итог рассмотрению стратегий,
необходимо отметить, что при выборе
антикризисной маркетинговой
Интегрирование маркетинговой стратегии с производствен-ной стратегией, кадровой / управленческой стратегией, финансо-вой стратегией позволяет определить стратегический план пред-приятия.
Список литературы
1. Антикризисное управление: Учебник. - 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 620 с. - (высшее образование).
2. Стратегия и тактика
3. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: Учебник. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2007. - 368 с. - (Серия «Высшая школа менеджмента»).