Пути совершенствования товарной стратегии ИП «Сайдашева»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание

Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач:
раскрыть содержание понятия «товарная стратегия»;
исследовать специфические особенности отдельных направлений формирования товарной стратегии;
провести анализ товарной стратегии исследуемого предприятия;
выявить особенности формирования рыночного сегмента ИП «Сайдашева»;
разработать рекомендации, направленные на совершенствование товарной стратегии, для наиболее полного удовлетворения потребностей рынка.

Содержание

Введение
1. теоретические основы товарной стратегии предприятия
1.1 сущность основные элементы товарной стратегии
1.2 Виды товарной стратегии предприятия
1.3 Методология оценки и управление эффективностью товарной стратегии предприятия
2 Анализ формирования товарной стратегии ИП «Сайдашева»
2.1 анализ основных технико-экономических показателей
2.2 Анализ товарной стратегии ИП «Сайдашева»
3. Пути совершенствования товарной стратегии ИП «Сайдашева»

Работа состоит из  1 файл

товарная стратегия.doc

— 614.50 Кб (Скачать документ)

    Содержание 

Введение  
1. теоретические основы товарной стратегии предприятия  
1.1 сущность основные элементы товарной стратегии  
1.2 Виды  товарной стратегии предприятия  
1.3 Методология  оценки и управление эффективностью  товарной стратегии предприятия  
2 Анализ  формирования товарной стратегии  ИП «Сайдашева»  
2.1 анализ основных технико-экономических показателей  
2.2 Анализ  товарной стратегии  ИП «Сайдашева»  
3. Пути  совершенствования товарной стратегии  ИП «Сайдашева»  

 

    Введение 

     В условиях рыночной экономики жизнедеятельность предприятия зависит от прибыли, получаемой реализации конкурентоспособной продукции. В связи с этим на первый план выдвигается необходимость повышения эффективности управления товарной стратегией и получения максимальной прибыли в результате изучения «спроса-предложения», потребностей потребителей, продажи товаров соответствующего уровня качества, рационального использования всех видов ресурсов, организации действенного механизма формирования товарной стратегии предприятия и управления ею.

      У предприятий появляются новые партнеры, усложняются производственные связи, изменяются цены на ресурсы, вводятся новые законодательные акты, определяющие правила взаимоотношений предприятий  с государственными институтами. Эти  и другие объективные условия развития экономики предопределяют необходимость разработки концепции управления предприятием на основе использования системы маркетинга. Особенно кардинально меняются место и роль товарной стратегии в общей системе управления предприятием. Это объясняется тем, что большинство предприятий проходят сейчас достаточно сложный период, обусловленный переходом от планирования товарного ассортимента к выработке ими товарной стратегии. Последняя, конечно, обязательно включает элементы планирования, но и вместе с тем значительно расширяет возможности использования стратегического и тактического подхода к управлению товарным ассортиментом.

     Решение проблемы адаптации предприятий  к современным условиям функционирования экономики самым тесным образом  связано с проблемой повышения эффективности управления предприятием и его товарной стратегией. Этой проблеме посвящено немало теоретических исследований. Среди них следует отметить труды: Акоффа Р., Амбрамишвили Г.Г., Горячева А.А., Друкера П., Завьялова П.С., Демидова В.Е., Кретова И.И., Крутикова Ф.А., Орлова А.В., Оптнера С., Путятиной Л.М., Уотерлина Р., а также классические работы по экономической теории Брю С., Маршала А., Самуэльсона П., Смита А. и других.

     Таким образом, цель курсовой работы заключается в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по повышению эффективности товарной стратегии конкретного предприятия в современных условиях хозяйствования.

     Поставленная  цель определила необходимость решения  следующих конкретных задач:

    • раскрыть содержание понятия «товарная стратегия»;
    • исследовать специфические особенности отдельных направлений формирования товарной стратегии;
    • провести анализ товарной стратегии исследуемого предприятия;
    • выявить особенности формирования рыночного сегмента ИП «Сайдашева»;
    • разработать рекомендации, направленные на совершенствование товарной стратегии, для наиболее полного удовлетворения потребностей рынка.

     В качестве объекта исследования было выбрано конкретное предприятия  – ИП «Сайдашева». Предметом исследования являются комплекс мероприятий товарной стратегии  предприятия. 

 

      1. теоретические основы товарной стратегии предприятия 

     1.1 сущность основные элементы товарной стратегии 

     Под товарной стратегией понимается комплекс стратегических решений, определяющих номенклатуру, ассортимент и объемы производства, а также способы продвижения и реализации продукции (товаров или услуг).

     Товарная  стратегия, как видно из определения, включает в себя две большие группы решений: решения, касающиеся непосредственно  самого товара, производимого предприятием, и решения, касающиеся действий предприятия по реализации этого товара. Заметим, что в товарно-рыночную стратегию входят не все решения по внешнему поведению предприятия на рынке, часть из них относится к другим разделам стратегии – ресурсно-рыночной, финансовой и интеграционной. Однако несомненно, что с точки зрения отдельного потребителя продукции предприятия или группы потребителей основные стратегические решения предприятия в рыночной сфере концентрируются в рыночной подгруппе его товарно-рыночной стратегии.

     Таким образом, товарная стратегия – это долговременный курс товарной политики, на перспективу предусматривающей решение в установленные сроки задач обеспечивающих конечный долговременный рыночный успех деятельности предприятия.

   Товарная  стратегия предполагает определенный курс действий товаропроизводителя направленный на формирование товарного ассортимента (производственной программы) и управление им, поддержание конкурентоспособности товара на требуемом уровне, нахождение для своей продукции оптимальных товарных ниш (сегментов), разработку и осуществление стратегии качества, упаковки, маркировки, обслуживания товара. Без надлежащей производственной программы, принимаемые руководителем текущие решения нередко основываются исключительно только на интуиции, а не на трезвом, заранее продуманном расчете, учитывающем долговременные интересы предприятия и конкретного потенциального потребителя.

    Таким образом, товарная стратегия определяет всю деятельность предприятия или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Отсутствие товарной стратегии ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или преходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров (рис.1).

    Хорошо  продуманная товарная стратегия не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации. Отсутствие генерального курса, без которого нет и долгосрочной товарной стратегии, может привести к неправильным решениям, распылению сил и средств, отказу от запуска изделий в производство, когда на это уже затрачены огромные средства.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1 – Основные направления товарной стратегии

      Товарная  стратегия, хотя и очень важная, но, тем не менее, лишь составная часть хозяйственной и маркетинговой политики предприятия. В силу этого принцип «товар выбирает покупателя» в сочетании с созданием для покупателей широких возможностей выбора должен закладываться непосредственно в производстве. Система конструирования, моделирования, дизайна, механизм стимулирования должны ориентироваться на конкретного потенциального потребителя, в расчете на которого производитель должен выпускать товары.

      Итак, товарная стратегия - принятие скоординированных решений по ассортименту, торговым маркам,  упаковке, маркировке и гарантиям.

      Цель товарной стратегии предприятия - своевременно обновлять ассортимент, оптимально использовать собственные ресурсы компании и выгодные рыночные возможности.

      Основные элементы товарной стратегия представлены на рисунке 2. 

   Рис.2. - Основные элементы товарной стратегии 

      Разработка  и осуществление товарной стратегии требует соблюдения как минимум следующих условий:

  1. четкого представления о целях производства,
  2. сбыта и экспорта на перспективу;
  3. наличие стратегии производственно-сбытовой деятельности предприятия;
  4. хорошего знания рынка и характера его требований;
  5. ясного представления о своих возможностях и ресурсах (исследовательских, научно-технических, производственных, сбытовых, финансовых, кадровых) в настоящее время и на перспективу.

      Необходимо  продуманное на длительную перспективу  решение таких проблем, как:

    • оптимизация ассортимента (номенклатуры) производимых продуктов с учетом их потребительских характеристик и особенностей технологии производства;
    • темпы обновления продукции в целом и по отдельным ее видам с учетом ЖЦТ;
    • соотношение новых и «старых» изделий в программе, новых и освоенных рынков сбыта;
    • уровень обновления товара;
    • выход на рынок с принципиально новыми товарами и изъятие из программы существующих, но теряющих рыночные позиции товаров и др.

      Эти вопросы решаются в тесной увязке с рынком, его требованиями к поведению конкурентов. Товарную стратегию невозможно отделить от реальных условий деятельности предприятия-изготовителя, специфики его профиля. Вместе с тем, как показывает практика, находящиеся примерно в одинаковых условиях сложившейся рыночно-экономической обстановки предприятия по-разному решают свои товарные проблемы: одни проявляют полное неумение и беспомощность, а другие, следуя принципам и  методам  маркетинга, находят перспективные пути, выбирая и комбинируя различные варианты товарной стратегия.

     Товарная  стратегия – это разработка направлений оптимизации товарной номенклатуры и определение ассортимента товаров наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективную деятельность предприятия в целом.

     Задачи  разработки товарной стратегии могу быть различны: удовлетворение запросов потребителей, оптимальное использование  технологий и опыта фирмы, оптимизация  финансовых результатов фирмы, завоевание новых покупателей разными путями. 

   1.2 Виды товарной стратегии предприятия 

   На  выбор товарной стратегии оказывают  влияние следующие факторы:

  • качество выпускаемых товаров;
  • номенклатура выпускаемых товаров;
  • производственные возможности (в основном производственные ресурсы);
  • издержки изготовления товара;
  • число ассортиментных групп товаров;
  • ширина ассортиментной группы;
  • число модификаций товара;
  • внедрение качественно новых товаров;
  • снятие устаревших товаров;
  • наличие торговой марки.

   Оказывая  воздействие на данные факторы, предприятие  определяет свою товарную стратегию. Основные параметры (цели, условия разработки и виды) товарной стратегии предприятия представлены на рисунке 3.

   В зависимости от номенклатуры производимых/продаваемых  предприятием товаров можно выделить несколько вариантов товарной стратегии, которые часто имеют противоположный характер в своей направленности.

   Недифференцированный  маркетинг. Предприятие выпускает один товар, рассчитанный на широкого потребителя, удовлетворяющего общие потребности большого числа потребителей самых различных сегментов рынка. Преимущества такой политики состоят в малых производственных и коммерческих затратах, которые в полной мере реализуются при больших масштабах производства. Недостатки исходят из крайне ограниченной номенклатуры, не позволяющей выйти на сходные сегменты рынка и повышенный риск из-за малой сегментации. 

Цели товарной стратегии:
 
    Обеспечить преемственность решений  и мер по формированию оптимального ассортимента
    Поддерживать конкурентоспособность  товаров на заданном уровне
    Целенаправленно адаптировать ассортиментный набор к требованиям рынка (покупателей)
    Находить для товаров перспективные  сегменты и ниши
    Способствовать разработке и осуществлению  стратегии товарных знаков, упаковки и сервиса

Информация о работе Пути совершенствования товарной стратегии ИП «Сайдашева»